| |||||
МЕНЮ
| Гигиеническая оценка микроклимата классной комнаты, ее инсоляционного режима, искусственного и естественного освещенияp> При западной ориентации создается смешанный инсоляционный режим. По продолжительности он соответствует умеренному, по нагреванию – максимальному инсоляционному режиму. Естественное освещение классной комнаты зависит от следующих основных показателей: - ориентации здания на участке (рекомендуемой ориентацией является юг; юго-восток и восток обеспечивают высокие уровни освещенности, особенно в первую половину дня, во-вторых, создают возможность наиболее ранней аэрации и инсоляции помещений, в отличие от западной ориентации при них не происходит перегрева помещений). При определении ориентации помещений студенты должны пользоваться компасом, устанавливая направление определенного классного помещения. - достаточный коэффициент естественной освещенности (КЕО, СК) (эти показатели зависят от размера окон, конфигурации (формы окон), равномерности освещения). К естественному освещению предъявляются следующие основные требования: Для того, чтобы наиболее точно вычислить коэффициент (СК) от площади остекленной поверхности окон следует отнять 10 % площади (минус), приходящейся на переплет оконных рам. Пример: Определить световой коэффициент помещения, площадью 50 кв.м., в котором три окна площадью по 2,7 кв.м. Решение: 1. Определяем площадь окон, их три: 2,7 кв.м х 3 = 8,1 кв.м. 2. Определяем площадь остекления: 8,1 – 100 X – 10 Площадь остекления равна: 8,1 кв.м. – 1,81 кв.м. = 7,29 кв.м. 3. Находим световой коэффициент: 7,29 кв.м.:50,0 кв.м. =1:7 Заключение: Световой коэффициент не соответствует гигиеническим требованиям, он ниже. Норма светового коэффициента 1: 4 - 1 : 5 б) определяем коэффициент заглубления Коэффициентом заглубления называется отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине помещения. Согласно гигиеническим нормам он должен быть равен 1:2, т.е. глубина помещения не должна превышать расстояния от верхнего края окна до пола более, чем в два раза. Тогда освещенность отдаленных мест помещения будет достаточной. Пример: Высота верхнего края окна над полом 3.0 м, глубина класса 7 м. Решение: Определяем коэффициент заглубления (Кзагл) КЗ = 3 м:7 м = 1,25 Заключение: Коэффициент заглубления почти отвечает норме (1:2). Коэффициент заслонения - это отношение высоты противостоящего здания к расстоянию между ним и школой. Чтобы выяснить, не мешают ли проникновению света в кабинет соседние здания и высокие деревья, нужно с мест у внутренней стены оценить, какая часть заслонена ими. Наилучшая гигиеническая норма коэффициента заслонения должна равняться Для максимального использования дневного света и равномерного освещения классных комнат необходимо: 1) Сажать деревья не ближе 10 м от здания; 2) Не закрашивать оконные стекла; 3) Не расставлять на подоконниках цветы; 4) Размещать шторы в нерабочем состоянии в пространствах между окон; 5) Очистку и мытье наружных стекол проводить 3 – 4 раза в год и не менее одного раза изнутри. Запыленность и загрязненность окон снижают уровень естественного освещения на 40% и более. Определение коэффициента естественной освещенности (КЕО) КЕО – это отношение естественной освещенности в данной точке внутри помещения к освещенности на горизонтальной плоскости под открытым небом, выраженное в процентах. По современным нормативам КЕО в классных комнатах должен равняться В данном случае КЕО определяют с помощью люксметра, а затем вычисляют по следующей формуле: КЕО=Ев х 100/Ео Ев – освещенность внутри в люксах Ео – освещенность снаружи в люксах При оценке естественного освещения следует обратить внимание на окраску стен. В настоящее время рекомендуются следующие тона для стен: нежный розовый, светло-желтый, бежевый, светло-зеленый, для мебели – (парты, столы, шкафы) – от светло до темно-зеленого, для классных досок – темно- зеленый, темно-коричневый, а для дверей, окон, рам – белый. В учебных помещениях обязательно боковое левостороннее освещение. Нормы естественного освещения некоторых видов помещения. Таблица 4 Метод люксметрии. В конце занятия студентам необходимо научиться измерять освещенность в классе с помощью люксметра. Освещенность рабочих мест производят с помощью прибора – люксметра,
который состоит из селенового фотоэлемента, заключенного в специальную
оправу. Люксметр градуирован для измерения освещенности, создаваемой
лампами накаливания, поэтому при измерении освещенности от других
источников необходимо показания шкалы умножить на поправочный коэффициент. Измерения производят не менее чем в 11 точках классной комнаты: 10 на горизонтальной поверхности на уровне 1,8 м от пола (9 на партах и 1 на столе учителя) и 1 в вертикальной плоскости. Замеры следует производить в отсутствии школьников, лучше до занятий, в условиях, исключающих естественное освещение (либо после занятий). Оценка искусственного освещения. Для характеристики искусственного освещения отмечают: вид источников света (лампы накаливания, люминесцентные лампы), их мощность, систему освещения (общее равномерное, общее локализованное, местное и комбинированное), направление светового потока и характер света (прямой, рассеянный, отраженный). Наилучшее освещение достигается при комбинированной системе освещения – общее плюс местное. Расчетный способ определения искусственной освещенности. Данный метод основан на подсчете суммарной мощности всех ламп в помещении и определении удельной мощности ламп в ВТ/кв.м. Затем данную величину умножают на коэффициент «е», показывающий, какую освещенность в люксах дает удельная мощность, равная 1 ВТ/кв.м. Значение ее для помещений с площадью не более 50 кв.м. при напряжении в
сети 220 В для ламп накаливания мощностью менее 100 ВТ равно 2,0; для ламп Определение искусственного освещения по методу «ватт». Определяют количество светильников в классной комнате, определяя удельную мощность, т.е. количество преобразующейся энергии излучения в ваттах на единицу освещаемой площади. [pic] Норма освещенности при лампах накаливания в классных комнатах равна 49 Заключение о состоянии кабинета Пример: 1) Определяем суммарную мощность включенных ламп: 10 х 300 ВТ = 3000 ВТ 2) Определяем удельную мощность ламп: 3000 ВТ : 52 кв.м.=57,7 ВТ/кв.м. 3) Определяем уровень освещенности, коэффициент «е» берем из таблицы № 57,7 ВТ/кв.м. х 3,2 = 184,6 Лк Заключение: Уровень освещенности соответствует гигиеническим нормативам (в учебных
кабинетах и лабораториях уровень искусственной освещенности должен быть 150 Таблица 5 Таблица для перевода удельной мощности, приходящейся на 1 ВТ/кв.м. в |Мощность ламп в ваттах,|Поправочный коэффициент «е» при напряжении в |
1. Применение в светильниках ламп надлежащей мощности или общее увеличение числа светильников и мощности ламп (если мощность мала). 2. Ограничение прямой блесткости путем применения соответствующей арматуры. 3. Замена ламп одного спектрального состава на другой. 4. Замена ламп « не после перегорания», а при значительном снижении светового потока. 5. Регулярная чистка светильников. 6. Улучшение распределения яркостей путем окраски окружающих поверхностей (стен, парт) в светлые тона. 7. Оборудование доски местным освещением. Освещенность помещений зависит от окраски потолка, пола, стен, мебели. 1) Темные цвета поглощают большое количество световых лучей, в связи с этим окраска помещений и мебели в школах, детских дошкольных учреждений; 2) Белый цвет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на Таблица 6 Искусственное освещение должно обеспечивать следующие уровни
освещенности. Химический состав атмосферного воздуха Ионный состав воздуха изменяется за время обучения. В классах
наблюдается повышение температуры на 2,5 – 6,0 градусов C°. Для
предотвращения этих изменений учителю необходимо следить за правильным
воздухообменом в классе, а именно учебные помещения проветриваются во время
перемен, а рекреационные во время уроков. До начала занятий и после их
окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений. Таблица 8 Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха (смотри СП.2.2.2.782—99 п.п.2.5.5 и 2.5.6.). Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять: - в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях: 18 – 20 град. - в учебных мастерских: 15 –17 град. C°; - в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате: 18 – 20 град. C°; - в дисплейных классах – оптимальная: 19 – 21 град. C°; допустимая: 18 - в раздевалке спортивного зала: 19 – 23 град. C°; - в кабинетах врачей: 21 – 23 град. C°; - в рекреациях: 16 –18 град. C°; - в библиотеке 17 –21 град. C°; - в вестибюле и гардеробе: 16 – 19 град. C°. В настоящее время в учебных помещениях следует использовать люминесцентное освещение с использованием ламп типов ЛБ; ЛХБ; ЛЕЦ, допускается применение ламп накаливания. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Светильники с люминесцентными лампами должны располагаться параллельно
светонесущей стене на 1,2 м. от наружной стены и 1,5 м - от внутренней. Освещенность должна быть следующая: - на рабочих столах – 300 ЛК; - на классной доске – 500 ЛК; - в дисплейных классах на столах - 300 –500 ЛК; - в актовых и спортивных залах на полу – 200 ЛК - в рекреациях на полу – 300 ЛК Выдержки из санитарных норм и правил 2.2.2.-542-96 - гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно–вычислительным машинам и организации работ. 1. Освещение в помещениях должно быть смешанным (естественное и
искусственное) а) естественное освещение в помещении должно осуществляться через
световые проемы. КЕО – не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и 2. Продолжительность работы для студентов 2 часа с перерывом 15-20 минут, для преподавателей 4 часа –с перерывом 15-20 минут через каждые 2 часа. 3. В целях профилактики переутомления и перенапряжения необходимо выполнять во время перерывов комплексы упражнений для глаз и мышц тела. Основные факторы, отрицательно влияющие на организм при работе на компьютере. - длительное, неизменное положение тела, вызывающее мышечно-скелетное нарушение; - постоянное напряжение глаз; - воздействие радиации (излучение от высоковольтных элементов схемы дисплеев и электронно-лучевой трубки); - влияние электростатических электромагнитных полей; - работа на близком расстоянии (менее 20 см) вызывает покраснение глаз, слезотечение, резь и ощущение инородного тела в глазах, что может, в конце концов, привести к сухости глаз, светобоязни, видимости в темноте; - головные боли, дисфункции ряда органов возникает из-за воздействия низко- и ультранизкочастотного электромагнитного поля, микроволнового излучения, инфракрасного излучения; - при работе с дисплеем в течение 2 – 6 часов и более в день повышается риск заболевания экземой из-за наличия электростатического, электромагнитного полей. Заболевания, возникающие при длительной работе на компьютере: - Тенговагинит кистей, запястья, плеч. - Травматический эпиконделит (раздражение сухожилий предплечья и локтевого сустава) - Ущемление медиального нерва рук. - Хроническая боль шейного и поясничного отдела позвоночника из-за неизменной рабочей позы. - Электромагнитные излучения ухудшают работу сосудов головного мозга В настоящее время отмечено ослабление работы сосудов головного мозга на Санитарно гигиенические рекомендации при работе на компьютере. Перед началом работы следует обратить внимание на: - расположение верхнего края экрана по отношению к глазам; - уровень освещенности экрана (низкий уровень освещенности экрана ухудшает восприятие информации, а слишком высокий приводит к уменьшению контраста изображения знаков на экране, что вызывает усталость глаз); - верхний край монитора должен находиться на одном уровне с глазом, а нижний край экрана должен находиться на 20 ниже уровня глаза; - экран компьютера должен быть на расстоянии 40 – 75 см от глаз; - освещенность экрана должна быть равна освещенности помещения; - при работе с клавиатурой локтевой сустав должен находиться под углом - каждые 10 секунд следует отводить взгляд на 5 – 10 секунд в сторону от экрана; - не следует работать на клавиатуре непрерывно более 30 минут! - при первых признаках боли рук немедленно обращаться к врачу! - организовать работу таким образом, чтобы характер выполняемых операций изменялся в течение рабочего дня; - освещение в помещении должно быть смешанным (естественное и искусственное) Комплекс упражнений гимнастики для глаз. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 –5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3). Повторить 4 –6 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 –5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 –4,потом перенести взор вдаль на счет 1 –6. Повторить 4 –5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3–4 раза круговые движения глазами в правую сторону, столько же в левую, расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счет 1 –6.Повторить 1 –2 раза. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха. |Наружная температура в |Длительность проветривания помещений (мин) | Протокол гигиенической оценки кабинета и его оборудования. Общее заключение обследующего: Протокол. Естественное освещение классных помещений школы №_____ Время проведения ____________ I II III. Искусственное освещение классных помещений школы №______ IV. Аэрация классных помещений. Время осуществления обследования _____________ Наименование помещения ______________________ Общая площадь пола ____________ Коэффициент аэрации ___________ Примечание: температура сухого и влажного термометров измеряется на высоте 1 м от пола по внутренней стене. Относительная влажность _________ Выводы: Практическое занятие №3. Гигиеническая оценка среды обитания человека (основные понятия). Микроклимат – физическое состояние воздушной среды, характеризующееся величиной атмосферного давления, температурой, влажностью, скоростью движения воздуха, мощностью тепловых излучений, непосредственно влияющих на тепловое равновесие организма. Комфортные условия – совокупность факторов, оказывающих благоприятное влияние на самочувствие, здоровье, работоспособность человека. Абсолютная влажность – количество водяных паров в граммах, содержащееся в данное время в 1 куб. м воздуха. Максимальная влажность – количество водяных паров в граммах, содержащееся в 1 куб. м воздуха в момент его насыщения. Относительная влажность – отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах. Дефицит насыщения – разность между максимальной и абсолютной влажностью. Точка росы – температура, при которой величина абсолютной влажности равна максимальной. Световой коэффициент – это отношение площади застекленной части окон к площади пола данного помещения. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) – это выраженное в процентах отношение величины естественной освещенности горизонтальной рабочей поверхности внутри помещения к определенной в то же самый момент освещенности под открытым небосводом при рассеянном освещении. Удельная мощность – это отношение обшей мощности ламп к единице площади пола. Совместное освещение – использование одновременно естественного и дополняющего его искусственного освещения. Общее искусственное освещение – такое освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно. Местное искусственное освещение – такое освещение, при котором концентрация светового потока происходит непосредственно на рабочее место. Инсоляционный режим – это продолжительность и интенсивность освещения помещения прямыми солнечными лучами, зависящая от географической широты места, ориентации здания по сторонам света, затенения окон соседними домами, величины светопроемов. Коэффициент аэрации – отношение площади проемов всех действующих фрамуг Коэффициент заслонения – величина, определяемая субъективным способом, как отношение высоты противостоящего здания к расстоянию между ним и школой. Коэффициент заглубления – отношение высоты оконных проемов над полом к ширине комнаты. Удельная мощность светового потока – количество ватт, приходящееся на 1 кв.м. поверхности. Вопросы к практическому занятию №3 Тема: Гигиеническая оценка среды обитания человека.. 1. Какие климатические районы определяют тип строительства школьных зданий? | | |Педиатр |Педагог, | | Относите-льная влажность |25 |24 |23 |22 |21 |20 |19 |18 |17 |16 |15 |14 |13 |12 |Сухой термометр (градусы Цельсия) |Таблица для вычисления относительной влажности воздуха по показаниям психрометра при скорости движения воздуха 0,2м/сек. | |10 |13,7 |13,1 |12,5 |11,8 |11,2 |10,6 |10,0 |8,2 |7,5 |6,8 |6,0 | | | |25 |15,9 |15,2 |14,4 |13,8 |13,1 |12,4 |11,7 |10,9 |10,2 |9,4 |8,7 |8,0 |7,2 |6,4 | | | |30 |16,6 |15,9 |15,1 |14,4 |13,6 |12,9 |12,2 |11,4 |10,7 |9,9 |9,2 |8,4 |7,6 |6,8 | | | |35 |17,2 |22,8 |21,9 |20,9 |20,0 |19,1 |18,1 |17,2 |16,2 |15,3 |14,4 |13,4 |12,5 |21,5 |20,5 |19,5 |18,5 |17,5 |16,6 |15,6 |14,6 |13,6 |12,6 |11,7 | | | |100 |25,0 |24,0 |23,0 |22,0 |21,0 |20,0 |19,0 |18,0 |17,0 |16,0 |15,0
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|