реферат, рефераты скачать
 

Теория управления


Теория управления

1. Понятие «управление» и предмет изучения дисциплины «Теория управления».

Управление – сознательное, целенаправленное воздействие со стороны субъектов и органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направлять их действия для получения желаемого результата.

Менеджмент (Теория управления) – управление производством, основанное на совокупности методов, принципов, средств управления для повышения эффективности и прибыльности производства.

Теория – совокупность научных положений, система знаний по какому – либо вопросу.

2. Сущность управления и основное содержание процесса управления.

Самое простое представление системы управления:

К объектам относятся: коллектив, производственный процесс, предприятия.

Процесс управления с точки зрения открытых систем.

Влияние цели на внешнюю среду

Влияние цели на организацию

Организация – это группа лиц, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

С точки зрения управления организации могут быть формальными и неформальными.

Признаки, характеризующие организацию:
. Наличие цели
. Наличие в организации некоторого количества участников
. Наличие внутреннего координационного центра
. Координация внутренних процессов путём саморегулирования
. Обособленность
. Организационная культура.
Руководители – лица, осуществляющие управленческую деятельность. Для организации это управленческий аппарат.
3. Цели и принципы управления организацией.
Цель – это желаемое и достижимое состояние объекта управления, прогнозируемый результат его деятельности. Всегда имеет количественную характеристику.

Процесс постановки целей.

Классификация целей:
По периоду установления: оперативные, тактические и стратегические.
По содержанию: экономические, организационные, политические, научно – технические, политические, социальные, производственые.
По приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и прочие.
По измеряемости: количественные и качественные.
По повторяемости: повторяющиеся (постоянные) и разовые.
По иерархии: цели организации и цели подразделений.
По стадиям жизненного цикла: цели на стадиях: проектирования, создания, зрелости объекта, завершения жизненного цикла.
Требования к целям:
Направление цели –подразумевает определение сфер деятельности
Требования к целям (реальность, детализованность по подразделениям, измеримость, однозначность, непротиворечивость цели).
Правила задания целей: цели задаются с учетом объемов работ, сроков исполнения, исполнителей, исходя из имеющихся возможностей.
Для целеполагания используется дерево целей.
Построение дерева целей состоит из 4 этапов:
Определение круга полномочий и обязанностей всех работников организаций
Разработка целей управления в рамках установленных обязанностей.
Составление реальных планов достижения поставленных целей.
Контроль, оценка работы каждого исполнителя.
Принципы – правила руководства.
Научность в сочетании с искусством.
Целенаправленность управления
Оптимальное сочетание целенаправленного управления объектом с его саморегулированием.
Последовательность управленческого процесса.
Функциональная специализация в сочетании с универсальностью.
Учёт личных особенностей работника.
Обеспечение прав, обязанностей и ответственности работников.
Обеспечение заинтересованности работников в достижении общей цели.
Обеспечение состязательности работников управления.
4. Методы управленческого воздействия.
1) Организационные- правильно организованное нормирование, регламентирование, организации – пассивный метод.
2) Административные – методы гласной мотивации – сводятся к открытому принуждению людей к выполнению той или иной работы; условие- однозначность, минимальная самостоятельность исполнителей.
3) Экономические- в их основе лежит матер. заинтересованность исполнителей в результате их работы.
4) Социально-психологические- создание благоприятного морально-псих. климата в коллективе для получения большей от него отдачи; выявление и развитие индивидуальных способностей для достижения максимальной самореализации работников в производственном процессе.
5) Математического моделирования- использование математического аппарата для прогнозирования управленческих процессов.
Внешняя и внутренняя среда управления.
Внутреннюю среду упр-я определяет след. Факторы:
1. Цели – «ядро» среды
2. Структура
3. Задачи
4. Технология
5. Люди (кадры)
Схема внутренней среды упр-я.

Внешняя среда управления.

Среда прямого воздействия

Среда косвенного воздействия

Экономическая система НТП междунар. отн-я

Политическая система
Социальная система

Взаимодействие внешней и внутренней среды управления.

Экономич.
Политич. Социальная Междунар. НТП

Система система система отношения

Поставщики

Потребители Законодательная Конкуренты

Ресурсов база

6. Уровни управления и состав управленческого аппарата.

Технический персонал – лица, осуществляющие вспомогательные функции и обеспечивающие работу специалистов и руководителей.
Специалисты – лица, осуществляющие информационную и методическую работу.
Руководители – лица, руководящие коллективом людей и уполномоченные принимать управленческие решения.

3 уровень – технический уровень – занимается оперативным управлением.

2 уровень – средний уровень
– управленческий уровень: начальники отделов, цехов и др.

1 – высший уровень управления – институционный уровень управления: президенты, зам.

директоров – стратегическое управление.

7. Функции управления организацией.
V Планирование деятельности предприятия
Планы: стратегические – высшее звено, текущие (1 год) – среднее звено, оперативные – низшее звено.
Стратегия – процесс формулирования долговременных целей и выбор надлежащих направлений деятельности.
9 факторов, которыми определяется стратегия предприятия ( по Карлову):
Корпоративная миссия – это чётко сформулированная причина деятельности предприятия.
Конкурентные преимущества.
Организация бизнеса (структурное деление)
Продукция предприятия.
Ресурсы
Ожидаемые изменения в структуре фирмы.
Рынки и их границы.
Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта, проведение НИОКР.
Культура и компетентность менеджеров предприятия – уровень образования, способность к лидерству и т.д.
Экономическая стратегия:
Стратегии, реализуемые во внешнюю среду предприятием: товарная стратегия, стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия предприятия с рынками ресурсов, стратегия поведения на рынке ценных бумаг, стратегия снижения трансакционных издержек, стратегия внешнеэкономической деятельности.
Стратегии, реализуемые во внутренней среде предприятия: стратегия снижения производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия стимулирования персонала.
Стратегии предотвращения несостоятельности предприятия.
Разновидности стратегий предприятия:
Стратегия лидерства по затратам – предприятие старается максимально снизить затраты, связанные с производством продуктов, без ущерба качеству – для крупных предприятий.
Стратегия дифференциации – предприятие стремится к такой дифференциации продукта, которая предопределяет его исключительность и оригинальность: стратегия совершенствования, специализации, обеднения, сужения.
Стратегия концентрации – удовлетворение спроса определённого круга потребителей за счёт концентрации внимания на выбранном сегменте рынка.
Стратегия горизонтальной интеграции – стратегия соединения предприятий путём слияния или выкупа.
Стратегия вертикальной интеграции – объединение друг с другом подразделений внутри предприятия, связанных между собой технологически.
Стратегия диверсификации. Диверсификация – вхождение фирмы в новые сегменты рынка.
Типы дивесификации: o Концентрическая – предприятие развивается в направлении новых продуктов, но сходных с его традиционной деятельностью. o Конгломерационная – вовлечение предприятия в новые сферы деятельности, отличные от его традиционной деятельности.
Стратегия сужения поля деятельности – ликвидация низкоэффективных сфер деятельности – применяется в период спадов экономики.
Стратегия ликвидации – наименее привлекательна – прекращение какой либо деятельности на предприятии.
Стратегия реструктуризации – применяется для «торможения» процесса экономического ухудшения состояния предприятия. 2 вида реструктуризации: предметная – функционирование предприятия; субъективная – преобразование формы собственности на предприятии.
Стратегия развития в сфере «продукт – рынок».
Планирование бывает 2 видов: o Текущее планирование – план реализации стратегических перспектив организации. Он включает в себя: план производства; план маркетинга; план по менеджменту; финансовый план. o Оперативное планирование. 3 вида: квартальные, месячные, недельные. Они состоят из следующих элементов:
Производственные программы
Оперативные задания по подразделениям.
Планы графика прохождения продукта по технологической цепочке.
Для организации оперативного планирования могут быть использованы следующие системы: диспетчеризация.
Точного времени
«Канбан» – система карточек заказов на определённые объёмы деталей для участков и технологических линий.
V Организация – заключается в создании условий, способствующих достижению целей и реализации планов.
Функция организации понимается в 2 аспектах:
Организационное построение – структура управления.
Устройство организации – взаимоотношения полномочий, связывающих высшие и низшие уровни организации – позволяет распределить задачи, стоящие перед организацией, и координировать их выполнение. Инструментом для распределения задач и координации их выполнения является делегирование.
Делегированию подлежат задачи, полномочия и функциональная ответственность.

Преимущества при правильной постановке процесса делегирования:
Освобождает руководителя от решения второстепенных вопросов и выполнения рутинных операций.
Способствует использованию профессиональных знаний и опыта сотрудника.
Стимулирует развитие способности, инициативы и компетентности.
Способствует повышению ответственности исполнителя.
V Мотивация – побудительная причина, повод к тому или иному действию.
Мотивация: внешняя (стимулирование) и внутренняя.
Мотивация – процесс формирования внутренних побудительных сил работника для достижения личных целей и целей организации.
Модель мотивации трудового поведения.

10 основополагающих правил мотивации: каждый может мотивировать каждого можно мотивировать только тот, кто мотивирован, может мотивировать мотивация нуждается в целях мотивация бесконечна мотивация нуждается в признании причастность мотивирует успех мотивирует вызов мотивирует группы мотивируют
Функции стимулирования:
Экономическая – стимулирование направлено на повышение эффективности функционирования организации и труда.
Социальная – стимулирование служит основой удовлетворения потребности личности и её способности.
Психологическая – стимулирование показывает влияние на формирование внутренних ценностей работника.
Воспитательная – стимулирование направлено на формирование нравственных качеств работника.
Стимулирование трудовой деятельности:
. Материальное
Денежное – зарплаты, надбавки, единовременные выплаты.
Неденежное – предоставление льготных путёвок, подарков и т. д.
. Нематериальное
Социальное – принятие решений, продвижение по службе
Моральное – возможность удовлетворения потребности в признании труда
Творческое – удовлетворение потребности самовыражения
Социально – психологическая - создание благоприятного социально – психологического климата в коллективе.
. Коллективное
. Индивидуальное

Требования к стимулированию:
Комплексность
Дифференцированность по результатам
Гласность
Гибкость и оперативность
Участие работников в организации стимулирования.
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ:
. Содержательные – связаны с изучением потребностей и использованием этих потребностей в процессе трудовой деятельности: Маслоу, Герцберг, Мак

Клелланд.
. Процессуальные – работник распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и выбирает при этом конкретный вид поведения. Поведение в труде – результат восприятий и ожиданий.
1. Теория ожиданий – базируется на 3 взаимосвязях:
Затраты труда – результаты
Результаты – вознаграждения
Вознаграждения – удовлетворение от вознаграждения.
2. Теория справедливости – индивидуальный доход к индивидуальным затратам равны отношению дохода других к затратам других.
3. Модель мотивации Портера – Лоулера. Тезис: человек удовлетворяет свои потребности посредством адекватного вознаграждения за свой труд.
V Контроль – процесс, с помощью которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Процедура контроля включает в себя следующие этапы:
Получение информации о состоянии управляемой системы (сбор)
Сравнение фактических данных и плановых показателей, выявление отклонений
(анализ)
Выявление причин отклонений
Принятие необходимых корректирующих действий.
Существуют виды контроля:
Текущий (контроль процесса) – носит периодический характер.
Контроль результата – проводится по выполнении работ или по определённым календарным датам – характер постфактума (нельзя сделать корректировку).
Промежуточный контроль – является дополнением контроля процесса .
Цель контроля – выявление отклонений и устранение воздействия отрицательных факторов.
Правила проведения контроля (по Зигерту и Лангу):
Контроль не должен ограничиваться инцидентами
Тотальный контроль делает людей неуверенными и несамостоятельными.
Контроль должен быть открытым.
Контролируют не только наиболее известный участок работы.
Не превращайте контроль в проформу.
Не контролируйте из недоверия.
Не держите своих выводов при себе.
Содержание стратегического управления.
Планы: стратегические – высшее звено, текущие (1 год) – среднее звено, оперативные – низшее звено.
Стратегия – процесс формулирования долговременных целей и выбор надлежащих направлений деятельности.
9 факторов, которыми определяется стратегия предприятия ( по Карлову):
Корпоративная миссия – это чётко сформулированная причина деятельности предприятия.
Конкурентные преимущества.
Организация бизнеса (структурное деление)
Продукция предприятия.
Ресурсы
Ожидаемые изменения в структуре фирмы.
Рынки и их границы.
Программы совершенствования производства, расширения рынков сбыта, проведение НИОКР.
Культура и компетентность менеджеров предприятия – уровень образования, способность к лидерству и т.д.
Экономическая стратегия:
Стратегии, реализуемые во внешнюю среду предприятием: товарная стратегия, стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия предприятия с рынками ресурсов, стратегия поведения на рынке ценных бумаг, стратегия снижения трансакционных издержек, стратегия внешнеэкономической деятельности.
Стратегии, реализуемые во внутренней среде предприятия: стратегия снижения производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия стимулирования персонала.
Стратегии предотвращения несостоятельности предприятия.
9. Разновидности стратегий предприятия:
Стратегия лидерства по затратам – предприятие старается максимально снизить затраты, связанные с производством продуктов, без ущерба качеству – для крупных предприятий.
Стратегия дифференциации – предприятие стремится к такой дифференциации продукта, которая предопределяет его исключительность и оригинальность: стратегия совершенствования, специализации, обеднения, сужения.
Стратегии концентрации – удовлетворение спроса определённого круга потребителей за счёт концентрации внимания на выбранном сегменте рынка.
Стратегия горизонтальной интеграции – стратегия соединения предприятий путём слияния или выкупа.
Стратегия вертикальной интеграции – объединение друг с другом подразделений внутри предприятия, связанных между собой технологически.
Стратегия диверсификации. Диверсификация – вхождение фирмы в новые сегменты рынка.
Типы дивесификации: o Концентрическая – предприятие развивается в направлении новых продуктов, но сходных с его традиционной деятельностью. o Конгломерационная – вовлечение предприятия в новые сферы деятельности, отличные от его традиционной деятельности.
Стратегия сужения поля деятельности – ликвидация низкоэффективных сфер деятельности – применяется в период спадов экономики.
Стратегия ликвидации – наименее привлекательна – прекращение какой либо деятельности на предприятии.
Стратегия реструктуризации – применяется для «торможения» процесса экономического ухудшения состояния предприятия. 2 вида реструктуризации: предметная – функционирование предприятия; субъективная – преобразование формы собственности на предприятии.
Стратегия развития в сфере «продукт – рынок».
10. Текущее и оперативное планирование.
Планирование бывает 2 видов: o Текущее планирование – план реализации стратегических перспектив организации. Он включает в себя: план производства; план маркетинга; план по менеджменту; финансовый план. o Оперативное планирование. 3 вида: квартальные, месячные, недельные. Они состоят из следующих элементов:
Производственные программы
Оперативные задания по подразделениям.
Планы графика прохождения продукта по технологической цепочке.
Для организации оперативного планирования могут быть использованы следующие системы:
Диспетчеризация.
Точного времени
«Канбан» – система карточек заказов на определённые объёмы деталей для участков и технологических линий.
Организационное построение предприятия.
Организационное построение предприятия – это структура управления этого предприятия.
Устройство организации.
Устройство организации – взаимоотношения полномочий, связывающих высшие и низшие уровни организации – позволяет распределить задачи, стоящие перед организацией, и координировать их выполнение. Инструментом для распределения задач и координации их выполнения является делегирование.
Делегированию подлежат задачи, полномочия и функциональная ответственность.

Преимущества при правильной постановке процесса делегирования:
Освобождает руководителя от решения второстепенных вопросов и выполнения рутинных операций.
Способствует использованию профессиональных знаний и опыта сотрудника.
Стимулирует развитие способности, инициативы и компетентности.
Способствует повышению ответственности исполнителя.
Линейные и аппаратные полномочия.
Линейные полномочия передаются от начальника к подчинённому как прямая линия. Они упрощают взаимоотношения подчинённых и начальников.
Штабные (аппаратные) полномочия ограничены, их виды:
Рекомендательные
Параллельные – цель – установление системы контроля для уравновешивания власти.
Функциональные
Штабные полномочия помогают использовать специалистов без нарушения единоначалия организации.
14. Функция мотивации труда работников.
Мотивация – побудительная причина, повод к тому или иному действию.
Мотивация: внешняя и внутренняя.
Мотивация – процесс формирования внутренних побудительных сил работника для достижения личных целей и целей организации.
Модель мотивации трудового поведения.

10 основополагающих правил мотивации: каждый может мотивировать каждого можно мотивировать только тот, кто мотивирован, может мотивировать мотивация нуждается в целях мотивация бесконечна мотивация нуждается в признании причастность мотивирует успех мотивирует вызов мотивирует группы мотивируют
15. Характеристика стимулов трудовой деятельности.
Стимул – заострённая палка, которой в древности погоняли животных.
Функции стимулирования:
Экономическая – стимулирование направлено на повышение эффективности функционирования организации и труда.
Социальная – стимулирование служит основой удовлетворения потребности личности и её способности.
Психологическая – стимулирование показывает влияние на формирование внутренних ценностей работника.
Воспитательная – стимулирование направлено на формирование нравственных качеств работника.
Стимулирование трудовой деятельности:
. Материальное
Денежное – зарплаты, надбавки, единовременные выплаты.
Неденежное – предоставление льготных путёвок, подарков и т. д.
. Нематериальное
Социальное – принятие решений, продвижение по службе
Моральное – возможность удовлетворения потребности в признании труда
Творческое – удовлетворение потребности самовыражения
Социально – психологическая - создание благоприятного социально – психологического климата в коллективе.
. Коллективное
. Индивидуальное
Требования к стимулированию:
Комплексность
Дифференцированность по результатам
Гласность
Гибкость и оперативность
Участие работников в организации стимулирования.
16. Содержательные теории мотивации.
Содержательные теории – связаны с изучением потребностей и использованием этих потребностей в процессе трудовой деятельности: Маслоу, Герцберг, Мак
Клелланд.

17. Процессуальные теории мотивации
Процессуальные – работник распределяет свои усилия для достижения конкретных целей и выбирает при этом конкретный вид поведения. Поведение в труде – результат восприятий и ожиданий.
Теория ожиданий – базируется на 3 взаимосвязях:
Затраты труда – результаты
Результаты – вознаграждения
Вознаграждения – удовлетворение от вознаграждения.
Теория справедливости – индивидуальный доход к индивидуальным затратам равны отношению дохода других к затратам других.
Модель мотивации Портера – Лоулера. Тезис: человек удовлетворяет свои потребности посредством адекватного вознаграждения за свой труд.
18. Контроль как важнейшая функция управления.
Контроль – процесс, с помощью которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Процедура контроля включает в себя следующие этапы:
Получение информации о состоянии управляемой системы (сбор)
Сравнение фактических данных и плановых показателей, выявление отклонений
(анализ)
Выявление причин отклонений
Принятие необходимых корректирующих действий.
Существуют виды контроля:
Текущий (контроль процесса) – носит периодический характер.
Контроль результата – проводится по выполнении работ или по определённым календарным датам – характер постфактума (нельзя сделать корректировку).
Промежуточный контроль – является дополнением контроля процесса .
Цель контроля – выявление отклонений и устранение воздействия отрицательных факторов.
Правила проведения контроля (по Зигерту и Лангу):
Контроль не должен ограничиваться инцидентами
Тотальный контроль делает людей неуверенными и несамостоятельными.
Контроль должен быть открытым.
Контролируют не только наиболее известный участок работы.
Не превращайте контроль в проформу.
Не контролируйте из недоверия.
Не держите своих выводов при себе.
19. Рационалистическая школа управления.
Представители рационалистической школы управления: Тэйлор, Файоль и Вебер.
Принципы управления по Тэйлору:
Строгое расходование и нормирование материальных ресурсов.
Точный учёт рабочего времени и установление трудовых норм путём исследования трудовых процессов, их разложения на простейшие и последующие хронометражи.
Установление контроля за каждой операцией с определением максимально возможных степеней контроля и норм управляемости.
Дифференциация оплаты труда работников в зависимости от выполнения ими норм выработки.
Сочетание власти и ответственности.
Недостатки:
Отрицание неэкономических стимулов.
Неучёт влияния неформальных факторов на эффективность управления.
С точки зрения технократического подхода человек рассматривался как винтик большой машины.
Файоль – подход администрирования – рассматривает управление организации в целом.
Принципы управления:
Разделение труда.
Дисциплина.
Единоначалие.
Единство управления.
Подчинение индивидуальных интересов общим.
Справедливая оплата персонала.
Централизация.
Иерархия.
Порядок.
Справедливое отношение к подчинённым.
Стабильность персонала.
Инициатива – достаточная свобода подчинённых.
Корпоративный дух – дух единой команды.
Полномочия и ответственность.
Функции управления по Файолю:
Предвидение.
Планирование.
Организация.
Руководство.
Координирование.
Контроль.
М. Вебер – автор теории идеальной бюрократии.
Принципы идеальной организации:
Вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции.
Каждый руководитель наделяется формально закреплённой властью, в построении организации соблюдается иерархичность.
Разрабатываются чёткие правила, инструкции и стандарты, определяющие порядок работы и ответственность каждого члена организации.
Чёткое ведение деловой документации.
Чёткое определение последовательности действий в отношении внешних организаций.
Любой руководитель должен соблюдать необходимую социальную дистанцию.
В организации должна существовать определённая кадровая политика, стимулирующая сотрудников организации.
Использование рационалистического подхода обеспечивало:
Точность и скорость выполнения заданий.
Высокий уровень определённости в отношениях между руководителем и подчинённым.
Единство руководства и строгое подчинение.
Непрерывность управленческих импульсов.
Оптимизация трудовых и материальных ресурсов.
20. Принципы управления организацией Анри Файоля.
Принципы управления:
Разделение труда.
Дисциплина.
Единоначалие.
Единство управления.
Подчинение индивидуальных интересов общим.
Справедливая оплата персонала.
Централизация.
Иерархия.
Порядок.
Справедливое отношение к подчинённым.
Стабильность персонала.
Инициатива – достаточная свобода подчинённых.
Корпоративный дух – дух единой команды.
Полномочия и ответственность.
Функции управления по Файолю:
Предвидение.
Планирование.
Организация.
Руководство.
Координирование.
Контроль.
21. Развитие поведенческого подхода к управлению.
Родоначальник – Элтон Мэйо – основатель школы человеческих отношений.
60- е гг. 20 века – окончательно оформился поведенческий подход к управлению.(Маслоу, Дуглас, Грегор, Блейк).
Поведенческий подход внёс следующий вклад в науку управления:
Установление приверженности человека межличностному влиянию.
Применение приёмов управления межличностными отношениями для получения большей удовлетворённости и повышения производительности труда.
Установление зависимости производительности труда и уровня удовлетворённости работника условиями труда.
Определение мотивации как решающего элемента управления.
Применение наук о человеческом поведении к управлению и формирование организации таким образом, чтобы каждый сотрудник давал наибольшую отдачу своего потенциала.
22. Количественный подход к управлению организацией.
1950 г. – получил развитие количественный подход.
Впервые о нём упомянул Тэйлор.
Иначе количественный подход называется исследованием операций – это применение методов научного исследования к операционным процессам организации – применение экономико – математических методов к решению проблем управления.
Достоинства количественного подхода:
Позволяет представить проблему формально.
Точность.
Позволяет прогнозировать.
Позволяет выбрать наилучший вариант из возможных в решении проблем управления.
Скорость обработки информации и принятие управленческих решений.
Количественный подход дал толчок развитию теории управления запасами, теории массового обслуживания, теории принятия управленческого решения.
23. Характеристика современных подходов к управлению.
2 подхода:
Системный – это способ мышления по отношению к организации и управлению ею
– рассматривает процессы управления как систему.
Система – совокупность элементов, тесно взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой.
3 условия эффективного функционирования организации как системы:
V Неформальность системы – организация не должна иметь жёстких связей, ограничивающих свободу отдельных звеньев.
V Эволюция организационной структуры – необходима для приспособления системы к изменениям внешней среды.
V Предвидение – способность системы предвидеть изменения внешней среды.
Недостатки: неточное представление процессов управления.
Ситуационный – центральным моментом является ситуация, т. е. совокупность обстоятельств, которые значительно влияют на организацию в данное время.
Представители: Томпсон, Лоренс, Гелбрайт – не существует единственного пути управления организацией.
Положения:
Руководитель должен быть знаком с различными методами и приёмами управления.
Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен предвидеть вероятностные последствия той или иной методики на результаты организации.
Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.
Руководитель должен уметь выбрать наиболее эффективные приёмы и методы для данной конкретной ситуации.
24. Применение системного подхода к управлению организацией.
Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению ею – рассматривает процессы управления как систему.
Система – совокупность элементов, тесно взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой.
3 условия эффективного функционирования организации как системы:
V Неформальность системы – организация не должна иметь жёстких связей, ограничивающих свободу отдельных звеньев.
V Эволюция организационной структуры – необходима для приспособления системы к изменениям внешней среды.
V Предвидение – способность системы предвидеть изменения внешней среды.
Недостатки: неточное представление процессов управления.
25. Положения ситуационного подхода к управлению организацией.
Ситуационный – центральным моментом является ситуация, т. е. совокупность обстоятельств, которые значительно влияют на организацию в данное время.
Представители: Томпсон, Лоренс, Гелбрайт – не существует единственного пути управления организацией.
Положения:
Руководитель должен быть знаком с различными методами и приёмами управления.
Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен предвидеть вероятностные последствия той или иной методики на результаты организации.
Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.
Руководитель должен уметь выбрать наиболее эффективные приёмы и методы для данной конкретной ситуации.
26. Структуризация управленческих функций.
По признаку управляемого объекта:
V Предприятие в целом
V Участок цеха.
V Бригада
V Агрегат
По области деятельности:
V Техническая
V Научная
V Экономическая
V Технологическая
V Организационная
V Социальная
По содержанию труда:
V Управление персоналом
V Управление финансами
V Подготовка производства
V Оперативное управление
V Бухгалтерский учёт и др.
По характеру решаемых задач:
V Планирование
V Организация
V Мотивация
V Контроль
V Стимулирование и др.
По периодичности решений:
V Стратегические
V Годовые
V Квартальные
V Месячные
V Суточные
V Текущие
При правильно сформированной структуре управления в организации возникает синергетический эффект управления, который заключается в следующем: совокупная результативность всех видов деятельности выше, чем простая сумма результатов каждой из них в отдельности.
27. Проектирование организационной структуры управления.
Формирование структур управления зависит от типа и размера предприятия.
Структуры управления формируются сверху вниз. Впервые эту мысль высказал
Чандлер. Организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Структура изменяются под воздействием:
V Изменения стратегии предприятия
V Внешней среды.
Все изменения, которые происходят в структуре управления, называются реорганизацией.
3 этапа организационного проектирования:
Деление организации по горизонтали на широкие блоки. Эти блоки соответствуют важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии.
Принимается решение о том, какие виды деятельности выполняют линейные руководители, а какие – штабные.
Устанавливается соотношение полномочий различных должностей. Руководство формирует цель каждой команды.
Определение должностных обязанностей, т. е. совокупностей задач, функций и поручения их конкретному лицу.
Норма управляемости – это количество работников, которые могут быть подчинены одному руководителю.
Показатели, характеризующие структуры управления:
Исходная информация:
V Характеристика объекта управления.
V Информационные связи объекта
V Материальные связи объекта.
Влияющие факторы:
V Квалификация персонала
V Внешнее окружение
V Стратегия бизнеса
V Сложившиеся структуры управления
Признаки структуризации:
V Функциональное назначение объекта
V Количество подчинённых
V Интервал времени
V Обслуживаемый регион
V Обслуживаемая группа потребителей.
Определяемые параметры:
V Число уровней управления
V Распределение подчинённых по норме управляемости
V Количество подразделений
V Степень автоматизации
V Маршруты движения информации
V Распределение обязанностей.
Оценочные параметры:
V Напряжённость труда подразделения
V Информационная нагрузка на работающих
V Время обработки информации
V Время реагирования на сбои
V Время реагирования на запросы
V Время на решение задач управления
V Количество ошибок в принятии решений.
Итоговые характеристики:
V Прибыль, полученная по результатам деятельности
V Затраты на производство и реализацию продукта
Показатели оптимальной структуры:
V Небольшое число уровней руководства
V Наличие в структуре групп высококвалифицированных специалистов
V Быстрая реакция на изменение
V Ориентация графиков работы на потребителя
V Высокая производительность труда
V Низкие затраты.
28. Типы организационных структур: линейная, матричная, дивизионная, адаптивная.
Линейная структура.
Характерная особенность – единоначалие на всех уровнях.
Преимущества:
1. Эффективность использования централизованного аппарата управления.
2. Повышенный контроль
3. Увязка интересов управленческих подразделений.
Недостатки:
1. Повышение времени на принятие управленческих решений.
2. Малая инициатива на подчинённых уровнях.
3. Задержка роста квалификации управляющих.
Матричная структура.
Совмещает в себе структуру дивизионную и единого стратегического бизнеса.
При этом для каждого управленческого подразделения вводится 2 руководителя: руководители функциональных служб (а,в,с), руководители производственных служб (А, В, С).
Достоинства:
1. Позволяет гибко использовать ограниченные ресурсы.
2. Высокая адаптивность к изменениям внешней среды.
3. Высокий уровень квалификации менеджеров.
Недостатки:
1. Сложность разделения вертикальных и горизонтальных полномочий.
2. Возможность возникновения анархии среди сотрудников.
Дивизионная структура.
Дивизионная структура – разделение организации на блоки и элементы по видам товаров, группам потребителей или регионам, характерна для крупных производств.
Преимущества:
1. Оперативное реагирование на изменение внешних условий.
2. Сближение стратегических и текущих задач управления.
3. Высокая степень координации управленческих действий в рамках одного подразделения.
Недостатки:
1. Наличие внутренней конкуренции за ресурсы и управляемый персонал
2. Сложность разделения накладных расходов, связанных с производством продукции.
3. Сложность согласования интересов власти и стратегических целей организации.
Адаптивная структура.
Особенность – быстрая модификация отдельных структур, отсутствие жёстких связей.
Создаются подразделения, решающие конкретные проблемы, и расформировываются после решения проблем – это способ существования организации, приспосабливающейся к внешним условиям.
29. Типы организационных структур: функциональная, линейно – штабная, программно – целевая, структура единого стратегического бизнеса.
Функциональная структура.
Особенность – пересечение взаимосвязей. У каждого подразделения может быть несколько руководителей. Подразделения разделены по функциональному признаку.
Преимущества:
1) Высокая специализация персонала.
2) Дифференциация и делегирование текущих управл-х задач.
Недостатки:
1) Трудности координации деятельности подразделений.
2) Ограниченные возможности в росте квалификации деятельности.
3) Узкая специализация персонала.
Линейно – штабная структура.
Основана на линейной структуре.
Штабы не имеют нижестоящих подразделений и сами решения не принимают. В их задачу входит анализ вариантов решений и их последствий для конкретного руководителя.
Виды штабных групп:
1) Консультативные
2) Обслуживающие
3) Личные
Преимущества:
1) Эффективность использования централизованного аппарата управления.
2) Повышенный контроль
3) Увязка интересов управленческих подразделений
4) Оперативность и обоснованность принятия решений.
Программно – целевая структура.
Программно – целевая структура – временно построенное подразделение подчинённости и отдельных сотрудников, ориентированное на решение конкретной управленческой проблемы. Структура временная.
Для неё характерно:
1) Специфические цели
2) Вытекающий из цели состав предприятия.
3) Сроки функционирования структуры.
4) Ресурсное обеспечение.
Преимущества: высокая степень реализации предусмотренной программы.
Структура единого стратегического бизнеса.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.