реферат, рефераты скачать
 

Виктор Цой как феномен культуры


Виктор Цой как феномен культуры

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет (ТГУ)

Институт культуры и искусства

Кафедра теории и истории культуры






КУРСОВАЯ РАБОТА

Виктор Цой как культурный феномен







Автор работы

Г.О. Бибишева

Руководитель

Канд. филос. наук, доцент

Е.В. Барнашова






Томск 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

1. Русский рок и время

1.1 Рок-н-ролл жив?!

1.2 Рок вчера

1.3 Рок сегодня

2. Виктор Цой как культурный феномен

2.1 Историческая справка

2.2 Образ Виктора Цоя

2.3 Кто слушает?

2.4 Почему слушают?

2.5. О чем пел Виктор Цой?

Заключение

Литература



ВВЕДЕНИЕ


В массовой музыкальной культуре XX века рок-музыка занимает особое место. Сформировавшаяся около 40 лет назад, она пережила период бурного расцвета и распространилась по всем регионам мира. В процессе своего развития она пережила несколько стилистических модификаций и стала каналом превращения субкультуры американских негров в один из самых влиятельных элементов современной мировой музыкальной культуры.

Обладая специфической простотой музыкальных выразительных средств, рок-музыка оказала сильное эмоциональное и мировоззренческое воздействие на свою аудиторию, к которой в первую очередь принадлежала значительная часть молодежи из стран западноевропейской культурной ориентации. В России рок-музыка не просто влияла на молодежь, но стала культурным мифом целого поколения.

Русский рок создал сам о себе грандиозную и чрезвычайно удачную мифологическую историю, в основании которой была помещена негласная аксиома о том, что до эпохи русского рока не существовало ничего, сколько-нибудь равного ему по силе культурного влияния на советскую молодежь. Действительно, ни громадное количество ВИА, ни даже повальная мода на социальный остракизм КСП не могли соперничать с тем, что впоследствии было окрещено «русским роком». Едва возникнув, русский рок сразу стал самораскручивающимся продуктом и постоянным центром притяжения общественного внимания. Миф о русском роке как о «настоящей музыке», музыке «для своих», оказался очень убедительным. Не менее убедительными стали герои этого мифа – пресловутое «поколение дворников и сторожей», внештатных талантов и пророков, противостоящих отвратительному советскому официозу.

Именно благодаря «героям» мифа русский рок, считающийся «умершим», живет до сих пор. Действительно ли жив русский рок, каковы его функции, место и роль в современном культурном пространстве? Вот основные вопросы моего исследования.

Актуальность моей исследовательской работы заключается в попытке разрешить противоречия в исследовании данных вопросов.

Новизна курсовой работы заключается в рассмотрении современного положения и культурного значения феномена русского рока через раскрытие феномена Виктора Цоя Объектом исследования курсовой работы является русский рок, как феномен культуры.

Предмет исследования – Феномен Виктора Цоя

Цель курсовой работы - понять современное положение русского рока (на примере творчества В. Цоя)

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1.   Рассмотреть функции русского рока во время расцвета

2.   Выявить функции и место русского рока в наше время

3.   Дать краткую историческую справку о личности и творчестве Виктора Цоя

4.   Рассмотреть и выявить образ В. Цоя в рок-культуре

5.   Рассмотреть такие критерии как: основная аудитория слушателей; Причины любви к творчеству; специфика творчества.

Работа оставляет возможность дальнейшего, более глубокого исследования данной темы.

Структура курсовой работы подчинена целям и задачам. Она состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Во введении обозначаются цели и задачи курсовой работы. В первой главе рассматривается проблема определения позиции русского рока в наше время. Во второй главе исследуется феномен Виктора Цоя в русской рок-культуре. В заключении подводятся итоги проделанной работы.

1. РУССКИЙ РОК И ВРЕМЯ


1.1 Рок-н-ролл жив?!


Примерно девятнадцать лет назад (в 1991г) один из современных музыкальных критиков Артемий Троицкий в своей книге «Рок в союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» рассуждал об изживающей себя, уходящей в прошлое классической формации русского рока: « Рок вершил свою тихую революцию в умах молодых людей в самые беспросветные годы, был эмоциональным и психологическим тоником, а в каком-то смысле и предтечей гласности. В этом его уникальность и в этом же – его обреченность. Ибо по мере того как наше общество начало возвращаться к цивилизованным формам стало очевидно, что духовная миссия рока в общем и целом исчерпала себя». По мнению Артемия на место рока «подполья» должна была прийти новая музыка: «Теперь его место принадлежит занять тем, кому положено, - честной литературе, невымышленной истории, религии. А року, в свою очередь, предстоит занять место в своей культурной нише – той самой развлекательной и молодёжной. Эта завтрашняя музыка должна быть совсем другой: музыкой изначально свободных людей, а не людей, отчаянно пытающихся утвердить свои свободы»

Вот наступило то самое «завтра», а мы это те самые «изначально свободные» люди, о которых говорил Троицкий. Мы с уверенностью можем сказать, что его предположения оправдались, музыка, которую играет и слушает наше поколение совсем другая, это иной, другой рок. Правда есть одно «но». Старый добрый русский рок классической формации ни куда не исчез. Да, он изменился, теперь у него новые темы и борется он теперь за другое и с другими. Но сохранилась у «старого» рока та же манера, та же способность говорить по душам со слушателем, те же голоса, и даже лица Гребенщикова, Макаревича, Шевчука, Кинчева и др. Удивительно и то, что до сих пор слушают и любят песни, написанные в далекие и непонятные современному поколению времена застоя и подполья, теми, кого уже давно нет в живых. Это песни Майка Науменко, Саши Башлачева, Виктора Цоя и других. Почему же всё еще жив тот рок, и жив ли он? Какое место он занимает теперь, какие функции несет, быть может, это просто призрак давно минувших дней, остаточное явление?


1.2 Рок вчера


Русский рок – крик души. Твоей, моей, того парня, крик той самой, пресловутой, «русской души». Призыв к борьбе за свободу, отчаянный поиск правды, мольба о помощи, жажда понимания и любви. Он разговаривает с тобой, как друг, старший брат, как ты сам, о самом главном. Помогает помнить, что на самом деле важно, Что значит быть человеком, уметь думать, чувствовать, слушать и слышать, а главное действовать, так как велит тебе сердце.

Русский рок «классической» формации зародился в середине 60-х годов, и постепенно развивалась под знаком запретов, изолированности от внешнего мира, идеализма и нищеты. Специфические условия нашей страны способствовали тому, что рок взял на себя функции не свойственные молодёжной развлекательной музыке (каковой рок изначально и во всем остальном мире является). Рок с самого своего появления был не только музыкой, кайфом, праздником – он был куском свободы и оружием сопротивления тупости, лжи, духовному и интеллектуальному насилию. Рок преследовали власти – он был опасен. Рок не продавался – он был бескорыстен. Рок существовал в духовном вакууме – и он был духовно заряжен[1]. В этом высказывании Артемий Троицкий выразил все то, с чем боролась рок музыка, следовательно, и основные функции, которые эта музыка несла.

Во-первых, в годы зарождения и бурного подъема советского рока чувствовалась тотальная несвобода и тотальная неправда. Рок взял на себя функции говорить правду, был «одним из немногих чистых голосов в фальшивом хоре». Создание и исполнение рок-композиций в 80-е гг. являлось нарушением идеологического табу на инакомыслие, для этого требовалось известная смелость и уверенность в собственной правоте, таким образом, текст рок композиций – это не только Слово, но и Поступок. Это великий акт свободы.

Во-вторых, говоря людям правду, способствуя их внутреннему раскрепощению, рок-музыка давала толчок для размышления. Русский рок был заряжен на то, чтобы будить мысль, не дать молодым умам сгнить под гнётом идеологии, превращающей людей в бездумную, безличную массу.

Самое главное людей того времени лишили духовности, их религией стал рок. Рок провозглашал забытые утерянные духовные, нравственные ценности. Благодаря рок-музыке появлялось ощущение сопричастности чему-то настоящему, ощущение себя в кругу единомышленников.


1.3 Рок сегодня


В наше время «свободных» людей повсюду говорится о свободе личности, свободе слова, сняты все прежние запреты, каждый может говорить, о чем захочет и делать все что захочет. В итоге тотальный дефицит информации сменился бесконечным неконтролируемым её потоком, свалившимся на не успевший опомниться народ. Современный человек вновь оказался потерянным, он утратил себя во всем изобилии возможностей, размылись границы правды и лжи, трудно разобрать, что же настоящее, а что вымысел. Общество превратилось в обезличенную массу, воспитываемую господствующей массовой культурой. Нам навязываются мысли, желания и ценности чуждые нам. Наблюдается падение нравов не желание мыслить самостоятельно и т.д. И вновь на спасение приходит рок-музыка.

Русский рок, привыкший говорить честно о том, что его волнует, показывает все, что нас окружает таким, как оно есть, без преувеличений и приукрашиваний, он выносит на поверхность все то, что активно пытаются скрыть от глаз народа. Рок-музыка помогает заблудившемуся в огромном потоке бессмысленной информации человеку найти себя, понять, кто он есть и в каком мире он живет. Рок заставляет задуматься, побуждает к активным действиям поступкам людей привыкших, чтобы за них думал телевизор. Своей музыкой русский рок так же, как и в те далекие времена обращает людей к истинным, духовным ценностям, недаром последнее время появляются совместные движения русского рока и церкви (Концерт «Rock - к небу», 14 января 2003 года, Ледовый дворец» Санкт-Петербург по инициативе молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что русский рок не просто жив, он всё ещё осуществляет важные функции и занимает особую нишу в современной культуре. Другое дело, что в наше время рок утратил свои позиции, он уже не так популярен, как то было в 70-е, 80-е годы.

Отношение к рок-музыке изменилось, сегодня её рейтинги всё ниже и ниже, можно сказать, что золотые годы рок-н-ролла прошли безвозвратно…Причину такой перемены объяснил в одном из своих интервью Артемий Троицкий: « Рок-музыка была хороша тем, что стала новым народным искусством. Очень трудно было раньше снимать независимые фильмы или ставить театральные постановки, и молодые люди, чтобы самовыражаться, чтобы делать что-то необычное, выбирали доходчивый, эффективный путь – брали в руки гитару и собирали рок-банду. Сейчас уже не так.… Сейчас все проще: любой может легко снять видеоклип, выложить в YouTube, и ты уже герой дня.

Рок-музыка утратила монополию рупора талантливых самостийных молодежных масс. Да и сама музыка измельчала по сравнению с нашими героическими временами. Многие яркие личности, что могли бы стать музыкальными лидерами в наше время, нынче выбирают другие, более прикольные, занятия. Мультимедиа, арт-дизайн, видеоарт, всякие компьютерные игры, изобразительное искусство, фотография... Если раньше музыка «всасывала» всех, теперь магнитов очень много»[2].

В современном мире расширилось поле для самовыражения, самореализации молодежи. Сегодня, вряд ли бы появился новый Виктор Цой.

«А кстати, и Витя Цой метался между музыкой и другими искусствами. В начале 80-х, когда музыка была всем, естественно, она перевесила, но, я думаю, будь Цою сейчас 18-20 лет, он, скорее, стал бы заниматься компьютерной графикой, инсталляциями, комиксами или чем-нибудь еще модным, чем рок-музыкой. Да нынче Цоя просто не пустили бы на основные каналы, не стали бы ротировать на основных радиостанциях, и стал бы Цой каким-нибудь андерграундовым парнем с гонораром 500 долларов, что ему бы быстро наскучило».


2. ВИКТОР ЦОЙ КАК ФЕНОМЕН


Русский рок это многогранное явление, но главной его частью всегда оставалась музыка, а, следовательно, и те, кто эту музыку рождают и транслируют. Так, если спросить что такое рок, наверняка вы услышите конкретные имена, названия групп. Вот уже долгое время одним из самых ярких и звучных имен, которые напрямую ассоциируются с русским роком, является имя Виктора Цоя.

Вряд ли в современной рок музыке найдется другая личность, которая была бы столь же уважаема и любима – как среди школьников-подростков, так и среди тех, кому уже за 50. Виктор Цой появился на свет 21июня 1962года в Ленинграде, прозванном городом трех революций. И в итоге стал тем простым парнем с городской окраины, который фактически совершил революцию четвертую – уже в душах тех, для кого рок еще с 1970-х был поиском ответов на непростые вопросы, которые решал для себя каждый: с кем дружить, как жить, чтобы не было ни скучно, ни стыдно, и чтобы пореже повторялась ситуация, когда «время есть, а денег нет и в гости некуда пойти.

Трудно в наше время найти человека, не знающего или никогда не слышавшего о Викторе Цое. Кто-то помнит его как рок певца, солиста группы «Кино», кто-то считает его величайшим музыкантом всех времен и народов, знает наизусть все песни и исписывает стены лозунгами в его честь, а кто-то ненавидит Цоя за те самые, исписанные, стены и ночные концерты юных поклонников. Виктора Цоя любят, ненавидят, обожают, презирают, главное его помнят. Помнят и продолжают слушать через столько лет после гибели. В этом заключается своего рода феномен Виктора Цоя, это не просто имя, не просто человек это легенда, образ всего русского рока.

Мне кажется, рассмотрев феномен Виктора Цоя и ответив на вопросы: почему его до сих пор слушают, в чем причины такой популярности, почему именно он до сих пор и так стойко ассоциируется с русским роком? Мы сможем найти ответ на главный вопрос, жив ли русский рок, и если да то в какой форме, в каком качестве?


2.1 Историческая справка


Виктор Цой – харизматический лидер – автор песен, певец, гитарист, актер и художник российской рок-группы «Кино» (Ленинград).

Группа «Кино» явилась одним из крупнейших художественных феноменов рожденных отечественной рок-культурой, а её лидер Виктор Цой стал, говоря словами одной из его песен, «последним героем» золотой эпохи русского рока.

В популярности ленинградской группы «Кино» есть что - то необъяснимое - и, действительно, успех, слава, массовое признание, которые, как правило, находят исполнителя после всплеска его творческой активности, пришли к «Кино» тогда, когда группа, можно сказать, существовала уже только в воображении поклонников. Год «Кино» начался весной 1988, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не выступала, не репетировала, а ее участники были заняты реализацией собственных творческих планов. Казалось, лишь по чистой случайности они выкроили время и завершили работу над находившимся уже полгода в «полуфабрикатном» состоянии альбомом «Группа крови». Он-то и стал катализатором взрыва «киномании». А началось все осенью 1981-го, когда на обломках давно забытых команд «Пилигрим», «Абзац» и «Палата номер 6» возникло трио «Гарин и гиперболоиды». Пару месяцев спустя состав его сократился до дуэта, а название обратилось в «Кино», - в ту пору за ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в Рок-клуб, весной следующего года дебютировали на его сцене при деятельном участии музыкантов «Аквариума» и «Зоопарка», записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название «Сорок пять», пару раз выезжали в Москву и исчезали на целый год. Затем выступили еще пару раз - впятером - после чего неожиданно распались. И все же в мае 1984 г. «Кино» появилось вновь. Виктор Цой (гитара, вокал); Юрий Каспарян (гитара); Александр Титов (бас) и Георгий «Густав» Гурьянов (ударные) за пару месяцев отрепетировали новую программу и «темной лошадкой» вышли на сцену 11 ленинградского рок- фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став одним из главных открытий этого смотра творческих сил рок-движения. Звание лауреатов Рок-клуба «Кино» подтверждали еще дважды - в 1985 и 1987 гг. Осенью 1984 г. Титова сменил Игорь Тихомиров - по совместительству бас - гитарист «Джунглей» и «Поп-механики». С тех пор состав «Кино» - если не считать эпизодических появлений разнообразных гитаристов, клавишников и перкуссионистов - остается неизменным. Песни «Кино» привлекают слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок- группы. В текстах В. Цоя - а именно он является автором практически всего репертуара «Кино» - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно «повзросление» ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению. После успеха альбома «Группа крови» и выхода на экраны страны фильма С. Соловьева «Асса», в котором короткое появление «Кино» стало едва ли не наиболее значительным моментом всей картины, группа как бы обретает второе дыхание. Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные гастроли, как по стране, так и за рубежом - в частности, в Дании, где группа принимала участие в благотворительных акциях движения «Некст стоп», Франции, где «Кино» выступило на крупнейшем рок-фестивале в г. Бурже и на ежегодном фестивале советского рока «Снова в СССР» в Италии. Помимо «Ассы» «Кино» снималось также в картине А. Учителя «Рок», «Городе» А. Бурцева, а В. Цой успешно сыграл главную роль в своеобразном фильме Р. Нугманова «Игла». В 1989 г, их пластинка выпущена во Франции. 15 августа 1990 г. В. Цой погиб в автокатастрофе. В январе 1991 г. «Мелодия» выпустила «посмертный» альбом «Кино», доработанный в студии музыкантами группы на основе черновых записей, сделанных В. Цоем за несколько дней до смерти[3].


2.2 Образ Виктора Цоя


"Когда-то давно в Ленинграде появились панки. Было их немного, десятка три, но энергии и шума хватило, чтобы «колыбель революции» содрогнулась. Одеты они были вызывающе, вели себя непристойно, дрались и скандалили, пели про неаппетитное (панк-рок!): про помойки, дохлых гадов и про то, что «в злобе приятненько жить». Клички имели соответствующие: Пиночет, Свинья, Осел. Самым загадочным персонажем в тусовке был Цой (как стало ясно впоследствии, это не кличка) - молчаливый, отчужденный, исполненный чувства собственного достоинства, одетый в черное. Он играл на ритм-гитаре и где-то в канун 1981 года сочинил свою первую песню «Мои друзья всегда идут по жизни маршем»[4].

В истории Русской Рок-музыки было, по крайней мере, два Виктора Цоя: Виктор Цой – реальный человек, обычный парень, учащийся ПТУ затем кочегар, лидер молодежной рок-группы и Виктор Цой – «последний герой», несменный кумир подростков, выразитель духа своего времени. В наше время, если мы слышим о Викторе Цое, то мы слышим о «Герое» о «Звезде по имени солнце». Сей час с трудом можно сказать, каким он был на самом деле, да это и не важно, ведь именно такой: выдуманный, но «настоящий» и свой, он и будоражит сознание молодых людей уже столько лет.

Вот как запомнили Виктора его друзья и поклонники:

"Это был человек Ночи, человек с тонким чувством юмора, с непреодолимой жаждой свободы, свободы от комплексов, стереотипов, свободы в выборе образа жизни, направления, куда пойти. (...) Можно по-разному, конечно, относиться к песням Цоя и его вокальным данным. Но никто не будет оспаривать тот факт, что его влияние на молодые умы было огромно. Иначе не возник бы палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где он похоронен, не появилась бы «стена Цоя» на Арбате, не происходило бы то же самое в других городах страны. Чем он «брал» этих ребят? Колоссальной внутренней энергией, каким-то непонятным, труднообъяснимым ощущением свободы, не терпящей насилия над личностью".

"Могу сказать, что перед нами редкий тип прирожденного героя. Это человек, идущий по жизни не то чтобы победительно, но с полным ощущением себя персонажем приключенческого романа или кинобоевика. Он одинок, независим, благороден, причем это не поза, а норма жизни! Соответственно все жизненные блага, соблазны, конъюнктуру и т. п., он воспринимает спокойно и с легким презрением, как и подобает настоящему ковбою. Цой - вне национальностей, классов, партий, родин. Вообще, вне конкретики. Он - бунтующий символист и абсурдист, продукт гниения российской интеллигенции: довольно сытой, но желающей быть ещё сытее».

Об уникальности творчества Виктора Цоя говорил и Борис Гребенщиков: «Мы свое нашли, теперь над этим работаем и с этой гонки сходим. Остается вакуум. Кто этот вакуум заполнит? И я сказал ему: «Вот ты и заполнишь, потому что ты пишешь то, что надо и как надо. Поэтому ты в России главный. А поскольку Россия и в мире занимает специальное место, значит, ты и в мире отвечаешь за все это».

«Книг воспоминаний о Цое я не читал, но более-менее представляю, какой образ Цоя существует у современной молодежи. Он слеплен из последних альбомов группы «Кино» и кинофильмов «Асса», «Игла». Но этот образ сильно перекорежен: Цой, на самом деле, был гораздо веселей, приземленней, человечней, чем его представляют. Этот мифологизированный образ Цоя, одинокого гения, демоновского Врубеля – действительности, конечно же, не соответствует»[5].

«Цой, его метод (общий имидж, мрачноватые миманс и интонация, словарь и фразеологическая скупая графика, замешенные на сленге подворотен, манера пения и поведения при сем) есть не что иное, как воплощенная в эффективнейшем синкретическом жанре социальная оборона подростков конца 70-х - начала 80-х годов против социокультурных форм Большого Совка. Это ответ на пышную, бодряческую и слащавую совковую эстетику от лица и духа молодежной субкультуры Санкт-Питер-Ленинграда».

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.