| |||||
МЕНЮ
| Судебная реформа в России 1864г.p> Каждый из членов комиссии разрабатывал дискуссионные институты. Н. Буцковский – уголовное судопроизводство, Н. Стояновский – предварительное следствие, К. Победоносцев – судоустройство, Д. Ровинский – суд присяжных и мировой суд. Руководил работами С.И. Зарудный, чьи теоретические изыскания широко использовались. Проекты совместно обсуждались и принимались, после чего включались в «Соображения» Государственной Канцелярии. Целью судебно-поцессуальной конструкции становилась гарантия, с одной стороны, беспрепятственной реализации правомочия субъектов отношений, с другой – постановка должностных лиц юстиции в такие условия, которые исключали возможность злоупотреблений с их стороны. Без этого обеспечить неприкосновенность личности, собственности, то есть реализовать задачи судебной реформы оказалось невозможно. Цель уголовного судопроизводства, по мнению юристов комиссии должна состоять в обнаружении истины. Предание суду не могло осуществляться «ни следователем, ни судом без прокурора, ни прокурором без участия суда. В первом случае обвинительная власть не имела бы должного значения, а в последнем, прокурор имел бы возможность безотчетно, по одному личному своему усмотрению и без достаточных оснований возбуждать и прекращать следствие». Пристальное внимание реформаторы уделяли теории доказательств,
считая необходимым введение оценки доказательств по внутреннему убеждению. Конструируя аппарат юстиции, реформаторы стремились «самим
устройством суда» обеспечить «наиболее ручательств в справедливом решении
судебных дел». Победоносцев предлагал следующую систему судоустройства. Мировой судья избирался всеми сословиями из кандидатов, имеющих
высшее образование. Окружной суд состоял из советников и заседателей. Разногласия в комиссии возникли между Буцковским и Победоносцевым,
из-за отношения к институту присяжных заседателей. Его подробной
разработкой занялись Д.А Ровинский и С.И. Зарудный. Первый был – Ровинский опроверг утверждение о «неподготовленности» русского народа к суду присяжных. В большинстве случаев человек осторожен, когда за поступками его следит общество, у которого есть возможность законным путем порицать и наказывать его. Представителями общества в суде являются присяжные. С.И. Зарудный обосновал суд присяжных с теоретических познаний. Он привел наряду с традиционными положениями буржуазной теории судоустройства аргументы, отвечавшие особенностям российской действительности. Оценивая опыт западных стран, С.И. Зарудный признавал нецелесообразность особого суда присяжных, для государственных преступлений и преступлений печати, поскольку он не будет пользоваться «тем доверием, которое необходимо для ограждения силы правительства». Такой суд станет предметом ненависти и призрения. Учреждение общего суда присяжных явится залогом спокойствия в стране.[18] Теоретические положения Ровинского и Зарудного явились концептуальной основой суда присяжных в России. Для того чтобы суд присяжных «являлся учреждением, вполне соответствующем своей цели, законодательство должно сознать и провести основную мысль, что производство дел перед присяжными составляет сущность всего судопроизводства, и что приговор должен быть основан исключительно на рассмотрении тех доказательств, которые приводятся сторонами во время этой главной существенной части судопроизводства». Процесс должен быть простым и ясным, устным, гласным, независимость присяжных должна быть гарантированна. Однако у данного института, несмотря на тщательную аргументацию, образовалась сильнейшая оппозиция не только в среде реакционеров, но и среди либералов. Так, Б.Н. Чичерин публично заявил о неприемлемости присяжных для России. Известный юрист Бреверн убеждал комиссию: покуда у нас не будет юридически образованных судей и адвокатов, ничего не помогут ни суды через присяжных, ни гласность, ни публичность, а может быть еще окончательно спутают и без того уже в довольно печальном состоянии находящееся наше судопроизводство. Суд присяжных, состоящий из невежественных судей, не может вынести правосудный приговор.[19] Д.А. Ровинский, разрабатывавший институт мирового суда,
подготовил о нем несколько документов. В Записке «Вопросы по
судоустройству» он определил задачи, которые следовало разрешить в
определении статуса суда. К ним относились: порядок формирования мировой
юстиции, ее компетенция, ответственность. Мировой судья избирался всеми
сословиями. Для объективности решений он «должен быть непременно независим
от избирателей, то есть быть бессменен», иметь «юридическое образование». Комиссия не одобрила мысли Д.А. Ровинского о бессрочности полномочий мировых судей и специальном образовании. Объяснялось это опасениями за судьбу института. Во-первых, мировыми судьями могли стать случайные лица, которых при бессрочности полномочий нельзя сменить. Во- вторых, страна оказалась бедна юридическими кадрами. Так, в России с 1840 по 1863 годы получили юридическое образование 3650 человек. Такое количество не могло обеспечить потребность в кадрах в связи с судебной реформой, по которой только мировых судей не менее 1320 человек.[21] Не нашло поддержки и предложение Д.А. Ровинского об обособлении мировой юстиции от общей судебной системы. Такого рода учреждение было бы особым государством в не закона – в государстве, где все другие учреждения должны действовать по закону. Съездные суды принесли бы больше вреда, чем пользы. Разрабатывая институт адвокатуры, реформаторы не обосновывали его теоретически. В этом не было необходимости. Ответы на спорные вопросы организации адвокатуры содержались в замечаниях юристов практиков на блудовский проект «положения о присяжных поверенных». 8 сентября 1858 года Д.Н. Блудов подал императору доклад «Об
установлении присяжных стряпчих», то есть учреждении адвокатуры. Вопрос об
адвокатуре был предметом ожесточенных споров. Судебное представительство
известно на Руси с давних времен. Однако настоящей адвокатуры у нас не было
никогда. Это объяснялось тем, что господство следственного произвола делала
ненужным существование юридически грамотного адвоката. Существовали лишь
всякого рода ходатаи и поверенные – люди, обычно юридически
неподготовленные, а порой и просто неграмотные, ставившие своей целью не
помочь правосудию, а всячески запутать дело, что бы выиграть любой ценой. При создании нового института предусматривались строгие условия приема адвокатов, исключавшие проникновение в корпорацию «теперешних ходатаев». Иначе уронит значение института. Практики обращали внимание «на необходимость полной независимости от суда, к коему они приписаны», на корпоративность их организации. Особые усилия прилагались комиссией для подготовки института
сената. Он венчал судебную систему и приобретал право отмены решений без
разрешения дела по существу. Он являл собою кассационный суд – необходимую
опору законодателя. Прототипом высшей судебной инстанции России служил
кассационный суд Франции. «Большинство комиссии при разработке этой части
вопроса употребляло все силы, чтобы придать этому органу чисто русский
характер и удержать за ним значение нашего суда с головы». Однако члены
комиссии не могли найти более удобную форму оратуации Верховного суда, чем
французская. Для дополнительной аргументации целесообразности в России
сената с кассационными полномочиями они использовали опыт судопроизводства Дискуссионным оказался вопрос о назначении или выборе судей. Исключение из правил назначения судей представлял мировой суд и
находящийся при суде присяжные судьи. Помимо назначаемости судей, гарантию
их независимости реформаторы усматривали в высоких должностных окладах Глава II. Реализация реформы. 2.1 Итоги работы комиссии под руководством С.И Зарудного. Итогом работы комиссии под руководством С.И. Зарудного явилось В судоустройстве провозглашалось отделение власти судебной от
исполнительной и законодательной (ст.1).[1] Основным звеном судебной
системы закреплялся мировой суд, он учреждался в составе одного судьи по
уездам и городам для разрешения гражданских и уголовных дел «меньшей
важности». Уезд составлял мировой округ, подразделяемый на мировые участки Мировыми судьями могли становиться «местные жители, имеющие не
менее 25 лет от роду, не опороченные по суду или общественному приговору,
не состоящие под следствием или под судом, владеющие хотя бы в разных
местах недвижимой собственностью, приносящей чистый годовой доход в
размере, законом определенное», и имеющие высшее или среднее образование «
или же прослужившие, преимущественно по судебной части, не менее трех лет». Говорилось что, «мировые судьи, каждого округа, собираются в назначенные сроки на съезды для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству. (ст.21) Судом первой инстанции для дел уголовных и гражданских являлся
окружной суд. Он состоял из председателя и членов, назначаемых монархом Вышестоящей инстанцией считались судебные палаты, состоящие из
департаментов. Их члены назначались. (ст. 39) Кассационной инстанцией был
сенат, члены которого так же назначались монархом (ст.42-46). При окружном
суде и судебной палате состояли прокуроры, а при кассационном департаменте
сената и при общем их собрании – обер-прокурор. «Верховный надзор за всеми
прокурорами и обер-прокурорами» осуществлял министр юстиции (ст.50). Замещать должности коронных судей, судебных следователей,
прокуроров могли лица с юридическим образованием. Однако бедность юристов в
стране обусловила допуск на должности лиц, подтвердивших на службе свои
познания по судебной части» (смотри 66). Для независимости судей смещение с
должности допускалось только с их согласия. Уволить судью можно было не Судебные решения исполнялись судебными приставами, назначаемыми председателем суда и состоящими при судах (ст.71). Одно из центральных мест отводилось присяжным поверенным. Ими могли стать лица, «неопороченные судом и не моложе 25 лет» с высшем юридическим образованием, прослужившим «по судебному ведомству не менее пяти лет», или занимавшиеся «в течение этого времени судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников». (ст.76) Усложненные условия для адвокатской деятельности преследовали цель воспрепятствовать проникновению присяжных в присяжные поверенные случайных лиц, компрометирующих этот институт. Адвокаты избрали из своей среды совет, состоявший при судебной
палате. Совет надзирал за адвокатами. Он мог наказывать присяжных
поверенных вплоть до исключения из сословия и предания суду (ст.80). Вторая часть «Основных начал…» регламентировала отношения связанные с уголовным судопроизводством. В статьях 1-5 закреплялось исключительное право суда назначать
наказания за преступления и отделение власти судебной от исполнительной. Правонарушение, за которые по закону предусматривались выговоры,
штрафы до 300 рублей, арест до 3х месяцев разрешались мировым судьей Мировой судья выступал примирителем только по жалобам частных лиц в делах, которые могут заканчиваться примирением. (ст.24-25) Приговоры о внушениях, выговорах, замечаниях, штрафах до 15 рублей, арест до 3х дней, считались окончательными. (ст.30) Остальные в случае обжалования разрешались съездами мировых судей (ст.27). Все дела мировой судья рассматривал словесно. Полиция проводила дознание, судебный следователь – следствие, оба находились под контролем прокурора. На основании материалов предварительного следствия прокурор составлял акт обвинения, с которым знакомился подсудимый (ст.58-60). Доказательства, собранные в ходе следствия проверялись в судебном
заседании. При положительном ответе присяжных коронный суд назначал наказание. Приговор, вынесенный с участием присяжных обжалованию не подлежал. Основаниями к отмене приговора в кассационном порядке сенатом являлось: 1) нарушение форм и обрядов судопроизводства; 2) явное нарушение прямого смысла закона и неправильное его толкование при квалификации преступления и назначении наказания; 3) вновь открывшиеся обстоятельства, открывшие невиновность осужденного (ст.104). Решения сената об отмене приговоров публиковалось. Некоторые приговоры утверждались монархом. К их числу относились приговоры, сопряженные с лишением или ограничением прав состояния чиновников, священнослужителей (ст.112). Государственные преступления расследовались членом судебной
палаты, без участия присяжных заседателей рассматривались в составе членов
уголовного департамента судебной палаты и сословных представителей Основная часть дел по преступлениям должности была подведомственна судебной палате (ст.142-143). Третья часть «Основных начал…» - гражданское судоустройство. [3]. Провозглашался состязательный процесс (ст.7). Разбирательство в суде происходило гласно (ст.19-22). Исковое производство начиналось только по инициативе одной стороны. Согласно состязательному процессу суд считался арбитром спорящих без права самостоятельного изыскания доказательств. Прокурор давал заключения по рассматриваемому делу. Стороны состязались свободно. Решение провозглашалось публично (ст.65). «Основные положения» закрепили принципы судебной реформы. Таким образом, программа судебной реформы имела последовательный буржуазный характер. В ней реализовывались взгляды либерального дворянства, объективно выражавшего чаяния русской буржуазии. 2.2 Порядок введения в действие законопроектов по судебной реформе. 27 сентября 1862 года император утвердил доклад государственного
секретаря В.П. Буткова, содержащий план дальнейшей работы по судебной
реформе. Подготовка проектов должна была вестись Государственной
канцелярией, но в комиссию кроме работников канцелярии включались также
представители второго отделения и Министерства юстиции. Бутову было дано
право привлекать и других работников, поскольку срок исполнения проектов
был установлен весьма жесткий всего полгода. В комиссию вошли авторы |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|