| |||||
МЕНЮ
| Судебная реформа в России 1864г.Судебная реформа в России 1864г.РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А ЕСЕНИНА ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ПОЛИТОЛОГИИ _____________________________________________________ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА СТУДЕНТА 5 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧА СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ В 1864г. Научный руководитель Кандидат юридических наук Доцент. Допустить к защите Рязань 2003 Содержание Введение. Глава I. Подготовка судебной реформы России» Заключение.
Список использованной литературы. Введение. Судебная реформа, как и все реформы 60-70х годов XIX века была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым понимают обычно осознание господствующим классом, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Надо сказать, что судебной реформы желали, кажется больше чем крестьянской. Если большинство помещиков вопреки здравому смыслу не хотела освобождения крестьян, то в реформе суда были заинтересованы все, кроме разве что, фондовых судейских чиновников, имевших недурной доход от правосудия и не желавших приспосабливаться к новым порядкам. И, разумеется, сторонником реформы судебной, как и реформы крестьянской, выступал в первую очередь сам император Александр II, а так же его брат Константин Николаевич который придерживался даже более радикальных взглядов. Дореформенный суд основывался на законодательстве Петра I и При множественности судебных органов, с запутанностью процессуальных требований, низкой грамотности судей, при повальном взяточничестве необходимость судебной реформы осознавали обсалютно все слои общества. Неслучайно разработчики проектов судебной реформы в качестве основополагающего довода убрали для себя фразу – «Правда и милость да царствует в судах». В дореволюционной литературе судебная реформа была предметом
широкого изучения, преимущественно с апологетических позиций. Не обошли ее
и советские авторы. Широко известны, в частности, труды Б.В. Виленского,
прежде всего его книга «Судебная реформа и контрреформа в России». [2] Характерной чертой большинства работ советских исследователей о судебной реформы долгое время было стремление показать ее негативные стороны. Отсюда делается крен в сторону внимания к контр реформам. И только в последнее время исследователи серьезно обратились к прогрессивным сторонам судебных уставов. Актуальность данной темы в наши дни заключается в том, что
последнее десятилетие, как и почти 140 лет назад Россия находится в
переходном периоде. В России строится правовое демократическое государство,
а подобное строительство не возможно без изменения законодательной базы и в
первую очередь судебной системы. В рамках данной работы перед нами стоят скромные задачи приоткрыть завесу при создании проектов судебной реформы 1864 года, проследить механизм проведения в жизнь новых преобразований в судебной системе и попытаться провести параллель между великой реформой 1864 года и современной реформой Российского суда. Глава I. Подготовка судебной реформы Различные рычаги государственной машины самодержавия стали явственно обнаруживать свою негодность к середине XIX века, но, пожалуй, не один из органов государственного аппарата не находился в столь скверном состоянии как судебные органы. Для дореформенного суда характерно множественность судебных органов, сложность и запутанность процессуальных требований, невозможность порой определить круг дел, который должен подлежать рассмотрению того или иного судебного органа. Дела бесконечно перекочевывали из одного суда в другой, зачастую возвращаясь в первую инстанцию, откуда вновь начинали долгий путь вверх, на что нередко уходили десятилетия. Еще один порог дореформенного суда – взяточничество. Это типична
для всех звеньев государственного аппарата явление здесь приобрело особый
размах, что вынуждены, были признать даже самые яркие защитники
самодержавно – крепостнических порядков. Большинство судебных чиновников
рассматривали должность как средство наживы и самым бесцеремонным образом
требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства бороться
со взяточничеством не давали никаких результатов. В дореформенном суде господствовала инвестиционная розыскная
система судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Суд решал дело
не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств личного
ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного устного допроса
обвиняемого – подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы,
полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по
формальной системе. Их сила определялась законом, который твердо
устанавливал, что может, а что не может быть признано доказательством. Хотя судебная реформа, казалось бы, затрагивала лишь специфическую часть государственного механизма и всей политической системы, было очевидно, что ее нельзя провести изолированно без решения коренных вопросов общественной жизни, в первую очередь крестьянскую. Именно по этому остались без последствий все начинания, проводимые при Николае I, и именно по этому с восшествием на престол его сына, когда возникли идеи крестьянской реформы, развернулись практические работы и по реформе судебной. Если судебную реформу невозможно было провести без раскрепощения крестьян, то и раскрепощение требовало, даже, по мнению самих помещиков, преобразование судебной системы хотя бы уже по тому, что освобожденные крестьян выходили из под юрисдикции их бывших владельцев. И, разумеется, сторонником судебной реформы, как и реформы крестьянской, выступал в первую очередь сам император Александр II, а так же его брат Константин Николаевич, который придерживался даже более радикальных взглядов. История подготовки судебной реформы уходит своими корнями в первую
половину XIX века. В 1803 году М.М Сперанский предложил широкую программу
усовершенствования судебной системы России, получившую дальнейшее развитие
во «Введение к уложению государственных законов» 1809 года.[2] В 1821 и 1826 году он возвращался к проектам судебных преобразований, которые поддержал М.М. Сперанский. В1836 году II отделение императорской канцелярии и Министерство юстиции разработали новые проекты законов о судоустройстве и судопроизводстве, основанные на принципах, предложенных еще в 1827 году статс- секретарем Багульянским М.А, но они не были утверждены. В 1837 году II отделение и Министерство юстиции представили проект улучшения следственной части, этому же был посвящен доклад Д.Н. Блудова, составленный еще в 1844 году. Все эти документы в случае их принятия могли бы существенно увеличить и улучшить судебную систему России, но поскольку они пусть и весьма робко проводили буржуазные принципы, правительство их отвергло.[4] Отправным моментом для подготовки судебной реформы М.Г. Коротких
считает 15 ноября 1857 года – день, когда в Государственный совет был
внесен проект реорганизации гражданского судопроизводство.[5] Думается,
что этот отправной момент можно перенести на более раннее время, по крайней
мере, на полгода. Еще летом 1857 года император повелел представить в 1.2 Реформа полиции, как первый шаг судебной реформы Два фактора определили незамедлительное создание, прежде всего судебного органа для разрешения маловажных дел. 1. Реформа полиции, при которой судебные функции по разрешению маловажных дел изымались из ее компетенции. 2. Необходимость разрешения конфликтов между помещиками и освободившимися крестьянами. Отечественная законодательная практика не имела опыта в подготовке проектов судоустройства такого рода. В мае 1858 года, «чтобы ближе изучить порядок судопроизводства в иностранных государствах, особенно тех, где введено словесное производство суда, и узнать на месте практическое применение оного, командировали за границу статс-секретаря Государственного совета С.И. Зарудного.[7] Он являлся делопроизводителем при рассмотрении в государственном совете проекта гражданского судопроизводства, докладчиком проекта особого сокращенного судопроизводства. В результате двухмесячного пребывания за границей С.И. Зарудный
познакомился с судопроизводством и судоустройством Франции, Швейцарии, В октябре 1858 года комиссия, созданная для реформы полиции,
подала АлександруII «Соображения» и «Всеподданнейшую записку». В них
предлагалось отделить исполнительную власть от судебно-следственной. «Мысль о соединение в одном учреждении - говорилось в записке «О слиянии мировых крестьянских учреждений с мировыми судебными установлениями» - мирового разбора крестьянских дел вообще с судебно- полицейским разбирательством маловажных дел была выражена в ноябре 1858 года комиссией, реорганизующей полицию». Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд рассматривался как перспективный орган судебной власти, разрешавший маловажные споры вообще. «Нет сомнения, - говорилось в документе, - это мировые судьи, предполагавшиеся только для разбора дел между помещиками и крестьянами, как учреждение условливающее быстрое и сокращенное на самом месте производство дел, получат со временем в нашем судопроизводстве и судоустройстве дальнейшее развитие. [9] Таким образом, мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть
универсальным органом, разрешающие мелкие дела между сословиями, а не
только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Они находились в ведомстве министерства Юстиции, должны были 27 марта 1859 года во исполнение повеления образовали при Малоценный иск должен разрешатся на месте. Иначе издержки на проезд в суд «превзошли бы самый иск и отняли у истца драгоценное по состоянии его время». Разрешение мелких правонарушений на месте имеет предупредительное значение, «ибо не столько строгость уголовных законов, сколько неизбежность наказания может предупредить правонарушение».[10] Маловажные дела должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи. Участие присяжных поверенных не допускалось. С учетом западноевропейских аналогов Зарудный считал необходимым разделение полиции на наполнительную, поддерживающую общественный порядок и судебную, расследующую преступления. В этом разделении «заключается главнейшее средство» исполнения повеления 25 марта 1859 года об отделении полиции от суда: ибо до тех пор, пока производство следствий и вообще часть судебной власти останется за исполнительной полицией, все усилия правительства к улучшению этой части будут тщетны». Розыск преступников должны осуществлять полиция, без процессуальных формальностей. [11] Первоначально лицо, ведущее расследование, предполагалось назвать, следственный судья, следственный пристав. Решили назвать «судебным следователем», так как название выражает с одной стороны, прямое назначение следственного судьи производить следствия, а с другой стороны – указывать на то, что следствия будут отныне производится не в ведомстве полиции, а в ведомстве суда. «Для независимости судебный следователь назначался министром юстиции по представлению губернского начальника. Следователь являлся членом уездного суда. Следствие разграничивалось «на предварительное и формальное», поскольку смешение их на практике «имеет весьма важные последствия». На предварительном расследовании разыскивается обвиняемый. Формальное проводилось с соблюдением форм. Надзор за следствием осуществлял прокурор.[12] 3. Подготовка проекта «Основных положений преобразования судебной части в России» Во исполнении программы судебной реформы, содержавшийся в
утвержденном Александром II докладе 19 октября 1861 года была организованна
комиссия, в которую вошли крупнейшие юристы. Это сотрудник Государственной
комиссии А.П. Плавский, исполняющие должность статс-секретарей Но, «начала» следовало найти и выделить из законопроектов, подготовленных под руководством графа Д.Н. Блудова. Проект устава гражданского судопроизводства, предоставленный Д.Н. Члены комиссии понимали это и предприняли попытку изыскать Вполне вероятно, что на началах найденных комиссией из предшествовавших законодательных работ, было невозможно вывести судебную реформу из тупика. Социально необходимой стало доктрина жизнеспособных судебных преобразований. Это истина становилось очевидной для реалистически мыслящей бюрократии. В январе 1862 года от юристов – практиков поступило много замечаний на проекты Блудова. Поэтому комиссия под руководством Зарудного приступила не к составлению свода замечаний на проекты Блудова, а созданию принципиально нового документа о преобразование судебной части. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|