реферат, рефераты скачать
 

Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирован...


Какова обычная структура комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований? Подчеркнем, что дистанция учебно-контрольных соревнований не является цельной в принятом на других туристских соревнованиях смысле. Фактически группы учащихся последовательно выполняют заданные упражнения на местности, при этом они же по очереди выступают или в качестве участников, или в качестве судей. Время прохождения дистанции в целом никак не оценивается; учитывается лишь время преодоления участниками и командами отдельных этапов дистанции. Соответственно дистанция не содержит общепринятых участков старта, финиша для дистанции в целом. Старт и финиш осуществляется на месте выполнения каждого отдельного упражнения.

Сама схема расположения этапов на дистанции диктуется местонахождением подходящих естественных препятствий и подходящих участков для постановки этапов ориентирования. Контрольные соревнования направлены, прежде всего, на оценку технической, а не физической подготовленности учащихся. Поэтому протяженность дистанции не играет существенной роли (четко должны соблюдаться лишь параметры протяженности этапов ориентирования). Остальные упражнения могут выполняться на ограниченном участке местности, если соответствующие естественные препятствия располагаются вблизи друг от друга. В целом, не следует увеличивать протяженность дистанции свыше трех километров для детей старшего школьного возраста и свыше полутора километров для младших школьников. Обычно для оценки туристской техники достаточно простой последовательности заданных технических этапов, компактно расположенных на местности (полоса препятствий). Последовательность выполнения упражнений может быть произвольной. В принципе, не исключается работа команд одновременно на различных этапах дистанции, если есть возможность организации соответствующего судейства.

Как правильно спланировать и поставить на местности технические этапы учебно-контрольных соревнований? Технические этапы располагаются на естественных или искусственных препятствиях в соответствии с техническими заданиями. Например, этап преодоления склона – на склоне оврага, на искусственной скальной стенке; этап преодоления водного препятствия – на ручье, на реке и т.д. Важно, чтобы параметры выбранных для установки этапа препятствий соответствовали подготовке тестируемых участников (их потенциальным умениям и навыкам) и целям соревнований. Для этого каждой возрастной группе тестируемых определены средние параметры различных технических этапов (протяженность этапа, количество КП, крутизна и протяженность склона, примерная длина бревна при переходе через реку и т.д.). Важно, чтобы и сами технические задания соответствовали возрасту и уровню готовности участников соревнований (таблицы 1,2).

Технические этапы планируются с обязательным учетом требований по безопасности. С этой точки зрения, важно, как мы уже подчеркивали выше, во-первых, удачно выбрать место постановки этапа и соблюсти принятые параметры соответствующих естественных препятствий (таблицы 1,2). Во-вторых, следует провести тщательную предварительную подготовку этапов с точки зрения их безопасности. Особое внимание следует обратить на выбор местности для постановки этапов ориентирования. В данном случае участники с разным уровнем начальной подготовки работают на протяженном участке дистанции «безнадзорно» со стороны преподавателя и могут элементарно заблудиться. Чтобы этого избежать для установки КП следует выбрать район с очевидными ориентирами-ограничителями движения на этапе, и довести соответствующую информацию до участников. Перед стартом этапа участникам следует так же указать «аварийное» направление движения, пользуясь которым они неминуемо выйдут на ясный линейный ориентир (дорогу, просеку и пр.), ведущий до места старта этапа. На этапах преодоления склона судьями (преподавателем) проводиться предварительная подготовка: удаляются «живые» камни со склонов, опасные сучья и пр. Бревно, уложенное через водное препятствие, надежно закрепляется. Если на этапе навесной переправы (для учащихся 10-11 класса) натянутые, перильные веревки расположены высоко от поверхности земли (1.5-2м и более), следует на опоры для закрепления перил повесить вспомогательные петли, чтобы облегчить участникам процесс «водружения» на транспортную веревку, и обеспечение самостраховки. Любое лазанье по сучьям на достаточно большую высоту таит опасность!

До начала соревнований этапы маркируются: обозначаются точки начала и окончания этапа; опасные, безопасные и рабочие зоны; коридоры движения; опоры, необходимые для организации страховки и пр. Не следует пренебрегать маркировкой, во избежание ненужных конфликтов с участниками соревнований и субъективизма в судейских решениях. Особенно тщательно следует обозначить границы опасной зоны (в пределах которой участнику требуется страховка). Хорошо, если эти границы будут естественными и, соответственно, понятными для участников (например, берег реки при преодолении навесной переправы). Однако сама конфигурация препятствий на учебных соревнованиях «новичков» (например, пологий склон) далеко не всегда позволяет определить естественные границы опасной зоны. Тогда необходимо применить и надежно закрепить маркировочную ленту («волчатник»).

При непосредственной постановке этапов на местности следует учитывать все возможности для оптимизации дистанции – добиться наиболее быстрого движения участников и команд по дистанции без потери качества оценки их техники. Примером такой оптимизации является организация движения на этапах по параллельным, равноценным маршрутам, что позволяет одновременно преодолевать этап двум командам (участникам). Так относительно просто сделать равноценные спуски со склона с самостраховкой спортивным способом, навесные переправы через водные препятствия, маршруты движения через ручей по бревну. Примером оптимизации дистанции является так же известный метод постановки «кругового этапа» азимутального ориентирования (Ганопольский, 2000). Контрольные пункты на этапе ориентирования по азимуту устанавливаются таким образом, чтобы они располагались по кругу, с единой точкой старта и финиша, размещенной в условном центре этого круга. Тогда старт могут принимать одновременно несколько участников (в том числе, участники из разных команд). Они преодолевают одну и ту же дистанцию, начиная с разных контрольных пунктов (Старт – 1 КП – 2 КП – 3 КП – 4 КП – Финиш; Старт – 2 КП – 3 КП – 4 КП – 1КП – Финиш и т.д.), что позволяет ускорить преподавателем оценку данного упражнения.


4. Организация, судейство и определение результатов учебно-контрольных соревнований.

 

Каковы особенности организации учебно-контрольных соревнований по технике туризма? Статус учебных соревнований не предполагает разработки положения о соревнованиях, их финансирования. В обычном случае состав участников соревнований ограничен составом учебной группы или класса (нескольких групп, классов) одного учебного заведения. Соревнования проводятся в течение одного дня, не требуют размещения команд в палатках, гостиницах. Преподаватель сам определяет принцип формирования команд. При этом он исходит из того, чтобы команды формировались из состава участников с одинаковым уровнем подготовки (освоившим одинаковый объем учебного материала), примерно одного возраста, с одним соотношением юношей и девушек в командах. Преподаватель, долго работающий с определенным контингентом учащихся, может назначить капитанами команд наиболее подготовленных учеников (развести их по разным командам, и тем самым, уравнять их шансы на старте). Если контрольные соревнования проводятся как этап подготовки к официальным соревнованиям – здесь ситуация в корне иная. В таком случае «наигрывается» постоянный состав команды с известной пропорцией юношей и девушек.

Все необходимые сведенья о дистанции (последовательность преодоления этапов, порядок и условия их преодоления, порядок маркировки этапов и пр.) преподаватель сообщает участникам до начала соревнований. Последовательность старта команд (участников) на этапах определяется жеребьевкой. В протокол каждого технического этапа заносится название команды (ФИО участников команды) и соответствующий стартовый номер; отмечается общее время, затраченное на преодоление командой (участниками) этапа; фиксируются технические ошибки (соответствующие штрафные баллы). Образец протокола отдельного технического этапа представлен в таблице 3.

Как построен процесс судейства при проведении учебно-контрольных соревнований? Специфика учебных соревнований состоит в том, что участники не только демонстрируют свой уровень технической туристской подготовки, но и обучаются судейству туристских соревнований. Идеально организованные учебные соревнования те, когда каждый выступает как в роли участника, так и в роли судьи. На официальных соревнованиях судейство осуществляет коллегия судей в следующем составе: главный судья соревнований и заместители главного судьи, судьи начальники дистанций, главный секретарь и его помощники, врач соревнований, комендант, судьи старта-финиша, судьи на технических этапах. Понятно, что для проведения учебно-контрольных соревнований такой коллегии не требуется. В данном случае для успешного их проведения необходима работа «главного судьи» (преподавателя), судьи-секретаря и судей на технических этапах. Преподаватель планирует дистанцию (определяет расположение и последовательность этапов, находит подходящие естественные препятствия и определяет их сложность (исходную оценку в баллах)). Он же в целом отвечает за проведение соревнований и определение их результатов (проверяет проведенные расчеты и утверждает результаты соревнований). Судья-секретарь, исходя из представленных судейских протоколов отдельных этапов, рассчитывает окончательные результаты соревнований. Судьи на этапах соревнований фиксируют время преодоления этапа участниками, отмечают технические ошибки участников в виде штрафных баллов. После преодоления этапа всеми участниками (командами) они предоставляют итоговый протокол преодоления этапа судье-секретарю.

Таблица 3.

Образец протокола технического этапа соревнований по ТПМ.

ЭТАП «ПРЕОДОЛЕНИЕ СУХОГО ОВРАГА ПО БРЕВНУ»

КОМАНДА _________________СТАРТОВЫЙ №_______

№ п/п

Нарушения и ошибки

Штраф в баллах*

Иванов

Петров

Сидоров

Иванова

Петрова

Сидорова

1.             

Потеря (отсутствие) самостраховки

1.0

2.             

Неполная самостраховка (не завинчена муфта карабина)

0.5

3.             

Узел завязан неправильно (при организации самостраховки)

1.0

4.             

Падение участника в воду при переправе

0.7

5.             

Потеря равновесия при переправе по клади, по жердям (заступ в воду одной ногой)

0.5

6.             

Узел не расправлен

0.25

СУММА ШТРАФОВ


ВРЕМЯ НА ЭТАПЕ


ПРИМЕЧАНИЯ

* – в графе каждого участника, напротив названия определенного штрафа ставятся отметки за каждый случай его назначения данному участнику.


Секретарь соревнований может быть выбран из числа учащихся. Точно так же сами учащиеся могут выполнять функции судей на этапах: организуется учебное судейство «по круговой системе», когда на этапах участники «судят друг друга» под общим руководством преподавателя. Все участники соревнований при этом вместе переходят с этапа на этап после того, как «отработали в разных качествах» (как мы уже отмечали выше, при этом общее время прохождения всей дистанции не учитывается, маршрута, как такового нет, а есть простой набор упражнений или технических этапов).

Как определяют результаты учебно-контрольных соревнований и оценивают учащихся? Для определения результатов учебно-контрольных соревнований предложен следующий метод (Ганопольский, 2000). Всем упражнениям (этапам) в порядке возрастания их сложности установлены бальные оценки (см. табл.1,2). Эти оценки являются исходными, так как на окончательную оценку участника соревнований (команды) влияет как правильность (безошибочность) преодоления этапа (оценка за технику), так и величина затраченного на это времени (оценка скорости). Оценка за технику выставляется следующим образом. Судьи на этапах оценивают технику выполнения упражнения. В случае допущенных ошибок в технике передвижения и страховки на склонах, в технике переправ, транспортировки «пострадавших», а так же в технике туристского бивака, участники соревнований получают соответствующие штрафы (в баллах). Виды штрафов контрольных соревнований и их величины в баллах представлены в таблице 4. Тогда оценка за технику равна исходной оценке упражнения за вычетом полученных командой (участниками) штрафных баллов.


Таблица 4.

Оценка техники выполнения контрольных упражнений по туристско-прикладным навыкам (По В.И. Ганопольскому, 2000).

Штрафуемые ошибки

Величина штрафа (баллы)

Узел завязан неправильно.

1.0

Потеря самостраховки при перестежках на страховочных перилах

1.0

Узел не расправлен (не виден рисунок узла), отсутствуют контрольные узлы (контрольный узел)

0.5

Узел плохо расправлен, отсутствует один из контрольных узлов.

0.25

Не завинчена муфта страховочного карабина.

0.25

Схватывающий узел зажат в руке при движении по перилам

0.25

Небрежная транспортировка пострадавшего (касание носилками земли, деревьев и пр.)

0.5

Морщины на ткани установленной палатки (по одной на двух скатах, боковых стенках или на торцах).

0.3


Заметим, что в упражнении по ориентированию не взятых контрольных пунктов (КП) быть не может (штрафов нет). Каждый участник должен найти и сделать отметку на всех установленных на дистанции КП. Если кто-либо из стартовавших КП не обнаружил, он вообще не получает баллов за данное упражнение. Исходные оценки за технику бивака в соревнованиях учащихся разных возрастных групп следует рассматривать дифференцированно. Оценки в 3 и 4 балла включают по баллу за разведение костра; оценка в 5 баллов (старшеклассники) включает 2 балла за разведение костра и кипячение заданного объема воды. Оценка за установку палатки (2 балла) или за установку, снятие и упаковку палатки в рюкзак (3 балла) начисляются команде при безупречной постановке палатки (без морщин). За каждую морщину (по одной на двух скатах палатки, двух боковых стенках и торце) команде начисляется штраф 0.3 балла. При транспортировке «пострадавшего» команда получает штраф в размере 0.5 балла за небрежную транспортировку – касание носилками земли, деревьев (за каждое). Нормативы в технике транспортировки «пострадавшего» и в технике туристского бивака можно рассматривать в комплексе, как задачу быстрой организации спасательных работ (объединять в один технический этап). Такая организация включает по возможности быструю транспортировку «пострадавшего» и обеспечение ему необходимого покоя (комфортного размещения на биваке, горячего питья).

Кроме оценки техники, судьи фиксируют время выполнения каждого индивидуального и командного упражнения. Далее для каждого участника (команды) определяется коэффициент времени как отношение лучшего времени, показанного при выполнении упражнения участниками соревнований (командами) к показателю времени выполнения упражнения данным участником (данной командой). Коэффициент времени, по сути, является оценкой скорости выполнения упражнения участниками или командами.

Для учебно-контрольных соревнований особенно важна индивидуальная оценка техники участников. Результат каждого участника соревнований определяется суммой набранных им баллов за выполнение индивидуальных упражнений и набранных им баллов за командные упражнения (каждый участник командных упражнений получает тот балл, который получен командой). Балльная оценка за каждое упражнение (кроме ориентирования на местности) рассчитывается как: An = KT, где An – оценка n-го упражнения (в баллах); T – индивидуальная (командная) оценка за технику этого упражнения в баллах; K – коэффициент времени участников (команды). Напомним, что показатель T равен исходной оценке упражнения за вычетом штрафных баллов. Оценка за ориентирование на местности: An = KB, где B – исходная (табличная) оценка упражнения. Соответственно общий результат участника A = Σ An. Общая контрольная оценка участника определяется процентом полученных баллов от установленной суммарной исходной оценки дистанции (СИО). При пятибалльной системе оценок шкала имеет вид (таблица 5).


Таблица 5.

Пятибалльная шкала контрольных оценок по результатам учебных соревнований.

% от СИО

Ниже 30

Выше 30 - 45

Выше 45 - 60

Выше 60 - 75

Выше 75

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

Оценка качественная

Плохо

Удовлетворительно

Хорошо

Очень хорошо

отлично


При подведении командных результатов суммируются результаты командных упражнений с результатами, показанными участниками команды в индивидуальных упражнениях. Оценки пятибалльной шкалы позволяют преподавателю выполнить статистическую обработку результатов контрольного тестирования и оценить эффективность проведенной учебной работы.


Литература по теме лекции.


1.                 Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).

2.                 Кодыш Э.М. Туристские слеты и соревнования.- М., Профиздат, 1984.—111 с.

3.                 Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм, М.: ФиС 1990 г. – 175 с.

4.                 Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТиК, 2003. – 228с.

5.                 Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.