| |||||
МЕНЮ
| Воспитательная проблематика фольклораВоспитательная проблематика фольклора
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева Кафедра теории и методики музыки Дипломная работа ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ЧУВАШСКОГО ФОЛЬКЛОРА Выполнила: студентка V курса гр.Б очного отделения музыкально-педагогического факультета Лукина Ольга Николаевна Научный руководитель: доктор пед. наук, доцент Кузнецова Людмила Васильевна Чебоксары - 2003 СОДЕРЖАНИЕ стр. |Введение……………………………………………………………………... |3-6 | ВВЕДЕНИЕ Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства [2;79]. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно- культурных ценностей. Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные
музыкальные стили и направления, актуальной становится проблема
формирования у слушателя музыкального вкуса, способного различать
высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков –
осознается современным обществом как значительный фактор духовности,
преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь
развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о
далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. В настоящее время изменилось отношение к народной музыке. Это
особенно заметно в сельских школах республики: на уроках чаще стала звучать
родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение,
родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и
танцевальные элементы – все это комплексно используется на уроках музыки. Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музыке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному самосознанию. Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования. Воспитательный потенциал чувашской народной музыки не просто
значителен, но и перспективен. Музыка своего народа является верным
средством познания жизни для детей. Педагогическое наследие просветителя На проблемы музыкально-эстетического воспитания на основе фольклора
чувашского народа указывали в своих трудах известный ученый-педагог,
академик Г.Н. Волков, музыковеды М.Г. Кондратьев, Ю.А. Илюхин, многие
историки и исследователи прошлых лет (С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, Ф.П. Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к народному искусству, вводя его в школьную практику как необходимое средство формирования национального самосознания учащихся. В педагогике обосновывается культурно-творческий подход как главный путь гуманизации общества. Эти положения теории и практики обусловили выбор проблемы нашего исследования: каковы педагогические условия внедрения чувашского музыкального фольклора в школьную музыкальную практику? Решение данной проблемы является целью нашего исследования. Объект нашего исследования – народное искусство в образовательном процессе. Предмет исследования – процесс включения чувашского музыкального фольклора в воспитательную работу с учащимися. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи: - рассмотреть чувашский музыкальный фольклор в общекультурном аспекте; - охарактеризовать жанры чувашского музыкально-поэтического фольклора; - выявить воспитательный потенциал чувашского детского музыкального фольклора, использовать его в процессе музыкального воспитания в школе; - разработать тематические уроки и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования чувашского фольклора на уроках музыки. Для решения задач исследования нами используются следующие методы: - анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; - анализ передового педагогического опыта; - наблюдение; - беседа; - анализ творческой деятельности учащихся; - педагогический эксперимент. Базой исследования стали общеобразовательная школа №13 города Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения. 1.1 ЧУВАШСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В определении понятия «фольклор» в современной этнографической науке
существуют в основном две точки зрения. Одни исследователи к фольклору
относят явления не только духовной, но и материальной культуры народа. Мы же придерживаемся той точки зрения, что народная музыкально- поэтическое творчество, рассматриваемое как часть более общего целого, называемого фольклором или как собственно музыкально-поэтический фольклор, есть по преимуществу вокальное (песенное), инструментальное, вокально- инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа. Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и Народное искусство – это отношение народа к жизни, к природе. «В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания мудрости». Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами, горестями, печалями, радостями и обязательно в стремлении к красоте. Во все времена естественным для любого народа было стремление к
красоте, которое шло от природы, целесообразности, гармонии в ней (человек Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не
только исследователей, но и его любителей. Живое предание старины
соединилось в народном творчестве с неувядающей поэзией жизни. Содержание
его определяется вечными духовными ценностями, развитие – законом традиции
и преемственности, что делает народное искусство частью современной
культуры, ее живым феноменом. «Уровень культуры эпохи, как и отдельного
человека, - говорил А.С.Пушкин, - определяется отношением к прошлому». Народное искусство — это могучее средство воспитания человека, это национальная гордость народа. Предмет гордости каждого человека, ощущающего себя частицей своего народа, — не национально замкнутое народное искусство, а то, что вошло в мировую сокровищницу достижений ума и рук человека, то есть значимое с общечеловеческих позиций. В своей книге «Народное искусство как часть культуры» М.А. Некрасова, определяя народное искусство, выделила следующие особенности: - индивидуальное восприятие мира растворяется в общем; - индивидуальность выражается через «школы»; - наличие канонов; - традиционность; - наличие ярко выраженного эстетического ядра; - универсальность. Для нашей работы считаем необходимым выделить из этого ряда некоторые особенности, наиболее, с нашей точки зрения, характерные в восприятии детьми народного искусства любого народа. 1. «Традиционность». Народное искусство постоянно воспроизводит национальный характер от поколения к поколению, «отсюда преемственность творчества, традиции оказываются основной силой, формирующей культурную память». «Культурная память» – это народные художественные образы, идущие от поклонения силам природы, от любования и восхищения ею, в них единство слова, музыки, движений, орнамента; понимание красоты жилища, костюма, различных предметов, самой жизни в ансамблевом единстве, гармонии, во взаимосвязи, т.е. это сам народ с его историей. Традиционная народная религия с почитанием природы и всех ее сил соединяла в одно целое весь мир: духовный и материальный. Отсюда идет образный параллелизм в народной поэзии, текстах народных песен: часто первые две строки — образы материального мира (деревья, птицы, окружающие человека предметы), следующие две строки — переживания, судьба, жизнь человека. Например: Куда летишь, ласточка, сквозь дождь, Сквозь оба крылышка капли проливая? Куда идешь, родной, в далекий путь, Из обоих глаз слезы проливая? Народные музыкальные традиции тоже «культурная память» народа, не опредмеченная, но живущая, пока жив человек, тем более, что одним из главных признаков бытования народной музыки является устная природа. От поколения к поколению передавались песни, пляски, хороводы, праздники, гулянье как самые прекрасные мгновения в жизни людей, те, что хотелось передать в дар следующему поколению. В этом усматривается воспитательная сторона, так как люди передавали друг другу красоту их мироощущения, чтобы дети тоже видели это, «жили и воспитывались по законам красоты». 2. Наличие ярко выраженного этнического ядра. Чувашская народная музыка до сегодняшнего дня хранит в себе традиции, идущие от мировоззрения, национального характера чуваш. Традиционным у чуваш является почитание отца, матери, уважительность к старцам, любовь к земле-кормилице, бережное к ней отношение, чувство рода в стремлении не разлучаться с родными и близкими. Об этом говорят многие чувашские народные песни. Обычно такие песни сосредоточенные, философски-этические пели взрослые, мужчины и женщины, а дети слушали. Песня является одним из основных традиционных жанров национального
музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый
музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения. Чувашский ученый, деятель культуры и народного образования Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления профессиональных сочинителей музыки – композиторов. Песни и наигрыши украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение веков одни из песен забывались, другие возрождались. Чувашская народная музыка сохранила в себе традиции одной из древних и самобытных устных музыкальных культур. Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности [17;3]. Песни создавали народные певцы и сказатели, имена которых большей частью нам неизвестны. Они записывались, и передавались из поколения в поколение, иногда на продолжении целых столетий. "Предки передали ее", "От дедов пришла она", - говорят чуваши о песне. Музыка и песня украшают жизнь чувашина, облагораживают отношения людей друг с другом. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. В музыке издавна чувашин видел источник здоровья, радости и счастья, поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания человека. Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах чувашского народа. В них говориться, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…" В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она трудящимся бороться против зла и несправедливости, против угнетения и произвола царских властей, как окрыляла она народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость. И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу - вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чувашина пуста, бесцветна, для него песня - язык души. [13;14] Во многих исследовательских работах отмечалась особая наклонность чувашей к пению. "Слух у них по большей части хорош… Голос у них редко бывает сильный, но почта всегда пригодный для пения". "Среди чувашей нередко можно встретить лиц с очень хорошей музыкальной памятью, знающих не один десяток народных песен" [11;70]. Песня в жизни чувашей занимает огромное место. Чувашская народная музыка звучала во времена всех важных событий жизни семьи, на многих языческих и христианских праздниках, во время различных обрядов и увеселений [14;124]. Первыми собирателями и исследователями чувашской народной песни были
русские - А. Ф. Риттих и В. А. Мошков. Они публикуют первые чувашские
мелодии, записанные ими, в конце 19 века. Настоящая же работа по
записыванию и исследованию чувашского фольклора началась лишь после Великой Народная песенная культура играла важнейшую роль в эмоционально-
эстетическом и духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Именно
на эти педагогические стороны народной музыки обращал внимание Народная песня является частью духовной культуры человека и человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре, в учении, в труде, в сфере свободного общения, в горе и радости, в будни и праздники. Песня продолжает оставаться главным богатством, сохраненным чувашским народом по сей день.
Традиционные народные праздники и обряды принято делить на
календарные – связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые Обрядовый календарь открывался праздником Сурхури, приуроченным ко
времени зимнего солнцестояния. Позднее этот праздник, вобрав в себя
элементы русских святок и святочных гаданий, слился с христианским Зимний цикл завершался праздником З?варни (Масленица), знаменовавший наступление весенних сил в природе. В оформлении праздника, в содержании песен, приговоров и обрядов четко проявляется его аграрная природа и культ солнца. Чтобы ускорить движение солнца и приход весны, на празднике было принято печь блины, кататься на санях вокруг деревни по ходу солнца. В завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи з?варни» («з?варни карч?к?»). Весенний цикл открывался многодневным праздником жертвоприношений
солнцу, богу и умершим предкам М?нкун (совпавший затем с православной Следующая серия обрядов непосредственно была связана с полевыми работами. Весенний сев начинался обрядом В?рл?х к?ларни. Накануне его мылись в бане, надевали чистое белье. С заботой об урожае связан и обряд З?м?р чяк – моление о дожде, где участвовали все жители деревни. Они купались в воде, обливали друг друга водой. Окончание весеннего сева завершалось Ака п?тти – молениями кашей о хорошем урожае и сохранности от стихийных бедствий. Когда на полосе оставалось пройти последнюю борозду и прикрыть последние засеянные семена, глава семьи молился Зулти Тур? о ниспослании хорошего урожая. Несколько ложек каши, варёные яйца зарывали в борозду и запахивали её. Все весенние работы завершались праздником Акатуй – «свадьбой плуга», связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями. Лето чуваши начинали примерно со второй половины мая месяцем Праздник зинзе или уяв сопровождался массовыми гуляниями, хороводами, свадьбами. Тематика песен, игр и хороводов – бытовая; исполнялись молодежные лирические песни. Особенностью этого праздника является запрет на многие домашние и сельскохозяйственные работы, связанные с землей. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|