реферат, рефераты скачать
 

Виктор Цой как феномен культуры


Как мы видим, образ Виктора Цоя далек от реальности. Причина, мифологизирования, на мой взгляд, кроется в острой потребности общества в кумире, в герое который скажет: « я вот этой лажи не принимаю, это не то, чем мы все должны заниматься». Не кумир находит себе публику, а публика выращивает себе кумира, поощряя в человеке с задатками те его влечения, какие ей наиболее в нём желательны. Начинающий кумир усиливает то в своём творчестве, что встречает наибольшее "ура". Он оказывается выразителем настроений толпы, центром сбора масс с целью совместного чувствования, так вышло и с Цоем.


2.3. Кто слушает


«Только то может считаться молодежным искусством, что в искусстве сама молодежь делает для себя. Цой сочинял песни только про себя. Практически он вёл песенный дневник. И то, что у него получалось, было про всех юных. Ну, почти про всех, про абсолютное большинство. Вот почему оно, абсолютное большинство, голосует своими надписями за Цоя, хотя многие из ныне голосующих услышали Витю уже тогда, когда его не было в живых. Значит, в его песнях и сейчас жива истинная жизнь юных, та, которая подарила Цоя и которую он выразил. Они считают, что ни они, ни другие авторы за них не скажут правду о них лучше, чем Цой»[6].

Из выше приведенного высказывания Дидурова становится понятно, что музыка Виктора Цоя это музыка изначально молодежная. Основной аудиторией слушателей являются подростки 14-16 лет (число юношей и девушек примерно равно). Большинство из которых - школьники, учащиеся ПТУ, как правило, дети небогатых родителей, подростки.

Подросток – человек, ощущающий себя на краю бездны. Не ребенок и не взрослый. «Ты уже взрослый, поэтому ты должен, и ты – еще маленький, поэтому ты не можешь». Основным способом решения проблем в подростковом возрасте являются их отрицание и уход от реальности. Однажды серые будни взрывает фигура кумира, появляется идеал, способный воплотить все мечты. Вокруг него строится – тщательнейшим образом – иллюзорная крепость, защищающая от всех напастей: вероломства учителей, предательства друзей, непонимание близких.…

Услышав в песнях кумира близкие для себя слова, подростки приходят к выводу, что наконец-то нашелся человек способный их понять. В большинстве случаев подросток не только находит в своем кумире «спасителя», но и в какой-то степени идентифицирует себя с ним. Одеваясь также как и кумир, копируя манеру говорить, не слишком уверенный в себе молодой человек обретает те качества, которые особенно ценит или приписывает своему идеалу. Подросток находится в постоянной фрустрации по поводу своей несостоятельности, «невзрослости». Сливаясь с идеализируемым объектом, он наконец-то чувствует себя успешным, свободным, красивым, ловким, талантливым. В конечном счете, отношение к кумиру становится любовью к себе идеальному.

Одно дело необходимость и потребность в кумире у подростков, совсем другое дело, когда герой необходим обществу в целом. Виктор Цой первым почувствовал дух перемен, уловил смену настроений народа, это были и его настроения. Поэтому именно Виктор Цой стал настоящим героем своего времени. Хмурый, немногословный, одетый во все черное.… Это был настоящий триумф одинокого романтика, вечного бойца, вечно уходящего в ночь из тёплого дома. Кассета «Кино», «Группа крови», мало чем отличалась от предыдущих, но среди всеобщего распада она воспринималась как монолит, символ веры – и подростки молились на нее.


«Мы хотели песен – не было слов.

Мы хотели спать – не было снов.

Мы носили траур – оркестр играл туш…

… В наших глазах – звездная ночь.

В наших глазах – потерянный рай.

В наших глазах – закрытая дверь.

Что тебе нужно – выбирай…»


Вряд ли нашёлся бы молодой человек, который сказал бы: «Это не про меня»[7].

Поэзия Цоя - это точный слепок с определенного слоя подростковой психологии. В его текстах - максимализм, агрессия, педалирование темы войны, причем войны всех против всех, битвы без цели и смысла - это то состояние войны, вечной оппозиции, в котором подросток находится по отношению к миру.

Творчество Цоя делает рок музыку доступной более массовой аудитории. В своем творчестве он создает массовую версию некогда элитарного мифологического пласта рок-субкультуры. Классический текст “Звезда по имени Солнце” позволяет увидеть технику создания этого массового мифа. “Застылость” мифологического пейзажа, цикличность, характерная для мифологического понимания времени, символика цвета - мастерски создается некая вневременная схема, стержнем которой становится идея войны “между землей и небом”, извечной битвы, лежащей в основе круговорота природы. Но эта установка на вневременность совпадает с подростковым мироощущением, для которого все происходящее сейчас, в данный момент, кажется вечным и незыблемым. Подростковому сознанию чужда мысль о том, что “все течет, все изменяется”. С такой установкой удачно согласуется навязчивый лейтмотив “умереть молодым” (“война - дело молодых / лекарство против морщин”). 16-летнему юноше всегда кажется, что он не доживет даже до тридцати, а 40 лет для него - это уже глубокая старость[8].

Как замечает Борис Гребенщиков: «Если кто-то и считает, что он выражал мысли и чаяния простого народа, то это глубокое заблуждение. Он выражал сам себя и тот дух, который через него говорил. Это была просто реакция на действительность. Полное неприятие бессмысленности жизни. Собственно об этом и все его песни были»[9].

Можно сделать вывод, что песни Виктора Цоя это его отношение к той действительности, которая его окружала. Удивительно, что те же чувства испытывает каждый подросток, вне зависимости от ситуации в стране и обществе. Поэтому песни Виктора Цоя живут до сих пор и, мне кажется, будут жить ещё очень долго.


2.4 Почему слушают


Почему же именно Цой стал одновременно чуть ли не символом восьмидесятых и вневременным кумиром наших подростков? Люди, близко знавшие Цоя, рассказывают о нем как об обычном и даже закомплексованном человеке. Один из основателей группы «кино» Алексей Рыбин говорил, что Цой всегда сомневался в качестве своих текстов, часто срывался и вообще был очень деспотичным лидером. А старейший друг Цоя, глава тогдашних питерских панков Андрей «Свин» Панов просто называл Виктора «шизоидом»: «Ну представьте себе – человеку оставили на месяц сто рублей он пошел, купил за девяносто семь гитару, а на остаток набрал беляшей по шестнадцать копеек, сожрал их от жадности сразу. Траванулся, еле откачали.…».

Но в массовом сознании Цой отпечатался совершенно по-другому. Герой-одиночка, бросающий вызов миру, как в фильме «Игла». Его образ кинематографичен, сродни немногословным героям вестернов. Его музыка проста, даже примитивна – минимальный низкочастотный ритм. Посредственный гитарист «Кино» Каспарян, очень слабый ударник Гурьянов воспринимаются как некий звуковой фон. Основа – басисты мирового класса – Тихомиров и Титов. Ритмическая пульсация сочных звуков бас-гитары, пробуждающая темные, почти первобытные инстинкты. «Сильные», «героические» тексты Цоя на бумаге распадаются на несколько довольно банальных «боевых» клише, работающих, в конечном счете, на создание образа загадочного «астрального воина»: «Как шатаясь, бойцы о траву вытирали мечи…», «Весь мир идет на меня войной…», «Пожелай мне удачи в бою…», Трубадур эпической банальности. Собственно говоря, сочетание специфического образа, простой но «цепляющей» музыки и героической патетики поздних текстов Цоя сформировали в сознании слушателя масштабную мифологическую фигуру, не потерявшую актуальность в наши дни.

Сергей Соловьев, кинорежиссер: У любого талантливого человека есть «звезда во лбу», но Витина «звезда» – это было что-то невообразимое. Я не могу сказать, что знал Цоя хорошо. Но я знал его с той стороны, с которой его мало кто знает. Феномен Витиной популярности - это то, что не объясняется. В этом смысле Витя, без сомнения, входит в плеяду Высоцкого. Они очень похожи. Цой был просто чокнут на кино. У него страшно загорались глаза даже при виде киномеханики. Он феноменально сыграл Базарова в студийной постановке «Отцов и детей», о которой, наверное, никто и не знает. Он уже тогда был в своем образе: смоляные взъерошенные волосы, черное пальто. А после «Ассы» кто-то спросил меня: «И где ты взял этого комсомольца XXI века?» Видно, что-то в нем было и от Павки Корчагина…

Юрий Айзеншпис, продюсер: Виктор Цой по-прежнему популярен, и в этой популярности есть какая-то загадка. Да, песни его честные, актуальные и тогда и сейчас, но мне кажется, что это не главное. Он был обаятельным, скромным и бесконечно человечным. Обладал умением притягивать к себе людей, но притягивал выборочно, многие им были недовольны. Когда я с ним встречался, у меня возникало впечатление, что я иду к какому-то мифическому герою. Я буквально физически ощущал ореол звездности, величия. И это при том, что я – много повидавший, опытный человек, общавшийся со звездами мирового масштаба.… А уж когда Витя выходил на сцену, он казался просто недосягаемым, заоблачным. Ни в ком больше я не видел такой силы и такой энергии.

Андрей Бурлака, музыкальный критик. Санкт-Петербург: «Канонизация» Цоя, а значит лакировка его образа, подгонка биографии «Кино» под некие надуманные стандарты, корректировка ее в угоду тем или иным фигурам или идеям началась еще в том трагическом августе, а возможно даже раньше – когда наш рудиментарный и оттого полудикий шоу-бизнесс впервые ощутил волнующий запах больших денег, в которые обещала вылиться вселенская тоска сотен тысяч подростков по Настоящему Герою – не пионеру стукачу или строителю очередного БАМа, а такому же, как он сам в своих сокровенных мечтах.

Цой не был ни мрачным рыцарем без страха и упрека (как герой «Иглы» Моро), ни трибуном перестройки (каким его подчас изображали журналисты), но он писал песни, которые были массовыми в прямом понимании этого слова.

В нем не было энциклопедичности БГ или литературности лидера «Зоопарка» Майка Науменко, он не стоял на котурнах как Кинчев, и не проповедовал, как Шевчук, и, вероятно, именно поэтому его аудитория стала самой широкой.

Об этом говорит и. А Титов: «У Витьки был несомненный дар. Мне кажется, что Витька был творчески более честным, чем Борька. Тот за счет своей эрудиции часто вуалировал послание, которое у него есть в песне. Он очень талантливо это делал, очень тонко. А Витька подавал более прямолинейно. И эти простые слова действовали еще сильнее»[10].

Рашид Нугманов, кинорежиссер: «Я знаю уже несколько маленьких детей, которые буквально влюблены в Цоя. Им два, три, четыре годика. Эти дети что-то в нем видят. … Я думаю, что настоящее, подлинное чувство магнетизирует. И даже тиражирование на пленке обладает способностью действовать»[11].

Джоан Стрингей: «…Именно тогда я поняла, почему его песни значили так много для такого большого количества людей. Это были песни, написанные реальным человеком»[12].

Современные поклонники Цоя о причинах любви к его творчеству:

- Кто-то Его не понимает. Я раньше тоже была такой, но потом что-то вдруг изменилось, он стал для меня лучшим. Просто надо иметь в себе ту же Вселенскую Грусть, что и у Него. Его слова настолько мне понятны и близки, как будто это мои мысли.

- Моя любимая группа - АРИЯ. И вообще по природе своей я метталист, но для меня В. Цой - это больше музыки. Я не могу поставить В. Цоя на какое-то место из моих любимых групп Цой - это Цой. Пусть в наших сердцах, но он будет жить!

- Честно, не знаю, что сказать... Какие тут могут быть слова! Это - ВИКТОР, это - ЖИЗНЬ после смерти, вечная жизнь! ОН был лучом света в тёмном царстве, когда либеральная молодёжь вынуждена была жить в совковом гадюшнике, и ходила на подпольные концерты, переписывала друг у друга песни Цоя на виниле. Его любили тогда, и его любят сейчас, его музыка актуальна всегда! Сейчас, когда появилось так много всяких исполнителей, люди всё равно любят Виктора Цоя, он потому что он лучше всех живых! Цой жил, Цой жив, Цой будет жить! таких людей не забывают.....

- Играю "Перемен!" на гитаре... Играю и чувствую, как закипает кровь... Как бешено стучит сердце... В голове пульсируют мысли... "Перемен! В нашем сердце и в наших слезах и в пульсации вен! Мы ждём перемен!" Я так же, как и молодой Виктор когда то, ждал, жду сейчас... И эти перемены обязательно будут! Потому, что Виктор рассказал нам, как нужно жить дальше...

- Просто в Его песнях всё о нас. Обо мне. И это даёт понять, что я не одна. Что Он чувствовал, как будет сегодня. Как жаль, что Его самого нет сегодня. Но ОН будет жить, пока будет жить ПАМЯТЬ, и пока в душе будут звучать Его ПЕСНИ!

- Просто это один из немногих музыкантов и поэтов, который поёт действительно о моей жизни. Каждая его песня - это часть меня.

- Я уважаю Виктора за то, что Он остался человеком, несмотря на большую известность, за песни со смыслом (что большая редкость для сегодняшних песен). За то, что Он играл и пел просто, но красиво и не ради денег, а для себя и тех, кто слушает группу "Кино" И я согласен, что жизнь - только слово: есть любовь и есть смерть. И смерть стоит того чтобы жить, а любовь стоит того чтобы ждать... Виктор ушел вовремя и красиво, как герой

Настоящая история «Кино» ещё не написана, а возможно, и не будет написана никогда – поскольку будет противоречить легенде, а это никому не нужно.


2.5 О чем пел Цой


В текстах В. Цоя - а именно он является автором практически всего репертуара «Кино» - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно «повзросление» ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению.

В текстах Цоя происходит “срезание” верхнего этажа субкультуры, отсутствие или обеднение мифологического пласта и выраженный акцент на нижнем этаже - бытие “тусовки”. Вместо мифа, истоки которого забыты, утрачены, остается только практика субкультуры - портвейн, блуждание по улице, походы в гости к друзьям, сидение на кухне до утра (“Пачка сигарет”, “Просто хочешь ты знать”, “Последний герой”).

Лирический герой В.Цоя - романтик и последний герой, совершающий свой поход между землей и небом ("Группа крови"). Он из тех, кто в пятнадцать лет убежал из дома, подросток, прочитавший "вагон романтических книг ". Он мог бы умереть, если бы "знал, за что умирать". Он - "борец за справедливость" ("Саша"), он любит ночь, он уходит в ночь, он живет в состоянии войны: "весь мир идет на меня войной" ("Песня без слов").

В поэзии Цоя изменяется образ героя - это уже не “инженер на сотню рублей”, не студент и не “лишний человек” - интеллектуал-расстрига, люмпен-интеллигент, как у Гребенщикова или Майка Науменко. У Цоя это не то молодой рабочий, не то студент техникума или пэтэушник. Соответственная трансформация происходит и с образом возлюбленной - меняются и ее возраст, и социальное положение (“Восьмиклассница”). Падение “коэффициента интеллекта” крайне заметно - мы наблюдаем примитивизацию и даже “идиотизацию” образа героя. Появление злобности, агрессивности, глубоко несвойственные субкультурной установке, сигнализирует складывание нового канона, близкого к контркультурной модели (“Бездельник”, “Мои друзья”, “Мама анархия” и др.).

Определяя художественный мир Цоя как неоромантический, необходимо выделить особую поэтическую технику, благодаря которой творческая концепция автора обретает целостность и законченность. Эта техника видится импрессионистической. Для нее свойственны быстрые, моментальные смены образов, мгновенный переход от одной картинки к другой и стремление запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Эта техника напоминает импрессионистическую манеру в живописи, для которой характерны именно моментальность изображения и кажущаяся его фрагментарность, после осмысления воспринимаемая как единое целое. Именно это является ведущим принципом поэтической техники Цоя:


Ночь, день-

Спать лень...

Мой дом,

Я в нем

Сижу-

Пень пнем...

Стоит таз,

Горит газ.

Щелчок -

И газ погас.


Благодаря быстрой смене объекта изображения картина становится все более полной и осязаемой:


Белый снег, серый лед

На растрескавшейся земле,

Одеялом лоскутным на ней

Город в дорожной петле.


Таким образом, неоромантическое содержание, органично сочетаясь с импрессионистической техникой стиха, создают особую художественную систему, нашедшую оригинальное воплощение в творчестве В. Цоя.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Прошлую свою исследовательскую работу я закончила вопросом волнующим многих в наше время: «А существует ли еще рок, и если существует, то каков он, и есть ли у него будущее?». Тогда я пришла к выводу, что вопрос этот, конечно, чисто риторический, хотя бы потому, что у каждого нового поколения, как выяснилось свой рок. Если заявить очередному тинэйджеру, что его музыка уже давно не рок, а что-то другое, он этого не поймет, вернее, просто вас не услышит. Каждое молодое поколение, очевидно, всегда будет называть этим словом свою музыку, являющуюся наряду с жаргоном, манерой вести себя, одеваться или причесываться, средством самоутверждения в мире взрослых, в мире родителей, более того – средством протеста и противопоставления себя этому миру. В этом смысле рок будет существовать всегда и в любом сообществе, будь оно процветающим или нищим, демократическим или тоталитарным. Протестовать ведь можно не только против политиков, богатых и стоящих у власти. Есть еще протест против бездуховности, бескультурия, равнодушия, продажности, обмана.

В данной работе, посредством рассмотрения феномена Виктора Цоя, этот вывод в очередной раз подтвердился. Да «золотая эпоха» русского рока пошла, но русский рок продолжает существовать, потому что смыслы, которые он несет вечны. Благодаря таким личностям, я бы даже сказала рок-феноменам, как Виктор Цой, образ которого был мифологизирован еще при жизни, русский рок будет существовать.


ЛИТЕРАТУРА


1. Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания. Л.: Новый Геликон, 1991. С.345.

2. См.: Курбановский А. Звезда по имени Цой // Коре Сарам. [1992]. Вып.4. С.27-31.

3. Рыбин А.В. Кино с самого начала / А.В. Рыбин

4. Алексеев А. Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки / А.Алексеев – М.: Останкино, 1991. 320 с.

5. Восемь с половиной: Статьи о русской рок-пессености. Сб. науч. Статей. – Калининград: изд-во РГУ им. И Клота, 2007. – 101с.

6. Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: конспекты к спецкурсу / Ю.В. Доманский. – Тверь: Тверской гос. Ун-т, 2000.

7. Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта: музыкальный роман / А.Н. Житинский.- Л.: Лениздат, 1990. 415с.

8. Козлов А. С. Рок.[Электронный ресурс] – bookz.ru

9. Марочкин В.В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта / В.В. Марочкин – М.: Мол. Гвардия, 2003.-403с.


[1] Троицкий (139)

[2] Троицкий статья

[3] Джоанна Стингрей

[4] Некто Артём Троицкий ("Виктор Цой. Отвергая соблазны" / журнал

"Советский экран", № 8, 1990 год):

[5] Троицкий статья

[6] (Дидуров «Четверть века в роке»)

[7] Артемий Троицкий

[8] Рок поэзия 1 кормильцев и сурова

[9] (Музыка волн, музыка ветра Стр.152).

[10] Стр. 124-125 А. Титов:

[11] Рашид нугманов стр179

[12] Стр. 182 Джоана


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.