| |||||
МЕНЮ
| Дипломp> Следующей вехой в истории развития института усыновления является первый семейный кодекс России послеоктябрьского периода – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 года. Кодекс не предусматривал усыновления как такового. Его нормы регулировали правовое положение лиц уже усыновивших или усыновленных. Они теперь полностью приравнивались к родственникам по происхождению. Однако на будущее время не допускалось усыновления ни своих незаконнорожденных детей, ни чужих. Главной причиной невозможности правового регулирования отношений по
усыновлению, по мнению историков, было стремление устранить всякую попытку
эксплуатации труда малолетних детей. К тому же отпала проблема передачи
имущества от усыновителя-наследодателя к усыновленному, поскольку перестал
существовать институт наследования. В связи с этим интересно мнение Однако с течением времени потребность в усыновлении не исчезла. Она объяснялась как соображениями экономическими, потребностью в дополнительной рабочей силе, так и ростом числа бездомных детей, потерявших свою семью, родителей из-за социально-экономических потрясений, затронувших все сферы жизни и все слои населения. Выходом из положения в первом случае стало предусмотренное Земельным кодексом примачество. Но в отличие от усыновления основу примачества составлял договор между совершеннолетним примаком и крестьянским двором с целью «сугубо трудовой». Что же касается устройства массы осиротевших детей, кочующих по всей России в поисках крова и пищи, то эту ситуацию пытались разрешить с помощью различных детских учреждений. Как на этот счет замечает В.В. Кустова в статье под названием «Актуальные проблемы установления усыновления в Российском праве», широкое распространение получили «случаи фактического принятия детей в семью без надлежащего юридического оформления, предпринимались попытки использовать хотя бы отдаленно схожие правовые институты для закрепления возникших отношений усыновления. И, несмотря на законодательный запрет, в суды поступали заявления с просьбой об усыновлении».[1] В связи с этим осиротевших детей под разными предлогами продолжали брать в семью, используя главным образом правила, касающиеся опеки (попечительства). Таким образом, необходимость возрождения института усыновления
становилась все более очевидной. По этой причине незадолго до принятия
нового, второго по счету семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК В 1926 году был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. уделял усыновлению
сравнительно мало внимания. Его предписания в этой части либо имели общий,
традиционный характер, либо содержали особенности, продиктованные новыми
требованиями времени. По сути дела существовавший веками в России принцип
сословности был сохранен и продолжал жить, но только в ином облике. Так,
не допускалось усыновление ребенка лицами, не имеющими права быть
опекунами. А это были лица, лишенные избирательных прав, причисляемые к По Кодексу 1927 г. правовым основанием усыновления было постановление (решение) органа опеки и попечительства, после вынесения которого, усыновление регистрировалось в органах записи актов гражданского состояния. Отменить усыновление можно было двумя способами: с помощью органов опеки и попечительства, по просьбе родители усыновленного, когда усыновление было совершено без их согласия, а возвращение ребенка соответствовало его интересам (ст.65); в судебном порядке – иск могло подать любое лицо или учреждение (ст.66) Кодекса 1927 года. Говоря о дальнейшем развитии института усыновления, следует отметить, что правовые предписания того времени относительно усыновления были достаточно лаконичными, что порождало множество проблем в правоприменительной практике. И по мере накопления опыта становилось ясно, что существующих правовых норм для последовательной защиты усыновленного ребенка явно недостаточно. К числу наиболее острых относился вопрос о возможности усыновления без согласия родителей. В целом семейное право в 30-х и 40-х годах характеризуется усилением роли семьи. Принимается большое количество нормативных актов, регулирующих правовое положение детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Государство всячески поощряет желание брать в свои семьи чужих детей. В разрешение некоторых вопросов, касающихся усыновления в 1934 г. был принят циркуляр Наркомпроса РСФСР, который разрешал усыновление без согласия родителей, если более года было неизвестно их местопребывание, а также когда они жили отдельно и не участвовали в воспитании и содержании несовершеннолетнего. Наибольшую актуальность институт усыновления приобрел во время Великой В этом же году Президиум Верховного Совета СССР издает указ « Об усыновлении». Его ценность заключалась в том, что теперь допускается возможность присвоения усыновляемому, по просьбе усыновителя, фамилии и отчества по имени последнего, и внесение его в актовые книги о рождении в качестве родителя усыновляемого. Данное положение соответствовало как интересам усыновляемого, так и усыновителя. Также принимается Инструкция НКВД от 20 сентября 1943 года «О порядке регистрации актов рождения, смерти, брака, прекращения брака и усыновлении». В ней был определен перечень документов, которые необходимо было предъявлять при регистрации акта усыновления. В Инструкции были закреплены и развиты положения, нашедшие свое отражение в предшествующих нормативных актах. Так, в случае присвоения усыновляемому фамилии и отчества усыновителя, в актовых книгах о рождении должно было быть сделано соответствующее исправление, а усыновителям выдано новое или исправленное и надлежащим образом заверенное свидетельство. Отмена усыновления фиксировалась в актовой записи, а выданное усыновителям свидетельство возвращалось по месту регистрации усыновления и аннулировалось. С целью усовершенствования действовавшего законодательства по усыновлению в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Это был еще один шаг к укреплению правовых предпосылок усыновления. 29 августа 1944 года издается Инструкция, утвержденная Реалии военного времени диктовали необходимость принятия определенных нормативных актов, касающихся установления усыновления после смерти усыновителя или усыновленного, если оно не было в должном порядке зарегистрировано. В связи с этим, Пленум Верховного суда СССР, принял специальное постановление от 29 июня 1945 года, дающее указание судам: вопрос установления факта усыновления после смерти или пропажи безвести на фронте военнослужащего усыновителя или усыновленного, если усыновление при их жизни не было оформлено надлежащим образом, разрешается судом в порядке особого производства. При этом в заявлении должна быть указана цель установления факта усыновления. Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что законодательство Послевоенное законодательство характеризуется общим стремлением обеспечить детям, оставшимся без родительского попечения, возможность воспитываться в нормальной полноценной семье, желанием защитить их интересы. Так, в 1945 и 1950 годах издаются инструктивно-методические указания «Об усыновлении». Теперь на отделы народного образования возлагалась подготовка к рассмотрению в исполкоме дел об усыновлении, а также прием заявлений от лиц, желающих усыновить ребенка. Эти отделы были обязаны осуществлять учет уже усыновленных детей и контроль над ними, проводить обследование жилищно-бытовых условий. С этого времени в полном объеме устанавливается административный порядок усыновления. Следующий этап развития института усыновления был связан с принятием
в 1969 году Кодекса о браке и семье РСФСР, в который была включена XI
глава «Об усыновлении». Этот кодекс достаточно подробно и тщательно
урегулировал отношения, связанные с усыновлением. И для большей ясности в
вопросе усыновления, наряду с термином «усыновление» в текст Кодекса был
введен новый термин – «удочерение». Тем самым законодательно закреплялась
возможность усыновления, детей обоего пола. По-прежнему закреплялся
административный порядок установления усыновления. Оно непосредственно
производилось постановлением органов опеки и попечительства. Последними по
действовавшему законодательству являлись исполкомы районных, городских,
областных и краевых Советов депутатов трудящихся. Следует также отметить,
что в объединенном письме министерства Юстиции РСФСР и министерства Вообще до 1996 года, до принятия нового Семейного кодекса,
нормативная база, касающаяся института усыновления, разрабатывалась весьма
подробно. Среди прочих, например, были приняты такие документы, как Как уже говорилось, институт усыновления был известен с древнейших времен не только Российскому праву, но и праву зарубежных стран. В связи с этим будет интересен опыт некоторых стран ближнего зарубежья по вопросам усыновления, показывающий разницу во взглядах законодателя на сходные моменты института усыновления. Так законодательство государств бывшего СССР об усыновлении во многом сходно с современным законодательством России. Но существуют и особенности, обусловленные разными факторами. В большинстве стран СНГ и Балтии усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних. Семейный кодекс Молдовы уточняет, что усыновление в отношении детей, ставших полностью дееспособными до достижения 18 лет, не допускается. Усыновителем во всех странах может быть только совершеннолетний. В В отношении такого условия усыновления, как согласие усыновляемого ребенка, следует заметить, что, например, в Эстонии оно необходимо, если ребенок достиг возраста 7-ми лет, а в Латвии – 12-ти лет, за исключением случая, когда ребенок проживал в семье усыновителя и считал его своим родителем. При рассмотрении дел об усыновлении в Эстонии требуется согласие министра по социальным вопросам, а в Латвии – министра юстиции. Как видно, институт усыновления (удочерения), является достаточно гибким и подвижным. И в первую очередь это связано с его функциональным назначением — регулировать отношения, возникающие между участниками по делам об усыновлении. Наиболее полная регламентация прав и обязанностей субъектов в области усыновления достигается, прежде всего, своевременным реагированием семейного законодательства на изменения социальной среды и потребностями общества и необходимостью внесения тех или иных изменений в текущее законодательство. В нашей стране развитие данного института прошло множество этапов. С течением времени, под влиянием различного рода факторов он изменялся и модифицировался. И он доказал необходимость своего существования как отдельного правового института, проверенную временем, обусловленную реалиями сегодняшнего дня. Глава II Отношения усыновления в настоящее время. 2.1. Субъекты усыновления. В отношениях по усыновлению субъектами выступают усыновитель (как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин, лицо без гражданства), его супруг и родственники с одной стороны, и усыновляемый и его родственники с другой. Следует помнить, что в соответствии с семейным законодательством РФ посредническая деятельность при осуществлении усыновления запрещена. По российскому законодательству усыновление допускается в отношении
несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей
обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и
нравственное развитие. Усыновленным соответственно может быть только
несовершеннолетний ребенок, не достигший 18 лет. Семейный кодекс РФ
продолжил правовую традицию Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР Положения, относительно требований, предъявляемых к усыновленным Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой
значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии
преодолеть и родные родители. Поэтому усыновители должны быть осведомлены
о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений — о
характере недуга и его возможных последствиях. В этих целях ребенок
проходит обследование экспертной медицинской комиссией органа управления
здравоохранения субъекта Российской Федерации, которая дает заключение о
состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии
ребёнка. Она действует на основании положения об экспертной медицинской
комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка. Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на обязанности по его воспитанию. Заботясь о законных интересах усыновляемых, законодатель устанавливает правило, согласно которому что усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Представляется, что усыновление братьев и сестер разными лицами может быть допущено скорее как исключение. По этому поводу даны разъяснения в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9: «если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление допустимо лишь в том случае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)». В отношении усыновителей как субъектов усыновления, предпочтение
отдается усыновителям, являющимся гражданами России и проживающим на
территории России, а также родственникам (независимо от гражданства и
места жительства) перед усыновителями — иностранными гражданами. Как пишет Г.С.Красницкая: «Усыновление допускается исключительно в интересах ребенка, поэтому усыновителями могут быть лица, обладающие необходимыми качествами воспитателя. Действуя от обратного, законодатель установил перечень лиц, которые не могут быть усыновителями».[2] В соответствии с Семейным кодексом РФ (ст.127) усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: — лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; — супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; — лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; — лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; — бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине. Таким образом, СК РФ устанавливает возрастной ценз для приобретения
права быть усыновителем. В соответствие с этим п. 7 постановления Пленума В связи с этим постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № Указанным постановлением к ним отнесены: — туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных — заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно- двигательного аппарата в стадии декомпенсации; — злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; — наркомания, токсикомания, алкоголизм; — инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; — психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; — все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. [3] |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|