| |||||
МЕНЮ
| Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенцииp> (взаимоотношения) единиц разных уровней языка, а главное – согласованную жизнь языковых единиц в речи, их совместное функционирование в тексте. - Содействует развитию логического и ассоциативного мышления школьников: учит видеть одинаковые, сходные значения и функции во внешне (формально) различных языковых средствах. 2.Функциональный подход к обучению при планировании урока ИЯ требует соблюдения следующих принципов: принцип речевой направленности, функциональности и ситуативности урока. Неотъемлемой частью урока ИЯ должны также являться: новизна, личностная ориентация общения и коллективное взаимодействие. 3.Предъявление грамматического материала при функциональном подходе осуществляется практическим путём и опирается на основные положения, связанные с обучением грамматической стороной речи. 4.При функциональном подходе применяются упражнения с преимущественной ориентацией на значение, которые можно подразделить на три подгруппы, которые в целом являются упражнениями ситуативными. Использование ситуативных упражнений соответствует принципам содержания обучения при функциональном подходе. Это, в первую очередь, функциональность , речевая направленность и ситуативность. Постоянная смена речевых ситуаций придаёт уроку ИЯ новизну, а характер упражнений ( диалогическое общение, групповая работа) – обеспечивает коллективное взаимодействие. В процессе формирования грамматического навыка такие виды тренировочных упражнений как имитативные и подстановочные играют немаловажную роль, а именно являются « мостиком» между формированием формальной и функциональной стороной грамматического навыка. Глава 3 Опытное обучение и его результаты 3.1.Структура опытного обучения Опытное обучение проводилось с учётом условий обучения иностранному языку на старшем этапе средней школы . Условия –это сложная совокупность факторов, оказывающих прямое влияние на обучение. Поэтому при организации опытного обучения грамматической стороне английского языка на старшем этапе учитывались те факторы , которые наиболее тесно коррелируют с обучением: Опытное обучение включало два этапа: подготовительный и основной 3.1.1. Подготовительный этап На подготовительном этапе ставились следующие задачи: Отбор грамматического материала В качестве языкового материала были избраны две грамматические темы : “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect Continuous”. Причины по которым были избраны именно эти темы следующие: Речевой материал составляли, в основном, речевые образцы и тексты, которые подбирались из различного рода пособий. Организация отобранного материала Для проведения опытного обучения было составлено два комплекса упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect Continuous”, наиболее полно реализующих принципиальные положения функционального подхода к обучению грамматической стороне речи. Конечная цель обучения “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect Continuous” заключалась в формировании коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента - языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс коммуникации (по всем видам речевой деятельности). Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных (тесты, сочинения) и устных (диалогические и монологические высказывания, ролевая игра) заданий. Каждый из комплексов упражнений явился микромоделью функционирования исследуемого подхода, что позволяет по результатам опытного обучения судить об эффективности данного подхода и разработанной системы упражнений. 3.1.2.Основной этап На этом этапе решалась основная задача исследования - определение эффективности исследуемого подхода и разработанного комплекса упражнений для формирования коммуникативной компетенции на основе проведения опытного обучения. Опытное обучение проводилось в лингвистической гимназии № 25 г. Нижнего Новгорода. В нём принимали участие учащиеся 9 класса. Структура опытного обучения была следующей: Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса Отсроченный срез – через 1 месяц 2) Промежуточный комплекс- 3 урока Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса Отсроченный срез – через 1 неделю а) Промежуточный комплекс по теме “ Second Conditional” 1 урок Задачи: Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “ Second Conditional” являлся новым грамматическим материалом, но учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций “ Second Conditional”: нереальное условие. Учащиеся же уже были знакомы с функцией “ First Conditional”- выражение возможного условия и предполагаемого результата. Поэтому во время речевой зарядки на первом уроке по теме “ Second Conditional” учащимся задавались вопросы типа : Затем подводятся итоги с целью выяснить какое грамматическое явление было использовано , в какой функции. После того, как было выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся установка на урок : «We already know what Englishmen usually say, when they want to express a real condition. Today we’ll learn to express unreal condition in a way Englishmen do.» Благодаря такой формулировке в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и , что более важно , двух функций грамматических явлений. Таким образом в ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как следствия- функции явления, а наоборот. И далее : « I am a teacher and I work at school. But if I were a doctor I would work in a hospital. If I were a taxi-driver I would spend the whole day driving around the city.” ( при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом). Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams . Unfortunately, I am not a doctor and I am not a taxi –driver.” После установки на урок учащимся предлагаются два речевых образца , отражающих одну из основных функции “ Second Conditional”: нереальное условие : На основе представленных речевых образцов, после уточнения функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. : 1) Т: What would you do if you were a queen/king? What would you do if you lived in a palace? What would you do with the money if you had 1000$? a) Who would you like to be if you woke up tomorrow as a different person? b) What three things would you take with you if you were shipwrecked on a desert island? c) Which single item would you save if your house was on fire? В процессе таких упражнений функция грамматического явления усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё. Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим явлением. На доске записаны два предложения: If the weather is fine tomorrow I will go for a walk If the weather were fine today I would go for a walk На основе вышеуказанных примеров учащиеся делают всевозможные выводы касающиеся как формы, так и функции явлений. На этом предъявления материала завершается и начинается этап первичной автоматизации на основе речевых образцов и условно-речевых упражнений, имитирующих естественный акт коммуникации. Например, такие упражнения: Ex. Here is a list of future possibilities. Which do you think are : a) possible b) possible in theory but probably won’t happen? . rain at the weekend Discuss these possibilities in groups. ( use First or Second Conditional) Ex. Work in pairs. Imagine yourself in the following situations, and discuss what would you do. What would you do if……….. . your mother bought you a sweater for your birthday and you didn’t like it? Для того, чтобы закрепить использование Second Conditional в функции – нереальное условие и его результат, домашнее задание выглядит следующим образом: учащимся предлагается составить монологическое высказывание по теме : “ I have a dream. What would happen if my dream came true ”. 2 урок Задачи: Целью данного урока по теме «Second Conditional» является ознакомление учащихся с ещё одной функцией Second Conditional – функцией совета. Для этой цели после проведения речевой зарядки и опроса домашнего задания, которое показало достаточную степень сформированности грамматического навыка, а также серии условно-речевых и речевых упражнений, перед учащимися ставится следующий вопрос: “ If we want to give someone advice what do we say? For example : I lost my pen and I don’t know what to do. Give me advice!”. Таким образом, выясняется, что единственный способ выражения совета, известный учащимся, заключается в использовании повелительного наклонения. На основе этого даётся такая установка:” Сегодня мы узнаем ещё один способ выражения совета, которым пользуются англичане”. Предъявление функции начинается, опять-таки с речевого образца: Схема первичной автоматизации функции совета такая же как и при отработке функции нереального условия: имитативные упражнения, условно- речевые упражнения, такие как : EX. Give advice 1. Your friend broke her/his mother’s favourite vase. He/she is asking for your advice. Give advice, saying: If I were you I would…. What explanations would you give to the teacher if you were on your friend’s place? В конце урока подводятся итоги по теме «Second Conditional», а именно по функционированию этого грамматического явления в процессе коммуникации. Домашнее задание выглядит следующим образом : Write an essay “ Imagine that tomorrow is Apocalypses. How would you react? How would you behave? What would you do to stop the panic among people if you were President?” 3 урок Задачи: Урок делится на две части : Первая часть проходит в режиме P-C и является подготовкой к ролевой игре, которая занимает вторую часть урока. 1. Каждый из учеников получает карточку с темой. Например: broken vase, spilled milk, spoiled jacket, torn letter etc. Сначала ученики в парах составляют диалоги по типу: - I have a beautiful vase. - What would you do if you broke it? - If I broke it I would buy another one. - If I were you I would stick the pieces together. Затем задание меняется. Задача каждого ученика перед всем классом представить ситуацию по типу: I had a beautiful vase. But I’ve broken it and I don’t know what to do. Can you please give me advice? Задача остальных – дать как можно больше советов.
Для обсуждения предлагается следующая ситуация: А taxi driver has found a bag in his cab with 5 000$ in it. The name of the owner is on the bag, but not the address. He can’t decide what to do with the bag. Участники игры: a taxi driver, his wife, his son ( who is graduating from school this year), his daughter and her husband ( who can hardly have two ends meet) his friend ( a lawyer), two neighbors ( who know the taxi driver as an honest, trustworthy man), his friend ( who himself once occurred in such a situation), his mother ( a wise old woman) b)Промежуточный комплекс по теме “ Present Perfect & Present Perfect Continuous” 1 урок Задачи : Грамматический материал по теме “ Present Perfect & Present Perfect Continuous” не являлся для учащихся новым грамматическим материалом, у них уже имелся определённый языковой опыт по данным темам. Сложность данных видовременных форм заключается в чрезвычайной близости их значений, доходящей, иногда, до взаимозаменяемости. Для сравнения этих двух грамматических форм были выделены следующие их функции: - Present Result Весь комплекс разработанных упражнений по данной теме был направлен на то, чтобы чётко разграничить, маркировать в сознании учащихся специфику функционирования данных грамматических явлений. Непосредственной перед презентацией грамматического материала была проведена речевая зарядка, направленная на повторение грамматического материала, с одной стороны, и оценку сформированности грамматических навыков- с другой. Таким образом, учащимся была задана серия вопросов типа: Необходимо заметить, что при «раздельном» употреблении двух грамматических явлений (Present Perfect & Present Perfect Continuous) у учащихся не возникало трудностей ни с оформлением, ни с воспроизведением данных грамматических явлений. На основе этого можно сделать следующий вывод: предыдущий языковой опыт прочно закрепил в сознании учащихся, по крайней мере, форму явлений. Что же касается функции, то, после проведения речевой зарядки, даётся следующая установка на урок : “ When Englishmen talk about past they use several different means. You already know some of them. Today we’ll learn to talk about past in a way the Englishmen usually do, using all possible means. При такой формулировке упоминается средство выражения прошедшего времени, которое уже известно учащимся. Это Past Simple. При любом подходе к обучению грамматике форма Past Simple маркируется в сознании учащихся, на основе аналогии с родным языком, как средство выражения прошедшего времени. Несмотря на все усилия преподавателя, для большинства учащихся форма Past Simple так и остаётся единственным средством выражения прошедшего времени. Сломать подобный стереотип очень непросто. Таким образом, при работе над темой «Present Perfect & Present Perfect Continuous» представляется необходимым в ходе всего комплекса проводить параллели не только между данными грамматическими явлениями, но и с Past Simple для чёткой дифференциации данных явлений в сознании учащихся и для уточнения специфики функционирования данных грамматических явлений и невозможности их ( Present Perfect & Present Perfect Continuous vs Past Simple) взаимозаменяемости. Презентация по теме “ Present Perfect & Present Perfect Continuous” выглядит следующим образом: Betty Tudor’s life-long passion is driving, but there is on problem, as our interviewer found out. Interviewer: How long have you been trying to pass your driving test, Betty? Betty: Seventeen years. Interviewer: How many times have you taken it? Betty: Thirty-eight, and I’m afraid I’ve failed it every time. I’ve always wanted to be able to drive , and I’m determined to pass. Interviewer: I suppose you’ve been taking lessons all the time? Betty: That’s right. Interviewer: How many have you had? Betty: Over two hundred and seventy. It’s cost me about two thousand pounds already. I’m taking the test again next week. Interviewer: I hear you are saving up to buy your own car now. How long have you been saving? Betty: Since 1982 Interviewer: And how much have you saved? Betty: Over 4 000 pounds, and that’s enough to buy a nice little second-hand car. Interviewer: Well, all the very best with your next test. Betty: Thank you. После предъявления диалога, задаётся серия вопросов, уточняющих как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления: Underline with a solid line ________ the examples of the Present Perfect. Underline with a broken line _ _ _ _ _ the examples of the Present Perfect Continuous. Why does the interviewer ask : How long have you been saving? but How much have you saved? Далее предлагается следующее тренировочное упражнение, направленное на закрепление операции оформления грамматического навыка: Betty Tudor doesn’t use full sentences when answering the interviewer’s questions which begin How….? Complete her sentences like this: I have been trying to pass my driving test for seventeen years. Далее следует серия тренировочных упражнений на закрепление как формы, так и функции: Ex.1 Look at this dialogue and answer the questions below: Albert: I’ve been reading the current issue of Plant News and so far I can’t see any mention of my research. Bert: Well, I’ve read your journal. And I see that you’ve been working on the same problem I‘ve been working on for the last twenty years! Ex.2 Tell your partner about the following: a. a sport or activity you’ve been doing a lot of recently b. a sport you haven’t done for a long time c. a book you have been reading d. a country you’ve always wanted to visit Далее следует серия ситуативных упражнений типа: Ex. Make up interviews with these two people about their life- long passion, using the information below. Gina Mellish Opera singer Married three times Works with NY Opera Company Henry Blofeld Stamp collector Collected over 20 000 stamps Works for philatelist publisher Has the world famous Penny Blue Ask questions beginning with “ How long….?”, “ How many…?” Ex. In pairs, imagine that one of you is a chef of a computer firm , you are going to interview a person, who is eager to work for you. Try to find out as much information about this person ( biography, experience etc.) as possible. Таким образом, в течение первого урока происходит предъявление грамматической темы и первичная автоматизация грамматического явления, в ходе которой важное место занимает функция грамматических явлений, возможности их функционирования речи и использования данных грамматических явлений при решении коммуникативных задач на ИЯ. В конце урока учащимся предлагается прослушать текст: Ex. Lori has written a letter to Glenn from Long Island in the USA and spoken it onto a cassette. Listen o her letter-cassette and say: Во время второго прослушивания предлагается выполнить упражнение “ fill in the gaps”: Такое упражнение позволяет определить степень сформированности навыка аудирования , но при этом позволяет учащимся выполнить упражнение, опираясь на полученные знания о грамматическом явлении. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|