| |||||
МЕНЮ
| Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенцииp> Домашнее задание выглядит следующим образом: Write to an English-speaking pen friend . Start by apologizing for not writing before and give reasons. Describe some of the things you have been doing recently. Say what the weather has been like. Close the letter by sending greetings to any other people you know. 2 урок Задачи: Целью данного урока по грамматической теме «Present Perfect & Present Perfect Continuous» является ознакомление учащихся с ещё одной функцией данных грамматических явлений – Present Result. Предъявление данной функции происходит на основе речевого образца. Учащиеся воспринимают грамматическое явление на слух, одновременно прочитывая и проговаривая текст диалога. A You look tired. What have you been doing? B I’m exhausted I’ve been getting ready to go on holiday. A Have you done everything? B Nearly. I’ve packed the cases, and I’ve been to the bank, but I haven’t checked the flight yet. После предъявления диалога, задаётся серия вопросов, уточняющих как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления: Underline with a solid line ________ the examples of the Present Perfect. Underline with a broken line _ _ _ _ _ the examples of the Present Perfect Continuous. Why does A ask : What have you been doing? but Have you done everything? Затем необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что некоторые категории глаголов не употребляются в Continuous . Далее следует серия тренировочных упражнений, направленная на дифференциацию функций двух грамматических явлений и серия ситуативных упражнений типа: Ex. Make up similar dialogues using the prompts below. Example: covered in paint decorating the living room A You’re covered in paint! What have you been doing? B I’ve been decorating the living room. A Have you finished it? B Not yet. I’ve painted the woodwork, but I haven’t put up the wallpaper yet. a. oil on your face/ servicing the car b. dirty hands/ working in the garden c. blood on your finger/ sawing wood d. smell of garlic/ cooking Затем следует упражнение, которое является подготовительным упражнением к будущему проекту: Imagine you are a scientist at the Loch Ness Research Centre. You are going to interview someone who says that he has been watching the monster for several years. Make up ten questions you would like to ask this person , like this: In pairs act out the interview. Домашнее задание выглядит следующим образом: Design your own monster. Draw a picture to show what your monster looks like. Give a description of your monster, give details where your monster lives, how many times it has been seen etc. 3 урок Задачи: Первая часть урока посвящена повторению и систематизации изученного грамматического материала. Учащимся предлагаются микроситуации , в которых присутствует определённая речевая задача, которую необходимо решить, путём использования того или иного грамматического явления. Например: Ex. Your friend has just returned from Paris. You have never been to Paris yourself. Ask him and find out what he has seen there. Ex. You meet your friend and see that his arm is broken. Find out what’s happened to him. Завершается урок презентацией проектов. 3.2.Результаты опытного обучения В процессе проведения опытного обучения объектами контроля являлись: степень сформированности грамматического навыка и его функционирование в различных видах речевой деятельности. Для определения степени сформированности навыков, а также эффективности применяемого подхода и разработанной системы упражнений, в ходе опытного обучения был проведён ряд срезов, как устных, так и письменных. Для проверки сформированности навыка как на промежуточном этапе работы над грамматическим явлением так и на этапе отсроченного контроля были избраны такие формы проверки как сочинение и письмо. Такой выбор объясняется стремлением определить насколько полученные результаты соответствуют поставленным в ходе опытного обучения целям и задачам и в частности такой цели как развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ. Такие виды работ как сочинение и письмо требуют от учащихся творческого подхода к выполнению задания и представляют собой некую коммуникативную задачу, которую учащийся должен решить. Таким образом , в ходе выполнения таких видов работ учащиеся могли выбирать, использовать изучаемое грамматическое явление или нет. Если учащиеся не избегают употребления грамматического явления, то это говорит о достаточной степени сформированности грамматического навыка для решения коммуникативных задач на иностранном языке, т.е . о достаточной степени сформированности коммуникативной компетенции, способствующей успеху акта коммуникации. Что касается письменных тестов, то они включали в себя различные виды заданий, которые дали возможность проанализировать степень сформированности грамматического навыка с его формальной и функциональной стороны, учитывая такие качества грамматического навыка ,как гибкость, сознательность и устойчивость, характерные для письменной речи. Итоговые устные срезы, представляли собой монологические и диалогические высказывания, в ходе которых оценивались такие качества грамматического навыка как автоматизированность, устойчивость, сознательность, гибкость и относительная сложность. В Таблице 1 представлен перечень видов работ, проводимых в ходе опытного обучения, для подтверждения выдвинутой гипотезы. Таблица 1 При обработке данных, полученных в результате проведения опытного обучения, учитывались следующие показатели: Present Perfect вместо Present Perfect Continuous) Так как грамматический навык имеет две стороны: формальную и функциональную, все грамматические ошибки, таким образом, можно подразделить на формальные и функциональные. Формальные ошибки связаны с операцией оформления, которая отвечает за правильность оформления высказывания. Операция оформления должна происходить согласно нормам языка. Любое отклонение от этих норм приводит к формальным ошибкам в речи учащихся. Функциональные ошибки связаны с операцией выбора, т.е. говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу. При применении функционального подхода такой выбор происходит сознательно, т.к. форма грамматического явления усваивалась вместе с функцией и, следовательно, маркирована ею в сознании говорящего. Под степенью высокой сформированности грамматического навыка подразумевается наличие у грамматического навыка тех или иных качеств и их проявление в процессе речевой деятельности. 3.2.1.Письменные срезы. На основе результатов всех письменных срезов было подсчитано общее количество ошибок, допущенных учащимися, и количество функциональных ошибок разных видов. На основе этих данных было определено качество обучения и коэффициент усвоения учебного материала. Качество обучения определялось по количеству положительных оценок, полученных учащимися. Например, за такой вид работы как essay были получены три положительные оценки из пяти. Таким образом, качество обучения, рассчитанное как (3:5)·100% равно 60 % Коэффициент усвоения учебного материала определялся по формуле: Сумма верных ответов К= число ответов Например, по результатам итогового среза по теме “ Second Conditional” для анализа были представлены 15 работ. Каждая работа предполагала наличие 25 верных ответов. Всего-375 ответов. Общее количество грамматических ошибок составило-88 Количество функциональных ошибок- 16 Таким образом, коэффициент усвоения учебного материала составил: ( 375-88) К= 375 = 0, 765· 100%= 76,5 % В таблицах 2 и 3 представлены результаты письменных срезов по темам “ Second Conditional” и “ Present Perfect& Present Perfect Continuous” Таблица 2 тема “ Second Conditional” Таблица 3 Тема “ Present Perfect& Present Perfect Continuous” На основе данных, представленных в таблицах, можно сделать следующие выводы: Present Perfect& Present Perfect Continuous” были следующие: - употребление глаголов, не употребляющихся в Continuous; - использование пассивного залога вместо активного. При употреблении Second Conditional: замена would на will в придаточном предложении, при сохранении правильной формы- в главном и наоборот. Также необходимо заметить, что усвоение формы явления зависит не столько от эффективности применяемого подхода и упражнений, сколько от желания самих учащихся потратить какое-то количество своего свободного времени на заучивание, например, трёх форм глагола и т.п. , т.к. при любом подходе к обучению грамматической стороне речи есть , так называемые пункты для самостоятельного усвоения. И насколько учащийся сознательно отнесётся к данной рутинной работе, зависит, в большинстве случаев, правильность оформления речевых высказываний. За количество же функциональных ошибок в речи ответственность несёт учитель и в частности применяемый им подход и упражнения. Indefinite для выражения форм прошедшего времени. Приведённые примеры говорят о сформированности таких качеств грамматического навыка как гибкость и « сознательность» . Таким образом, результаты письменных срезов подтверждают эффективность применяемого подхода и разработанного комплекса упражнений для обучения грамматической стороне речи. 3.2.2. Устные срезы Для анализа результатов устных срезов применялся метод экспертов , с помощью которого проводилось наблюдение за развитием качеств навыка на протяжении всего опытного обучения и по результатам итоговых срезов были сделаны соответствующие выводы. Для проведения итоговых устных срезов были избраны такие виды работ как ролевая игра и проектная работа, которая выполнялась в парах либо в группах. При выполнении таких типов заданий представляется возможность оценить сформированность грамматического навыка во всех видах речевой деятельности ( ролевая игра : говорение, аудирование, чтение; проектная работа : говорение, письмо, аудирование, чтение). Кроме того такой вид работы как ролевая игра имитирует ситуацию реальной коммуникации, а при выполнении проектной работы представляется необходимым решение поставленной коммуникативной задачи, что стимулирует развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ. Для проведения ролевой игры применительно к грамматической теме “ Second Conditional” была предложена следующая ситуация: А taxi driver has found a bag in his cab with 5 000$ in it. The name of the owner is on the bag, but not the address. He can’t decide what to do with the bag. Участники игры: a taxi driver, his wife, his son ( who is graduating from school this year), his daughter and her husband ( who can hardly have two ends meet) his friend ( a lawyer), two neighbors ( who know the taxi driver as an honest, trustworthy man), his friend ( who himself once occurred in such a situation), his mother ( a wise old woman) Ситуация была составлена таким образом, чтобы спровоцировать учащихся к употреблению Second Conditional чтобы сымитировать условия реального общения. Применительно к грамматической теме “ Present Perfect& Present Perfect Continuous” был предложен следующий проект: Design your own monster. Draw a picture what your monster looks like. Write a short paragraph describing where your monster lives, how many times it has been seen etc. В Таблице 4 представлены данные, проводимого наблюдения в течение промежуточного комплекса и итогового среза. Таблица 4 |Качества навыка |Промежуточный комплекс | Итоговый срез | Выводы: 1. В ходе проведения опытного обучения объектом контроля являлась языковая компетенция учащихся, а именно сформированность грамматических навыков, которая является важной составляющей частью коммуникативной компетенции в целом. Заключение На основе материалов исследований, проводимых в методике преподавания ИЯ по проблеме обучения грамматической стороне речи АЯ и, в частности, по проблеме применения различных подходов к обучению грамматической стороне речи, можно заключить, что в настоящее время отсутствует единый универсальный метод преподавания ИЯ, однако, предпочтение отдаётся использованию личностно- ориентированных технологий, стимулирующих творческую активность учащихся и комбинированных методик, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к предмету " иностранный язык", а именно : - формирование способности самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ - формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции Определив, современные требования к обучению ИЯ, необходимо заметить, что функциональный подход в преподавании иностранных языков, и в частности грамматической стороны речи, позволяет наиболее оптимально достичь основных целей, которые ставятся перед предметом иностранный язык в настоящее время. Таким образом, учитывая потребность современного общества в практическом владении иностранным языком, функциональный подход явился "золотой серединой", примиривший две противоположные точки зрения на грамматику в курсе ИЯ, а именно: переоценка её роли в курсе ИЯ с одной стороны и неоправданное сокращение грамматического материала с другой стороны. Функциональный подход отдаёт предпочтение использованию личностно- ориентированных технологий, что делает возможным заметно повысить мотивацию и стимулировать творческую активность учащихся, что в итоге приводит к повышению эффективности применения данного подхода. Также, необходим учёт основных принципов обучения, таких как принцип речевой направленности, функциональности, ситуативности, новизны и коллективного взаимодействия. В теоретическом плане работа показала, что современная теория и практика преподавания ИЯ имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся. Функциональный подход соответствует данным современным тенденциям в методике, а именно предлагает: o практическое предъявление грамматического материала o адекватное применение тренировочных упражнений, обеспечивающих связь между формальной и функциональной стороной грамматического навыка o преимущественное использование ситуативных условно-речевых и речевых упражнений с ориентацией на значение Данные основные положения функционального подхода нашли отражение в разработанном комплексе упражнений и были реализованы практически в проведённом опытном обучении. На материале проведённого опытного обучения, было доказано, что функциональный подход является эффективным средством формирования грамматических навыков и умений, направленных на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, а разработанный комплекс упражнений может служить практическим пособием, используемым для преподавания грамматической стороны речи на среднем и старшем этапах средней школы. БИБЛИОГРАФИЯ Баранова Е.Н., Дупленко Е.П. " О подготовке к межкультурному языковому
общению"// Педагогика.-1998.-№1 . ----------------------- If I were a queen I would live in a palace. If I had 1000$ I would buy a coat for myself. If I were a queen I would live in a palace. I would go to the sea, and I would swim and play tennis. What would you do if you were suddenly given three days’ holiday?
My grandson is so naughty! If I were you I would be stricter to him грамматические и лексические навыки и умения
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|