| |||||
МЕНЮ
| Субъекты Российской Федерацииp> Статья 71 Конституции Российской Федерации определяет, что находится в ведении федеральных органов власти Российской Федерации: “В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба.”[1] Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов определены в пункте 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации: “В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации “вне
пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Несмотря на провозглашенную в Конституции равноправность всех
субъектов Российской Федерации все они имеют разные права и по разному
рассматриваются Конституцией Российской Федерации. С самого начала Республикой является суверенное государство в составе Российской Края, области и города федерального значения имеют меньше прав. Они не
являются, как республики, независимыми государствами в составе Российской Некоторые автономные округа входят в состав областей, что еще больше
ущемляет их права в качестве субъектов Российской Федерации, так как они
подчиняются и федеральным законам, и законам края или области, в составе
которых они находятся. Отношения между ними могут регулироваться
федеральным законом: “Отношения автономных округов, входящих в состав края
или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между
органами государственной власти автономного округа и, соответственно,
органами государственной власти края или области.”[8] “По представлению
законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного
округа может быть принят федеральный закон об автономной области,
автономном округе.”[9] Так что, чем ниже статус субъекта Российской Изменение статуса субъекта Российской Федерации. “Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному
согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в
соответствии с федеральным конституционным законом.”[11] Однако, как
показывает реальность, у Российской Федерации вовсе нет желания менять
статус субъектов в составе Российской Федерации. Когда Свердловская область
хотела объявить себя Уральской республикой, центральные органы власти
предприняли все усилия, чтобы не допустить этого. Проблемы с выходом
республик из состава Российской Федерации еще более сложны. С Татарстаном
после долгих переговоров был заключен договор, однако с Республикой 3. Разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов. Вопросы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов уже рассматривались в 1 и 2 частях. В этой части они будут рассмотрены более подробно. В Конституции Российской Федерации полномочия субъектов и Федерации
разграничиваются по следующему принципу — все, что написано в Конституции,
относится к федеральным органам власти, а в остальном субъекты Российской Согласно Конституции Российской Федерации, “территория Российской “Ст. 71. В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением.” В федеративном государстве к ведению Федерации должно относится
принятие Конституции и ее изменение, так как Конституция является основным
законом для всех, проживающих на территории данного государства. Однако,
принятие и изменение федеральных законов не должно составлять
исключительную прерогативу федеральной власти. Здесь должна быть более
гибкая система. Принятие и изменение федеральных законов, относящихся к
субъектам Российской Федерации, должно составлять совместную сферу
деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов “б) федеративное устройство и территория Российской Федерации.” Здесь опять лучше если федеративное устройство Федерации относилось к совместному ведению Федерации и ее субъектов, так как в противном случае получается, что республики могут в один прекрасный момент превратится в области, а автономные округа — в республики. При совместном решении вопросов о федеративном устройстве Федерации обе стороны вынуждены будут учитывать интересы друг друга, что уменьшит вероятность гражданских войн и требований суверенитета республик. “в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.” Так как все перечисленное является общефедеральным, то это все и должно отходить исключительно к предметам ведения федеральных органов власти. “г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.” Система органов власти должна формироваться не сверху, а снизу — то есть сначала субъекты Федерации должны сформировать свою систему органов власти, а потом на их основе должна формироваться система федеральных органов власти. “д) федеральная государственная собственность и управление ею.” Здесь зависит от того, что подразумевается под понятием федеральной
собственности. Если собственность органов федеральной власти, то она,
естественно, должна управляться этими органами федеральной власти. “е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.” Все перечисленные области должны относится к федеральному ведению, за исключением национального развития, которое должно относится к ведению субъектов Федерации, и экологического и культурного развития, что должно составлять общую часть Федерации и ее субъектов. “ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.” Все перечисленное справедливо отнесено к ведению федеральной власти, однако не стоит забывать, что субъекты также имеют свои интересы в экономических отношениях, а поэтому, например, некоторые экономические службы можно делать и совместными или относить полностью к ведению субъектов Федерации. “з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.” Федеральный бюджет должен приниматься федеральными органами власти, однако в нем должны быть соблюдены и интересы субъектов, а поэтому приниматься он должен с их согласия. Федеральными органами должна только определяться структура налогов и основные налоги в пользу Федерации, а сбор налогов и более четкое их распределение должны относится к ведению субъектов. Также субъекты должны иметь право собирать свои налоги и оставлять у себя определенный процент от федеральных налогов. “и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.” Вместо ядерной энергетики под контроль федеральных органов власти надо было взять вредные для здоровья человека производства. Транспорт, пути сообщения и информация должны относится не к федеральной власти, а к частным лицам и предприятиям. “к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира.” Эти вопросы традиционно относятся к области ведения федеральными органами власти. “л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации.” В цивилизованном рынке государство не должно контролировать внешнеэкономические отношения своих граждан. Государство обязано защищать их интересы, но внешняя торговля должна быть приоритетом граждан. “м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.” Производство, как уже отмечалось, должно быть исключительной прерогативой частных предприятий. Единственное исключение — это контроль над вредными сферами производства и над производством вооружений. Продажа и покупка оружия также должны быть свободными, за исключением регистрации оружия и контроля над его продажами, но не определение объема и порядка продажи оружия. Производство же ядовитых и наркотических веществ должно быть запрещено. “н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.” В этом пункте перечислены основные обязанности федеральной власти. “о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.” Все общефедеральные кодексы должны приниматься федеральной властью, но с учетом интересов субъектов Федерации и с их согласия, так как кодекс, принятый единолично федеральной властью, может войти в противоречие с местными обычаями. “п) федеральное коллизионное право.” Как и остальное общефедеральное право — это удел федеральной власти. “р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.” Все, кроме статистического и бухгалтерского учета, должно принадлежать федеральной власти. Статистический учет должен вестись органами власти субъектов, а общефедеральный — органами власти Федерации с использованием статистики, собранной органами власти субъектов Федерации. “с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.” Субъекты Федерации должны иметь право устанавливать свои награды и почетные звания, наравне с государственными наградами от федеральной власти. “т) федеральная государственная служба.” Федеральная государственная служба должна быть областью ведения
федеральных органов власти, так же как и государственная служба субъектов “Ст. 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Здесь федеральная власть должна следить, чтобы субъекты исполняли “б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.” Защита прав и свобод человека и гражданина — дело исключительно федеральной власти, а вот все остальное, как защита прав национальных меньшинств и обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности — имеет значение как для федеральной власти, так и для государственной власти субъекта Федерации. “в) вопросы ведения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.” На территории субъекта Федерации эти вопросы должны рассматриваться исключительно властью данного субъекта Федерации. “г) разграничение государственной собственности.” Федеральная собственность должна быть в ведении исключительно
федеральной власти, собственность субъектов Федерации — в ведении субъектов “д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.” |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|