реферат, рефераты скачать
 

Сертификация систем управления качеством продукции BACO


p> Сертификация систем УКП представляет собой деятельность по проверке, оценке и удостоверению специально аккредитованным органом
(национальным или зарубежным) соответствия сертифицируемой системы требованиям соответствующих стандартов. Такими стандартами могут быть государственные, международные(например, стандарты ИСО серии 9000) или национальные других зарубежных стран (в соответствии с требованиями контрактов).

Документ , который удостоверяет соответствие системы УКП требованиям стандарта, называют сертификатом. Он выдаётся только на систему
УКП определённого вида или группе однородной продукции. Сертификация должна быть объективной, а поэтому её необходимо осуществлять независимой от предприятия - изготовителя и потребителя (заказчика) стороной.

В Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона “О защите прав потребителей” обязательной сертификации подлежат товары(работы, услуги), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей Среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей /43,с.396/.

Работы по сертификации продукции , а также систем УКП проводятся под руководством Госстандарта России, как национального органа по сертификации.

К настоящему времени сформирована законодательная база сертификации, cоздана и гармонизирована с международными нормами и требованиями её нормативная и организационная основа. В Госреестре зарегистрировано пять систем обязательной сертификации, сформированных государственными органами :

- система сертификации Гост Р;

- система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации (Межгосударственный авиационный комитет) ;

- система сертификации взрывоопасных производств
(Госкомоборонпром);

- система сертификации электросвязи (Министерство связи);

- система сертификации средств защиты информации.

Кроме того , зарегистрировано более 30 систем добровольной сертификации /46,с.3/. Системы сертификации классифицируются по основным признакам (табл.1).

Таблица 1.

Классификация наиболее распространённых систем сертификации по основным классификационным признакам

|Признак классификации |Система сертификации продукции|
| | |
|1. Заинтересованность сторон. |Национальная |
| |Региональная |
| |Международная |
| | |
|2. Правовой статус. |Обязательная |
| |Добровольная |
| | |
|3. Участие ссторонних организаций в|Самостоятельная |
|исполнении процедуры сертификации. |Второй стороной |
| |Третьей стороной |

Госстандарт наделён следующими функциями по сертификации систем УКП и продукции:

- определяет порядок сертификации систем УКП;

- определяет порядок сртификации продукции и её номенклатуру;

- аккредитует органы по сертификации конкретных видов продукции, а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих испытаний;

- представляет другим юридическим лицам право аккредитации;

- осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации систем УКП и продукции;

- ведёт государственный реестр сертифицированных систем УКП, продукции, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров);

- принимает решения о признании сертификатов, выданнх зарубежными и международными органами;

- представляет страну во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сертификации систем УКП и продукции.

Функции, делегированные Законом Госстандарту, наполнены конкретным содержанием. Так уже в марте 1995 года в России было аккредитовано более
600 органов по сертификации и более 1600 испытательных лабораторий и центров /46,с.5/. Сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий
(центров) действует практически во всех регионах страны и обеспечивает проведение , в необходимых масштабах, работы по сертификации всех видов продукции и услуг.

На основани вышеизложенного можно сказать , что в стране, в основном, создан механизм и действует система сертификации, защищающая потребителя.

Создана и устойчиво функционирует система сотрудничества России с международными организациями по сертификации (приложение 2.) /45,с.2/.
В основу нормативной базы сертификации систем УКП и продукции в Российской
Федерации положены стандарты ИСО серии 9000. С целью придания законной силы указанным стандартам на территории СССР, а теперь России ,

Государственный комитет СССР в декабре 1988 года Постановлением №
4590 ввёл в действие Государственные стандарты полностью соответствующие стандартам ИСО серии 9000 (рис.3) /32,с.33/.

Рис.3. Схема соответствия стандартов ГОСТ стандартам ИСО серии 9000.

Рекомендации по применению данных Государственных стандартов определяют область распространения , сферу действия и правила выбора стандартов для внедрения на предприятии. В стандартах ГОСТ 40.9001 - 88 -
ГОСТ 40.9003 -88 раскрываются основные принципы систем качества, а также даётся необходимый состав документации и требования к ней, приводится порядок проведения работ на предприятии по применению стандартов данной системы, излагается совокупность требований к проверке, анализу и оценивается система качества,а также даются рекомендации по совершенствованию систем УКП.

Госстандарты на системы качества должны использоваться каждым предприятием в следующих случаях /46,с.26/:

- при заключении контрактов (договоров) на поставку продукции на внешний рынок;

- при участии в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, когда в случае удачи могут заключаться договора;

- при получении госзаказа, льготного кредитования или страхования;

- при желании руководителей предприятия убедиться в соответствии системы УКП международным требованиям, чтобы быть готовым и к заключению выгодных договоров с иностранными партнёрами,в первую очередь;

- при сертификации продукции по схеме предусматривающей и сертификацию систем УКП.

В дальнейшем (при введении государством или ассоциацией потребителей оценки систем качества) такие проверки во всех случаях могут стать постоянными , и тогда и для остальных предприятий эти стандарты будут носить не рекомендательный ,а обязательный характер.

Требования стандартов ГОСТ 40.9001 - 88 - ГОСТ 40.9003 - 88 по отношению к техническим требованиям на продукцию являются дополнительными и могут изменяться в зависимости от конкретных условий.

Поэтому необходимость внедрения того или иного стандарта системы
ГОСТ 40 определяется каждым предприятием самостоятельно при взаимном соглашении изготовителей (поставщиков) с потребителями (заказчиками). Но во всех случаях эти стандарты могут использоваться в качестве методических материалов при совершенствовании систем УКП.

А для завоевания международных рынков сбыта на длительные периоды, наличие на предприятии системы качества постоянно обеспечивающей конкурентоспособность выпускаемой продукции, необходимо признать обязательным и требования стандартов системы ГОСТ 40 целесообразно принимать в качестве минимально необходимых. При этом систему УКП по своему характеру следует рассматривать как организационную экономико-техническую систему, в рамках которой должна реализовываться совокупность организационных, экономических, социальных и научно-технических мероприятий.

Как считает автор, в Российской Федерации создана необходимая нормативная база и сформировались определённые социально-экономические условия для применения в широких масштабах сертификации продукции и систем
УКП с соблюдением основополагающих правил (принципов).

О с н о в н ы е п р и н ц и п ы п р о в е д е н и я с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и

Сертификация системы УКП , независимо от органа, которым она проводится (национальным или зарубежным) должна характеризоваться рядом основных принципов: а) целевой направленности, то есть необходимости осуществления сертификации системы УКП с чётко определённой целью. К такой цели может относиться, например, выход предприятия на определённый участок мирового рынка. В этом случае , очень важно выбрать наиболее авторитетный в данном регионе (или в мировом сообществе) зарубежный сертификационный орган
(центр, международную организацию). Для достижения выше указанной цели , сертификация системы нашим национальным органом в настоящий период времени будет явно недостаточной, так как пока сертификаты , получаемые на основе сертификации зарубежными сертификационными органами, более авторитетны и, соответственно, имеют существенное преимущество; б) добровольности, то есть проведение на предприятиях сертификации системы УКП может быть только добровольным, по инициативе и при наличии заявки от этого предприятия ; в) объективности, то есть проверки и оценки системы УКП при её сертификации должны осуществляться компетентными , высококвалифицированными специалистами. Ни один сотрудник , участвующий в сертификации,не может быть прямо или косвенно связан с данным предприятием, иметь его акции. При этом оплата за работу по сертификации не должна зависеть от заклюения по проверке, оценке и сертификации системы; г) конфиденциальности, то есть орган по сертификации и его сотрудники должны соблюдать профессиональную тайну в отношении конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия с поставщиком. Этивопросы могут стать предметом официальногоьсоглашения органа по сертификации и заказчика; д) предварительной оплаты работ органу по сертификации, то есть оплата сертификационных работ должна осуществляться до начала их проведения. Целесообразно это реализовать в два этапа. На первом этапе оплата производится за предварительную проверку и оценку системы УКП , а затем , в случае принятия решения о проведении второго этапа - за окончательную сертификационную работу.В любом случае перечисление денег должно быть выполнено до начала каждого последовательно выполняемого комплекса работ. Стоимость работ зависит, в основном, от масштаба и теерриториального расположения предприятия, сложности и объёмов производства, модели системы УКП. Например, сертификация системы качества шведскими сертификационными органами стоит (в зависимости от указанных факторов) 20 - 250 тыс. крон /32,с.41/.

Реализацию вышеукаанных положений сертификации системы УКП рассмотрим на примере сертификации системы УКП Воронежского акционерного самолётостроительного общества по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96
- 300.

2.2. В н у т р е н н я я п р о в е р к а и п о д г о т о в к а с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и и д о к у м е н т а ц и и к с е р т и ф и к а ц и и в а к ц и о н е р н о м о б щ е с т в е .

Как было отмечено в параграфе 2.1., в Государственном реестре среди других систем обязательной сертификации была зарегистрирована и система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации
(Межгосударственный авиационный комитет).

В дополнение и в развитие , действующих стандартов серии ГОСТ 40 и приведенной в соответствие с ними отраслевой нормативно - технической документацией, Ц е н т р сертификации изделий и производства продукции народнохозяйственного назначения при комитете общественной экспертизы в марте 1992 года ввёл в действие Авиационные правила сертификации производства воздушных судов , авиадвигателей и воздушных винтов (АП - 21).

Одобренные Исполнительным комитетом Совета по нормам лётной годности от 28.02.92 года разделы Авиационных правил (АП - 21) содержат обязательные для Изготовителя требования для производства изделий при наличии только Сертификата типа на производимые изделия (раздел “F”) и процедурные требования для получения Изготовителем Сертификата на производство (раздел”G”).

Правила АП - 21 (разделы “F” и “G”) выполнены по структуре и нумерации разделов и пунктов адекватно структуре Федеральных авиационных правил США - FAR-21 (разделы “F” и “G”).

Другие разделы Авиационных правил АП-21 предусматривают вопросы взаимодействия с предприятиями - поставщиками составных частей, комплектующих изделий, материалов и др., а также вопросы,связанные с импортом и экспортом (разделы K, L, M, N, O).

Основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”) является на заводе - изготовителе независимой инспекции (применительно к странам Содружества Независимых Государств - Военной приёмки) и утверждённой Уполномоченным органом и одобренной Авиационным Регистром системы обеспечения качества.

Уполномоченными органами Авиационного Регистра для утверждения системы контроля производства после подготовки и предъявления Изготовителем необходимых документов являются научно - исследовательские институты по направлениям (НИАТ, НИИД, НИТИ, ВИАМ). После утверждения системы контроля производства (СУ КП) комиссия из представителей этих институтов с привлечением специалистов ЦАГИ,ЦИАМ,ЛИИ,ВИЛС и НИИСУ подготавливает комплексное заключение о том, что соответствие каждого выпущенного экземпляра изделия типовой конструкции, определённой Сертификатом типа, на данном предприятии может быть обеспечено.

После того, как на предприятии был сформирован полный комплект нормативно-технической и методической документации по сертификации типа воздушного судна и производства (СУ КП), в начале апреля 1993 года было проведено совещание руководящего состава ВАСО (от начальника цеха
(начальника бюро технического контроля) до генерального директора) по вопросу сертификации производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96-300.

На совещании было решеноб что обследование и анализ производства самолётов на ВАСО будут проведены в соответствии с Авиационными правилами по двум направлениям:

- наличие нормативной базы и производственной среды, необходимой для изготовления воздушного судна(ВС), полностью соответствующей сертификации типа;

- обеспечение контроля за исполнением требований нормативной базы.

При этом предусматривается проведение работ в три этапа:

1 этап - рассмотрение и предварительный анализ представленных материалов;

2 этап - системное обследование производства и функционирования КС
УКП;

3 этап - оформление результатов обследования.

На совещании была утверждена “Матрица компетентности при самооценке производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300 на ВАСО (приложение 3) и
“План-график по самооценке системы качества ВАСО при подготовке к сертификации производства на 1993год”

По итогам работы совещания по сертификации производства были разработаны и утверждены Генеральным директором комплексные мероприятия по подготовке к сертификации.

Согласно комплексных мероприятий на предприятии предусматривалось:

1. Создание Совета по сертификации производства с закреплением его полномочий в стандарте предприятия.

2. Ссздание Совета по рассмотрению материалов контроля согласно требований Авиационных правил АП-21.

3. Формирование основных направлений работ подразделений предприятия по качеству согласно методических материалов к Авиационным правилам АП-21.

4. Разработать и утвердить мероприятия по предварительной самооценке системы УКП и производства воздушных судов (ВС).

5. Формирование комиссий в цехах ВАСО для проведения работ по сертификации производства воздушных судов (ВС).

6. Создание рабочих комиссий в цехах ВАСО.

7. Создание рабочей комиссии по приведению действующей на предприятии документации в соответствие с требованиями стандартов серии
ГОСТ 40 и Авиационных правил АП-21.

Из всего многообразия принятых мер и проведенных мероприятий был сформирован единый “План работ по сертификации производства самолётов Ил -
86 и Ил -96 - 300”.

В “Плане работ...” были перечислены следующие направления работ:

1. Организационно-методические мероприятия.

2. Экспертиза нормативно-технической документации по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300.

3. Оценка действующей системы обеспечения качества (по направлениям).

4. Проверка предприятий-поставщиков наиболее ответственных агрегатов , узлов, комплектующих изделий и деталей.

5. Подготовка заключительного анализа и оформление документов по результатам оценки производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

6. Рассмотрение представленных материалов на президиуме
Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) и принятие решения по результатам обследования производства самолётов Ил-86 и
Ил-96-300 в ВАСО.

В соответствии с матрицей компетентности при самооценке производства самолётов в ВАСО по указанным направлениям в цехах, отделах предприятия были созданы комиссии, разработаны мероприятия по проверке производства и системы УКП на предмет соответствия требованиям нормативно- технической документации по сертификации производства и СУ КП на предприятии. После создания комиссий руководителями отделов, бюро с членами комиссий были проведены занятия по изучениию требований стандартов ИСО
9000, ГОСТ 40, авиационных правил АП-21, методических указаний по проведению сертифиуации продукции (типа воздушного судна), производства (СУ
КП), в части, касающейси их.

Общее руководство в период самооценки производства осуществлял
Совет по сертификации производства, возглавлявшийся зам. генерального директора по качеству. А оперативную работу по рассмотрению материалов самооценки (контроля) выполнял Совет по рассмотрению материалов контроля.
В его состав были привлечены ведущие специалисты по проверяемым направлениям.

При анализе комплекса нормативно-технической документации, регламентирующей управление в системе управления качеством прордукции, было установлено, что в отличии от комплекса стандартов предприятия, предусмотренных отраслевыми стандартами, стандарты ИСО серии 9000, а вместе с ними и российские стандарты серии ГОСТ 40 устанавливают в качестве основного документа “Руководство по качеству”.

Кроме того, анализ НТД показал, что в документации предприятия по производству и обеспечению качества самолётов ИЛ-86 и ИЛ-960-300 наиболее полно охвачены следующие этапы “петли качества”:

- проектирование и разработка технических требований, разработка изделий;

- подготовка и разработка производственных процессов;

- производство продукции;

- контроль, проведения испытаний;

- реализация и распределение продукции;

- эксплуатация;

- упаковка и хранение.

Практически были не регламентированы вопросы маркетинга, поиска и изучения рынка.

Требовала совершенствования НТД, определяющая вопросы взаимоотношений между потребителями и поставщиками на этапе “материально- техническое снабжение”, а также НТД по этапам “техническая помощь в обслуживании” и “утилизация после использования” продукции.

Дальнейший анализ был направлен на проверку соответствия функций, выполняемых в системе УКП, а также комплексов задач, регламентированных отраслевой НТД, функциям и задачам, определённым международными стандартами
ИСО серии 9000. За основу был взят стандарт ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87).

В результате этого анализа было установлено, что в НТД, действующей на предприятии не были отражены требования по следующим основным вопросам:

- формирование политики в области качества;

- оценка потребителем системы УКП поставщика;

- сертификации системы УКП;

- выбор, постановка на производство изделий, в зависимости от возможности предприятия по обеспечению поставки изделий с заданным уровнем качества;

- анализ и оценка затрат на качество;

- внедрение статистических методов в управлении качеством продукции.

Кроме того, требовала корректировки НТД не соответствующая требованиям стандартов ИСО серии 9000 в части:

- установления ответственности и полномочий руководства предприятия и всего персонала в УКП;

- проверок системы качества на предприятии, а также участие руководства предприятия в анализе и оценке системы УКП;

- разработка и реализация программ качества и поставок изделий;

- ориентации системы УКП на потребителя;

- настройки системы УКП на устранение возможных причин отлонений от технических условий и качества изделий от заданного уровня и разработкупрофилактических мероприятий (система УКП должна предупреждать выпуск продукции неудовлетворительного качества).

Помимо нормативно-технической документации КС УКП в соответствии с
“Матрицей компетентности...” также была произведена проверка на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 и стандартом серии ГОСТ
40 и, уточнённой отраслевой НТД следующих процедур и объетов: а) самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300, изготовленных и прошедших весь комплекс испытаний; б) системы контроля производства; в) системы обеспечения качества (КС УКП); г) действующей конструкторской, технологической и нормативно- технической документации; д) соостояния технолгического оборудования, оснастки и инструмента; е) метрологического обеспечения производства и состояния контроля качества изготовления деталей, узлов, сборочных единиц и изделия вцелом; ж) испытаний сборочных единиц и изделия вцелом; з) входного контроля материалов, полуфабрикатов и комплектующх изделий; и) складирования и транспортировка составных частей изделия, запаных частей, наземного оборудования; к) организационно-технического обеспечения производства; л) квалификация кадров.

По результатам проведённой проверки по самооценке производства самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300 были составлены организационно-технические мероприятия по доработке системы УКП.

Согласно этих мероприятий в установленные сроки необходимо было реализовать следующее:

1. Доработка и практическое внедрение доработанной системы УКП.

2. Подготовка и анализ отчётных материалов по результатам проверки функционирования доработанной системы УКП.

3. Разработка руководства по качеству ВАСО.

4. Подготовка доказательной документации и подача официальной заявки в Авиационный Регистр Межгосударственной Авиационной Комиссии.

Одним из важнейших документов , который требовал не доработки, а разработки является Руководство по качеству.

Несмотря на то, что на предприятии в соответствии с действующей отраслевой НТД , в рамках комплексной системы УКП, применялось около 200 стандартов предприятия, единого документа по управлению (или обеспечению) качеством продукции не было. В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО серии 9000 был разработан и введён в действие основной организационно- методический документ КС УКП на предприятии - “Руководство по качеству”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.