| |||||
МЕНЮ
| Гигиеническая оценка микроклимата классной комнаты, ее инсоляционного режима, искусственного и естественного освещенияГигиеническая оценка микроклимата классной комнаты, ее инсоляционного режима, искусственного и естественного освещенияЗанятие №3 Гигиеническая оценка микроклимата классной комнаты, ее инсоляционного режима, искусственного и естественного освещения. Цель: Ознакомление студентов с воздействием на организм человека воздушной среды и принципами нормирования отдельных ее параметров; с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению общеобразовательных учреждений, показателями для их оценки и нормирования. Оборудование: психрометры (Августа и Акссмана); рулетка, анемометры Методика работы. На данном занятии студентам необходимо научиться оценивать микроклимат классной комнаты, пользоваться санитарными нормами и правилами; работать с различными приборами, вычислять санитарно-гигиенические показатели для оценки воздушной среды обитания, а также уметь устранять нарушения, которые мешают правильному проведению учебно-воспитательной работы. Ход работы. Состояние воздушной среды обитания человека оказывает существенное влияние на его работоспособность, самочувствие, настроение. Здоровье человека будет зависеть от ее физического состояния, наличия в ней тех или иных механических или биологических примесей. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» отмечается, что «Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни». Согласно данным Комитета по охране окружающей среды и природных
ресурсов Рязани в атмосферу города выбрасывается около 160 наименований
всевозможных химических соединений. Город разделен на 9 районов, в городе
существуют зоны, которые вызывают опасения – это районы Московского шоссе Физическое состояние воздушной среды, известное под названием – микроклимат, характеризуется температурой, величиной атмосферного давления, влажностью, скоростью движения воздуха и мощностью тепловых излучений. Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения учебно-воспитательной работы в школе. В них школьники проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Учитель осуществляет воспитание и обучение детей не только путем
разъяснения содержания преподаваемого предмета, а также путем организации
всей внутренней жизни, ему необходимо уметь регулировать микроклимат
учебных помещений, знать состояние вентиляции, освещения. Несоблюдение
гигиенических требований к воздушному режиму, естественному и
искусственному освещению ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Контроль и управление санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков должны осуществляться совместно с врачом школы, врачом по гигиене детей и подростков ЦГСЭМ. Гигиенически полноценная воздушная среда содержит 21% кислорода, 0,04%
углекислого газа. Комфортная, т. е. физически хорошо воспринимаемая
температурная зона для школьных классов зависит от того, в какой
географической местности живут люди. В различных климатических поясах
микроклимат будет различен, так в жарком климате температура в классе
должна быть в жаркое время года 17-18 градусов C°, в умеренном климате 19- Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе
осуществляется сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон. Влажность воздуха в классе (относительная влажность), при указанных
выше температурах может колебаться в пределах 40-60 % (зимой 30-50%), она
зависит также от влажности климатической зоны. Повышение влажности
увеличивает теплоотдачу организма. В теплом климате относительная влажность Большое значение для микроклимата класса имеет скорость движения воздуха, она должна быть не более 0,2-0,4 м/сек. Скорость движения воздуха до 1 м/сек организмом не воспринимается, свыше 1м/сек воспринимается как ветер, а в условиях классной комнаты это означает сквозняк. Атмосферное давление в среднем должно равняться 760 мм ртутного столба,
обычные колебания атмосферного давления могут находиться в пределах 760+/- Дети обычно плохо переносят пребывание в зоне пониженного атмосферного давления. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Поэтому класс необходимо проветривать. Зеленые растения улучшают кислородный режим класса. Гигиеническая характеристика классной комнаты. В настоящее время определение в классных помещениях температуры и
влажности воздуха производят с помощью статического психрометра (психрометр Психрометрами определяют относительную влажность воздуха в классной
комнате, мастерской, компьютерном классе. Название прибора происходит от
греческого слова «психрос»–холодный. При помощи статического психрометра Затем относительную влажность находим с помощью специальной психрометрической таблицы. Относительной влажностью называется отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженной в процентах. Абсолютной влажностью называется количество водяных паров в граммах, которое содержится в 1куб. м воздуха в момент насыщения. Дефицитом насыщения называется разность между максимальной и абсолютной влажностью. Точка росы – температура, при которой величина абсолютной влажности равна максимальной. При гигиенической оценке микроклимата наибольшее значение имеет величина относительной влажности. ПРИМЕР. Сухой термометр показывает 18 градусов C°, а влажный 13 градусов C°. В
первом вертикальном столбце находим показания сухого термометра, а в
горизонтальном ряду, идущем от этой температуры вправо, отыскиваем
показание влажного термометра 13 градусов C°, но если эта цифра в таблице
отсутствует, берем наиболее близкую к ней цифру Находим искомую
относительную влажность 45%. (Гигиеническая норма влажности составляет от Температуру воздуха определяют спиртовым термометром в тех же 3-х
точках. Результаты сравнивают с гигиеническими нормами 18-20 градусов C° –
температурой комфорта. При измерении температуры воздуха в классной комнате
термометр необходимо экранировать от холодных или горячих поверхностей. С
момента установления термометра в точках до снятия измерений должно пройти Чтобы получить среднюю температуру в помещении, измерения следует обязательно провести в различных местах (около стен: наружной и внутренней, около окон, у пола). После чего показания термометров суммируют и делят на количество измерений. Следует отметить следующее, что до начала занятий в классных комнатах следует поддерживать температуру 15 градусов C°. В связи с этим: учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблоков). В каждом учебном помещении различают: рабочую зону (зона, где размещены столы или парты для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности. Гигиеническая оценка классной комнаты. В настоящее время согласно СП 2.4.2.782-99 площадь учебных кабинетов
должна приниматься из расчета 2,5 кв. м. на одного учащегося при
фронтальных формах занятий (например, уроки русского языка, литературы и
т.д.) и 3,5 кв. м.– при групповых формах работы и индивидуальных занятиях. Студенты с помощью рулетки измеряют ширину (глубину), длину и высоту учебной комнаты. Определяют ее площадь и объем помещения, приходящегося на одного учащегося; и дают ему гигиеническую оценку. ПРИМЕР: Глубина (ширина) комнаты – 6,3 м; Длина комнаты – 8,4 м; Высота – 3 м. S = 6,3 х 8,4 = 52,92 кв м V = 6,3 х 8,4 х 3 = 158,76 куб. м Если наполняемость класса не должна превышать25 человек, то в таком
классе на каждого человека будет приходиться: 52,92 кв.м : 25=2,2 кв.м.
площади пола, и на каждого ученика кубических метров : 158,76 куб. м.: 25 = В настоящее время, в связи с введением новых типов учебных заведений: школ-лицеев, школ-гимназий, частных школ, где дети проводят более длительное время, занимаясь специальными предметами, наполняемость таких классов не должна превышать 25 человек. Нормативы необходимой (наименьшей) площади школьных помещений. Таблица 1. В настоящее время гигиенистами и педагогами обосновано возражение против принципа стандартизации размеров всех классных помещений, их надо дифференцировать в зависимости от возрастных особенностей учащихся. При этом помещения, предназначенные для учеников однородных или смежных возрастов, необходимо группировать в пределах одного и того же этажа, либо отдельного блока. Особо желательно объединять в изолированный блок первые классы. При этом обязательно надо учитывать следующий момент: обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях школы, УВК (учебно-воспитательного комплекса) или детского сада с соблюдением всех основных гигиенических требований. Санитарное благоустройство классной комнаты также зависит от правильного решения вопроса ее вентилирования, отопления и освещения. Без этого не могут быть достигнуты оптимальные параметры внешней среды, необходимые для нормального физического и умственного развития растущего организма, высокой трудоспособности и успеваемости учащихся. На температурно-влажностный режим помещений также оказывают значительное влияние их ориентация по сторонам света. Окна классных комнат должны быть ориентированы в зависимости от климатического пояса, но оптимальными являются южная, восточная и юго- восточная ориентации. Студенты определяют потребный, или вентиляционный объем воздуха, приходящийся на одного ученика в классе, т.е. – это количество кубических метров воздуха, которое необходимо ему в течение часа. Это количество можно вычислить по следующей формуле: [pic] Где: С – потребный (вентиляционный) объем воздуха в 1 куб. м; К – количество литров углекислого газа, выделяемое человеком за 1 час Р – предельно допустимое содержание углекислого в воздухе жилых помещений к концу урока (к концу урока в классе); Р = 0,1%,это соответствует 1 ‰ (промилле) всего объема воздуха, q - содержание углекислого газа в атмосферном воздухе (его объема), ѕ - продолжительность урока в долях часа. Разберем пример: Классная комната шириной – 6,5 м, длиной 8,5 м, высотой –3,5 м. Тогда ее площадь равна 8,5х3,5=55,2 кв. м., Кубатура-55,2(кв.м.)х3,5=193,2 куб. м. Если исходить из минимальных норм, то в данной комнате можно рассадить 55,2 кв.м.:1,5 кв. м =37, но если из новых норм, то 55,2 кв.м.:2.5 кв.м.=20 детей. Пусть у нас дети 13 лет, тогда потребный (вентиляционный) объем воздуха на каждого ученика этого возраста равен: [pic] А кубатура класса 193,2 куб. м. 193,2:37=5,2 куб. м., т.е. значительно меньше нормативного. Необходимо отметить следующее: дети дошкольного и школьного возраста выделяют около 4 л углекислоты; 8-10 лет – 8 –10 литров, старшие – 10 –12 л. Исходя из предельно допустимого содержания углекислоты в помещениях для детей – 0,1% и содержания ее в атмосферном воздухе 0,04%, вычисляем необходимый объем воздуха дошкольного возраста. Он будет равен 6,67 куб. м., соответственно для детей старшего возраста Определение коэффициента аэерации. Широкое распространение получило сочетание центральной вытяжной вентиляции с местным притоком неизменного атмосферного воздуха – с аэрацией. Аэрация осуществляется с помощью фрамуг, створок окон. При правильном устройстве фрамуг наружный воздух всегда направляется к потолку. Для достаточной аэрации помещений отношение площади сечения фрамуг к площади пола должен быть не менее 1/50, но лучше 1/30. Коэффициент аэрации вычисляем как отношение площади проемов всех действующих форточек, фрамуг и площади пола класса. После проведения данных исследований студенты делают заключение. Сначала определяем ориентировочно-открывающуюся площадь фрамуг и форточек, и подсчитывают, сколько раз эта площадь укладывается в площади пола помещение (класса). Пример: Площадь пола равна 55,2 кв. м, площадь фрамуг и форточек 2 кв м. 2 кв.м.: 55,2 кв.м.=1:3. Заключение: Коэффициент аэрации соответствует гигиеническим нормативам- 1:5—1:3. Определение скорости воздуха в классе шаровым катотерометром. Катотермометром производится определение малых скоростей движения воздуха в помещении (1-2 м/сек). Катотермометр нагревают до тех пор, пока спирт не заполнит 1/3-2/3
верхнего резервуара, затем его вытирают и вешают на штатив, в месте, где
необходимо произвести измерение скорости движения воздуха. По секундомеру
следят, за сколько времени столбик спирта опуститься с 38 до 35 градусов По формуле находим Н – величину охлаждения сухого катотермометра [pic] – время за которое катотерометр охладится от температуры [pic] до [pic]. Затем включают счетчик при помощи рычага, находящегося сбоку от
циферблата. Большая стрелка показывает единицы и десятки условных делений. Пример: Таблица 2 1) Разница в показаниях стрелок: 5100–1340=3760 2) Количество делений в 1 секунду: 3760:600=6,27 3) Скорость движения воздуха, определенная по сертификату: 1,02 –данные сертификата, значит V (скорость движения воздуха)= Определение атмосферного давления. Атмосферное давление может быть измерено ртутными барометрами или барометрами – анероидами. Величина давления обычно выражается в мм. ртутного столба или в гектапаскалях – гПа. Обычное колебание атмосферного давления находятся в пределах 760 +/- 20 мм рт. столба. Пример заключения по установленным показателям микроклимата. 1. Барометрическое давление: 750 мм рт. ст. 2. Температура помещения средняя 24 градуса C°; колебание по
горизонтали 1,5 градуса C°; колебание по вертикали 2 градуса C° на 1 м.
высоты; разница между минимальной и максимальной температурой 1,5 градуса 3. Относительная влажность – 17%. 4. Скорость движения воздуха в помещении – 0,1 м/сек. Заключение: Установленные показатели микроклимата не соответствуют гигиеническим нормативам по следующим показателям: 1. Повышенная средняя температура воздуха (24 градуса C°) и низкая относительная влажность (17%) будут способствовать обезвоживанию организма в результате теплоотдачи способом испарения. У людей, находящихся в таких условиях, будет ощущаться повышенная жажда и сухость слизистых оболочек. 2. Малая скорость движения воздуха свидетельствует о недостаточном воздухообмене в данном помещении, и будет способствовать уменьшению теплоотдачи. Перепады температуры по горизонтали и вертикали в пределах допустимых. Рекомендации: Для улучшения состояния воздушной среды в данном классе рекомендуется усилить интенсивность проветривания и поставить увлажнители воздуха. В течение одного часа необходима трёхкратная смена воздуха в классе. Для создания комфортных условий самочувствия людей рекомендуются следующие параметры физических факторов воздушной среды. 1. Средняя температура воздуха 18-20 градусов C° (для детей 20-22 градуса C°). Перепады температуры воздуха в горизонтальном направлении не должны превышать 2 градуса C°, в вертикальном 2,5 градуса C° на каждый метр высоты. В течение суток колебания температуры воздуха в помещении при центральном отоплении не должны превышать 3 градуса C°. 2. Величина относительной влажности воздуха при указанных температурах может колебаться в пределах 40-60% (зимой 30-50 %). 3. Скорость движения воздуха в помещении должна быть 0,2 – 0,4 м/сек. Значение и определение естественного и искусственного освещения классной комнаты. Световой режим в учреждениях для детей и подростков предусматривает в
количественном и качественном отношении всех, но в первую очередь основных Режим освещенности играет существенную роль в регуляции биологических ритмов. В условиях интенсивной освещенности улучшается рост и развитие организма. Интенсивность освещенности рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения. При плохом или неправильном освещении снижается умственная работоспособность. Естественное освещение. Естественное освещение в первую очередь зависит от климатического пояса. Важное значение имеет ориентация окон по сторонам света, определяющая инсоляционный режим помещений. В зависимости от ориентации различают три основных типа инсоляционного режима (см. табл.) Таблица 3. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|