| |||||
МЕНЮ
| Сертификация систем управления качеством продукции BACOp> Сертификация систем УКП представляет собой деятельность по проверке, оценке и удостоверению специально аккредитованным органом (национальным или зарубежным) соответствия сертифицируемой системы требованиям соответствующих стандартов. Такими стандартами могут быть государственные, международные(например, стандарты ИСО серии 9000) или национальные других зарубежных стран (в соответствии с требованиями контрактов). Документ , который удостоверяет соответствие системы УКП
требованиям стандарта, называют сертификатом. Он выдаётся только на систему В Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона “О защите прав потребителей” обязательной сертификации подлежат товары(работы, услуги), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей Среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей /43,с.396/. Работы по сертификации продукции , а также систем УКП проводятся под руководством Госстандарта России, как национального органа по сертификации. К настоящему времени сформирована законодательная база сертификации, cоздана и гармонизирована с международными нормами и требованиями её нормативная и организационная основа. В Госреестре зарегистрировано пять систем обязательной сертификации, сформированных государственными органами : - система сертификации Гост Р; - система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации (Межгосударственный авиационный комитет) ; - система сертификации взрывоопасных производств - система сертификации электросвязи (Министерство связи); - система сертификации средств защиты информации. Кроме того , зарегистрировано более 30 систем добровольной сертификации /46,с.3/. Системы сертификации классифицируются по основным признакам (табл.1). Таблица 1. Классификация наиболее распространённых систем сертификации по основным классификационным признакам |Признак классификации |Система сертификации продукции| Госстандарт наделён следующими функциями по сертификации систем УКП и продукции: - определяет порядок сертификации систем УКП; - определяет порядок сртификации продукции и её номенклатуру; - аккредитует органы по сертификации конкретных видов продукции, а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих испытаний; - представляет другим юридическим лицам право аккредитации; - осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации систем УКП и продукции; - ведёт государственный реестр сертифицированных систем УКП, продукции, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров); - принимает решения о признании сертификатов, выданнх зарубежными и международными органами; - представляет страну во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сертификации систем УКП и продукции. Функции, делегированные Законом Госстандарту, наполнены конкретным
содержанием. Так уже в марте 1995 года в России было аккредитовано более На основани вышеизложенного можно сказать , что в стране, в основном, создан механизм и действует система сертификации, защищающая потребителя. Создана и устойчиво функционирует система сотрудничества России с
международными организациями по сертификации (приложение 2.) /45,с.2/. Государственный комитет СССР в декабре 1988 года Постановлением № Рис.3. Схема соответствия стандартов ГОСТ стандартам ИСО серии 9000. Рекомендации по применению данных Государственных стандартов
определяют область распространения , сферу действия и правила выбора
стандартов для внедрения на предприятии. В стандартах ГОСТ 40.9001 - 88 - Госстандарты на системы качества должны использоваться каждым предприятием в следующих случаях /46,с.26/: - при заключении контрактов (договоров) на поставку продукции на внешний рынок; - при участии в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, когда в случае удачи могут заключаться договора; - при получении госзаказа, льготного кредитования или страхования; - при желании руководителей предприятия убедиться в соответствии системы УКП международным требованиям, чтобы быть готовым и к заключению выгодных договоров с иностранными партнёрами,в первую очередь; - при сертификации продукции по схеме предусматривающей и сертификацию систем УКП. В дальнейшем (при введении государством или ассоциацией потребителей оценки систем качества) такие проверки во всех случаях могут стать постоянными , и тогда и для остальных предприятий эти стандарты будут носить не рекомендательный ,а обязательный характер. Требования стандартов ГОСТ 40.9001 - 88 - ГОСТ 40.9003 - 88 по отношению к техническим требованиям на продукцию являются дополнительными и могут изменяться в зависимости от конкретных условий. Поэтому необходимость внедрения того или иного стандарта системы А для завоевания международных рынков сбыта на длительные периоды, наличие на предприятии системы качества постоянно обеспечивающей конкурентоспособность выпускаемой продукции, необходимо признать обязательным и требования стандартов системы ГОСТ 40 целесообразно принимать в качестве минимально необходимых. При этом систему УКП по своему характеру следует рассматривать как организационную экономико-техническую систему, в рамках которой должна реализовываться совокупность организационных, экономических, социальных и научно-технических мероприятий. Как считает автор, в Российской Федерации создана необходимая
нормативная база и сформировались определённые социально-экономические
условия для применения в широких масштабах сертификации продукции и систем О с н о в н ы е п р и н ц и п ы п р о в е д е н и я с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и Сертификация системы УКП , независимо от органа, которым она
проводится (национальным или зарубежным) должна характеризоваться рядом
основных принципов: а) целевой направленности, то есть необходимости осуществления
сертификации системы УКП с чётко определённой целью. К такой цели может
относиться, например, выход предприятия на определённый участок мирового
рынка. В этом случае , очень важно выбрать наиболее авторитетный в данном
регионе (или в мировом сообществе) зарубежный сертификационный орган Реализацию вышеукаанных положений сертификации системы УКП
рассмотрим на примере сертификации системы УКП Воронежского акционерного
самолётостроительного общества по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96 2.2. В н у т р е н н я я п р о в е р к а и п о д г о т о в к а с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и и д о к у м е н т а ц и и к с е р т и ф и к а ц и и в а к ц и о н е р н о м о б щ е с т в е . Как было отмечено в параграфе 2.1., в Государственном реестре среди
других систем обязательной сертификации была зарегистрирована и система
сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации В дополнение и в развитие , действующих стандартов серии ГОСТ 40 и приведенной в соответствие с ними отраслевой нормативно - технической документацией, Ц е н т р сертификации изделий и производства продукции народнохозяйственного назначения при комитете общественной экспертизы в марте 1992 года ввёл в действие Авиационные правила сертификации производства воздушных судов , авиадвигателей и воздушных винтов (АП - 21). Одобренные Исполнительным комитетом Совета по нормам лётной годности от 28.02.92 года разделы Авиационных правил (АП - 21) содержат обязательные для Изготовителя требования для производства изделий при наличии только Сертификата типа на производимые изделия (раздел “F”) и процедурные требования для получения Изготовителем Сертификата на производство (раздел”G”). Правила АП - 21 (разделы “F” и “G”) выполнены по структуре и нумерации разделов и пунктов адекватно структуре Федеральных авиационных правил США - FAR-21 (разделы “F” и “G”). Другие разделы Авиационных правил АП-21 предусматривают вопросы взаимодействия с предприятиями - поставщиками составных частей, комплектующих изделий, материалов и др., а также вопросы,связанные с импортом и экспортом (разделы K, L, M, N, O). Основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”) является на заводе - изготовителе независимой инспекции (применительно к странам Содружества Независимых Государств - Военной приёмки) и утверждённой Уполномоченным органом и одобренной Авиационным Регистром системы обеспечения качества. Уполномоченными органами Авиационного Регистра для утверждения системы контроля производства после подготовки и предъявления Изготовителем необходимых документов являются научно - исследовательские институты по направлениям (НИАТ, НИИД, НИТИ, ВИАМ). После утверждения системы контроля производства (СУ КП) комиссия из представителей этих институтов с привлечением специалистов ЦАГИ,ЦИАМ,ЛИИ,ВИЛС и НИИСУ подготавливает комплексное заключение о том, что соответствие каждого выпущенного экземпляра изделия типовой конструкции, определённой Сертификатом типа, на данном предприятии может быть обеспечено. После того, как на предприятии был сформирован полный комплект
нормативно-технической и методической документации по сертификации типа
воздушного судна и производства (СУ КП), в начале апреля 1993 года было
проведено совещание руководящего состава ВАСО (от начальника цеха На совещании было решеноб что обследование и анализ производства самолётов на ВАСО будут проведены в соответствии с Авиационными правилами по двум направлениям: - наличие нормативной базы и производственной среды, необходимой для изготовления воздушного судна(ВС), полностью соответствующей сертификации типа; - обеспечение контроля за исполнением требований нормативной базы. При этом предусматривается проведение работ в три этапа: 1 этап - рассмотрение и предварительный анализ представленных материалов; 2 этап - системное обследование производства и функционирования КС 3 этап - оформление результатов обследования. На совещании была утверждена “Матрица компетентности при самооценке
производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300 на ВАСО (приложение 3) и По итогам работы совещания по сертификации производства были разработаны и утверждены Генеральным директором комплексные мероприятия по подготовке к сертификации. Согласно комплексных мероприятий на предприятии предусматривалось: 1. Создание Совета по сертификации производства с закреплением его полномочий в стандарте предприятия. 2. Ссздание Совета по рассмотрению материалов контроля согласно требований Авиационных правил АП-21. 3. Формирование основных направлений работ подразделений предприятия по качеству согласно методических материалов к Авиационным правилам АП-21. 4. Разработать и утвердить мероприятия по предварительной самооценке системы УКП и производства воздушных судов (ВС). 5. Формирование комиссий в цехах ВАСО для проведения работ по сертификации производства воздушных судов (ВС). 6. Создание рабочих комиссий в цехах ВАСО. 7. Создание рабочей комиссии по приведению действующей на
предприятии документации в соответствие с требованиями стандартов серии Из всего многообразия принятых мер и проведенных мероприятий был
сформирован единый “План работ по сертификации производства самолётов Ил - В “Плане работ...” были перечислены следующие направления работ: 1. Организационно-методические мероприятия. 2. Экспертиза нормативно-технической документации по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300. 3. Оценка действующей системы обеспечения качества (по направлениям). 4. Проверка предприятий-поставщиков наиболее ответственных агрегатов , узлов, комплектующих изделий и деталей. 5. Подготовка заключительного анализа и оформление документов по результатам оценки производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300. 6. Рассмотрение представленных материалов на президиуме В соответствии с матрицей компетентности при самооценке
производства самолётов в ВАСО по указанным направлениям в цехах, отделах
предприятия были созданы комиссии, разработаны мероприятия по проверке
производства и системы УКП на предмет соответствия требованиям нормативно-
технической документации по сертификации производства и СУ КП на
предприятии. После создания комиссий руководителями отделов, бюро с членами
комиссий были проведены занятия по изучениию требований стандартов ИСО Общее руководство в период самооценки производства осуществлял При анализе комплекса нормативно-технической документации, регламентирующей управление в системе управления качеством прордукции, было установлено, что в отличии от комплекса стандартов предприятия, предусмотренных отраслевыми стандартами, стандарты ИСО серии 9000, а вместе с ними и российские стандарты серии ГОСТ 40 устанавливают в качестве основного документа “Руководство по качеству”. Кроме того, анализ НТД показал, что в документации предприятия по производству и обеспечению качества самолётов ИЛ-86 и ИЛ-960-300 наиболее полно охвачены следующие этапы “петли качества”: - проектирование и разработка технических требований, разработка изделий; - подготовка и разработка производственных процессов; - производство продукции; - контроль, проведения испытаний; - реализация и распределение продукции; - эксплуатация; - упаковка и хранение. Практически были не регламентированы вопросы маркетинга, поиска и изучения рынка. Требовала совершенствования НТД, определяющая вопросы взаимоотношений между потребителями и поставщиками на этапе “материально- техническое снабжение”, а также НТД по этапам “техническая помощь в обслуживании” и “утилизация после использования” продукции. Дальнейший анализ был направлен на проверку соответствия функций,
выполняемых в системе УКП, а также комплексов задач, регламентированных
отраслевой НТД, функциям и задачам, определённым международными стандартами В результате этого анализа было установлено, что в НТД, действующей на предприятии не были отражены требования по следующим основным вопросам: - формирование политики в области качества; - оценка потребителем системы УКП поставщика; - сертификации системы УКП; - выбор, постановка на производство изделий, в зависимости от возможности предприятия по обеспечению поставки изделий с заданным уровнем качества; - анализ и оценка затрат на качество; - внедрение статистических методов в управлении качеством продукции. Кроме того, требовала корректировки НТД не соответствующая требованиям стандартов ИСО серии 9000 в части: - установления ответственности и полномочий руководства предприятия и всего персонала в УКП; - проверок системы качества на предприятии, а также участие руководства предприятия в анализе и оценке системы УКП; - разработка и реализация программ качества и поставок изделий; - ориентации системы УКП на потребителя; - настройки системы УКП на устранение возможных причин отлонений от технических условий и качества изделий от заданного уровня и разработкупрофилактических мероприятий (система УКП должна предупреждать выпуск продукции неудовлетворительного качества). Помимо нормативно-технической документации КС УКП в соответствии с По результатам проведённой проверки по самооценке производства самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300 были составлены организационно-технические мероприятия по доработке системы УКП. Согласно этих мероприятий в установленные сроки необходимо было реализовать следующее: 1. Доработка и практическое внедрение доработанной системы УКП. 2. Подготовка и анализ отчётных материалов по результатам проверки функционирования доработанной системы УКП. 3. Разработка руководства по качеству ВАСО. 4. Подготовка доказательной документации и подача официальной заявки в Авиационный Регистр Межгосударственной Авиационной Комиссии. Одним из важнейших документов , который требовал не доработки, а разработки является Руководство по качеству. Несмотря на то, что на предприятии в соответствии с действующей отраслевой НТД , в рамках комплексной системы УКП, применялось около 200 стандартов предприятия, единого документа по управлению (или обеспечению) качеством продукции не было. В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО серии 9000 был разработан и введён в действие основной организационно- методический документ КС УКП на предприятии - “Руководство по качеству”. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|