реферат, рефераты скачать
 

Структура и заачи Правительства Российской Федерации


Структура и заачи Правительства Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА


СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ.






 






ВОРОНЕЖ – 2008

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I.Правительство РФ в системе федеральных органов исполнительной власти………………………………………………………………….5

§1.Основы административно-правового статуса Правительства РФ…………………………………………………………………………………5

§2.Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ……………………………………………………… ………………………..6

Глава II.Структура Правительства РФ……………………………………...8

§1.Порядок назначения Председателя Правительства РФ……………...8

§2.Состав Правительства РФ………………………………………………10

§3.Организация деятельности Правительства РФ…………………...…11

Глава III.Задачи Правительства РФ……………………………………...…19

§1.Компетенция Правительства РФ………………………………………19

§2.Полномочия Правительства РФ………………………………...……..20

§3.Задачи Правительства РФ на современном этапе…………….…..29

Заключение…………………………………………………………….……..30

Список используемой литературы………………………………………..31

Введение.


Актуальность выбранной темы заключается в том, что Правительство Российской Федерации, как орган государственной власти, является фактором развития российского общества. А конкретно структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного, процветающего государства и для функционирования развитого, гражданского общества. Цель курсовой работы – изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером структуры и задач Правительства Российской Федерации.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач.

 Первоочередная задача – определить правовой статус Правительства Российской Федерации. Прежде всего здесь следует сделать акцент на том, что Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти и является коллегиальным органом. Также здесь необходимо дать характеристику Правительства Российской Федерации по Конституции Российской Федерации как основному закону страны, обладающему высшей юридической силой.

Также в курсовой работе требуется охарактеризовать порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации. Это необходимо, так как Председатель Правительства является ключевой фигурой в данном исполнительном органе: он организует деятельность Правительства, распределяет обязанности между его членами, утверждает принятые Правительством решения.

Не менее важным является рассмотрение состава Правительства Российской Федерации. Тут следует отметить новшество Конституции Российской Федерации 1993г., в соответствии с которой в состав Правительства Российской Федерации помимо Председателя и его заместителей входят только федеральные министры, а в соответствии с Указом Президента России от 30 сентября 1992г. «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» в состав Совета Министров - Правительства Российской Федерации входили также председатели государственных комитетов РФ.

Следующая задача – изучение организации деятельности Правительства Российской Федерации. Для реализации данной задачи нам необходимо опираться на Регламент Правительства Российской Федерации, который детально регулирует вопрос обозначенной задачи.

На заключительном этапе курсовой работы следует особенно подробно остановиться на изучении задач Правительства Российской Федерации. Для начала – рассмотреть компетенцию и круг полномочий Правительства Российской Федерации, определённых Конституцией РФ. И самое главное - необходимо определить задачи Правительства Российской Федерации на современном этапе. Важность заключается в том, что на основе современных задач можно найти наиболее эффективную модель Правительства, актуального на данном этапе развития Российского государства.

В связи с актуальностью данной темы на современном этапе ей посвящено много монументальных трудов и статей известных публицистов. Среди авторов работ по данной теме  можно назвать таких известных учёных как Рыбаков А.В., Казанчев, Бельский К.С., Бабич, Кузмичёв, Бахрах Н.Д, Глазунова Н.И. и т.д.

В курсовой работе обосновываются важнейшие направления и технологии осуществления реформ в направлении Правительства Российской Федерации, рационального распределения статусных ролей и полномочий между Председателем Правительства Российской Федерации, его заместителями и иными членами Правительства Российской Федерации.

В данной курсовой работе я постараюсь проанализировать деятельность Правительства Российской Федерации на макрополитическом уровне, выделить основные структурные звенья и задачи, поставленные обществом и государством перед Правительства Российской Федерации и на основании сделанных выводов определить эффективную модель Правительства.

Глава I.Правительство РФ в системе федеральных органов исполнительной власти.

§1.Основы административно-правового статуса Правительства РФ.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющими исполнительную власть в стране и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» принят 17 декабря 1997г[1].

Деятельность Правительства направлена на осуществление в пределах своих полномочий: организации исполнения Конституции, законов, указов Президента РФ, международных договоров России; систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; принятие мер по устранению нарушений законодательства.

Правительство РФ – коллегиальный орган, состоящий из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Возможно включение в состав Правительства не только федеральных министров, но и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (например, на правах федерального министерства действует директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации).

Возглавляет Правительство РФ его Председатель. Он определяет направления деятельности Правительства и организует его работу, представляет Правительство внутри страны и в международных отношениях, подписывает акты Правительства, вносит Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

§2.Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ.


Конституция Российской Федерации 1993г. Знаменует собой качественно новый этап и подход в регулировании всей системы исполнительной власти. Следует подчеркнуть ряд принципиально новых концептуальных по характеру и значимости теоретико-нормативных положений, касающихся исполнительной власти в целом.

Первое – это осуществление государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Причем органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Второе – это нормативное положение ст. 11 Конституции об осуществлении в Российской Федерации государственной власти Президентом, Федеральным Собранием, Правительством РФ, судами Российской Федерации. Из смысла данной, а так же предыдущей, 10-й статьи, вытекает, что в Российской Федерации серьёзно расширился круг органов государственной власти. К ним теперь относятся представительные, исполнительные и судебные органы. А по Конституции 1978г. к числу органов государственной власти относились только Советы народных депутатов.

Отнесение органов исполнительной власти к числу органов государственной власти обуславливает вывод, основанный на ст.3. ч.2 Конституции: органы исполнительной власти как разновидность органов государственной власти участвуют в осуществлении власти народа (народовластия) в России.

Последовательное проведение в Конституции 1993г. принципа разделения властей обусловило качественно иное по сравнению с Конституцией 1978г. Решение вопроса о соотношении Правительства и исполнительной власти Российской Федерации. Если по Конституции 1978г. Совет Министров – Правительство – только орган исполнительной власти, то по Конституции 1993г. исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

И ещё несколько слов об одном нововведении, имеющем отношение к характеристике Правительства и исполнительной власти в целом. В Конституции 1993г. нет термина «государственное управление», который реже встречается и в текущих нормативно-правовых актах. Указанный термин, ранее широк использовавшийся, не имел чёткого юридического содержания, отличался некоторой расплывчатостью, поэтому по-разному трактовался государствоведами, административистами, специалистами в области теории управления. Ясные и чёткие термины «исполнительная власть», «система исполнительной власти», «органы исполнительной власти» корреспондируют концепции разделения властей, являющейся одной из теоретико-правовых основ Конституции 1993г.[2]

Давая общую характеристику Правительству РФ как органу, осуществляющему исполнительную власть в Российской Федерации, необходимо выделить его главные, наиболее существенные черты и особенности, отличающие его от других органов  в системе исполнительной власти. При этом следует подчеркнуть, что имеются в виду именно те черты и особенности статуса Правительства, которые непосредственно составляют его конституционный статус либо прямо вытекают из него. Тем самым обуславливаются и подчёркиваются одновременно характер, степень охвата, объём регулирования и изучения таких феноменов, как исполнительная власть в целом и Правительство РФ в частности.

Во-первых, в ч. 1 ст. 110 Конституции РФ речь идет об осуществлении Правительством исполнительной власти Российской Федерации, то есть о реализации данной власти в рамках Российского федеративного государства

Во-вторых, Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, а также обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительной власти.[3]

Глава II.Структура Правительства РФ.

§1.Порядок назначения Председателя Правительства РФ.


Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.

В части 1 статьи 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы – «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со статьёй 103 часть 1, предусматривающей, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В части 3 статьи 111 установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства – в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре[4].

В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ.  Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 111 часть 4 предусматривает, что после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.

В юридической литературе статья 112 часть1 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента России[5].

§2.Состав Правительства РФ.


 В состав Правительства включены помимо Председателя и его заместителей только федеральные министры. Руководители иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов и других органов исполнительной власти) могут быть включены в состав Правительства только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. В состав Правительства входят федеральные министры, возглавляющие предусмотренные министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра. Федеральными министерствами являются министерства: энергетики; экономического развития и торговли; сельского хозяйства; обороны; здравоохранения; финансов; образования; юстиции; культуры; внутренних дел; иностранных дел; путей сообщения; труда и социального развития; по атомной энергетики и ряд других федеральных министерств.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Однако имеются исключения, которые служат целям обеспечения конституционных полномочий Президента либо предусмотрены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Это подведомственные Президенту России министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, а также сеть иных федеральных органов исполнительной власти – Федеральная служба безопасности и другие.

В соответвии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Председатель Правительства Российской Федерации имеет пять заместителей, в том числе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра сельского хозяйства Российской Федерации и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации[6].

§3.Организация деятельности Правительства РФ.


Одним из важнейших условий обеспечения эффективной деятельности Правительства, решения вопросов, входящих в его компетенцию, является правильная, оптимальная организация его работы. В статье 113 Конституции установлено, что Председатель Правительства организует его работу. Правовую основу организации деятельности Правительства составляют Конституция, Федеральный конституционный закон «О Правительстве», Регламент Правительства и другие нормативные акты. Председатель Правительства распределяет обязанности между собой и заместителями, в том числе первыми, назначает на время своего отсутствия исполняющего обязанности Председателя Правительства, осуществляет общее руководство Аппаратом Правительства.

В вышеназванном Федеральном конституционном законе урегулированы вопросы о порядке деятельности Правительства РФ, в том числе организации его деятельности. Можно выделить некоторые важнейшие положения и нормы, касающиеся организации работы данного органа. Прежде всего, к ним относятся вопросы, решения по которым принимаются на заседаниях Правительства, то есть коллегиально. Это находящиеся в рамках конституционно закреплённой компетенции Правительства вопросы, в частности, подготовки и исполнения федерального бюджета, финансовой и кредитной политики, о программах экономического и социального развития; решения о внесении предложений об изменениях в налоговом и таможенном законодательстве, в сфере заключения международных договоров и другие[7].

Весьма значимым элементом статуса Правительства является полномочие координировать, объединять и направлять (в пределах своей компетенции) деятельность преобладающей части министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В этих целях Правительство утверждает положения о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, определяет порядок создания и деятельности территориальных органов названных федеральных органов, назначает и освобождает от должности заместителей: министров и руководителей преобладающей части иных федеральных органов исполнительной власти, утверждает членов коллегий названных органов.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрел такой важный орган, как Президиум Правительства Российской Федерации.

В редакцию Федерального конституционного закона от 31.12.97 года в статье 29 предусмотрено, что для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства Российской Федерации может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.

Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости.

Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства Российской Федерации и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.

Первостепенное значение для эффективной организации деятельности Правительства РФ имеет его Регламент, согласно которому Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации. Принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Рассмотрение в Правительстве вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Правительства, Президиума Правительства Председателем Правительства и его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей), на заседаниях образуемых Правительством координационных и совещательных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

Планирование и организация работы Правительства. Деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение своих заседаний, законопроектную деятельность и осуществление контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований федерального законодательства. Перспективное планирование осуществляется путём принятия программы действий Правительства на определённый период, комплексного плана по её реализации, федеральных целевых программ и иных актов Правительства.

Работа Правительства, а также членов Правительства организуется в соответствии с планами на определённый период. Плановые мероприятия проводятся, как правило, поквартально. Члены Правительства планируют свою деятельность по согласованию с Председателем Правительства, его заместителями с учётом участия в мероприятиях, проводимых Президентом РФ, в заседаниях Правительства, образуемых Правительством координационных и совещательных органов, Палат Федерального Собрания РФ межправительственных комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также в других мероприятиях.

Планирование заседаний Правительства. Вопросы для рассмотрения на заседаниях Правительства определяются исходя из полномочий Правительства в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства.

План заседаний Правительства на очередной квартал включает в себя:

·  календарь рассмотрения вопросов на заседаниях Правительства;

·  перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства в очередном квартале;

·  перечень вопросов и законопроектов, намечаемых для рассмотрения в следующем квартале.

По каждому вопросу и законопроекту указываются федеральные органы исполнительной власти, ответственные за его подготовку.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.