| |||||
МЕНЮ
| Эколого-экономический механизм развития туристическо-рекреационной индустрии в Приморских регионах УкраиныЭколого-экономический механизм развития туристическо-рекреационной индустрии в Приморских регионах УкраиныНациональная Академия Наук Украины Эколого-экономический механизм развития туристическо-рекреационной индустрии в Приморских регионах Украины. Аспирант 1го курса Научный руководитель к.э.н. Галушкина Т.П. Одесса 1999 – Содержание Введение 1. Законодательные аспекты туристическо-рекреационной деятельности – с.4
Введение Опыт промышленно-развитых стран показывает, что международный туризм является наиболее известным средством, позволяющим в короткие сроки осуществить поступление в страну денег в национальной валюте. На протяжении короткого времени туризм занял важное место в мировой экономике. В настоящее время насчитывается около 400 млн. туристов. Среднегодовые темпы роста этого показателя составляют 4-5%. Еще боле высокими темпами возрастают валютные поступления от международного туризма. Они составляют более 11%, а их объем в ценах 1990 г. превышает 200 млрд. долларов ежегодно. В экономике многих стран доходы от туризма и сейчас имеют огромное
значение. Так, поступления Испании от международного туристского обмена
превышают затраты на него почти в 7 раз, Турции – в 6 раз, Португалии – в Иностранный туризм как экспортная отрасль экономики, занимает первое
место в государствах со средним уровнем развития, таких, как Испания – Активный международный туризм часто выступает как стабилизатор в платежных балансах отдельных стран. Так, например, в Венгрии поступления от иностранного тризма позволяют этой стране покрывать ежегодно почти половину дефицита платежного баланса по расчетам за товары и услуги. В Швейцарии туризм как источник валютных поступлений стоит на втором месте после машиностроения, т.е. находится впереди таких традиционных для этой страны отраслей экономики, как часовая и химическая промышленность. Во Франции он занимает третье место среди экспортных отраслей хозяйства, уступая по объему поступлений только автомобилестроению и черной металлургии. Международный туризм является более выгодной формой реализации товаров и услуг, чем внешняя торговля, так как представляет собой экспорт, осуществляемый в пределах страны. Приобретая разнообразные товары в стране посещения, и оплачивая их в валюте, иностранные туристы вывозят их за пределы таможенных границ государства, т.о. увеличивая объем экспортируемых им товаров. Такой экспорт чаще всего называют «невидимым», или «скрытым». В настоящее время на его долю, которая постоянно возрастает, приходится приблизительно 25% всей мировой торговли. Активный международный туризм, кроме всего прочего, является важным средством пропаганды национального производства за рубежом, что осуществляется без вкладывания в это каких-либо дополнительных средств. Если позитивные итоги национального и международного туризма на экономику региона и страны в целом очевидны, то отрицательные результаты и последствия развития стали осознаваться и анализироваться гораздо позже. В настоящее время уже ясно, что при оценке социально-экономического значения туризма не следует впадать в крайности. Нельзя рассматривать туризм как панацею от всех экономических бед, считая, что развитие туризма автоматически приведет к процветанию государства. В ряде случаев оно не приносит желаемых результатов для экономики, а подчас может даже иметь отрицательные последствия. Специалисты в области туризма выделяют следующие отрицательные
последствия развития туризма. Имеется в виду ситуация, когда в страну или регион прибывает значительное число иностранных туристов с высокой покупательной способностью. Это может вызвать расстройство рынка и инфляцию, которая затем распространится и на другие секторы экономики, вызывая структурные нарушения в социально-экономической области. Такие последствия могут наблюдаться не только в развивающихся, но и в некоторых развитых странах – Италии, Испании, на юге Франции. Имеются многочисленные примеры, подтверждающие эти положения. Наиболее
показателен в этом отношении пример Туниса, где программа развития туризма
с участием иностранного капитала была разработана еще в начале 70-х годов. Этот пример показывает, как опасно создавать туристические объекты, не предусматривая никаких мер по их интеграции в ту среду, в которой они находятся, не принимая во внимание экологические факторы. Задача такой интеграции должна возлагаться на органы, ведающие государственной туристской политикой. Глава 1. Законодательные аспекты туристско-рекреационной деятельности. В Украине основным законом, регулирующим деятельность в области туризма, является Закон о туризме, принятый ВР Украины 15.09.95. Этот документ определяет основные правовые, организационные, воспитательные и социально-экономические меры реализации государственной политики Украины в области туризма. Целью Закона является создание правовой базы для становления туризма как высокорентабельной отрасли экономики в важного средства культурного развития граждан, обеспечения занятости населения, увеличения валютных поступлений, защита законных прав и интересов туристов и субъектов туристической деятельности, определение их обязанностей и ответственности. Деятельность этого Закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от их форм собственности, физических лиц, деятельность которых связана с предоставлением туристических услуг, а также на граждан, которые их получают. Закон Украины о туризме определяет государственную политику в области туризма, указывает государственные органы, ее регулирующие, а также определяет организационные вопросы по предоставлению туристических услуг. Согласно Закону основными направлениями государственной политики
являются, в частности: Украины, создание эффективной системы туристической деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и иностранного туризма. Однако, следует отметить, что более детально государственную политику
в области туризма описывают программы развития туризма на национальной и
региональном уровнях. Такими являются, например, Постановление Кабинета Центральным органом государственной исполнительной власти в области
туризма является Государственный комитет Украины по туризму, полномочия
которого определяются Законом Украины «О туризме» и Указом Президента Согласно Указу основными функциями Госкомтуризма являются: В настоящее время реализуется направление делегирования полномочий Главной задачей при разработке отечественного законодательства в
области развития туристическо-рекреационной индустрии являлось создание
благоприятных условий именно для развития въездного («иностранный» в Из законодательства можно увидеть, какие конкретные меры по стимулированию въездного туризма были предприняты украинской властью. Так, например, в письме ГНАУ от 14.05.98 про обложение налогом на добавленную стоимость туристических услуг указано, что туристические услуги считаются экспортированными, если их продажа осуществляется за пределами Украины непосредственно субъектом туристической деятельности (агентом) через представительство в иностранном государстве и/или через нерезидента, а их предоставление осуществляется на территории Украины. Согласно Закону Украины от 03.04.97 “Про налог на добавленную стоимость” установлен следующий порядок начисления налога на добавленную стоимость этих категорий (видов) туристических услуг: 1. Согласно пункта 6.2.2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» по нулевой ставке облагаются операции по предоставлению туристических услуг на территории Украины в случае их продажи за пределами Украины непосредственно или при посредничестве нерезидентов с использованием безналичных расчетов. Таким образом, при условии проведения безналичной формы расчетов с
субъектом туристической деятельности и только в случае продажи за пределами Этим достигается двойная выгода. Во-первых, стимулируется развития
въездного туризма в Украину, что, как было упомянуто во введении, развивает Однако, еще одним важным примером действий государства по увеличению
притока туристов и снижения налогов и сборов с предприятий туристической
индустрии является Указ Президента Украины «Про меры относительно развития
санаторно-курортной деятельности в Автономной республике Крым» в котором
устанавливается, что на период до 1 января 2005 года освобождаются от
обложения налогом на добавленную стоимость операции по продаже (включая
продажу нерезидентам) путевок на санаторно-курортное лечение и отдых в
санаторно-курортных учреждениях, расположенных в Автономной Республике Одной из проблем, существующих в настоящее время в области туристического законодательства является отсутствие взаимосвязи между нормами, регулирующими экономическую деятельность субъектов туристической индустрии и экологическим законодательством в Украине. Таким образом, сложилась ситуация, в которой законодательство в области экоменеджмента существует (см. табл. 1), но его значение в туристическо-рекреационной индустрии теряется. Так, в Постановлении Совета УС №1836/93 отмечается, что цель и принципы экологической политики в ЕС состоят, в частности, в предотвращении, уменьшении и максимальной ликвидации загрязнения, особенно в очагах его образования, на основании принципа «виновник загрязнения расплачивается», в обеспечении эффективного управления ресурсами и в использовании экологически чистой технологии, способствуя тем самовоспроизводящему развитию общества. К примеру, в Канаде используется четыре уровня правового регулирования: Система экоменеджмента в Украине определяется, формируется и регламентируется Законом Украины «Об охране окружающей природной среды», принятым еще в 1991 году, а также другими законодательно-правовыми актами. Мониторинг основных нормативно-правовых актов Украины в области природопользования Табл.1 |№ П/П |Название |Основные концептуальные положения |
Природоохранные законодательные акты должны закрепить приоритет охраны природы и здоровья населения над другими видами деятельности, сформулировать принципы и установить единые правила и порядок ведения хозяйственной деятельности и в первую очередь с помощью экономических методов управления. Таким образом, необходимо сформулировать новую систему эколого- правовых отношений, обеспечивающих включение экологических и санитарно- гигиенических требований в сферу производственно-хозяйственной деятельности и обеспечить гарантии природоохранных программ и мероприятий по сохранению здоровья населения. При этом задачей законодательства об охране окружающей природной среды является регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, предупреждения и ликвидации отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием. Таким образом, мы видим, что у государства есть законодательные и финансовые рычаги для управления и регулирования предоставления туристических услуг на территории Украины. Насколько они эффективны – покажет время. Однако следует отметить, что кроме благоприятного экономического законодательства, для эффективного развития туристическо-рекреационного комплекса в регионе необходимо не только законодательство, но и соответствующее сочетание природных ресурсов. В этом плане Приморский регион Украины, в частности, Одесская область, являются достаточно уникальным комплексом.
Общая площадь Украинского Причерноморья составляет 86,4 тыс. км2,
население (по состоянию на 1 января 1992 г.) – 5,26 млн. чел., т.е.,
соответственно, 14,3% от общей территории Украины и 10,1% от ее населения. Регион характеризуется мягким климатом: жаркое продолжительное лето,
непродолжительная теплая зима. Среднегодовые температуры составляют от 8,8 Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|