реферат, рефераты скачать
 

Телевидение


Хотя в этом случае D2 тоже есть, но он меньше, чем раньше (рис. 7.5): D2 << D1.

Однако и это неприятно. Чтобы еще больше сблизить результирующее напряжение с интегрирующей цепочки, перед синхроимпульсом поля и сразу за ним вместо обычных синхроимпульсов строк в канал подаются эти же импульсы, но удвоенной частоты. Эти импульсы называются уравнивающими, они по-прежнему просчитываются (не замечаются) генератором строчной развертки. Чем больше их количество, тем более идентичны синхроимпульсы четных и нечетных полей. Уравнивающие импульсы в 2 раза короче строчных.

Таким образом, для получения устойчивой чересстрочной развертки приходится довольно сильно усложнять синхроимпульс поля (рис. 7.6).

7.4.            Генератор синхроимпульсов


Как было показано, для реализации чересстрочной развертки нужны импульсы разных частот, разных длительностей и различных сдвигов между ними, чтобы сформировать удовлетворительный сигнал синхронизации. В основе синхрогенератора телевизионного передатчика лежит кварцевый генератор частотой 2МГц с относительной нестабильностью 10-6 (по ГОСТ 7845-75 погрешность частоты строк £ 0,016 Гц). Функциональная схема синхрогенератора дана на рисунке 7.7. После первого делителя частоты (:64) получается частота строк.

Счетчики (:25) построены на двоичном принципе с обратной связью. После этого идут формирователи, которые образуют нужную длительность и форму сигналов. После смещения сигналов и необходимых сдвигов во времени получают все необходимые составляющие для формирования полного ТВ синхросигнала.


7.5.            Полный телевизионный сигнал


Полный телевизионный сигнал содержит сигнал изображения (яркости), гасящие и синхронизирующие импульсы, соотношения между которыми по амплитуде и длительности определены ГОСТ 7845-79.

Стандартом установлено, что импульсы синхронизации расположены на вершинах гасящих импульсов и их амплитуды составляют 43% от перепада между уровнем черного и уровнем белого. Помещаются синхроимпульсы ближе к левому краю гасящих импульсов. Для развертки лучше, если синхроимпульс будет возможно левее, т.к. именно с приходом синхроимпульса начинается обратный ход развертки, т.е. тем самым добавляется время на обратный ход. Однако начинать одновременно импульс гашения и СИ нельзя, чтобы на начало импульса синхронизации не накладывался сигнал яркости, который может быть близким к уровню черного на момент окончания прямого хода строки. Надо, чтобы закончились переходные процессы от сигнала (т.е. установился гасящий импульс), а потом уже начинался СИ, т.е. должен быть четко выраженный уступ в виде импульса гашения, а затем начинаться СИ. Полоса пропускания канала синхронизации в телевизионных приемниках составляет (1 ¸ 2) МГц, что соответствует длительности переходных процессов ~ 0,5 мкс. Следовательно, уступ перед строчным СИ должен быть не меньше 0,5 мкс. ГОСТом эта величина установлена в 1,5 мкс.

На уступе гасящего импульса кадра перед СИ поля должно быть 5 уравнивающих импульсов, что и определяет длительность этого уступа – не менее 160 мкс.

Эти требования к каналу синхронизации устоялись и действуют как в России, так и в других странах. Довольно сложная форма СИ поля оправдана, т.к. позволяет получить хорошую (устойчивую) чересстрочную развертку при использовании простой интегрирующей цепочки.

Строки кадра нумеруются от 1 до 625, начиная от переднего фронта кадрового синхроимпульса (КСИ) в первом поле.

Первое поле – то, у которого передние фронты КСИ и ССИ совпадают. Таким образом, первое (I) поле включает строки с 1 по 312+1/2 строки №313, а вторая половина строки №313 и все последующие строки по 625-ю включительно образуют II поле. Длительность прямого и обратного хода строки 64 мкс, поля – 20 мс, длительность строчного СИ d = 4,7 мкс, уравнивающего р = 2,35 мкс, строчного гасящего а = 12 мкс, гасящий импульс кадра j = 25Н + а = 25 × 64 + 12 = 1612 мкс. Первый уступ l = 2,5Н = 160 мкс, затем следует синхроимпульс поля m = 2,5Н, потом вторая последовательность уравнивающих импульсов n = 2,5Н. В нескольких строках (строчных интервалах) КСИ передаются сигналы цветовой синхронизации, которые будут рассмотрены позже.



 



















































 



















































8.                  СИСТЕМА ЧЕРНО-БЕЛОГО (ЧБ) ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ

 

8.1.            Звенья тракта передачи

 

Тракт вещательного телевидения (ГОСТ 18471-83) состоит из тракта передачи изображения и тракта звукового сопровождения. Первый тракт включает технические средства от объекта передающей камеры до экрана кинескопа, тракт звука – от микрофона до громкоговорителя телевизионного приемника.

Рассмотрим тракт передачи изображения. Сюда входят (рис. 8.1):

-         канал изображения аппаратно-студийного комплекса АСК

-         канал изображения сети распределения телевизионных программ СРТП

-         канал изображения радиотелевизионной передающей станции РТПС

-         ретрансляционная станция (если есть) РТС

-         канал изображения телевизионного приемника ТПр

-         антенна приемника А.

Канал АСК преобразует изображение в ТВ сигналы, обрабатывает их и передает на вход последующего звена тракта. Начало – объектив передающей камеры, конец – выходное гнездо оконечного устройства, работающего на линию связи.

Канал СРТП осуществляет последовательное соединение каналов изображения междугородных телевизионных аппаратных (МТА) и каналов изображения телевизионных соединительных линий (ТВСЛ) для передачи полного ТВ сигнала из АСК города, где формируется программа, до радиотелевизионной передающей станции или АСК другого города, где эта программа используется.

Канал РТПС предназначен для преобразования полного ТВ сигнала в радиосигнал изображения и его излучения в эфир.

Ретрансляционная станция РТС принимает сигнал вещательного телевидения, его преобразования и повторное излучение в другом радиоканале.

Телевизионная приемная система (А) – совокупность технических средств из пассивных и активных (усилительных и преобразовательных) элементов, предназначенных для преобразования электромагнитного излучения в радиосигналы вещательного телевидения, передачи и распределения их на входы телевизионных приемников.

Канал изображения телевизионного приемника ТПр предназначен для преобразования радиосигнала в телевизионное изображение (от гнезда антенны до экрана кинескопа).

Требования, нормы, показатели качества звеньев тракта изложены в соответствующих стандартах. Аппаратно-студийный комплекс представляет собой совокупность телевизионных студий и телевизионных аппаратных телевизионного центра (ГОСТ 19871-74). Наиболее сложным звеном является аппаратно-студийный комплекс, который, в свою очередь, содержит аппаратно-студийный блок АСБ, центральную аппаратную (АЦ) и аппаратно-программный блок (АПБ).

АСБ (рис. 8.2) – это автономная производственная единица для подготовки, консервации и трансляции передач, а аппаратно-программные блоки – для формирования программ из отдельных фрагментов. АСБ и АПБ оснащены всеми видами датчиков ТВ сигнала (передающие камеры, видеомагнитофоны, телекинодатчики, телеэпипроекторы и т.п.) и имеют несколько камерных каналов.

АЦ (рис. 8.3) – центральная аппаратная – осуществляет коммутацию всех входных и выходных линий. Одновременно с ТВ сигналом коммутируются сигналы звукового сопровождения, сигнализации и связи.

На рис 8.4 показана функциональная схема формирования полного телевизионного сигнала ЧБ изображения. Она содержит камерный канал тракта изображения с элементами коммутации. Сигнал берется от передающей ТВ камеры.

В передающей ТВ камере размещен видеоискатель – малогабаритное видеоконтрольное устройство (ВКУ), необходимое оператору при работе.

Сигнал с передающей трубки усиливается с помощью предварительного усилителя, расположенного вблизи трубки, затем в промежуточном и линейном усилителях, где осуществляется также дополнительная обработка сигнала (апертурная и гамма-коррекция, восстановление средней (постоянной) составляющей, а также формируется полный ТВ сигнал. Сигнал на выходе промежуточного усилителя имеет положительную полярность – потенциал белого выше потенциала черного. Форма и уровень сигнала контролируются осциллографом, а изображение – с помощью ВКУ.

С выхода промежуточного усилителя сигнал поступает на микшерно-коммутирующее устройство, на которое поступают сигналы и от других камер (датчиков). Здесь происходит выбор передающей камеры, регулировка уровня и при необходимости – смешение (вытеснение) одного изображения другим.

Основное назначение линейного усилителя – ограничение размаха сигнала и замешивание в сигнал изображения (сигнал яркости) импульсов синхронизации. Импульсы синхронизации создаются генератором синхронизации одновременно с гасящими импульсами. На выходе линейного усилителя получается полный ТВ сигнал, который затем поступает в центральную аппаратную и далее – на радиопередающее устройство.

Формирование программы звукового сопровождения производится своим каналом. Источники сигналов – высококачественные микрофоны и магнитофоны. Каждый микрофон имеет свой усилитель, с выходов которых сигналы подаются на микшерно-коммутирующее устройство.

С помощью микшерно-коммутирующего устройства звукорежиссер осуществляет выбор источника звука, регулировку и контроль уровня сигнала, наложение и смешение звуковых сигналов. Здесь же могут добавляться специальные звуковые эффекты (например, искусственная реверберация и т.п.).

В линейном усилителе происходит компрессирование (сжатие) динамического диапазона, контроль и установление величины выходного сигнала.

Канал звукового воспроизведения имеет параметры высшего класса качества:

Диапазон частот 30-15000 Гц.

Неравномерность АЧХ не более 1 дБ (5 дБ на краях).

Коэффициент гармоник 1,5¸2%.

Защищенность от интегральной помехи 55 дБ.


8.2.  Радиосигнал вещательного телевидения

Радиосигнал вещательного телевидения состоит из радиосигналов изображения и звукового сопровождения.

Радиосигнал изображения – сигнал несущей изображения, модулированный полным телевизионным сигналом (ГОСТ 7845-79). Используется амплитудная модуляция – уровень синхронизирующих сигналов соответствует максимуму радиосигнала, а уровень белого – минимуму.

Принятая негативная полярность сигнала (по огибающей) позволяет получить упоминавшиеся (гл. 7) преимущества по сравнению с позитивной полярностью. Добавим, что при негативной полярности помехи импульсного характера воспроизводятся в виде очагов затемнения, которые в общем менее заметны на изображении, чем белые – что было бы при позитивной полярности, т.е. используется одна из особенностей психофизической реакции человека.

Уровень, соответствующий белому в сигнале, должен составлять 15%±2%, а минимальный уровень (остаток немодулированной поднесущей) 7±2%. Этот остаточный сигнал несущей изображения совместно с напряжением несущей частота радиосигнала звукового сопровождения используется в телевизионных приемниках для получения колебаний второй промежуточной частоты звукового канала. Если в радиосигнале уровень белого будет снижен до 0, то будет нарушено прохождение сигналов звука.

Полоса частот телевизионного радиопередатчика представлена на рис. 8.6.

Для сужения полосы частот радиоканала использовано частичное подавление нижней боковой полосы сигнала изображения.

Звуковое сопровождение передается на основе частотной модуляции. Максимальная девиация частоты ±50 кГц. Разнос несущих частот изображения fм из и звука fм зв составляет:

fм из - fм зв = (6,500 ± 0,001) МГц, т.е. fм зв > fм из

Еще раз отметим, что частота 6,5 МГц является второй промежуточной частотой канала звука.

Полоса частот канала изображения много больше полосы частот канала звука, поэтому отношение номинальных мощностей передатчиков сигналов изображения и звука составляет ~ (10 : 1).

Полная номинальная ширина полосы частот радиоканала телевизионного вещания составляет 8 МГц, поэтому для телевидения используются метровый и дециметровый диапазон радиоволн. В соответствии с ГОСТ 7845-79 в нашей стране предусмотрено 5 частотных диапазонов с общим количеством радиоканалов 60.


Частотный диапазон

Номер

радиоканала

Количество каналов

Границы диапазона, МГц

метровый  I   (6м-4,5м)

1,2

(2)

48,5-66,0

диапазон   II  (3,9-3м)

3,4,5

(3)

76,0-100,0

                  III (1,72-1,3м)

6-12

(7)

175,0-230,0

децимет-  IV (6,38дм-5,15)

21-34

(14)

470,0-582,0

ровый       V  (5,15дм-3,80)

35-60

(26)

582,0-790,0


В настоящее время освоен метровый диапазон и осваивается дециметровый. Выбор нижней границы I канала определяется тем, что для выделения полного ТВ сигнала из радиосигнала надо, чтобы несущая в несколько раз превышала частотный диапазон сигнала (6 МГц). Кроме того, диапазон до ~40 МГц занят для радиовещания и радиосвязи.

Верхняя граница V диапазона ограничена теми длинами волн, на распространение (поглощение) которых сильно сказывается состояние атмосферы. Поэтому дальнейшее увеличение частоты (1-10 ГГц, т.е. (30-3) см, используются только для работы в радиорелейных и космических системах связи, а также для связи с передвижными телевизионными станциями.

В соответствии с ГОСТ 7849-79 допускается использовать горизонтальную или вертикальную поляризацию волн излучения телевизионного передатчика. Преимущество отдается горизонтальной поляризации, т.к. в этом случае меньше сказываются помехи промышленного и транспортного происхождения. Кроме того, это облегчает конструирование направленных антенн. Однако вертикальная поляризация позволяет уменьшать взаимные помехи нескольких радиопередатчиков.


8.3.    Телевизионный приемник черно-белого изображения

 

Телевизионный приемник («телевизор») предназначен для воспроизведения изображения и звука телевизионной программы, а также выбора самих программ (телевизионных каналов).

Особенностью ТВ приемника является одновременный прием сигналов изображения и звука, причем сигнал изображения имеет широкую полосу частот (6 МГц). Часть блоков приемника входят в оба канала.

Современные ТВ приемники выполняются по супергетеродинной схеме, причем канал звукового сопровождения – по схеме двойного преобразования несущей частоты. Характерная особенность ТВ приемника – широкая полоса пропускания.

Обычно телевизионный приемник делят на радиоканал, канал изображения, звука и канал развертки (рис. 8.7).

Входным устройством приемника является селектор каналов, обеспечивающий усиление радиосигналов в усилителе высокой частоты (УВЧ) и преобразование их по спектру с помощью гетеродина и смесителя. На выходе смесителя есть комбинационные частоты, в том числе те частоты, которые являются промежуточными для канала изображения fприз и звука f/прзв:

fприз = fг – fниз = 38,0 МГц

f/прзв = fг – fнзв = 31,5 МГц,

где fг – (перестраиваемая) частота гетеродина.

Промежуточные частоты выбраны ниже самого низкочастотного ТВ канала.

Выбор канала (программы) производится одновременным переключением контуров в УВЧ и гетеродине селектора каналов СК, так что значения промежуточных частот не меняется.

Основное усиление сигналов (~ в 103 раз) производится в усилителе промежуточной частоты канала изображения (УПЧИ).

Поскольку при использовании только одной боковой полосы частот возникают так называемые квадратурные искажения, то нижняя боковая подавляется не полностью – полоса частот не меняется до  - 0,75 МГц, а затем линейно спадает до – 1,25 МГц. Поэтому для получения результирующей АЧХ всего тракта изображения, которая отвечает постоянной реакцией на любой сигнал в диапазоне (0 ¸ 6) МГц (кривая верности), АЧХ собственно радиоканала изображения должна быть несколько искажена (пунктир на рис. 8.8).

Уровень несущей частоты должен ослабляться в 2 раза (6 дБ), составляющая  - 0,75МГц нижней боковой должна ослабляться на 20 дБ по сравнению с частотой 1,5 МГц из верхней боковой, уровень которой принят за опорный.

В этом случае после детектирования радиосигнала изображения суммарное напряжение, образующееся на нагрузке детектора от одинаковых частотных составляющих нижней и верхней боковой полос, на любой частоте спектра от 0 ¸ 6 МГц всегда будет равна I (в относительных единицах), т.е. суммарная АЧХ канала изображения и сигнала будет соответствовать кривой верности.

Через УПЧИ проходит также сигнал звука (f/прзв). Для того чтобы этот ЧМ звуковой сигнал не попадал на левый склон АЧХ канала изображения (это вызывает помехи в виде темных горизонтальных полос, меняющихся в такт со звуком), номинально частотная характеристика УПЧИ делается со «звуковым уступом» шириной 200-300 кГц (рис. 8.10).

С выхода УПЧИ сигналы попадают на широкополосный амплитудный детектор, с помощью которого выделяется огибающая полного ТВ сигнала. Размах этого сигнала мал, поэтому перед подачей в цепь катода кинескопа он усиливается в 30-50 раз (видеоусилитель).

Одновременно с детектированием видеосигнала в блоке амплитудного детектора, в силу его нелинейности, получается, в том числе (среди других комбинационных частот), сигнал с разностной частотой:

6,5 МГц,

которая является второй промежуточной частотой сигнала звукового сопровождения. Сигналы этой частоты выделяются частотно-избирательной системой в виде усилителя промежуточной частоты звукового сопровождения (УПЧЗ). Стабильность частоты f//прзв обеспечивается на передающем телевизионном центре, поэтому имеет очень высокий уровень.

После усиления в УПЧЗ частотно-модулированный сигнал промежуточной частоты звукового сопровождения имеет паразитную амплитудную модуляцию сигналами изображения, поэтому дальше стоит амплитудный ограничитель. Частотный детектор выполнен по схеме частотного дискриминатора (детектор отношений). После него идет усилитель низкой частоты (УНЧ).

Канал разверток начинается с амплитудного селектора, отделяющего синхроимпульсы. Для разделения импульсов строк и полей используются дифференцирующая и интегрирующая цепочки.

Генератор строчной развертки более подвержен воздействию помех, поэтому в этих генераторах нередко используются автоматическая подстройка частоты и фазы автономного генератора синхронизации (схемы инерционной синхронизации).

Иногда делают для канала звука отдельный амплитудный детектор – чтобы сигнал звука не шел по каналу изображения – его пораньше выделяют, а остатки уничтожают режекторным фильтром.

ГОСТ 18198-79 определяет следующие параметры ТВ приемников черно-белого изображения:



Частотные диапазоны


I, II, III

IV, V

Чувствительность канала изображения не хуже

100 мкВ

140 мкВ

Избирательность по зеркальному каналу

45 дБ

50 дБ

Максимальный входной сигнал

87 мВ

87 мВ

Разрешающая способность по горизонтали и вертикали

500 лин

500 лин

Максимальная яркость свечения

150 кд/м2

150 кд/м2

Контраст не менее 150:1 (в крупных деталях)

 

 

Чувствительность звукового канала

55 мкВ

110 мкВ

Диапазон частот звукового канала 100¸10000 Гц

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

3


1.1. Поэлементный анализ и синтез оптических изображений

3


1.2. Пространственные частоты поля изображения

5


1.3. Преобразование изображения в электрический сигнал

6


1.4. Обобщенная структурная схема телевизионной системы

8

2.

ОПТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ

11


2.1. Глаз человека

11


2.2. Элементы светотехники

11


2.3. Светотехнические единицы

13


2.4. Энергетические характеристики зрения

17


2.5. Временные характеристики зрения

19


2.6. Пространственные характеристики зрения

20

3.

ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И ЕГО ПАРАМЕТРЫ

26


3.1. Согласование параметров телевизионного изображения с характеристиками зрительной системы человека

26


3.2. Масштабные /координатные/ параметры ТВИ

27


3.3. Временные параметры ТВИ

29


3.4. Параметры, определяющие восприятие яркости

29

4.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ОПТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ

32


4.1. Датчики ТВ сигнала и их характеристики

32


4.2. Фотоэлектронные эффекты

32


4.3. Формирование и перенос электронного изображения

34


4.4. Диссектор

35


4.5. Суперортикон

36


4.6. Видикон

39


4.7. Многосигнальные видиконы

40


4.8. Приборы с зарядной связью

42

5.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ В ОПТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

49


5.1. Принципы воспроизведения изображений

49


5.2. Развертывающие устройства кинескопов

49


5.3. Эквивалентная схема отклоняющей системы

53


5.4. Кинескопы черно-белого изображения

53


5.5. Трехлучевой  цветной кинескоп

56

6.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО СИГНАЛА

64


6.1. Пространственные частоты изображения

64


6.2. Пространственная фильтрация изображения

65


6.3. Частотный спектр сигнала изображения

68


6.4. Полоса частот телевизионного сигнала

70


6.5. Чересстрочная развертка

71

7.

СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВЕРТКИ

75


7.1. Методы синхронизации

75


7.2. Требования к сигналам синхронизации

75


7.3. Форма сигналов синхронизации

77


7.4. Генератор синхроимпульсов

78


7.5. Полный телевизионный сигнал

78

8.

СИСТЕМА ЧЕРНО-БЕЛОГО /ЧБ/ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ

81


8.1. Звенья тракта передачи

81


8.2. Радиосигнал вещательного телевидения

82


8.3. Телевизионный приемник черно-белого изображения

83



Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.