| |||||
МЕНЮ
| Воспитательная проблематика фольклораp> В дни праздника зинзе (уява) или после его окончания проводились массовые полевые моления – уй-чяк, сопровождавшиеся крупными жертвоприношениями скота: быков, коров, телят, овец и домашней птицы. К концу XIX в. обряды зинзе (уява) были совмещены с семицко-троицкой
обрядностью. Сроки Семика и Троицы были определены достаточно четко – В основе организованных действий, связанных с Семиком, лежали годовые поминальные обряды. Поминовение умерших начиналось дома, затем шли на кладбище «провожать» покойных на телегах, украшенных зеленью. На могиле вновь устраивалось поминовение с едой и питьем. Семик стал праздником весны, возвращение земли к жизни, пробуждения и расцвета сил растительности. До Петрова дня (до паровой пахоты под озимые) продолжались веселые молодежные гуляния и ярмарки. Семицко-троицкие праздники связаны с культом растительности. Накануне Праздником, открывавшим у чувашей цикл уборочных работ, являлся Завершение уборки хлебов отмечалось молением духу-хранителю овина Осенние поминки – автан с?ри (петушиное пиво) – имели более торжественный характер, чем летние. На них закалывались домашние птицы, обязательно петух. К рассвету устраивались проводы «покойного» с песнями и плясками, все заканчивалось очистительным обрядом и мытьем в бане. Таким образом, весь октябрь и ноябрь проходили благодарственные моления и обряды, получившие название в народном календаре: юпа уй?х? – месяц поминовения усопших; чук уй?х? – месяц жертвоприношений, где поминальной обрядности отводилось главное место. Одновременно с земледельческими поминальными обрядами нередко совершались скотоводческие обряды – карта п?тти в честь духов – хранителей домашнего скота. Накануне готовились юсманы – жертвенные блины из пшеницы или ячменя нового урожая (до 100 шт.) Варилась каша на скотном дворе. По прочтении молитвы ложку каши бросали в огонь. Глава семьи обращался в своей молитве с просьбой к покровителю сохранить стадо. В этот день досыта кормили скот, держали его на вольном выпасе. Во время страды часто устраивали помочи - ниме, - который не имеет
определенных сроков проведения. Из уважаемых людей назначался ниме пуз? –
глава помочи, который с утра приглашал всех селян пойти на помощь к
нуждающемуся односельчанину, объезжая всю деревню на запряженной лошади. Традиционные чувашские молодежные праздники и увеселения устраивались
во все времена года. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и
нескольких селений, собирались на открытом воздухе на хороводы уяв (в?й?). Основой общественного и семейного быта чувашей в прошлом явились родовые отношения и их пережитки. В наибольшей степени это проявилось в организации и проведении свадеб. Характерным для чувашей были сроки празднеств – весеннее время, после сева яровых, когда земля должна была находиться в покое, а люди могли отдыхать от полевых работ. У чувашей были распространены три формы заключения брака: Родильный обряд у чувашей был обставлен элементами магии: детям на шею либо на одежду вешали различные амулеты, бабка-повитуха, принимавшая роды, действовала с помощью различных заговоров. Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков – на топорище, у девочек – на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми. В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората – младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу. Похоронный обряд, типично христианский, имел некоторые языческие
традиции: исходя из представлений загробной жизни, чуваши вместе с покойным
клали в гроб предметы, которые могли пригодиться в потусторонней жизни. Определенное своеобразие семейному и общественному быту чувашей
придавало соблюдение различных обрядов, связанных с их религиозными
представлениями. Так, веря в очистительную силу огня, чуваши совершали
специальные обряды перенесения огня из старого жилища в новое, особенно при
зажигании первого огня в доме, построенном для молодой семьи. Почитали Все перечисленные выше праздники и обряды имели свой круг песен, то есть большинство чувашских народных песен приурочено к тем или иным обрядам и праздникам. Такие песни так и называются обрядовыми. Обрядовые песни распадаются на два цикла: календарные и семейно- бытовые. Календарный цикл соответствует годовому кругу занятий земледельцев. Основные жанры песен в нем: |Календарные события |Жанры | Семейно-бытовой цикл составляют: |События |жанры | Подобное рассмотрение жанровых особенностей чувашского фольклора идет параллельно с рассмотрением календарно-обрядовой системы (народный календарь, общинные, семейно-бытовые обряды). Далее рассмотрим жанры музыкального фольклора с точки зрения
функциональности (хотя и выше рассмотренное нами имеет функциональность). Коротко охарактеризуем некоторые направления этой классификации. Трудовые песни возникли в процессе труда. Они задавали нужный ритм в
телодвижении работающих в группе людей, помогали повышать результативность
труда. Например, песни бурлаков, забойщиков свай состоят из слов как
отдельных участников трудового процесса так и группы лиц. Они отражают
настроение работающих. В песнях тех кто тянет канат, содержатся слова-
пожелания, чтобы дело было прибыльно; в песнях тех кто строит мост, желание
увидеть мост красивым и крепким, чтобы он радовал и соединял сердца людей. Обрядовые песни – песни глубокой древности. Они делятся на две группы: песни обрядов, проводимых ежегодно и песни обрядов, проводимых ежедневно. Эти песни развивались параллельно с обрядами: связаны с землепашеством, скотоводством, охраной здоровья. Обряды были проникнуты суеверием, имели магическое значение, им подчинялись, их проводили, их соблюдали с целью облегчить жизнь. Обрядовые песни позже утратили свое магическое значение, стали лирическими песнями. Такие обряды проводились каждый год: рождество, масленица, сэрень (старинный весенний праздник, первоначально имитировавший изгнание злых духов из селения), троица, девичник стали толчком к появлению обрядовых песен. Особое место занимают обрядовые песни в честь ребенка, его купания, крещения, игр, совершеннолетия, юбилеев и др. Повседневные обрядовые песни связаны с обрядом проведения свадеб и обрядом поминания усопших. В свадебных песнях значительное место у чуваш отводится красоте и трудолюбию невесты, ее характеру; процессу венчания, подаркам, благословению и т.д. Например, в благословении, в плаче невесты звучат различные чувства: грусть - тоска, шутки – смех, радость, пожелания крепкого здоровья, советы быть добрыми и трудолюбивыми. Сама свадьба у чуваш – это хорошо поставленная многоактная опера, содержащая искусное исполнение различного содержания народных песен, искрометных танцев, исполняемых в сопровождении различных народных музыкальных инструментов. Частушки дружки можно назвать импровизированной поэмой, выражающей
эзоповым (иносказательным) языком значение свадьбы, настроение и мечты
людей, помогающей сблизиться и породниться родственникам жениха и невесты. Плач невесты (хяхлев) – самая грустная песня среди свадебных песен. В этих песнях невеста сетует на то, что выдают ее замуж рано или за нелюбимого, что ей предстоит разлука с отцом - матерью, с отчим домом, с подругами, жить предстоит в чужом доме, а свою жизнь в семье будущего мужа представляет горестной и тяжелой. Просит жениха почитать ее, уважать. В поминальных песнях родственники горюют об усопшем, образно сравнивая явления живой и неживой природы, поют о невозможности возврата покойного родственника к живым (“Не вернуться, алея, как утренняя заря, краснея как ясное солнышко, весело щебеча, как ласточка”). Песни о старинном укладе жизни, о социальной несправедливости, частушки, баллады менее тесно связаны с обрядовыми песнями. Поэтому в них больше народной философии и чувства красоты, выразившиеся в мечтах о хорошей жизни и счастливом будущем. Среди повседневных обрядовых песен самую большую группу составляют лирические песни застолья, очень красивые, богатые по содержанию и идее. Песни, исполняемые на пирах, - это гимны труду земледельца, размышления о смысле жизни. В них умение ходить за сохой, пахать, сеять считается фундаментом и стержнем жизни, содержится совет заниматься земледелием вместе с народом, а молодежи – продолжать это дело. Гости славят старых: за то, что долго живут, за то, что трудятся, за то, что хозяйство ведут, за то, что род прибавляется, за то, что дают молодым мудрое наставление беречь честь рода. Поют о своей мечте вырастить детей, благодарят хозяев дома и их родственников за гостеприимство, приглашают к себе в гости. Такое общение людей между собой помогало им преодолевать и легче переносить жизненные невзгоды, беречь честь, жить дружно. В песнях посиделок (улах) хорошо отражается настроение молодежи. На посиделках молодые девушки и парни рукодельничали (девушки), веселились, смеялись, знакомились. Парень в представлении девушки должен быть хорошо одетым, добрым, красивым. Если парень добрый, то и девушка довольна. Когда девушка в разлуке со своим парнем, то у нее душа горит, она не знает, как унять тоску. Девушкам не нравятся те парни, которые легкомысленно относятся к жизни и любви, неаккуратны и ленивы. Парни тоже ищут себе в подруги красивых девушек, наблюдают за ними на посиделках, мечтают взять их в жены. Хороводные (игровые) песни очень звучны и мелодичны, говорят о высокой эстетической и нравственной, музыкальной культуре народа. В этих песнях молодежь радуется пробуждению природы, приходу красивой весенней поры, наступлению времени праздников. По вечерам девушки выходили на улицу и вызывали специальной песней друзей и подруг на хороводные гуляния и игры. Таким образом, рассмотренная нами жанровая система и характеристика чувашского музыкального фольклора позволяет увидеть предназначенность его как для детей так и для взрослых. И если взрослый фольклор на уроке музыки и внеклассных праздниках более всего будет предлагаться детям для слушания- восприятия, или знакомства, то детский фольклор (рожденный самими детьми – игры, считалки, и т.д.; созданные для детей) мы будем использовать в музыкально-исполнительской деятельности. 1.3 Чувашский фольклор как педагогический феномен. Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества [7;11]. Каждый народ стремится донести в будущее, как метко сказал Гумер Красота слов, песен и вышивки создает интересную гармонию в чувашской системе эстетического воспитания, представляющую собой вклад чувашского народа в общечеловеческую эстетику и педагогику. У народа была своя система приобщения подрастающего поколения к прекрасному. Ее характерная особенность – в тесной связи эстетического воспитания с трудовым. Эстетика, создаваемая в труде, была одним из важнейших средств развития личности. Содержание эстетического воспитания включает в себя а) развитее способности понимания красоты в окружающей действительности, б) выработку эстетического вкуса, в) привитие подрастающему поколению творческих умений и навыков в области прекрасного, г) укрепление единства между эстетическим развитием детей и их нравственным ростом, умственным воспитанием и трудовой подготовкой. Дети уже в раннем возрасте способны эстетически воспринимать
прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они проявляют большой
интерес ко всему, что привлекает их внимание. Считалки, речитативы,
потешки, песни, стихи, сказки, «приятные гармонические цветовые сочетания,
доставляя детям радость, развивают их способность воспринимать красивое». В очень многих сказках описываются красоты природы, воспевается красота девушки и доброго молодца, одобряется аккуратность в быту, трудолюбие, воспевается героическая борьба богатыря с темными силами, враждебными человеку. Сказочные сюжеты проникали в игры детей, сказочные персонажи находили свое воплощение в игрушках. Таким образом, сказки как бы синтезируют вес средства приобщения детей к прекрасному и, раскрывая роль каждого из них, определяя место каждого средства в системе эстетического воспитания, как бы представляют их значение в обобщенном виде [5;14]. Сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми
своими живописными частностями и крылатыми выражениями. Своеобразные
поэтические обороты речи в сказках усиливают эстетическое воздействие на
детей. У многих сказочных персонажей есть постоянные эпитеты: п?р пич?
х?вел, теп?р пич? — уйах, тил?-тус, yпa-утаман, кашк?р-кашаман, кикирик-
автан, зил-урхамах, хура ?не — з?лен хяре и др.— одна щека — солнце, другая Образность сказок облегчает эстетическое восприятие их детьми. В герое обычно весьма ярко и выпукло показываются те черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются во многих событиях и разных положениях. У чуваш есть сказки, специальное назначение которых — позабавить
слушателя. Это такие сказки, которые условно можно было бы назвать Роль коротких сказок о животных в эстетическом воспитании малышей повышается тем, что они у чуваш издавна сопровождаются теневыми миниатюрами. Порою своеобразно драматизированные маленькие сказочки перерастали в кукольные спектакли с участием самих детей. Если в младшем возрасте эстетическое воспитание строилось на последовательном и систематическом восприятии ребенком небольших, но ярких и образных сказок о животных, бытовых сказок и анекдотов, то для более старшего возраста использовались большие и сложные сказки о неведомо дальних краях, о жизни других народов и т. п. Пословицы и поговорки выступали эффективными средствами убеждения в нравственном воспитании. Старцы, беседуя с детьми, нередко говорили пословицами и поговорками. Например, пословицы о вежливости и об уважительном отношении к старшим: «Ватта курсан, з?л?ке ил» - «Увидишь старого, сними шапку», «Ват зынна хир?з ан кала» - «Не перечь старому человеку». Скромность необходима каждому человеку: «Х?вна ан мухта - сана зынсем мухтачч?р» - «Сам себя не хвали, пусть тебя люди похвалят», «Ал?к пат?нче выр?н пур чухне т?пеле кайса лармазз?» - «Когда есть место у дверей, не садятся на передние скамьи». |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|