| |||||
МЕНЮ
| Сертификация систем управления качеством продукции BACOp> В первом разделе “Руководства по качеству” изложена “Политика в области качества”, утверждённая Генеральным директором. Обращаясь к потребителям, ВАСО предлагает “лучшее решение проблемы надёжности и эффективности эксплуатации лучших отечественных широкофюзеляжных самолётов”/41,с.1/. Целью функционирования системы качества на ВАСО является обеспечение: - изготовления каждого элемента выпускаемых самолётов в соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасной эксплуатации; - заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимальных затратах; - соответствия самолёта заявленным требованиям типовой конструкции и условиям на поставку. Достижение указанной цели осуществляется с помощью: - выполнения документированных ГОСТами, ОСТами, РТМ и стандартами предприятия всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения качества; - активного взаимодействия по вопросам качества с партнёрами, изготавливающими элементы конструкции самолётов и с поставщиками материалов, полуфабрикатов и покупных изделий; - повышения качества и ответственности руководства ВАСО; - повышения технического уровня производства в акционерном обществе - вовлечения в работу всех сотрудников предприятия; - организации эффективного технического контроля операций и процессов производства и обеспечением его стабильности при изготовлении особо ответственных элементов конструкции самолёта, проведением комплекса их испытаний; - совершенствования системы мотивации персонала предприятия на качественную работу. Политика в области качества обязывает: 1. Каждого работника предприятия: - знать положения политики в области качества и строго следовать им в работе; - выполнять все требования технической и нормативно-технической документации; - соблюдать производственно-технологическую дисциплину, в сро и качественно выполнять все указания руководителей, не противоречащие действующим законам и документам, утверждённым в установленном порядке; - постоянно помнить, что главная цель работы каждого - полное удовлетворение требований потребителей; - проявлять творческую инициативу , подавать предложения и добиваться устранения любых причин и обстоятельств, препятствующих изготовлению продукции заданного качества. 2. Руководителей всех структурных подразделений акционерного общества: - руководствоваться в своей деятельности требованиями настоящей - обеспечивать полное соответствие действующих и разрабатываемых подразделением стандартов предприятия комплексной системы УКП положениям настоящей “Политики...” и “Руководству по качеству”; - обеспечивать приоритетность в планировании, финансировании работ связанных с реализацией “Политики...”; - создавать необходимые условия для эффективного труда. - создавать условия и стимулы для постоянного повышения квалификации работников подразделения и их служебного роста в соответствии с деловыми качествами , подготовкой и практическим опытом; разрабатывать требоввания к уровню подготовки соответствующих работников общества в части функций, возложенных на данное производство. В последующих разделах “Руководства по качеству” изложен порядок функционирования системы УКП на всех этапах “петли качества”. В “Руководстве...”определена ответственность и порядок функционирования системы УКП, а также оно содержит: - структуру и описание функциональных взаимоотношений между службой контроля и обеспечения качества, администрацией и другими структурнымиподразделениями; - структуру, которая описывает иерархию подчинённости и ответственности в службе качества. В “Руководстве...” содержатся все разделы , предусмотренные стандартами ИСО серии 9000. Они устанавливают выполнение следующих процедур: - внесение изменений и их исключение в системе обеспечения качества и утверждение полномочий лиц, которые наделены этим правом; - выполнение входного контроля компонентов , деталей и блоков; - оценка и контроль сырья, закупаемых элементов, деталей и узлов; - проверка поставщиков, выполняющих контроль изделий или деталей, которые не могут или не будут в полном объёме проверяться изготовителем основного изделия; - идентификация и маркировка при проверке изделий или деталей на протяжении цикла их изготовления, то есть указания номера детали, заводского номера, знака приёмки, отбраковки, проведения неразрушающего контроля, идентификации процесса и материала; - установление гарантированной последовательности выполнения проверок изделий или деталей и надлежащим образом оформленных на тех стадиях производства, на которых можно выполнить точные, качественные изменения; - правильное выполнение контроля, записи и идентификации всех процессов проверки; - составление и утверждение отчётов о проверке. Перечисление в документации методов проверки с помощью инструментов и приборов по снятию соответствующих характеристик или статистическими методами; - подтверждение надёжности применения статистических методов - без последующих отказов деталей или узлов; - идентификация готовых изделий (деталей) по чертежам, изменённой букве (буквам) или номеру (номерам), кодированием; - обеспечение гарантии выполнения всех необходимых проверок и испытаний до окончательной приёмки готовых изделий (деталей); - обеспечение качества технологических процессов и определение действий, которые необходимо выполнить , а также - технологических карт обработки особо ответственных деталей; - рассмотрение листов по устранению дефектов (ЛУДов) и принятие решений о передаче деталей , узлов, агрегатов на ремонт или использование их в качестве отходов; - идентификация изделий, деталей (порядок рассмотрения); - обеспечение адекватного контроля и идентификации изделий, деталей; - информирование разработчика о последующих изменениях техпроцессов, спецификаций и системы качества; - контроль чертежей, изменений в чертежах и инструкциях; - схема расположения участков служб контроля качества продукции по видам производства; - описание функций представителей заказчика на предприятии по проверке и испытаниям изделий, агрегатов, узлов, деталей; - предоставление всех изменений производственных процессов - обеспечение информацией заинтересованных органов о любом изменении в системе обеспечения качества, которое может повлиять на проверку, соответствие сертификату типа, на лётную годность или пригодность к эксплуатации изделия; - обеспечение утверждения в установленном порядке основных изменений в конструкторской документации до внесения их в изделие; -обеспечение немедленного внесения в конструкторскую документацию изменений конструкции изделий, внесённых согласно бюллетеней, до их окончательной приёмки; - описание функций представителя заказчика в системе контроля и
обеспечения качества, а также делегирования ему части полномочий Каждая из вышеприведенных процедур подробно расписана в одном из стандартов предприятия, о чём сделаны соответствующие ссылки в конце каждого раздела. После выполнения организационно-технических мероприятий по
доработке системы УКП Воронежское акционерное самолётостроительное общество 2.3. П р о в е д е н и е с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и в А Необходимым и обязательным условием допуска гражданского воздушного
судна (ВС) в эксплуатацию является его соответствие требованиям норм лётной
годности (НЛГ) и наличие сертификата типа воздушного судна. При этом На момент подачи предприятием заявки в Авиационный Регистр, указанное выше условие было выполнено. Одновременно с заявкой в Авиационный Регистр были представлены комплекты конструкторской документации на самолёты Ил-86 и Ил-96-300. Авиационный Регистр в качестве Уполномоченного органа по
сертификации производства ВАСО определил Научно-исследовательский институт
авиационной технологии и организации производства (НИАТ), согласовав, при
этом , с заинтересованными сторонами сроки проведения работ по проверке
соответствия производства требованиям разделов “F” и “G” Авиационных правил Проверка системы управления качеством продукции проводилась в два этапа: первый этап - предварительная проверка и оценка системы управления качеством продукции; второй этап - окончательная проверка системы управления качеством продукции. Для выполнения первого этапа ВАСО предоставило Уполномоченному органу следующие данные: - копии документов сертификата типа на самолёты Ил-86 и Ил-96-300; - копии Технических условий на контроль, приёмку и поставку самолётов и эксплуатационные данные на вышеуказанные самолёты; - заполненную анкету-вопросник установленного образца; - данные о состоянии производства по запросу Уполномоченного органа; - конструкторскую и технологическую документацию на самолёты Ил-86
и Уполномоченный орган, получив необходимые данные, сформировал
рабочую группу. В состав рабочей группы вошёл ряд специалистов Рабочая группа в своей работе руководствуется следующими основными принципиальными положениями: - каждый специалист группы обязан дать свои частные заключения после тщательного анализа проверяемого направления с привлечением фактических данных; - заключение должно быть полным, точным и достоверным; - быть убеждённым в том, что заключение, его содержание , чётко понимается производственным и контрольным персоналом предприятия. Уполномоченный орган составил программу предварительной проверки и оценки производства. В соответствии спрограммой , рабочая группа производит анализ представленных документов, а также документов, представленных ВАСО по запросам рабочей группы и даёт заключение о готовности производства АО к сертификации. Уполномоченный орган принимает решение об окончательной проверке системы управления качеством продукции (производства самолётов) в ВАСО. После первого этапа сертификации на предприятии был составлен и выполнен план целевых мероприятий по устранению замечаний, выявленных рабочей группой Уполномоченного органа. Среди них необходимо отметить следующие: - в руководстве по качеству не полностью раскрыты функциональные связи между подразделениями предприятия; - там же нечётко определён порядок проведения внутренних проверок и создание банка данных по их результатам. Уполномоченный орган 12 ноября 1993 года утвердил программу обследования производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в ВАСО. В эту программу были включены следующие проверяемые объекты - структурные подразделения(цехи, отделы); - блок обеспечения конструкторско--технологической и нормативно- технической документации; - блок обеспечения надёжности ; - блок технической оснащённости; - блок производства самолётов; - блок обеспечения качества; - блок материально-технического обеспечения; - блок обеспечения испытаний и сдачи готовой продукции. Обследование и анализ производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 проводилось по двум направлениям: а) наличие нормативной базы и производственной Среды, необходимой для изготовления самолётов, соответствующих техническим условиям; б) обеспечение контроля за исполнением требований документально- нормативной базы, проверка; анализ и оценка функций по обеспечению качества изготавливаемых самолётов Ил-86 и Ил-96-300. В приложении к программе был приведён перечень нормативно- технической документации, используемой при проведении работ по сертификации производства: - Государственные стандарты; - отраслевые стандарты; - стандарты предприятия и т.д. С прибытием рабочей группы на предприятие ,ей были обеспечены необходимые для работы условия: - помещение для работы; - необходимое оборудование; - транспорт (при необходимости); - конструкторская и технологическая документация на самолёты ; - документация по организации производства; - необходимая нормативно-техническая документация; - возможность проверки оборудования, посещение цехов, и участков для наиболее полного, удобного контроля без помех производству; - содействие подразделений АО (цехов, отделов) в выполнении работ. В соответствии спрограммой обследования специалисты занялись проверкой порученных им направлений. Используя перечни контрольных вопросов, а также формы для регистрации наблюдений при проверке и формы для записи вспомогательных данных, они начали производить проверку и накапливать данные по процедурам подготовки доказательной документации и объективности представленных в ней данных (в качестве доказательной документации используются акты, протоколы, решения...). Специалисты рабочей группы проверили наличие на рабочих местах исполнителей действующей конструкторской и технологической документации (с приложенными к ней изменениями), знание производственным и контрольным персоналом положений указанной документации; выявляли фактическое соответствие объекта проверки установленным требованиям применительно к конкретному изделию. По окончании каждого конкретного объекта проверки, ответственные исполнители информировали руководителей данного подразделения , исполнителей и контрольных работников о своих выводах по проверяемому участку, подразделению. В некоторых случаях, для подтверждения доказательности предоставленных данных, привлекались другие подразделения, например, центральная заводская лаборатория - для снятия определённых характеристик изделия(агрегата, узла, детали) По каждому направлению проверки в соответствии с данными, полученными от ответственных исполнителей, специалисты предприятия, взаимодействующие с рабочей группой по данному направлению, оформляли таблицу соответствия (приложение 4). На основе тщательного анализа данных ВАСО и оформленной доказательной документации члены рабочей группы подготовили частные заключения каждый по своему направлению. В них отражены: - оценка выполнения программы обследования; - оценка полноты и качества доказательной документации и
соответствие этой документации требованиям, изложенным в разделах “F”и “G” - обоснование состава и объёма дополнительных проверок и испытаний Так как частные заключения всех членов рабочей группы оказались положительными, Уполномоченный орган совместно со специалистами ВАСО , научно-исследовательских институтов и других предприятий, принимавших участие в проверке, разработали комплексное заключение о соответствии производства и утверждённой системы качества (КС УКП) требованиям, изложенным в разделах “F” и “G” Авиационных правил АП-21. Все документы, оформленные в процессе проверки (обследования) , были сведены в “Отчёт о проверке соответствия производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300” требованиям , изложенным в разделах”F” и “G” Авиационных правил АП-21. Комплексный отчёт совместно с таблицей соответствия, доказательной
документацией, разрешением на произодство с утверждённой системой контроля Авиационный Регистр в феврале1994 года выдал Воронежскому акционерному самолётостроительному обществу Сертификат на производство самолётов Ил-86 и Ил-96-300 со сроком действия два года с последующим подтверждением и продлением на новый срок. И н с п е к ц и о н н ы й к о н т р о л ь з а с е р т и ф и ц и р о в а н н ы м п р о и з в о д с т в о м с а м о л ё т о в И л - 8 6 и И л - 9 6 - 3 0 0 В соответствии с требованиями Авиационных правил и стандарта
предприятия основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра
сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G” Представители заказчика, осуществляя приёмку изделий , обеспечивают
соответствие каждого изделия не только Сертификату типа “F”, но и Представительство заказчика о результатах контроля производства информирует Уполномоченный орган и руководство ВАСО. Кроме того, инспекционный контроль в соответствии со стандартом предприятия “О комплексных проверках производства”осуществляют и инспекторы бюро управления качеством продукции. Накопление, обработка и хранение полученной информации о соблюдении требований Авиационных правил по разделам “F” и “G” осуществляется в бюро управления качеством про дукции. В случае выявления каких-либо замечаний, несоответствий
составляются корректирующие мероприятия, выполнение которых контролируется Таким образом, за прошедшие два года , каждое структурное подразделение минимум два раза было проверено (по данным бюро УКП). 3. ВЛИЯНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ВЫПУСК КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 3.1. А д а п т а ц и я к о м п л е к с н о й с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и , п р и м е н я е м о й н а В А С О , к т р е б о в а н и я м м е ж д у н а р о д н ы х с т а н д а р т о в и е ё д а л ь н е й ш е е р а з в и т и е Приступая к анализу происшедших изменений в Воронежском акционерном самолётостроительном обществе в связи с его структурными преобразованиями и сертификацией производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в 1994 году, автор считает необходимым , прежде всего, оценить долю влияния некоторых этапов жизненного цикла изделий на качество изделий , экономический эффект от функционирования комплексной системы УКП на предприятии и изложитьсвоё видение нынешнего положения предприятия и проблем, которые непосредственно с этим связаны. По мнению автора , всё вышеизложенное , оопределяющим образом повлияет на весь ход анализа и, конечно, на заключительные выводы. Как известно, конечное качество изделий зависит от того, с каким качеством был реализован тот или иной этап жизненного цикла изделия. В то же время “вклад” каждого этапа жизненного цикла в качество изделия различен. Так, если техническое задание на изделие определяет 100% качества изделия, а эскизный и технический проекты определяют от 50% до 80% качества изделия , то рабочий проект и технологическая подготовка производства определяют от 5% до 35% качества изделия и, наконец, производство определяет от 5% до 25% качества изделия /53,с.15/. Следовательно, предприятие может реализовать, проведя на достаточно высоком уровне технологическую подготовку производства и обеспечив изготовление изделий со 100% выполнением требований технических условий , максимум 60% от первоначально заданного качества изделия. Разумеется, это не так уж и мало. Развивая эту мысль, автор приходит к заключению, что уровень работ,
проведенных на предприятии в результате сертификации типа , сертификации
производства, ограничен рамками производства, в данном случае, самолётов Ил- При этом, не следует забывать , что ВАСО имеет сотни поставщиков материалов и комплектующих изделий. и , несмотря на наличие входного контроля, традиционную работу по взаимодействию с поставщиками материалов и покупных изделий, пока предприятие не в состоянии исключить устанвку на изделие некондиционных блоков, узлов. Конечно, их дефекты выявляются в процессе наземных и лётных испытаний. Но это уже дополнительные затраты человеческого труда, ресурсов, что , в конечном счёте, сказывается на себестоимости изделий. В силу сложившихся обстоятельств, приходит мысль о применении обязательной комплексной сертификации/51,с.4/. В этом случае , несомненно, выиграют и конечный потребитель, и поставщик основных изделий , и поставщик комплектующих изделий. В процессе сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 комплексная система управления качеством продукции получила своё дальнейшее развитие и приобрела повышенную значимость на предприятии благодаря тому, что её функционирование осуществляется теперь под общим руководством генерального директора ВАСО , который ,в свою очередь,определяет политику в области качества продукции и обеспечивает необходимые условия для её развития (реализации). |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|