| |||||
МЕНЮ
| Субъекты Российской ФедерацииСубъекты Российской ФедерацииКУРСОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТА II КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КЛЯЧКИНА АНДРЕЯ, 432017, г. Ульяновск, ул. Минаева, д.7, кв. 32. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ульяновск, 1996 Введение 3
1.1. Развитие федератизма в России. 4 2. Конституционный статус субъектов. Порядок изменения статуса субъектов
Введение Российская Федерация является федеративным государством, что отражено
в ее названии и закреплено в статье 1 Конституции Российской Федерации. В
данной работе я попытаюсь рассмотреть все вопросы, связанные с
взаимоотношениями федеральной власти и субъектов Российской Федерации. 1. Развитие Российской Федерации как федеративного государства. Федеративный договор. 1.1. Развитие федератизма в России. Первые идеи о федерации в России появились еще в XVII в. Но федерация
не могла сосуществовать с мощной бюрократической машиной, существовавшей в
то время. Россия была признана единой и неделимой монархией. Только в
начале XX века с проникновением идей социализма в Россию начался новый этап
движения за федеративное устройство Российской Империи. Однако попытки
создать и развить национально-культурную автономию беспощадно подавлялись
царским правительством. Лишь революция февраля 1917 года смогла дать
народам Российской Империи возможность самоопределиться. Еще задолго до
созыва Учредительного Собрания на Украине была созвана Центральная Рада,
провозгласившая автономию Украины в составе России. На других окраинах С началом в 1985 г. перестройки начались новые попытки перестроить
федерацию в СССР. В результате путча в августе 1991 г. эти попытки
закончились провалом. СССР развалился и создать на его месте новую
федерацию не удалось. В Российской Федерации, еще в 1990 г. провозглашенной
независимой республикой, в это время шли интенсивные поиски новых путей к
построению равноправного федеративного государства. Еще в 1990 году было
принято решение о подготовке Федеративного договора. Основой для работы
над Федеративным договором стали решения первого Съезда народных депутатов Проект Договора был готов уже в марте 1991 г. и представлен третьему Параллельно с подготовкой Федеративного договора шла разработка Попыткой компромисса, примирения различных точек зрения стал
подготовленный Президиумом Верховного Совета в январе 1991 г. проект Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. почти всеми субъектами Российской Федерации. Договор юридически закрепил реально существующую разнотипность
субъектов Федерации. Было обозначено три типа субъектов: национально-
государственные образования (суверенные республики в составе Российской Федеративный договор состоит из трех документов и каждый из них
содержит перечень полномочий, который закрепляется за Российской Разработка новой Конституции продвигалась гораздо медленнее. В
результате октябрьского кризиса 1993 г. на референдум в декабре 1993 г. был
представлен только один вариант Конституции — Президентский, который был
одобрен 58,4% избирателей из 54,8% принявших участие в референдуме. В Конституции перечислены все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автномных округов. Республики имеют свои конституции, а остальные субъекты Российской Федерации — уставы, принимаемые их законодательными органами. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа о них может быть принят федеральный закон. Автономные округ может входить в состав края или области, и отношения между ними в таком случае могут регулироваться федеральным законом и договором. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, находящиеся в официальном употреблении наряду с русским. Всем народом гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Особо гарантируются права коренных малочисленных народов. В Конституции установлены перечни предметов и полномочий, отнесенных к ведению Федерации и к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Вне этих пределов за субъектами Федерации признается вся полнота государственной власти. 1.2. Федеративный договор. Его значение и общая характеристика. Существует три Федеративных договора: Договор о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в
составе Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной власти Российской В других случаях в статье выделяется собственно федеральная сфера
деятельности в рамках обеих сфер. Примером может служить подпункт “д” о
федеральной государственной собственности, поскольку вообще вопросы
собственности и управления ею в равной мере являются вопросами и субъектов Во всех названных сферах федеральные органы располагают полным набором
полномочий. Вместе с тем в статье 1 специально закреплены отдельные
наиболее важные полномочия федеральных органов: это — установление правовых
основ единого рынка, основ ценовой политики, принятие и изменение К бесспорному ведению Федерации отнесены уголовное, уголовно- процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Это могут быть как кодексы, так и федеральные законы в качестве составной части соответствующей части законодательства. Поэтому попытки отдельных республик готовить и принимать свои кодексы, законы в пределах названных отраслей законодательства следует считать неправомерными. Такие действия не будут способствовать стабильности правопорядка и усилению борьбы с нарушениями законности. Сложнее дело обстоит с судоустройством, которое отнесено к ведению и
федеральных органов, и к совместному ведению федеральных и республиканских
органов. Для реализации этих статей возможны как Основы судоустройства в В пункте 1 статьи 2 дается перечень предметов ведения и полномочий,
отнесенных к совместному ведению федеральных и республиканских органов
государственной власти. Это — закрытый перечень, гарантирующий субъектам Ко второй группе предметов совместного ведения следует отнести согласованное решение общеэкономических вопросов — разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения и сборов. К третьей группе относятся отрасли законодательства, допускающие более широкий спектр объемов и методов правового регулирования. Здесь центр тяжести перемещается на республики как субъекты законотворчества в области административного, трудового, семейного, земельного, жилищного, водного, лесного и иных отраслей законодательства. Четвертая группа предметов совместного ведения — это согласованная организация некоторых видов государственных органов. К их числу относятся судебные органы, местное самоуправление, которые в наибольшей степени приближены к населению, и федеральные органы, призванные регулировать лишь общие принципыих построения и деятельности. Пятая группа включает согласование основных элементов правовой системы
в Российской Федерации. К их числу относится обеспечение соответствия Пункт 2 статьи 2 посвящен развитию законодательства Федерации и республик в сферах совместного ведения. Федерация издает Основы законодательства по вопросам, указанным в пункте 1. Пункт 1 статьи 3 посвящен характеристике государственной власти
республик. Здесь соблюдается равновесие федерального и республиканского
уровней. Республики трактуются как государства, что свидетельствует о
конституционной преемственности в решении этого вопроса, об уважении к ним
со стороны федеральных органов власти и со стороны других субъектов В пункте 2 статьи 3 содержится важный элемент самоопределения народов, которые в лице государственных органов власти своих республик становятся самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками. Впервые в нормативном акте подтверждается право республик заключать соглашения между собой, с другими субъектами Федерации. Пункт 3 статьи 3 объявляет республики собственниками земли, недр, воды, растительного и животного мира. Они обладают всей полнотой государственной власти на своих территориях, за исключением полномочий, отнесенных федеральными органами государственной власти. Статья 4 исключительно ценна для развития федеративных отношений, для установления многовариантных связей Федерации со своими субъектами. В статье 5 закреплено, что Федеральные законы и иные правовые акты,
если они приняты в пределах полномочий, должны неукоснительно выполняться
на территории республик и в порядке, установленном законодательством Положения пункта 1 статьи 6 вытекают из норм, содержащихся в статья 1- Пункт 2 статьи 6 дополняет идею законности и договорности, так как В статье 7 содержится гарантия стабильности установленного разграничения предметов ведения и полномочий. Никому не дано право менять установленное договором разграничение полномочий в одностороннем порядке. На основе статьи 8 Федеративного договора этот договор стал частью 1.3. Конституция Российской Федерации 1993 г. Правовой статус субъекта Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации федеративному устройству государства посвящены некоторые статьи главы 1 “Основы конституционного строя” и глава 3 “Федеративное устройство”. В статье 1 Конституции заявлено, что Россия является демократическим федеративным государством. В статье 5 дается краткая характеристика федеративному устройству В статье 65 перечислены все субъекты Российской Федерации. В статье 66 закреплено, что статус республики определяется Согласно статье 67 границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия. Статья 68 устанавливает государственный язык Российский Федерации, а также право субъектов устанавливать свои государственные языки. Также гарантируется право народов на сохранение, изучение и развитие их родных языков. Статья 69 гарантирует права малочисленных народов в составе Российской Статья 71 перечисляет все, что находится в ведении Российской Статья 74 гарантирует единство территории и передвижения по территории Статьи 77 и 78 закрепляют общую структуру системы органов государственной власти, а также взаимоотношения органов исполнительной власти Федерации и субъекта Российской Федерации. 2. Конституционный статус субъектов. Порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации. Российская Федерация состоит из субъектов нескольких типов, каждый из которых имеет разные права. Субъекты Российской Федерации подразделяются на республики, края, области, города федерального назначения, автономная область и автономные округа. В Конституции Российской Федерации очерчены права федеральных органов власти по отношению к субъектам Российской Федерации, предметы совместного ведения федеральной власти и субъектов Российской Федерации. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|