реферат, рефераты скачать
 

Сущность, методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации


p> 2.3.2. Добровольные экспортные ограничения

Широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения, когда страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными : они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз приминить более жесткие протекционисткие меры ( например, возбудить антидемпинговое расследование ). В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмена добровольных экспортных ограничений к 2000-му году.

2.3.3. Экспортные субсидии

В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Экспортные субсидии могут быть прямыми ( выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ) и косвенными ( путем льготного налогооблажения, кредитования, страхования и т.п.).

Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, развитие транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок и т.п.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин.

2.3.4. Демпинг

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рыне страны-экспортера. Демпинг может являться , во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма- экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения обьема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажы товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводит антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.

2.3.5. Международные картели

Еще одной формой внешне торговой политики, связанной с монополизацией рынка, является международные картели – монополистические обьединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за обьемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельско хозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным числом продавцов.

2.3.6. Экономические санкции

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой –либо страны товаров.
Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Рассмотренныее методы и формы государственного регулирования лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики, На практике используется гораздо больше. В частности, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

3. Международное движение капиталов

С появлением машинного производства специфика международного разделения труда начинает испытывать на себе все возрастающее влияние международного движения капиталов, которое, в самом общем виде, можно определить как движение финансовых потоков кредитов и обязательств из страны в страну. Вывоз капитала осуществляется как в предпринимательской форме (портфельные и прямые инвестиции в предприятия различных отраслей), так и в ссудной (в виде займов). В условиях, когда международная конкурентоспособность во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических изменений, усиливается значение вывоза капитала.
Заемщики получают средства для инвестиционных вложений в настоящее время, а кредиторы — обязательства или акции, которые гарантируют им получение процентов или дивидендов в будущем.

3.1. Формы вывоза капиталов.

Многообразные формы вывоза капитала — прямые частные инвестиции, государственные займы, кредиты международных финансовых организаций — стали важнейшей движущей силой, развивающей и углубляющей мирохозяйственные связи. При этом подходы к оценке этого явления весьма неоднозначны — от конкуренции между странами за получение иностранного капитала и технологий до прямого ограничения иностранных инвестиций из опасений подрыва контроля над национальной экономикой. Подобная неоднозначность оценок характерна как для стран, принимающих капитал, так и для вывозящих. В экономической теории при оценке выгод международного кредитования отмечается, что движение капитала в поисках высокой нормы дохода, прибыльных сфер инвестиций приводит к более производительному использованию капитала и обеспечивает более высокий уровень дохода не только для индивидуальных держателей капитала, но и для мира в целом, ведет в конечном счете к увеличению мирового прдукта.

3.2. Прямые зарубежные инвестиции.

Среди форм международного движения капитала наиболее эффективным признается его движение в предпринимательской форме, в частности, прямые зарубежные инвестиции. Их осуществляют как фирмы, имеющие национальную принадлежность, так и многонациональные фирмы.

Прямые и портфельные инвестиции — это приобретение акций или кредитование зарубежных предприятий. При портфельных инвестициях предприятие не принадлежит инвестору и неподконтрольно ему. Прямые зарубежные инвестиции имеют место, когда предприятия находятся в значительной степени в собственности инвестора или инвестор имеет возможность контролировать деятельность зарубежного предприятия. Такой контроль предполагает использование управленческого опыта, торговой марки, технологий, знание рынка, что дает значительные экономические преимущества фирмам, созданным на основе прямых инвестиций.

Если для первой половины XX в. традиционными направлениями потоков капитала были развивающиеся страны, то последние десятилетия характеризуются усилением взаимного переплетения капиталов развитых стран.
Среднегодовые темпы роста прямых зарубежных инвестиций в развитых странах превышают темпы роста ВНП и товарного экспорта. В настоящее время во
Франции и Англии за счет иностранных инвестиций производится одна пятая всей продукции обрабатывающей промышленности, в Италии — четверть, в ФРГ — около одной трети. Англия и США, которые традиционно были крупнейшими экспортерами капитала, теперь выступают как главные его импортеры.

Среди сравнительно новых тенденций, проявившихся в сфере международного движения капитала, наряду с ростом притока инвестиций в развитые страны и относительным сокращением в развивающиеся можно отметить превращение ряда развитых стран из ведущих экспортеров капитала в его импортеров, превращение в инвесторов капитала ряда развивающихся стран, рост активности зарубежных компаний в странах Европейского сообщества в преддверии возникновения в нем интегрированного внутреннего рынка, рост иностранных инвестиций в страны Восточной Европы и в нашу страну.

Устойчивая тенденция роста вывоза капитала, углубляя международное разделение труда, отражает объективные потребности развития производительных сил в условиях НТР. Рамки внутренних рынков становятся узкими для эффективного ведения производства. Особенно это касается технологически сложной наукоемкой продукции передовых отраслей, ведение которых зачастую невозможно без международной кооперации. Так, стремительный прогресс в сфере производства компьютеров привел к тому, что изделия устаревают в течение двух-трех лет. Эффективным является массовое производство, с учетом индивидуальных потребностей, отсюда стратегия фирм, работающих в высококонцентрированных отраслях (например в автомобильной промышленности) и в отраслях высокой технологии, ориентирована не на национальные или региональные масштабы, а на мировое экономическое пространство.

Экспорт капитала способствует появлению таких новых форм международных экономических связей как долгосрочная аренда оборудования (лизинг), субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ
(инжиниринг), технологических, финансовых и других услуг. Новые формы в известной мере отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов на территории тех или иных государств от владения полного или частичного к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, бытовых, информационных услуг. Отражают они и разницу в стратегических намерениях партнеров: для одних — это достижение мирового лидерства, для других — преодоление отставания.

3.3. Оценка последствий использования иностранного капитала.

Однако следует отметить, что в подходе к оценке последствий прямых зарубежных инвестиций и в странах базирования (из которых идет отток капитала), и в странах принимающих (куда направляется капитал) существует большой разброс мнений.

В публичных дискуссиях в странах, принимающих капитал, преобладает тема национальной экономической безопасности. Причем ее обыгрывают и сторонники и противники прямых зарубежных инвестиций. Так, если первые расценят открытие зарубежной фирмы как появление новых рабочих мест, то вторые заявят о выкачивании средств из страны и эксплуатации местного населения иностранным капиталом.

На более конкретный уровень оценка выгод и потерь в отношении страны в целом к иностранному капиталу переходит тогда, когда речь идет о налогообложении. Направление потоков капитала, кроме всего прочего, связано с поиском мест, обеспечивающих наименьшие издержки производства и низкий уровень налогообложения. Правительства стран, желающих привлечь иностранный капитал, предоставляют для него специальные налоговые льготы. Страны базирования могут вводить дополнительные налоги для регулирования оттока инвестиций или для получения выигрыша от дохода на инвестиции своих граждан.

Как уже отмечалось, прямые зарубежные инвестиции могут давать так называемые положительные побочные технологические и кадровые преимущества принимающим странам. Вывоз предпринимательского капитала — это организация компанией экспортером производства на территории данной страны, использование современного оборудования и технологий. Это подготовка и обучение рабочей силы, усиление конкурентного давления на местных производителей. И неудивительно, что государства, особенно экономически отсталые, проводя «политику открытых дверей» для иностранного капитала, рассматривают ее как шанс на собственный экономический прорыв.

.

4. Основные принципы торговой политики РФ(

На объемы, структуру и региональное распределение российского

экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры госу-

дарства по регулированию внешней торговли. В целом его основные

направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ. Примером может служить изданный в 1995 году закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Однако есть и негативные стороны ( недоработанность многих аспектов нормативно- правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений.

Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств,вытекающих из международных договоров
России.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская
Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования ( экспортные и импортные таможенные тарифы ) и нетарифного регулирования ( в частности, путем квотирования и лицензирования ) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях :
1) обеспечения национальной безопасности РФ;
2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

3) защиты внутреннего рынка РФ.

В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством.
Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах.

В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки( наукоёмких товаров( технологий( Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта( пополняемого за счет получения бюджетных ссуд( формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов(

Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта( Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств(

Среди других важных решений( касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров( необходимо также отметить проект постановления Правительства РФ “ О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов”(

Переход России к рыночной экономике сопровождается помимо глубоких внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических отношений.

По информации Минторга внешнеторговый оборот РФ в 1998 году сократился на 17% по сравнению с 1997 годом и составил , без учета неорганизованной торговли, 116 млрд. долларов. В 1998 году экспорт сократился до 72 млрд. долларов, импорт также на 17%, до 44 млрд. долларов.
Министр тогровли РФ Георгий Габуния на коллегии Мининстерства торговли заявил что на страны дальнего зарубежья в 1998 году пришлось 81% экспорта и
72% импорта РФ. Обьем торговли со странами ближнего зарубежья сократился на
15% и не превышает 26 млрд. долларов. Экспорт в эти страны составил 14 млрд. долларов, импорт 12 млрд. В 1998 году более 40% общего обьема экспорта из РФ приходится на ТЭК по данным Минестерства физический обьем экспорта нефти в 1998 году вырос на 7%, природного газа на 2%.

На объемы , структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения ( в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю ) , в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно последнее является основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации инвестиционнго процесса в стране.

Объем иностранных инвестиций в Россию за 9 месяцев 1998 года составил
18 млрд. 600 млн. долларов По данным ЦБР,это почти вдвое меньше аналогичного показателя 1997 года. Прямые инвестиции в российскую экономику составили всего 8% от этой суммы. Иностранные инвестиции в российские компании за 9 месяцев 1998 года составили 11 млрд. 600 млн.долларов против
25 млрд. в 1997 году.

Положительное сальдо внешнеторгового баланса России, т.е. преьвышение экспортса над импортом увеличелось за последние три месяца 1998 года более чем вдвое по сравнению с уровнем третьего квартала. После кризиса в августе
1998 года российский рубль к концу года потерял 70% стоимости, что сделало российский экспорт более дешевым, а импортные товары на внутреннем рынке более дорогими. Только за последние три месяца 1998 года объем российского импорта сократился на 4 млрд. долларов, с 13,5 до 9,5 млрд., при этом объем российского экспорта увеличился на 1 млрд. долларов.

Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта.

Применяемые ведущими промышленно развитыми странами меры по защите внутренней экономики и интересов своих бизнесменов (в том числе административные) по жесткости значительно превосходят российские.
Законодательство этих стран продолжает характеризовать Россию как государство с нерыночной экономикой, что не соответствует результатам общеэкономических преобразований в стране.

Это дает возможность западным странам под различными предлогами создавать препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении сырьевых товаров, это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, то на
Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.

Можно привести следующие примеры ущемления интересов российских экспортеров: а) применение антидемпинговых мер на основе дискриминационных положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше
20 таких мер: в США они распространяются на поставки урана, ферросилиция, карбамида; в странах ЕС – хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и др.); б) затрудненный доступ на рынки для товаров и услуг высокой технологии, где Россия имеет очевидные конкурентные преимущества
(космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии); в) ограничения доступа России к передовым технологиям на основе национальных списков товаров «двойного назначения»; г) использование стандартов и технических барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российской продукции (гражданская авиатехника, пушнина
– в странах ЕС).

Со своей стороны, Правительство России со значительным опозданием стало предпринимать целенаправленные действия для создания адекватного мировым нормам механизма защиты интересов российских производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции, хотя попытки предотвратить либерализацию с непредсказуемыми последствиями предпринимались с самого начала реформ.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

5. Присоединение к ГАТТ/ВТО и интересы России

Лишь с началом экономических преобразований в нашей стране стал вопрос о необходимости ее постепенного сближения с ГАТТ.

В мае 1990 года бывший Советский Союз получил статус наблюдателя в
ГАТТ, и в 1992 году этут статус перешел к Российской Федерации. В июле 1993 года в ходе встречи Президента РФ Б.Н. Ельцина с тогдашним Генеральным директором ГАТТ А. Дупнелем ему было передано официальное заявление
Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена. В соответствии с существующей процедурой в марте 1994 года в ГАТТ был направлен Меморандум о внешнетогровом режиме РФ и в мае
1995 года ответы на вопросы стран-членов ВТО, заданные по Меморандуму. В связи с образованием Всемирной торговой организации (ВТО) Россия приняла решение о присоединеннии к ВТО , о чем в декабре 1994 мы официально уведомили секретариат ГАТТ.

Присоединяясь к ВТО, мы исходим из того , что это выгодно как для
России, так и для стран, членов этой организации. Для полноправного участия в деятельности ВТО России потребуется внести необходимые изменения в национальное законодательство, регулирующее сферы, которые входят в компетенцию ВТО. В ходе реформ уже разработано, в том числе с привлечение международной экспертизы, и принята целая серия законодательных и подзаконодательных актов, базирующихся на фундаментальных принципах
ГАТТ/ВТО. К моменту присоединения российское законодательство должно быть гармонизировано соответующими положениями ВТО.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.