реферат, рефераты скачать
 

Сертификация систем управления качеством продукции BACO


p> В первом разделе “Руководства по качеству” изложена “Политика в области качества”, утверждённая Генеральным директором.

Обращаясь к потребителям, ВАСО предлагает “лучшее решение проблемы надёжности и эффективности эксплуатации лучших отечественных широкофюзеляжных самолётов”/41,с.1/.

Целью функционирования системы качества на ВАСО является обеспечение:

- изготовления каждого элемента выпускаемых самолётов в соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасной эксплуатации;

- заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимальных затратах;

- соответствия самолёта заявленным требованиям типовой конструкции и условиям на поставку.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью:

- выполнения документированных ГОСТами, ОСТами, РТМ и стандартами предприятия всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения качества;

- активного взаимодействия по вопросам качества с партнёрами, изготавливающими элементы конструкции самолётов и с поставщиками материалов, полуфабрикатов и покупных изделий;

- повышения качества и ответственности руководства ВАСО;

- повышения технического уровня производства в акционерном обществе
(АО);

- вовлечения в работу всех сотрудников предприятия;

- организации эффективного технического контроля операций и процессов производства и обеспечением его стабильности при изготовлении особо ответственных элементов конструкции самолёта, проведением комплекса их испытаний;

- совершенствования системы мотивации персонала предприятия на качественную работу.

Политика в области качества обязывает:

1. Каждого работника предприятия:

- знать положения политики в области качества и строго следовать им в работе;

- выполнять все требования технической и нормативно-технической документации;

- соблюдать производственно-технологическую дисциплину, в сро и качественно выполнять все указания руководителей, не противоречащие действующим законам и документам, утверждённым в установленном порядке;

- постоянно помнить, что главная цель работы каждого - полное удовлетворение требований потребителей;

- проявлять творческую инициативу , подавать предложения и добиваться устранения любых причин и обстоятельств, препятствующих изготовлению продукции заданного качества.

2. Руководителей всех структурных подразделений акционерного общества:

- руководствоваться в своей деятельности требованиями настоящей
“Политики...”, обеспечивать её понимание всеми работниками подразделения и практическую реализацию;

- обеспечивать полное соответствие действующих и разрабатываемых подразделением стандартов предприятия комплексной системы УКП положениям настоящей “Политики...” и “Руководству по качеству”;

- обеспечивать приоритетность в планировании, финансировании работ связанных с реализацией “Политики...”;

- создавать необходимые условия для эффективного труда.
Своевременно обеспечивать производство необходимым оборудованием, документацией, оснасткой, инструментом, тарой, материалами,технологическую и экологическую безопасность труда, обучение и инструктаж исполнителей , деловую и доброжелательную атмосферу в коллективе;

- создавать условия и стимулы для постоянного повышения квалификации работников подразделения и их служебного роста в соответствии с деловыми качествами , подготовкой и практическим опытом; разрабатывать требоввания к уровню подготовки соответствующих работников общества в части функций, возложенных на данное производство.

В последующих разделах “Руководства по качеству” изложен порядок функционирования системы УКП на всех этапах “петли качества”.

В “Руководстве...”определена ответственность и порядок функционирования системы УКП, а также оно содержит:

- структуру и описание функциональных взаимоотношений между службой контроля и обеспечения качества, администрацией и другими структурнымиподразделениями;

- структуру, которая описывает иерархию подчинённости и ответственности в службе качества.

В “Руководстве...” содержатся все разделы , предусмотренные стандартами ИСО серии 9000. Они устанавливают выполнение следующих процедур:

- внесение изменений и их исключение в системе обеспечения качества и утверждение полномочий лиц, которые наделены этим правом;

- выполнение входного контроля компонентов , деталей и блоков;

- оценка и контроль сырья, закупаемых элементов, деталей и узлов;

- проверка поставщиков, выполняющих контроль изделий или деталей, которые не могут или не будут в полном объёме проверяться изготовителем основного изделия;

- идентификация и маркировка при проверке изделий или деталей на протяжении цикла их изготовления, то есть указания номера детали, заводского номера, знака приёмки, отбраковки, проведения неразрушающего контроля, идентификации процесса и материала;

- установление гарантированной последовательности выполнения проверок изделий или деталей и надлежащим образом оформленных на тех стадиях производства, на которых можно выполнить точные, качественные изменения;

- правильное выполнение контроля, записи и идентификации всех процессов проверки;

- составление и утверждение отчётов о проверке. Перечисление в документации методов проверки с помощью инструментов и приборов по снятию соответствующих характеристик или статистическими методами;

- подтверждение надёжности применения статистических методов - без последующих отказов деталей или узлов;

- идентификация готовых изделий (деталей) по чертежам, изменённой букве (буквам) или номеру (номерам), кодированием;

- обеспечение гарантии выполнения всех необходимых проверок и испытаний до окончательной приёмки готовых изделий (деталей);

- обеспечение качества технологических процессов и определение действий, которые необходимо выполнить , а также - технологических карт обработки особо ответственных деталей;

- рассмотрение листов по устранению дефектов (ЛУДов) и принятие решений о передаче деталей , узлов, агрегатов на ремонт или использование их в качестве отходов;

- идентификация изделий, деталей (порядок рассмотрения);

- обеспечение адекватного контроля и идентификации изделий, деталей;

- информирование разработчика о последующих изменениях техпроцессов, спецификаций и системы качества;

- контроль чертежей, изменений в чертежах и инструкциях;

- схема расположения участков служб контроля качества продукции по видам производства;

- описание функций представителей заказчика на предприятии по проверке и испытаниям изделий, агрегатов, узлов, деталей;

- предоставление всех изменений производственных процессов
Уполномоченному органу (изменений в технологии и в изготовлении) с целью их оценки и последующего согласования;

- обеспечение информацией заинтересованных органов о любом изменении в системе обеспечения качества, которое может повлиять на проверку, соответствие сертификату типа, на лётную годность или пригодность к эксплуатации изделия;

- обеспечение утверждения в установленном порядке основных изменений в конструкторской документации до внесения их в изделие;

-обеспечение немедленного внесения в конструкторскую документацию изменений конструкции изделий, внесённых согласно бюллетеней, до их окончательной приёмки;

- описание функций представителя заказчика в системе контроля и обеспечения качества, а также делегирования ему части полномочий
Авиационного Регистра по приёмке на всех этапах производства.

Каждая из вышеприведенных процедур подробно расписана в одном из стандартов предприятия, о чём сделаны соответствующие ссылки в конце каждого раздела.

После выполнения организационно-технических мероприятий по доработке системы УКП Воронежское акционерное самолётостроительное общество
18 августа 1993 года официально подало заявку по установленной форме в
Авиационный Регистр МАК для проведения сертификации производства самолётов
Ил-86 и Ил-96-300.

2.3. П р о в е д е н и е с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м ы

у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и в А
О

Необходимым и обязательным условием допуска гражданского воздушного судна (ВС) в эксплуатацию является его соответствие требованиям норм лётной годности (НЛГ) и наличие сертификата типа воздушного судна. При этом
Изготовитель должен обеспечить соответствие роизводства воздушного судна требованиям раздела “F” Авиационных правил АП-21 не более,чем через 6 месяцев после момента выдачи изделию сертификата типа. Это означает, что в течение указанного срока необходимо уточнить, утвердить и сохранить систему контроля производства, гарантирующую, что каждый экземпляр ВС соответствует типовой конструкции и находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию. Система контроля должна быть одобрена Авиационным Регистром или уполномоченным им органом . А сертификация производства , в свою очередь, производится для воздушного судна , получившего в установленном порядке сертификат типа.

На момент подачи предприятием заявки в Авиационный Регистр, указанное выше условие было выполнено.

Одновременно с заявкой в Авиационный Регистр были представлены комплекты конструкторской документации на самолёты Ил-86 и Ил-96-300.

Авиационный Регистр в качестве Уполномоченного органа по сертификации производства ВАСО определил Научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства (НИАТ), согласовав, при этом , с заинтересованными сторонами сроки проведения работ по проверке соответствия производства требованиям разделов “F” и “G” Авиационных правил
АП-21. Решив организационные вопросы , Авиационный Регистр направил предприятию официальное подтверждение о принятии заявки.

Проверка системы управления качеством продукции проводилась в два этапа: первый этап - предварительная проверка и оценка системы управления качеством продукции; второй этап - окончательная проверка системы управления качеством продукции.

Для выполнения первого этапа ВАСО предоставило Уполномоченному органу следующие данные:

- копии документов сертификата типа на самолёты Ил-86 и Ил-96-300;

- копии Технических условий на контроль, приёмку и поставку самолётов и эксплуатационные данные на вышеуказанные самолёты;

- заполненную анкету-вопросник установленного образца;

- данные о состоянии производства по запросу Уполномоченного органа;

- конструкторскую и технологическую документацию на самолёты Ил-86 и
Ил-96-300.

Уполномоченный орган, получив необходимые данные, сформировал рабочую группу. В состав рабочей группы вошёл ряд специалистов
Уполномоченного органа (по направлениям проверки) , а также специалисты
ВАСО , нескольких отраслевых научно-исследовательских институтов и родственных предприятий. Из указанного круга специалистов рабочей группы
Уполномоченный орган назначил ответственных специалистов (по направлениям проверки) и согласовал их список с Авиационным Регистром. Общее руководство рабочей группы осуществлял председатель рабочей группы, назначенный
Уполномоченным органом по согласованию с Авиационным Регистром.

Рабочая группа в своей работе руководствуется следующими основными принципиальными положениями:

- каждый специалист группы обязан дать свои частные заключения после тщательного анализа проверяемого направления с привлечением фактических данных;

- заключение должно быть полным, точным и достоверным;

- быть убеждённым в том, что заключение, его содержание , чётко понимается производственным и контрольным персоналом предприятия.

Уполномоченный орган составил программу предварительной проверки и оценки производства.

В соответствии спрограммой , рабочая группа производит анализ представленных документов, а также документов, представленных ВАСО по запросам рабочей группы и даёт заключение о готовности производства АО к сертификации.

Уполномоченный орган принимает решение об окончательной проверке системы управления качеством продукции (производства самолётов) в ВАСО.

После первого этапа сертификации на предприятии был составлен и выполнен план целевых мероприятий по устранению замечаний, выявленных рабочей группой Уполномоченного органа. Среди них необходимо отметить следующие:

- в руководстве по качеству не полностью раскрыты функциональные связи между подразделениями предприятия;

- там же нечётко определён порядок проведения внутренних проверок и создание банка данных по их результатам.

Уполномоченный орган 12 ноября 1993 года утвердил программу обследования производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в ВАСО.

В эту программу были включены следующие проверяемые объекты
(проверке подлежали используемые процедуры, методы, стандарты, инструкции, технологические процессы):

- структурные подразделения(цехи, отделы);

- блок обеспечения конструкторско--технологической и нормативно- технической документации;

- блок обеспечения надёжности ;

- блок технической оснащённости;

- блок производства самолётов;

- блок обеспечения качества;

- блок материально-технического обеспечения;

- блок обеспечения испытаний и сдачи готовой продукции.

Обследование и анализ производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 проводилось по двум направлениям: а) наличие нормативной базы и производственной Среды, необходимой для изготовления самолётов, соответствующих техническим условиям; б) обеспечение контроля за исполнением требований документально- нормативной базы, проверка; анализ и оценка функций по обеспечению качества изготавливаемых самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

В приложении к программе был приведён перечень нормативно- технической документации, используемой при проведении работ по сертификации производства:

- Государственные стандарты;

- отраслевые стандарты;

- стандарты предприятия и т.д.

С прибытием рабочей группы на предприятие ,ей были обеспечены необходимые для работы условия:

- помещение для работы;

- необходимое оборудование;

- транспорт (при необходимости);

- конструкторская и технологическая документация на самолёты ;

- документация по организации производства;

- необходимая нормативно-техническая документация;

- возможность проверки оборудования, посещение цехов, и участков для наиболее полного, удобного контроля без помех производству;

- содействие подразделений АО (цехов, отделов) в выполнении работ.

В соответствии спрограммой обследования специалисты занялись проверкой порученных им направлений. Используя перечни контрольных вопросов, а также формы для регистрации наблюдений при проверке и формы для записи вспомогательных данных, они начали производить проверку и накапливать данные по процедурам подготовки доказательной документации и объективности представленных в ней данных (в качестве доказательной документации используются акты, протоколы, решения...).

Специалисты рабочей группы проверили наличие на рабочих местах исполнителей действующей конструкторской и технологической документации (с приложенными к ней изменениями), знание производственным и контрольным персоналом положений указанной документации; выявляли фактическое соответствие объекта проверки установленным требованиям применительно к конкретному изделию.

По окончании каждого конкретного объекта проверки, ответственные исполнители информировали руководителей данного подразделения , исполнителей и контрольных работников о своих выводах по проверяемому участку, подразделению.

В некоторых случаях, для подтверждения доказательности предоставленных данных, привлекались другие подразделения, например, центральная заводская лаборатория - для снятия определённых характеристик изделия(агрегата, узла, детали)

По каждому направлению проверки в соответствии с данными, полученными от ответственных исполнителей, специалисты предприятия, взаимодействующие с рабочей группой по данному направлению, оформляли таблицу соответствия (приложение 4).

На основе тщательного анализа данных ВАСО и оформленной доказательной документации члены рабочей группы подготовили частные заключения каждый по своему направлению. В них отражены:

- оценка выполнения программы обследования;

- оценка полноты и качества доказательной документации и соответствие этой документации требованиям, изложенным в разделах “F”и “G”
Авиационных правил АП-21;

- обоснование состава и объёма дополнительных проверок и испытаний
(если таковые проводились).

Так как частные заключения всех членов рабочей группы оказались положительными, Уполномоченный орган совместно со специалистами ВАСО , научно-исследовательских институтов и других предприятий, принимавших участие в проверке, разработали комплексное заключение о соответствии производства и утверждённой системы качества (КС УКП) требованиям, изложенным в разделах “F” и “G” Авиационных правил АП-21.

Все документы, оформленные в процессе проверки (обследования) , были сведены в “Отчёт о проверке соответствия производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300” требованиям , изложенным в разделах”F” и “G” Авиационных правил АП-21.

Комплексный отчёт совместно с таблицей соответствия, доказательной документацией, разрешением на произодство с утверждённой системой контроля
(сертификатомтипа) был представлен Уполномоченным органом в Авиационный
Регистр для принятия решения о выдаче ВАСО Сертификата на производство самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

Авиационный Регистр в феврале1994 года выдал Воронежскому акционерному самолётостроительному обществу Сертификат на производство самолётов Ил-86 и Ил-96-300 со сроком действия два года с последующим подтверждением и продлением на новый срок.

И н с п е к ц и о н н ы й к о н т р о л ь з а с е р т и ф и ц и р о в а н н ы м п р о и з в о д с т в о м с а м о л ё т о в И л - 8 6 и И л - 9 6 - 3 0 0

В соответствии с требованиями Авиационных правил и стандарта предприятия основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”
Авиационных правил АП-21) является наличие на ВАСО независимой инспекции
(Военной приЁмки) и утверждённой Уполномоченным органом и одобренной
Авиационным Регистром системы обеспечения качества.

Представители заказчика, осуществляя приёмку изделий , обеспечивают соответствие каждого изделия не только Сертификату типа “F”, но и
Сертификату производства изделий “G” , дополняя приёмку и испытания изделий ещё и летучим контролем производства.

Представительство заказчика о результатах контроля производства информирует Уполномоченный орган и руководство ВАСО.

Кроме того, инспекционный контроль в соответствии со стандартом предприятия “О комплексных проверках производства”осуществляют и инспекторы бюро управления качеством продукции.

Накопление, обработка и хранение полученной информации о соблюдении требований Авиационных правил по разделам “F” и “G” осуществляется в бюро управления качеством про дукции.

В случае выявления каких-либо замечаний, несоответствий составляются корректирующие мероприятия, выполнение которых контролируется
Уполномоченным органом.

Таким образом, за прошедшие два года , каждое структурное подразделение минимум два раза было проверено (по данным бюро УКП).

3. ВЛИЯНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ПРОДУКЦИИ НА ВЫПУСК КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

3.1. А д а п т а ц и я к о м п л е к с н о й с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и , п р и м е н я е м о й н а В А С О , к т р е б о в а н и я м

м е ж д у н а р о д н ы х с т а н д а р т о в и е ё д а л ь н е й ш е е р а з в и т и е

Приступая к анализу происшедших изменений в Воронежском акционерном самолётостроительном обществе в связи с его структурными преобразованиями и сертификацией производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в 1994 году, автор считает необходимым , прежде всего, оценить долю влияния некоторых этапов жизненного цикла изделий на качество изделий , экономический эффект от функционирования комплексной системы УКП на предприятии и изложитьсвоё видение нынешнего положения предприятия и проблем, которые непосредственно с этим связаны.

По мнению автора , всё вышеизложенное , оопределяющим образом повлияет на весь ход анализа и, конечно, на заключительные выводы.

Как известно, конечное качество изделий зависит от того, с каким качеством был реализован тот или иной этап жизненного цикла изделия. В то же время “вклад” каждого этапа жизненного цикла в качество изделия различен. Так, если техническое задание на изделие определяет 100% качества изделия, а эскизный и технический проекты определяют от 50% до 80% качества изделия , то рабочий проект и технологическая подготовка производства определяют от 5% до 35% качества изделия и, наконец, производство определяет от 5% до 25% качества изделия /53,с.15/.

Следовательно, предприятие может реализовать, проведя на достаточно высоком уровне технологическую подготовку производства и обеспечив изготовление изделий со 100% выполнением требований технических условий , максимум 60% от первоначально заданного качества изделия. Разумеется, это не так уж и мало.

Развивая эту мысль, автор приходит к заключению, что уровень работ, проведенных на предприятии в результате сертификации типа , сертификации производства, ограничен рамками производства, в данном случае, самолётов Ил-
86 и Ил-96-300.

При этом, не следует забывать , что ВАСО имеет сотни поставщиков материалов и комплектующих изделий. и , несмотря на наличие входного контроля, традиционную работу по взаимодействию с поставщиками материалов и покупных изделий, пока предприятие не в состоянии исключить устанвку на изделие некондиционных блоков, узлов. Конечно, их дефекты выявляются в процессе наземных и лётных испытаний. Но это уже дополнительные затраты человеческого труда, ресурсов, что , в конечном счёте, сказывается на себестоимости изделий.

В силу сложившихся обстоятельств, приходит мысль о применении обязательной комплексной сертификации/51,с.4/. В этом случае , несомненно, выиграют и конечный потребитель, и поставщик основных изделий , и поставщик комплектующих изделий.

В процессе сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 комплексная система управления качеством продукции получила своё дальнейшее развитие и приобрела повышенную значимость на предприятии благодаря тому, что её функционирование осуществляется теперь под общим руководством генерального директора ВАСО , который ,в свою очередь,определяет политику в области качества продукции и обеспечивает необходимые условия для её развития (реализации).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.