| |||||
МЕНЮ
| Управление карьерой госслужащегоУправление карьерой госслужащегоОГЛАВЛЕНИЕ.
1. КАРЬЕРА – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. 5 1.1 Определение карьеры 5 1.2 Типы карьер. 8 1.2.1 По признаку индивидуальной профессионализации. 8 1.2.2 По направлениям движения работника в структуре организации. 9 1.2.3 По содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений. 9 1.3 Классификация по характеристикам протекания процесса карьерного развития. 10 1.3.1 По характеру протекания. 10 1.3.2 По степени устойчивости, непрерывности. 11 1.3.3 По возможности осуществления. 11 1.3.4 По времени осуществления. 11 1.3.5 По направленности происходящих изменений различают: 13 1.4 Механизмы движения карьерных процессов. 13 1.5 Этапы карьеры. 15 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАРЬЕРЫ. 18 2.1 Выбор карьеры. 19 2.2 Планирование карьеры 20 2.3 Развитие карьеры. 21 2.4 План развития карьеры. 22 2.5 Самоуправление карьерой. 24 2.6 Стимулирование труда 26 2.6.1 Краткий обзор теорий мотивации. 27 2.6.2 Вопросы мотивации и стимулирования труда в государственной службе. 28 2.7 Правовые основы организации карьеры. 31 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. 36 3.1 Соединенные Штаты Америки. 36 3.2 Франция. 38 3.3 Япония. 39 4. ИСТОРИЯ ВОПРОСА. 42 5. ИССЛЕДОВАНИЕ. 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.______________________________________________________________57 ПРИЛОЖЕНИЯ 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________61 ВСТУПЛЕНИЕ. С тех пор, как Россия вступила на путь демократических преобразований, в большинстве областей человеческой деятельности на первое место встало совмещение интересов личности и организации. Коснулось это и сферы государственной службы. Если во времена Советского Союза система управления персоналом носила организационно-распорядительный (административный) характер и действия человека были строго регламентированы, шаги его служебного продвижения диктовались вышестоящими органами, то в настоящее время основная ответственность за успешное развитие карьеры лежит на нем самом. В свете этого, термин «карьера» приобрел более весомое значение, более четкие очертания. Российские служащие узнали, что процесс служебного продвижения подлежит изучению, прогнозированию, управлению. Открылась возможность «делать» карьеру. Следствием этого стало повышение интереса к теме управления карьерой. Эта работа посвящена исследованию процессов управления карьерой в сфере государственной службы. Центральной частью дипломной работы является глава 5, она заключает в
себе авторское исследование, целью которого стало рассмотрение реалий
карьерного процесса в современных условиях, отношение к своей будущей
карьере потенциальных и реальных государственных служащих (студентов Так же эта работа знакомит читателя с понятийным аппаратом, используемым при описании управления карьерой, в ней рассмотрены вопросы посвященные проблемам организации и управления карьерой; содержится обзор методов управления карьерой государственного служащего, применяемых за рубежом; обозревается история развития системы управления карьерой в государственной службе России. Цели этой работы – КАРЬЕРА – ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. 1 Определение карьеры Карьера (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации. Понятие служебной карьеры существует в широком и узком смысле. В широком понимании карьера – профессиональное продвижение,
профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму. В узком понимании карьера – должностное продвижение, достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. В данном случае карьера – сознательно выбранный и реализуемый служащим путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение служащего в соответствии с уровнем его квалификации. Государственный служащий, как правило, осознанно выбирает и строит карьеру и в профессиональном и в должностном плане. Сущностной составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть движение вперед. В этом отношении карьера – процесс, определяемый как прохождение, последовательность состояний системы. Такое понимание карьеры ориентирует на соответствующий методологический подход к ее исследованию. В его основе лежит тенденция современной науки изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния. Общество и его компоненты рассматриваются, как процессы, а не как статичное состояние, как непрерывный бесконечный поток событий. Человек включен в этот поток и вынужден непрерывно двигаться в нем, приспосабливаться к нему, преодолевать отклоняющиеся его течения, собственное изменение в этом процессе и изменение его составляющих. Чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление. Отсюда понимание карьеры, как активного продвижения человека в освоении
и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его
устойчивость в потоке социальной жизни. С этих позиций определяется подход
к моделированию карьерного процесса и основы стратегического управления
карьерой. Карьера – это процесс движения по пути овладения некими
ценностями, благами, признанными в обществе или организации. Таковыми
являются: Таким образом, карьера – это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа. Сложность карьеры определяется обусловленностью ее множеством факторов, прежде всего связанных с особенностями личности работника, делающего карьеру, и среды, в которой развивается карьера (далее – карьерная среда), а так же особенностями и уровнем развития общества, в котором действуют человек и организация. Для более полного изучения, понимания и овладения механизмами воздействия на характер карьеры необходимо учитывать как сложные связи образующих элементов, так и сложность и особенности самих этих элементов. Комплексность карьеры предполагает необходимость рассмотрения ее с различных сторон, использования при ее исследовании различных подходов. Многоаспектность карьеры выражается в ее наполненности различными составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей, способствующих тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен в среде служащего, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности. Карьера – динамическое явление, постоянно изменяющийся и развивающийся процесс и рассматривать его надо как последовательность стадий во времени.
Многогранность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Для классификации видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев (см. Приложение 1).
С точки зрения индивидуальной профессионализации можно выделить профессиональную и должностную (внутриорганизационную) карьеру. Для профессиональной карьеры характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа, преимущественно, в одной предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. Как правило, профессиональная карьера человека складывается в организации, и часто бывает так, что профессиональные достижения создают предпосылки для формирования внутриорганизационной карьеры или должностной карьеры в организации. Должностная карьера отражает изменение преимущественно должностного статуса государственного служащего, его социальной роли, степень и пространство должностного авторитета в организации. Это перемещение, как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации. 2 По направлениям движения работника в структуре организации. По направлениям движения работника в структуре организации существуют
следующие типы карьеры: 3 По содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений. По содержанию происходящих в процессе карьеры изменений можно дать
следующую классификацию:
Тип процесса дает, информацию о его возникновении, направленности и внутренней организованности, его внешних связях, взаимодействиях и взаимопереходах по отношению к другим процессам. На начальном этапе исследования модели карьерного процесса целесообразна его типизация, по форме отражая направленность и последовательность уровня жизнедеятельности человека. 1 По характеру протекания. По характеру протекания выделяют такие типы процессов:
По степени устойчивости и непрерывности. оправдано деление карьеры на устойчивую и неустойчивую, прерывистую и непрерывную. 3 По возможности осуществления[3]. По возможности осуществления уместна следующая классификация карьер: 4 По времени осуществления[4].
Идеальная форма карьерного процесса – его развитие по восходящей. Это –
прогрессивный тип карьерного процесса. Каждая последующая стадия изменения
в нем отличается от предыдущей более высоким уровнем способностей и
возможностей жизнедеятельности. Она включает в себя достигнутые ранее
результаты и подготавливает необходимость более поздней стадии. Кроме того, можно применить типологизацию карьеры по признаку принадлежности к определенной отрасли профессиональной деятельности, определенной профессии. Редкая карьера обходится без спадов состояний различной деятельности. Формы карьерных процессов зачастую претерпевают изменения. Причиной этого являются непрерывные влияния различного рода на человека и общество, в результате которых изменяются направления карьерных процессов, интенсивность их развития, внутренние и внешние соотношения и связи. На отдельных этапах любого карьерного движения могут развиваться все названные формы процессов.
Механизм – это сцепление, определяющее возможность движения. Сцепляющим
началом в карьерном процессе является развивающийся способ деятельности,
реализующий, с одной стороны, интересы индивида, с другой- интересы
организации. Человек осваивает необходимую информацию, приобретает навыки. На карьеру служащего, прежде всего, влияют, внутренние факторы- мотивы, уровень притязаний, самооценка, состояние здоровья. Чем более зрелым является служащий как профессионал и как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере. На карьеру государственного служащего влияют и внешние факторы- социальная сфера, тип организации, а также случай . Иногда сложившаяся ситуация вынуждает работника подниматься до уровня некомпетентности, когда должностная карьера опережает профессиональный рост специалиста. Учитывая неоднозначное влияние среды на карьеру отдельного служащего, необходимо иметь в виду, что работник сам должен выбрать критерии оценки своего профессионального роста и сверять свою самооценку с мнениями и оценками своих коллег. Любой карьерный процесс испытывает воздействие тормозящих его сил. По характеру воздействия выделяют факторы сдерживания и сопротивления. По природе происхождения факторы торможения подразделяются на физические, психологические, социальные и идеальные[5]. По времени действия факторы сдерживания и сопротивления можно подразделить на краткосрочные, устойчивые и постояннодействующие. Своеобразное влияние могут оказывать тормозящие факторы смешанного типа. Например, циклически повторяющиеся спады и подъемы активности. Последствия действия факторов торможения могут быть острые (например, карьерный кризис), вялотекущие (например, карьерный кризис вследствие отклонений начального профессионального этапа).
В ходе карьеры человек проходит через различные стадии, взаимосвязанные этапы: Встречаясь с новым сотрудником, желательно выявить этап карьеры, на котором он в данный момент находится. Это поможет уточнить цели профессиональной деятельности , степень динамичности и главное-специфику индивидуальной мотивации. Этапы карьеры: Маслоу)- социальное признание, независимость; Особенности мотивации (по Маслоу)- поиск самовыражения в новой сфере деятельности. Наиболее продуктивной для роста человека является стадия стабильной работы. Этот период характеризуется усилиями по закреплению прошлых результатов, предполагает новые служебные продвижения. Период является творческим, поскольку удовлетворены многие психологические и материальные потребности. Понятие стадии карьеры является фундаментальным для управления развитием карьеры в системе государственной службы. Руководители органов государственной службы обязаны учитывать это и стремиться дифференцировано работать над проблемами карьерного продвижения сотрудников. Трудовая деятельность является не только средством самореализации, но и средством к существованию, поэтому при выборе профессии приходится учитывать уровень оплаты труда, его рыночную стоимость. Сравнительно низкий уровень заработной платы в системе государственной службы приводит к оттоку наиболее одаренных, быстро прогрессирующих специалистов. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|