реферат, рефераты скачать
 

Структурные проблемы организации научных исследований и условия их организации



Управление программой осуществляют Экспертные Советы, в состав которых входят ведущие ученые страны, представители вузов и научных школ России, по соответствующим направлениям исследований. Именно Экспертные Советы составляют основу Программы, осуществляют ее непосредственную связь с научной общественностью.

Продолжается реализация федерально-целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». В результате выполнения программных мероприятий должна быть сформирована система фундаментальной и прикладной подготовки специалистов, получения новых научных результатов, сохранение и развитие ведущих научных школ, широкое участие российской науки и высшего образования в международной научной и образовательной кооперации.

В 2002 году по программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» выполнялось 1179 государственных контрактов на общую сумму 172.2 млн. рублей. Данные по финансированию НИР по гуманитарным и социально-экономическим областям знания в 2003 году представлены в таблице 3. Доля финансирования НИР по гуманитарным и социально-экономическим областям знания составляет 13% от общего объема финансирования по Программе.

Распределение объема финансирования НИР, проводимых в 2003 г. по ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» по гуманитарным и социально-экономическим областям знания


Области знания

Объем финансирования в руб.

Общественные науки, в том числе:

22384000

Философия

235000

История

4282000

Социология

1049000

Экономические науки

2255000

Педагогические науки

11990000

Филология

2008000

Психология

415000

Искусствоведение и архитектура

150000


Основные силы и средства программы в 2003 году были направлены на осуществление совместных фундаментальных и прикладных научных исследований академических научных организаций и вузов на основе комплексного использования их материально-технического и кадрового потенциала. Поддержаны мероприятия с участием молодых исследователей, аспирантов, и студентов вузов, а именно – стажировки научной молодежи в ведущих научных центрах России и зарубежных стран, проведение научных конференций, подготовка монографий.

Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2002-2005 гг. была принята с целью развития и распространения русского языка не только как государственного языка Российской Федерации, но и языка межнационального и международного общения, сохранения чистоты русского языка, повышения речевой культуры общества. Программа включает как научные исследования в области русского языка и литературы, так и конкретные мероприятия, направленные на выполнение задач федерального уровня.

В 2002 году по Программе было выполнено 62 государственных контракта на сумму 12290 тыс. рублей, в 2003 году осуществляется 72 проекта с объемом финансирования 31568 тыс. рублей.

В результате выполнения программных мероприятий в части НИР проведен ряд исследований, позволяющих проследить динамику языковой ситуации в отдельных субъектах Российской Федерации и в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, начать работу по формированию банка данных по русской литературе и культуре речи. Созданы научные труды, посвященные различным хронологическим периодам развития русского языка, экспериментальные учебные материалы по современному русскому языку и культуре речи для высших учебных заведений, разрабатываются курсы дистанционного обучения русскому языку.

В рамках Программы осуществляется ряд мероприятий, имеющих большое международное и всероссийское значение, таких как проведение Х конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы международных совещаний, семинаров преподавателей русского языка и литературы, работающих за рубежом, конференций по проблемам русского языка и литературы, ежегодных всероссийских и международных олимпиад и конкурсов школьников и студентов, мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням. Издаются учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе для школ русской диаспоры, словари русского языка, ведется подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы.

В соответствии с основами политики Российской Федерации в области развития науки на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, а также Болонской декларацией важнейшей задачей в области международного сотрудничества является создание благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного партнерства в образовательной и научной сферах.

В связи с этим важнейшей задачей Минобразования России является поддержка и поощрение активности вузов в международном научно-образовательном сотрудничестве. В настоящее время в систему образования привлекаются дополнительные финансовые ресурсы большого числа международных организаций, фондов и Программ. По данным вузов общий объем привлеченного финансирования со стороны международных фондов и организаций, ведущих мировых научных центров и университетов, частных корпораций и совместных предприятий составил только в 2002 году более 60 млн. долларов США. При этом доля зарубежного финансирования в 2002 году по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам составила 39 %, по естественно научным 28% и по техническим – 33%.

Для развития международного сотрудничества в науке Минобразованием России осуществляется:

государственная поддержка международного сотрудничества и международной кооперации в приоритетных областях науки, расширение фундаментальных исследований;

стимулирование создания международных научных лабораторий, научно-образовательных центров;

использование международного сотрудничества в подготовке кадров для образования и науки;

развитие научных связей с государствами-участниками СНГ, создание единого научного и информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России;

Основными функциями Минобразования России в международном научном сотрудничестве являются:

реализация системного подхода, обеспечивающего решение основных задач российского образования, включение в международные программы и проекты задач, нацеленных на модернизацию системы образования;

-        бюджетное софинансирование проектов, направленных на достижение приоритетных для Минобразования России целей, таких как развитие фундаментальных исследований и грантовая поддержка молодых ученых и преподавателей;

-        управление международным сотрудничеством, в частности выполнение межгосударственных соглашений, заключенных на уровне Правительств, определение долгосрочных стратегических ориентиров в отношении направлений и проблематики научной и образовательной деятельности, устранение возможного дублирования работ, устранение препятствий в процессе международного сотрудничества;

-        системная работа с международными организациями и фондами, на уровне создания институциональных структур в российских вузах, обеспечивающих устойчивость проводимых преобразований;

-        участие в работе совместных руководящих органов программ и проектов;

-        осуществление контроля над проведением конкурсов и участие в экспертизе проектов, утверждение победителей конкурсов и их бюджетное финансирование;

-        организация и проведение рекламных мероприятий, публикаций в прессе;

-        осуществление контроля над целевым использованием спонсорских и бюджетных денег.

За время деятельности зарубежных организаций, фондов и программ, поддерживающих образование и науку, преподавателями и сотрудниками вузов было подано более 90 тысяч заявок на соискание грантов, что в 1,6 раз превышает количество заявок поданных в российские программы и фонды.

Следует отметить, что в деятельности донорских фондов и организаций за последнее время произошли значительные изменения, что нашло свое проявление в следующем:

-        происходит эволюция типов программ и форм поддержки: от программ индивидуальной поддержки ученых и преподавателей в виде гуманитарной помощи (например, помощь Фонда Сороса) к программам по созданию межрегиональных институтов общественных наук, а также к реализации целевых программных проектов, таких как, «Административное управление вузами», «Университетская библиотека» и т.п.;

меняются формы взаимодействия и сотрудничества фондов с государством: в частности, с Минобразованием России фонды пытаются найти варианты интеграции своих программ в программы, реализуемые государством, что очевидно связано с переходом на системный принцип организации науки и образования;

изменяется политика софинансирования программ: доноры рассматривают участие Минобразования России в международном сотрудничестве как гарантию устойчивости программ и результативности проектов, поэтому для них важнейшим аргументом при принятии решения об инвестициях является намерение Минобразования России проводить софинансирование программ;

создаются донорские коалиции, что позволяет привлечь к реализации программ значительные спонсорские средства.

-        расширяется география международных образовательных и научных программ: практически все регионы стали участниками международных программ; появляется российская частная благотворительность: это принципиально новое для нас явление, которое должно поощряться и получить дальнейшее развитие, однако по-прежнему налоговые условия для иностранных фондов существенно лучше, а примеров российской частной благотворительности очень мало.

Привлекательность сотрудничества с зарубежными донорскими организациями (фондами) для Минобразования России помимо привлечения дополнительных средств определяется еще и тем, что для финансирования программ и проектов зарубежные фонды используют негосударственные средства, что позволяет гибко и более эффективно по сравнению с российским бюджетным финансированием осуществлять поддержку программ. Однако, наряду с развитием всех вышеназванных тенденций, для совершенствования этого направления деятельности необходимо создание системы оценок эффективности международных программ сотрудничества, что важно как для доноров, так и для Минобразования России.

На сегодняшний день сложились устойчивые принципы партнерства в рамках совместных международных программ:

-        руководство программами осуществляется двухсторонними Руководящими Советами;

-        экспертиза проектов происходит по решению экспертных конкурсных комитетов, в состав которых входят как представители российской стороны, так и зарубежных партнеров;

-        отбор финансируемых проектов проводится на конкурсной основе;

-        софинансирование российской стороной международных проектов часто осуществляется с привлечением денег регионов;

-        финансирование выделяется на длительный период;

-        использование средств находится под жестким контролем;

-        развитие международных связей ученых становится неотъемлемой частью программ и проектов; соблюдение региональных интересов является одним из основных критериев в стратегии реализации проектов и программ

поддержка молодых ученых оценивается как важнейший приоритет для российской высшей школы;

-        жизнеспособность созданных в процессе реализации программ новых научных структур после завершения зарубежной поддержки понимается как показатель результативности программ и проектов.

В последние годы установлены и успешно развиваются партнерские отношения Минобразования России с такими ведущими американскими фондами как Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, Корпорация Карнеги в Нью-Йорке с Советом по международным исследованиям и научным обменам (IREX).

Программы, в которых принимают участие консорциумы ведущих зарубежных фондов и организаций выполняются ведущими государственными университетами из разных регионов России. Примером такой программы в области социально-гуманитарных наук является Программа «Межрегиональные исследования в общественных науках».

Программа «Межрегиональные исследования в общественных науках» (МИОН) является одной из значительных совместных инициатив Министерства образования Российской Федерации и таких американских благотворительных фондов и научных организаций в области общественных наук как Корпорация Карнеги в Нью-Йорке, Фонд Джона Д. и Кетрин Т. МакАртуров, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) – Россия и Институт перспективных исследований имени Кеннана.

Она направлена на решение целого ряда значимых для российской социально-гуманитарной науки проблем:

сохранение и развитие интеллектуального потенциала России в сфере гуманитарных и общественных наук путем создания Межрегиональных институтов общественных наук (МИОНов) в российских классических университетах, их ориентация на востребованные обществом прикладные исследования;

 развитие горизонтальных и вертикальных связей между российскими образовательными, научными и аналитическими центрами, а также между индивидуальными исследователями;

 содействие диалогу и взаимодействию между академическим сообществом с одной стороны, и российским бизнесом и политической элитой – с другой;

 ускорение интеграции российских ученых в международное научное сообщество путем распространения научных достижений Межрегиональных институтов общественных наук на Западе;

 содействие объединению академических исследований, преподавания и прикладных аналитических проектов и поддержка усилий Межрегиональных институтов общественных наук по использованию результатов научных проектов в учебном процессе.

 Реализация Программы, начиная с 2001 года, позволила на конкурсной основе создать Межрегиональные институты общественных наук в девяти российских региональных университетах - в Калининграде, Саратове, Воронеже, Ростове, Екатеринбурге, Великом Новгороде, Томске, Иркутске и Владивостоке.

 Каждый МИОН имеет свой собственный междисциплинарный тематический модуль, обусловленный наличием научных кадров и академическими традициями базового университета:

 МИОН Воронежского государственного университета: «Диалог и преемственность культур в современном обществе»;

 МИОН Томского государственного университета: «Евроазиатский фронтир: межкультурное сообщество и система коммуникаций»;

 МИОН Уральского государственного университета им. А.М. Горького: «Толерантность в современной цивилизации»;

 МИОН Дальневосточного государственного университета: «Россия и АТР: всеобъемлющая безопасность, конфликты и сотрудничество в XXI веке»;

 МИОН Калининградского государственного университета: «Россия и Европа: прошлое, настоящее, будущее»;

 МИОН Иркутского государственного университета: «Сибирь в России и мире: вызовы стратегиям развития»;

 МИОН Новгородского государственного университета им Ярослава Мудрого: «Государство, общество, личность в контексте российской культуры: ценностное измерение»;

 МИОН Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского: «Феноменология власти: государство, общество и индивидуальная судьба (опыт России и мира)»;

 МИОН Ростовского государственного университета: «Проблемы модернизации России».

 Перед МИОНами стоят очень важные задачи, они призваны стать центрами формирования современного социально-гуманитарного научного сообщества в масштабах всей страны. Эти институты должны стать не просто исследовательскими центрами, способными играть все возрастающую роль в развитии приоритетных научно-исследовательских направлений в своих регионах, а согласно концепции, лежащей в основе программы, должны связывать различные регионы, выступая в качестве грантодателей для специалистов из любых других регионов России. Основой для такой межрегиональной кооперации и интеграции должен стать научный интерес грантополучателей в соответствующей проблемной области и исследовательские приоритеты. В результате в России должна возникнуть сеть научных центров, объединяющих и привлекающих для работы ученых – гуманитариев, желающих реализовывать свои проекты в одном из МИОНов.

 Для реализации поставленных Программой задач МИОНы должны осуществлять целый спектр научной, научно-организационной и научно-методической деятельности:

- реализовывать междисциплинарные исследования в рамках тематических модулей;

- оказывать содействие и научное консультирование индивидуальных исследовательских проектов в контексте основной проблемно-тематической области исследований МИОНа;

- создавать и пополнять тематические научные библиотеки и базы данных открытого доступа;

- формировать научную информационную среду;

- развивать и поддерживать местные и региональные инициативы;

- осуществлять поддержку научных исследований молодых ученых;

- издавать в ведущих научных российских и зарубежных издательствах результаты исследований;

- организовывать и проводить конференции, семинары, круглые столы и другие научные мероприятия различного статуса;

- содействовать внедрению новых научных результатов в образование.

         Стратегическое управление Программой осуществляет Совет программы, в который входят представители Министерства образования Российской Федерации, ректоры ведущих университетов, представители донорских организаций. Оперативное управление Программой осуществляет АНО «ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование.)» во главе с Дирекцией, в состав которой входят ведущие российские ученые в области социально-гуманитарных наук и представители Минобразования России. При программе создан независимый Экспертный совет, который осуществляет экспертизу и конкурсный отбор проектов, реализуемых в рамках программы. Деятельность каждого МИОНа сопровождается, координируется и поддерживается Научно-координационными советами МИОНов, состоящими из представителей российского научного сообщества по соответствующим направлениям социально-гуманитарного образования, а также Попечительскими советами, в состав которых входят представители научно-образовательной общественности, региональных административных и бизнес структур.

 Для мониторинга программы в Санкт-Петербургском государственном университете создан «Научно-методический центр изучения и анализа международных научно-образовательных программ в области общественных и гуманитарных наук».

Общий объем финансирования Программы МИОН составляет $US 2,000,000 в год в том числе консорциум американских фондов во главе с Корпорацией Карнеги предоставляет 75% финансирования (из них доля Фонда Макартуров составляет 25%), и Минобразование России – 25%.

По условиям программы около 50% средств, выделяемых МИОНам, тратятся на проведение семинаров, конференций и издательскую деятельность, 20% - на собственно научные исследования и зарплату штатного персонала, 20% - на грантовую поддержку индивидуальных исследователей – стажеров, 10% - на создание библиотек при МИОНах.

 Реализация программы показала, что деятельность МИОНов вносит значительный вклад в развитие проблем социально-гуманитарного образования, а также содействует становлению и закреплению профессионально-коммуникативных связей российского научно-образовательного сообщества как внутри страны, так и за рубежом.

Результаты программы МИОН можно проиллюстрировать следующими цифрами: проведено более 150 научных мероприятий, в том числе конференции международного и всероссийского уровня, научные семинары, круглые столы, мастер классы и т.п.; опубликовано107 научных монографий, сборников статей и других научно-методических изданий, подписаны и активно реализуются более 30 международных проектов со станами Европы, Азии, США и Канадой.

 Проведены два конкурса на получение индивидуальных грантов Программы, в результаты которых при Межрегиональных институтах общественных наук прошли стажировку более 250 исследователей из всех регионов и научно-образовательных центров страны. Особо следует отметить, что по результатам конкурса около 80% из получивших грантовую поддержку Программы – это ученые в возрасте до 45 лет. В 2002 году на базе Санкт-Петербургского государственного университета прошла Первая Всероссийская научно-практическая конференция грантополучателей программы МИОН, целью которой была интеграция усилий исследователей в разработке приоритетных научно-исследовательских направлений и укрепление профессиональных научно-образовательных связей.

 Таким образом, реализация Программы позволила создать условия не только для закрепления научных кадров в системе высшего образования, но активно способствует мотивации и привлечению молодых ученых к научно-педагогической работе, получили поддержку как социально-экономические и гуманитарные научные школы классических университетов, так и перспективные фундаментальные научные направления, в рамках которых начало формироваться профессиональное сообщество, способное успешно интегрироваться в международное научно-образовательное пространство.

Все это позволяет сделать вывод о том, что Программой созданы необходимые условия для того, чтобы Межрегиональные институты общественных наук стали одним из основных ресурсов развития социально-гуманитарных областей знания и образования в российской высшей школе.

Заключение


Сегодня научное исследование направлено на получение нового знания в процессе целенаправленного, системного последовательного, изучения объектов, в котором используются методы и средства науки.

Это предопределяет, что целеполагание, прогнозирование в научном исследовании и сама организация его возможна при условии объективного, полного и адекватного информационного анализа состояния изучаемого объекта (проблемы) с активным применением информационных технологий.

Но, учитывая многочисленные проблемы сегодня в области организации научных исследований, возникает потребность в их решении. Поэтому проблема организации научных исследований на сегодняшний день крайне актуальна.

Список использованной литературы:


1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"

      2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

      3. http://www.edst.msu.ru/ "Организация Министерством образования России научных исследований по проблемам образования"

      4. http://www.businesspravo.ru/ Положение об организации научных исследований Министерство образования Российской Федерации

приказ N 2219  от 17.07.2000  

      5. Брызгалова С.И.Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – с.151.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.