реферат, рефераты скачать
 

Структура и заачи Правительства Российской Федерации


-            содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

-            взаимодействует с общественными объединениями  и религиозными организациями;

-            разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санитарно-курортной сферы.


д) в сфере культуры, науки, образования.

-            Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере культуры, науки, образования.

 Правительство Российской Федерации:

-            разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки

-            обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

-            обеспечивает проведение единое государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

-            обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.[14]


е) в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Правительство Российской Федерации:

-            обеспечивает проведение единой государственной политики в области  охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

-            принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению  экологического благополучия;

-            организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

-            координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

К числу полномочий Правительства Российской Федерации отнесено управление федеральной собственностью. Федеральная государственная собственность и управление ею  находится в исключительном ведении Российской Федерации.[15] К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия. Предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи и т.д.[16] В связи с этим  для оперативного решения вопросов управления этими предприятиями в ведении Правительства находятся федеральные министерства и иные органы исполнительной власти (министерства: топлива и энергетики; транспорта; связи; путей сообщения; по атомной энергии; сельского хозяйства; государственные комитеты и комитеты: по промышленной политике; по оборонным отраслям промышленности; по металлургии; по машиностроению; по химической и нефтехимической промышленности; по геологии и использованию недр и т.д.).

Государственный комитет по управлению государственным имуществом (Госкомимущество РФ) осуществляет общее управление государственной собственностью.

Рассмотрим следующую группу полномочий Правительства Российской Федерации. Прежде всего, это осуществление мер по обеспечению обороны страны.[17]


ж) по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации

Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

-            осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности  Российской Федерации;

-            организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации;

-            обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

-            обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

-            принимает меры по охране Государственной границы  Российской Федерации;

-            руководит гражданской обороной.

При характеристике компетенции Правительства Российской Федерации следует иметь в виду полномочия Президента в военной области. Президент РФ является Верховном Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Принадлежащие Президенту названные и другие полномочия как бы предопределяют характер компетенции Правительства как федерального органа  исполнительной власти, осуществляющего многообразные функции и более конкретные полномочия в области обороны, определенные как в самой Конституции, так и в законодательстве по военно-оборонным вопросам.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В том числе в области контрразведки и внешней разведки, по нормальному функционированию государственной границы.

Согласно Конституции, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ.[18] Он осуществляет внешнюю политику РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенту подведомственно Министерство иностранных дел РФ.


з) в сфере внешней политики и международных отношений

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений

Правительство Российской Федерации:

-            осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений  Российской Федерации  с иностранными государствами, международными организациями;

-            обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

-            в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

-            отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий;

-            осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности,  в сфере международно-технического и культурного сотрудничества. [19]


и) в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.

Необходимо выделить также  компетенцию правительства в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. В пределах своей компетенции Правительство регулирует осуществление экспорта и импорта, выдачу лицензий на экспорт сырьевых ресурсов, устанавливает ставки таможенных пошлин. В ведении Правительства  находятся Министерство внешних экономических связей и Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному и экспертному контролю – федеральные органы исполнительной власти, через которые Правительство реализует свои функции в сфере внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных направлений деятельности Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности предопределяют и полномочия Правительства по охране всех закрепленных в Конституции форм собственности.[20]

Осуществлению конституционных прав и свобод человека, охране и укреплению законности служат не только соответствующие законы (О Конституционном Суде; об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, и др.), но и правовые акты Правительства Российской Федерации в этой сфере. Таковы постановления Правительства Российской Федерации о  защите прав граждан России на участие в приватизации т.д.

Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия по борьбе с преступностью, в том числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания. Содержащиеся в федеральных законах, в указах Президента РФ.

Таким образом, Правительство Российской Федерации:

-            участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

-            осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими  общественно опасными явлениями;

-            разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

-            осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.[21]

Следует иметь в виду, что Конституция не устанавливает и не должна определять исчерпывающий перечень полномочий Правительства. В большей степени этот вопрос призван регулировать федеральный конституционный закон о Правительстве Российской Федерации. Поэтому предусмотрены иные полномочия Правительства, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ.

§3.Задачи Правительства РФ на современном этапе.


 Задачи Правительства РФ на современном этапе – ведущие направления в деятельности Правительства; в них выражается целевая нагрузка данного органа исполнительной власти и с ними напрямую связан предоставляемый Правительству объём государственных полномочий. Говоря по-другому, под современными задачами понимают и цели, которые ставит государство перед Правительством Российской Федерации, и основные направления его деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая задача Правительства имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами. Задачи отражают содержание деятельности Правительства и в известной степени характеризуют его сущность.

Первая задача – это руководство и направление деятельности в основных жизненно важных сферах и областях государственной жизни: экономической, социально-культурной, правоохранительной, внешнеполитической. С данной задачей тесно взаимосвязана и обусловлена ею вторая важная задача – объединение, координация и практическое направление деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Взятые в совокупности указанные задачи характеризуют в целом Правительство как орган, имеющий общую компетенцию; т.е. это такой исполнительный орган, который осуществляет руководство всеми остальными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, относящимися к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, а также межотраслевую сферу.

Вопрос о задачах Правительства является ключевым в теории Правительства и на переходном этапе современной России приобретает научную и практически-политическую значимость в организации деятельности Правительства.


Заключение.

Используемые в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы.

Основу статуса и деятельности Правительства Российской Федерации составляют конституционные положения – глава 6, ст. 110 – 117 и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» №3 от 17 декабря 1997.

Правительство Российской Федерации – совокупный федеральный орган исполнительной власти, вбирающий в себя, консолидирующий все органы исполнительной власти. Именно такое понимание заложено в ст. 110, ч. 1. Его упразднение означает упразднение самой исполнительной власти.

Правительство – высший орган исполнительной власти. Впрочем, единая исполнительная власть как вертикальная ветвь должна иметь логическое завершение сверху донизу. Пока это не обеспечено ни Конституцией Российской Федерации, ни Законом о Правительстве РФ, ни указами Президента. Более того, Указом «О мерах по укреплению системы исполнительной власти в Российской Федерации» от 3 октября 1994г. Президент ввёл подчинённость глав администраций субъектов Российской Федерации по предметам её ведения и совместного ведения – не Правительству, а Президенту. Это было явным превышением объёма полномочий Президента, но и эта мера не укрепила вертикальную ветвь исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган. Его постановления принимаются на заседаниях Правительства, коллегиях и ответственность Правительства – коллегиальная (с Председателем уходит весь состав Правительства). В состав Правительства входят заместители Председателя – первые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности (финансы, экономику, безопасность, оборону, внутренние дела), а также федеральные министры. Правительство имеет аппарат.

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Прежде всего в сфере формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью. Правительство направляет и координирует деятельность госаппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.

Участие в законодательной деятельности, исполнение законов, нормотворческая деятельность, составление и исполнение бюджета, осуществление внешней политики – основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.

Конституция РФ предусматривает осуществление Государственной Думой парламентского контроля за деятельностью Правительства  в следующих формах.

Ø                Рассмотрение вопроса о доверии Правительству по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства.

Ø                Парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Ø                Образование Счётной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (при участии и Совета Федерации).

Ø                Отчёт Правительства об исполнении федерального бюджета.

Ø                Назначение уполномоченного по правам человека, деятельность которого связана с контролем за Правительством и другими органами администрации в области соблюдения прав человека.

Подводя итог, следует отметить, что оптимальное сочетание структуры и задач Правительства является залогом успешного функционирования не только Правительства Российской Федерации, но и исполнительной власти в целом. Последнее в свою очередь предопределяет нормальное развитие государства и общества.

Список используемой литературы.

1.     Конституция Российской Федерации. М. , «Юридическая литература», 1993.

2.     Федеральный конституционный закон от 31.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».//СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712

3.     Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти».// СЗРФ. 1996. №34. Ст.4081.

4.     Указ Президента РФ от 23.08.1998г. «О Правительстве Российской Федерации». // СЗРФ. 1998. №37. Ст.4120

5.     Указ Президента РФ от 22.09.1998 г. №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». // СЗРФ. 1998. №40. Ст.4358

6.     Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации. -  Ростов-на-Дону. «Феникс». 1997г.

7.     Бабич А.И., Кузмичёв В.А. Кризис исполнительной власти.//Независимая газета, 1997г.

8.     Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.  Конституционное Право РФ - М., 1996г.

9.     Баглай М.В.  Конституционное Право РФ -  М., 2002г.

10. Козлов Н. С. Исполнительная власть: Правительство РФ.//Вестник МГУ, серия «Право»,1993г., №3.

11. Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. - М., 1996г.

12. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. - М., 1999г.

13. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. - М., 1996г.

14. Рыбаков А. В. Исполнительная власть как фактор развития российского общества.//Власть, 2002г., №12.





[1] СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712

[2] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.  Конституционное Право РФ - М., 1996г.


[3] Баглай М.В.  Конституционное Право РФ -  М., 2002г.


[4] Конституция Российской Федерации. М. , «Юридическая литература», 1993г.


[5] Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации. -  Ростов-на-Дону. «Феникс». 1997г.


[6] Указ Президента РФ от 23.08.1998г. «О Правительстве Российской Федерации». // СЗРФ. 1998. №37. Ст.4120


[7] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».//СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712


[8] Коренев А.П., Богатов Д.Ф.Административное право. Альбом схем. – М., 1996г.

[9] Козлов Н. С. Исполнительная власть: Правительство РФ.// Вестник МГУ, серия «Право»,1993г.,№3

[10] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г.

[11] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712

[12] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712

[13] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г.

[14] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. « О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712

[15] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г.

[16]  Положение от 18.03.1992 г. «Об определении пообъектного состава федеральной собственности. Государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав  собственности».// СЗ РФ. 1992. №11. Ст. 1245

[17]  Закон Российской Федерации от 24.09.1992г. «Об обороне».// СЗ РФ. 1992. №42. Ст.3981

[18]  Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993г.

[19] Федеральный конституционный закон  от 17.12. 1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712

[20] Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1993 г.

[21] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997г. «О Правительстве Российской Федерации».// СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5712


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.