реферат, рефераты скачать
 

Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирован...


Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирован...

Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирования дистанции.

Содержание лекции:


1.       Понятие учебно-контрольных соревнований по туристской технике.

2.       Содержание учебно-контрольных соревнований на начальном этапе обучения туризму.

3.       Принципы планирования и оборудования комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований.

4.       Организация, судейство и определение результатов учебно-контрольных соревнований.

1. Понятие учебно-контрольных соревнований по туристской технике.


До сих пор мы вели разговор в основном о походах, как одной из важнейших форм спортивных и рекреационных туристских мероприятий. Но существует еще одна не менее, если не более массовая форма проведения активных туристских мероприятий – это соревнования туристов. Соревновательная деятельность в туризме весьма разнообразна. Чтобы охарактеризовать ее в данной и в следующих лекциях, нам следует классифицировать систему туристских соревнований, точно так же, как мы классифицировали ранее туристскую деятельность в целом. Существенными основаниями для классификации служат при этом: цели проведения соревнований; социально-демографический состав участников соревнований, форма проведения соревнований, масштаб соревнований, техника видов туризма по способу передвижения.

Каким образом можно классифицировать систему туристских соревнований на основании их целей? Подчеркнем, что, как и в случае классификации туристской деятельности в целом, системообразующим, важнейшим основанием для классификации туристских соревнований являются их цель (это очевидно, так как туристские соревнования являются содержательной частью туристской деятельности). Общую систему туристских соревнований можно разделить на две подсистемы: спортивно-туристские соревнования (СТС) и рекреационно-туристские соревнования (РТС). Главной целью участников спортивно-туристских соревнований является совершенствование их мастерства в технике туризма и рост их спортивной квалификации (выполнение требований для присуждения очередных спортивных разрядов и званий). Главной целью рекреационных туристских соревнований является активный отдых участников, максимально полное восстановление их физических, духовных, интеллектуальных сил и возможностей. Обращаем Ваше внимание на тот факт, что когда речь идет о соревнованиях туристов (независимо от их главной цели), то спортивная компонента в том или ином объеме присутствует в данных мероприятиях всегда. Таким образом, даже когда мы рассматриваем рекреационные соревнования туристов, направленные на развлечение и активный отдых участников, по сути, мы обсуждаем рекреационно-спортивные или спортивно-рекреационные соревнования (смотря по тому, превалирует в соревнованиях рекреационная или спортивная составляющая).

Детализируя подсистему спортивно-туристских соревнований, выделим в ней соревнования туристов в виде спорта «спортивный туризм» и соревнования в виде спорта «туристско-прикладное многоборье», а так же учебно-спортивные соревнования школьников и студентов, изучающих дисциплину «Туризм» (которые и составляют предмет данной лекции). Детализируя подсистему рекреационных туристских соревнований, выделим в ней спортивно-рекреационные соревнования (например, соревнования в рамках туристских слетов разного масштаба, туристские марафоны и пр.) и рекреационно-спортивные (развлекательные) соревнования (корпоративные туристские слеты, тренинги по командообразованию «веревочные курсы» и пр.).

На какие разновидности подразделяют туристские соревнования на основании состава их участников, формы проведения и масштаба? Исходя из социально-демографического состава участников, выделяют, например, туристские соревнования школьников, туристские студенческие соревнования. В рамках вида спорта туристско-прикладное многоборье (ТПМ) проводят «молодежные» и «взрослые» чемпионаты разного масштаба. Согласно форме проведения, среди туристских соревнований можно выделить очные (чемпионаты, первенства, кубковые встречи, состязания в рамках туристских слетов) и заочные (походы) соревнования. По масштабу (региональному представительству участников) соревнования туристов можно подразделять на соревнования районные, городские, областные, республиканские, международные. В дальнейшем материале лекции мы уделяем внимание лишь одной особой разновидности соревнований – учебно-контрольным соревнованиям. Условно мы относим их к спортивным туристским соревнованиям, хотя данные соревнования не относятся к официальным (указанным в спортивном календаре) соревнованиям по спортивному туризму и туристско-прикладному многоборью. В то же время данные соревнования являются непременным компонентом обучения основам туристской техники и тактики, которую в дальнейшем будут использовать туристы при преодолении дистанций спортивных состязаний.

Какие цели и задачи характерны для учебно-контрольных соревнований в туристской технике? Итак, мы уже упомянули выше, что кроме официальных соревнований (чемпионатов, первенств, кубковых встреч и т.д.) в спортивном туризме выделяют и так называемые учебно-контрольные соревнования. Определим, что учебно-контрольные соревнования – непременный компонент обучения предмету «Туризм» в средней школе и ВУЗе. Они предусмотрены программой начального и базового этапов подготовки туристов (уровень новичков, спортсменов массовых разрядов). Прежде всего, такие соревнования призваны определить достигнутый школьниками, студентами уровень технико-тактической специальной подготовки на момент их проведения. В меньшей степени, данные соревнования оценивают уровень физической подготовки учащихся, который определяется при сдаче специальных контрольных нормативов. Учебно-контрольные соревнования обычно завершают определенный этап обучения предмету «туризм», или же они могут быть предусмотрены планом подготовки спортсменов разного уровня мастерства (завершать определенный период тренировочного цикла, моделировать основные соревнования и пр.).

Все вышесказанное означает, что главная цель учебно-контрольных соревнований – контролировать и совершенствовать достигнутый туристами в процессе тренировок и обучения предмету «Туризм» уровень специальной туристской подготовки. Одновременно такие соревнования являются и эффективным средством обучения туристской технике и тактике, так как заставляют «работать» учащихся в обстановке приближенной к настоящим походным условиям: с преодолением характерных для данного вида похода естественных препятствий в условиях «дефицита» времени. Таким образом, учебно-контрольные соревнования не являются официальными стартами; их результаты не служат основанием для присвоения очередных разрядов и званий участникам. В то же время они важны для самих туристов, и, особенно, для педагогов и тренеров, с точки зрения оценки промежуточных результатов туристской подготовки учащихся и корректировки ее планов.

Контрольные соревнования обычно проводятся после освоения учащимися определенных учебных разделов предмета «Туризм» (в конце отдельных микроциклов тренировки). В таком случае – это соревнования по ориентированию на местности, по технике преодоления склона и иных естественных препятствий с организацией страховки, по спасательным работам и т. д., которые способствуют закреплению знаний, умений и навыков (ЗУН) владения отдельными компонентами туристской техники. Отсюда задачами учебно-контрольных соревнований являются, соответственно, закрепление и оценка полученных учащимися знаний, умений и навыков в различных компонентах туристской техники. А именно:

·              оценка ЗУН в индивидуальной технике передвижения по естественным препятствиям с обеспечением страховки и самостраховки;

·              оценка ЗУН в индивидуальной технике ориентирования;

·              оценка ЗУН в командной технике туристского бивака;

·              оценка ЗУН в командной технике транспортировки «пострадавшего» подручными средствами.

2. Содержание учебно-контрольных соревнований на начальном этапе обучения туризму.


В настоящей лекции и на методических занятиях мы рассматриваем содержание учебно-контрольных соревнований и принципы планирования комплексной дистанции соревнований (как наиболее сложной для постановки и наиболее эффективной с точки зрения процесса обучения). Прежде всего, определимся в терминологии. Дистанция – это оборудованный для проведения соревнований, обозначенный на естественном рельефе, искусственных сооружениях маршрут или система маршрутов с установленными техническими этапами. По условиям соревнований, в случае, если дистанция достаточно протяженная, ее маршрут наносится на карту местности, которую выдают участникам на старте. Технический этапосновной элемент дистанции, на котором соревнующиеся участники выполняют заданное условиями соревнований определённое технико-тактическое задание. Название этапа обычно соответствует типу препятствия, характеру рельефа на котором он установлен, с указанием специфики действия ("Траверс склона"; "Транспортировка пострадавшего на вязаных носилках"; "Навесная переправа через реку" и др.). Ниже мы рассмотрим содержание учебно-контрольных соревнований по туристской технике на комплексной дистанции, включающей упражнения (технические этапы) направленные на контроль и совершенствование разнообразных компонентов туристской техники.

Какие упражнения по технике туризма (технические этапы) рекомендуется включать в состав комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований? Программа обучения туризму в школе (В.И. Ганопольский, 2000) предусматривает поэтапное обучение школьников разного возраста всем компонентам туристской техники в объеме, соответствующем начальному или базовому уровню туристского образования. Учащиеся постигают основы ориентирования на местности: учатся читать карту и двигаться в заданном направлении с чтением карты; осваивают технику измерения азимутов и движения по азимуту и т.д. Они получают первичные умения и навыки в технике преодоления характерных для походов естественных препятствий: «горных» склонов, водных преград, заболоченных участков местности и т.д. При этом особое внимание на начальном этапе обучения уделяется технике самостраховки туристов на склонах и переправах с использованием веревочных перил, альпенштока, лыжных палок. Кроме того, программа начального этапа туристской подготовки предусматривает освоение учащимися элементарных командных навыков организации лагеря в полевых условиях: навыков сборки, установки и демонтажа палаток, разжигания костра, приготовления горячего питания. Наконец, определенное внимание уделяется и технике спасательных работ: учащиеся приобретают умения и навыки транспортировки пострадавших с помощью разнообразных подручных средств.

В соответствие с программой, для каждой возрастной группы школьников предусмотрены контрольные упражнения разной сложности в вышеперечисленных компонентах техники туризма. По существу каждое упражнение в определенной технике туризма можно рассматривать, как технический этап, а совокупность всех упражнений в различных «техниках» – является по существу комплексной дистанцией учебно-контрольных соревнований. Например, содержание контрольных упражнений и комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований школьников 4-5 и 8-9 классов представлено в таблице 1.


Таблица 1.

Содержание контрольных упражнений по туристско-прикладным навыкам (По В.И. Ганопольскому, 2000).

Группа учащихся

Упражнения в технике ориентирования

Упражнения в технике передвижения и

страховки

Упражнения в технике транспортировки пострадавшего

Упражнения в технике туристского бивака

Суммарная исходная оценка

(баллы)

Учащиеся 4-5 классов.

Азимутальное ориентирование – 2КП, длина этапа 0.3-0.4 км. Исходная оценка – 2 балла.

Вязка узлов – узлы прямой и проводник. Исходная оценка – 2 балла.

Переправа по бревну с перилами (над условным ручьем), 3м; исходная оценка – 2 балла.

Транспортировка «пострадавшего» на носилках из двух шестов и двух курток; ровный участок местности протяженностью 0.2 км. Исходная оценка – 2 балла.

Установка палатки. Исходная оценка – 2 балла.

10

Учащиеся 8-9 классов.

Ориентирование в заданном направлении (4 КП, длина этапа 1.5-1.8 км). Исходная оценка – 4 балла.


Или ориентирование по выбору – 4 КП, длина этапа 1.0-1.5 км.

Вязка узлов – узлы встречный, брамшкотовый, восьмерка (одним концом), двойной проводник, схватывающий (одним концом). Исходная оценка – 6 баллов.


Подъем и спуск по склону с перепадом высот 10-15м, с использованием перильных веревок с самостраховкой схватывающими узлами, с перестежкой.

Исходная оценка – 4 балла.

Переправа по бревну через реку с самостраховкой скользящим карабином на перилах. Исходная оценка – 3 балла.

Транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках; ровный участок местности – 0.3 км; участок подъема с перепадом высот 10-15м и протяженностью 0.1 км. Исходная оценка – 4 балла.

Установка, снятие и упаковка палатки; разведение костра.


Исходная оценка – 4 балла.

25

 

Какие особенности характерны для комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований в туристской технике? Постановка и проведение соревнований на комплексной дистанции – оптимальный метод организации учебно-контрольных соревнований и контроля достигнутого уровня владения туристской техникой. Почему? Дело в том, что при планировании комплексной дистанции педагог учитывает ряд важнейших принципов, которые позволяют достичь главную цель соревнований – эффективно контролировать достигнутый учащимися уровень владения элементами туристской техники. Во-первых, контрольные упражнения комплексной дистанции, так или иначе, оценивают все компоненты туристской техники (см. таблицу 1). Во-вторых, выбор педагогом контрольных упражнений для постановки дистанции прямо зависит от возраста и уровня подготовленности (туристского опыта) учащихся. Упражнения дистанции должны быть доступны для выполнения «среднему» подготовленному учащемуся в каждой возрастной категории и должны усложнятся в соответствие с увеличением срока обучения и возраста школьников. Например, упражнения (этапы) в технике ориентирования могут быть представлены в комплексной дистанции тремя видами: азимутальное ориентирование, ориентирование по выбору, ориентирование в заданном направлении. В азимутальном ориентировании учащиеся младших классов проходят этап с компасом по заданным им направлениям (азимутам) и расстояниям. Такое упражнение способствует закреплению элементарных навыков движения по заданному азимуту. В ориентировании по выбору участники проходят маршрут, выбранный ими самостоятельно, и «берут» заданное по условию соревнований количество контрольных пунктов (КП) (при этом число установленных на местности КП в 1.5-2 раза превышает их заданное число). Здесь участники ориентируются с чтением карты и сами определяют оптимальный путь и технику движения к контрольным пунктам. При этом, однако, у них имеется возможность выбора наиболее «легких» для поиска с их точки зрения КП. Этап ориентирования в заданном направлении жестко определен поставленными на местности контрольными пунктами. Он наиболее сложен. Каждый участник должен обнаружить все установленные на этапе КП в заданной последовательности. Упражнения в ориентировании по выбору и в заданном направлении направлены на оценку и закрепление комплекса умений и навыков использования различных приемов ориентирования: от движения по азимуту – до движения с чтением карты. В данных случаях участник соревнований сам выбирает оптимальные с его точки зрения приемы ориентирования для преодоления технического этапа. Содержание контрольных упражнений по технике ориентирования на местности на учебных соревнованиях школьников (студентов) различного возраста и туристской подготовки представлено в таблице 2.


Таблица 2.

Содержание контрольных упражнений по технике ориентирования на местности (По Ганопольскому, 2000).

Группы школьников, сдающих нормативы

Содержание упражнения

Исходная оценка (баллы)

Учащиеся 4-5 классов

Азимутальное ориентирование (2 КП). Длина дистанции 0.3-0.4 км.

2

Учащиеся 6-7 классов

Азимутальное ориентирование (3 КП). Длина дистанции 0.4-0.5 км или ориентирование по выбору – 3 КП, длина дистанции 0.6-0.8 км.

3

Учащиеся 8-9 классов

Ориентирование в заданном направлении (4 КП), длина дистанции 1.5-1.8 км.

4

Учащиеся 10-11 классов

Ориентирование в заданном направлении (5 КП), длина дистанции 1.8-2 км.

5


Тот же принцип соответствия содержания упражнений туристскому опыту и подготовке участников применяется и при планировании других упражнений. Так в технике передвижения и страховки этапы контрольных соревнований на самых ранних этапах обучения оценивают лишь технику передвижения по простейшим препятствиям (например технику движения по бревну через условный ручей). В старшем школьном возрасте для преодоления естественных препятствий на дистанции учащиеся применяют уже не только технику передвижения, но и технику самостраховки на веревочных перилах и т.д.

В-третьих, комплексная дистанция оценивает уровень владения участниками как индивидуальной, так и командной туристской техникой. В частности у учащихся разных классов контроль над владением индивидуальной техникой осуществляется в рамках упражнений по ориентированию на местности, преодолению склонов и переправ. Напротив, в упражнениях по транспортировке пострадавшего подручными средствами, организации бивака (установка и демонтаж палатки, разжигание костра, кипячение воды на костре) оцениваются соответствующие командные умения и навыки туристов.


3. Принципы планирования и оборудования комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований.


Комплексная дистанция контрольных соревнований – это в обычном случае маршрут определенной протяженности, проведенный на местности с естественными (искусственными) препятствиями, включающий вышеуказанный ряд технических этапов (упражнений).

По каким критериям выбирают район проведения учебно-контрольных соревнований и каковы основные принципы планирования комплексной дистанции соревнований? При выборе местности для постановки дистанции, преподаватель (тренер) руководствуется в общем случае следующим.

·                   Выбор местности определяется наличием на данный район цветной спортивной карты масштаба 1: 10 000-1:20 000 (для постановки этапа ориентирования).

·                   Местность должна содержать, необходимый «набор» естественных препятствий: склоны, водные препятствия.

·                   Местность (параметры естественных препятствий, сложность ориентирования и, соответственно, карты соревнований) должна соответствовать начальным навыкам и умениям участников в технике туризма.

·                   Район постановки дистанции (особенно в район этапа ориентирования) не должен включать потенциально опасных участков: железнодорожных путей, автомагистралей, труднопроходимых болот и пр.

Непосредственно при планировании дистанции учебно-контрольных соревнований надо стремиться к следующему.

·                   Содержание дистанции (технических этапов) должно соответствовать вышеуказанным (таблицы 1,2) параметрам и требованиям по оценке туристской техники у школьников разных возрастных групп. Все ее этапы по определению должны быть преодолимыми для прошедших соответствующую туристскую подготовку участников.

·                   Дистанция должна быть предельно безопасной.

·                   Дистанция должна обслуживаться минимумом судей (преподавателем и судьями, выбранными из числа учащихся).

Дадим некоторые комментарии к вышеназванным принципам планирования дистанции.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.