реферат, рефераты скачать
 

Диплом


p> Следует заметить, что в Семейном кодексе РФ не определены лица и органы, к которым должно быть предъявлено требование об отмене усыновления ребенка. Как правило, ответчиками по делам данной категории являются усыновители (усыновитель), иск к которым предъявляется в суд по месту их жительства. Однако в тех случаях, когда иск об отмене усыновления предъявлен родителями усыновленного ребенка, а данные об усыновителях им неизвестны, то требование об отмене усыновления предъявляется к органу опеки и попечительства по месту нахождения этого органа. Последний обязан известить об этом усыновителя (усыновителей), которого суд вправе привлечь к участию в деле независимо от его желания.

Далее, как следует из п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 4 июля
1997г № 9, если иск об отмене усыновления предъявляется самим усыновителем, то надлежащим ответчиком по делу будет усыновленный ребенок.

Согласно семейному законодательству РФ основанием прекращения усыновления является его отмена в судебном порядке, также установлена процессуальная процедура отмены — исковое производство. В отличие от порядка особого производства, предусмотренного для установления усыновления, исковой порядок отмены усыновления происходит в иных процессуальных формах.

Суд устанавливает все необходимые фактические обстоятельства и, в частности, выясняет, не противоречит ли отмена усыновления интересам ребенка. В законе указаны обязательные участники дела опеки и попечительства, а также прокурор.

Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни усыновленного ребенка и представить суду заключение о соответствии отмены усыновления интересам ребенка. Такое же заключение по существу дела после судебных прений лиц, участвующих в деле, дает и прокурор. Он вправе вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав усыновленного ребенка или иных заинтересованных в деле лиц.

Исходя из того, что причины, вызывающие необходимость отмены усыновления в интересах ребенка, весьма разнообразны, суд в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела, заключения органа опеки и попечительства и обязательно мнения ребенка будет принимать, соответствующее решение по иску об отмене усыновления (удовлетворить или отказать в иске).

По общему правилу отмена усыновления допускается до достижения усыновленным ребенком возраста совершеннолетия. В связи с этим, Семейный
Кодекс РФ содержит норму, не допускающую отмены усыновления детей, достигших к моменту рассмотрения вопроса об отмене усыновления совершеннолетия. Из этого правила, тем не менее, законом допускается исключение: отмена усыновления возможна и после достижения усыновленным ребенком совершеннолетия, если на это имеется взаимное согласие усыновителя, усыновленного ребенка и родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав и не признаны судом недееспособными.
Таким образом, основанием для отмены судом усыновления в отношении совершеннолетнего ребенка является взаимное согласие сторон: усыновителей ребенка и его родителей.

При возражении хотя бы одной из сторон отмена усыновления в отношении совершеннолетнего усыновленного ребенка невозможна. Порядок отмены усыновления совершеннолетних лиц не отличается от рассмотренного выше порядка отмены усыновления несовершеннолетних детей. Иск об отмене усыновления граждан старше восемнадцати лет может быть предъявлен усыновленным ребенком, усыновителями или родителями. Представляется, что в данном случае отмены усыновления невозможно взыскание с бывшего усыновителя алиментов, например, на содержание нетрудоспособного совершеннолетнего усыновленного.

Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка. Решение суда об отмене усыновления ребенка вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано.
Кассационная жалоба или протест могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка усыновление считается прекращенным. Это означает, что именно с указанного момента прекращаются на будущее время взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности усыновлённого ребенка и усыновителей
(родственников усыновителей), а соответствующие права и обязанности родителей (родственников родителей) и ребенка восстанавливаются (ст. 143
СК). Обратной силы решение суда об отмене усыновления не имеет.

Выписка из вступившего в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка должна быть выслана судом в трехдневный срок в орган загса по месту государственной регистрации усыновления. На основании судебного решения орган загса делает в актовой записи об усыновлении ребенка отметку об отмене усыновления и восстанавливает в записи о рождении усыновленного ребенка первоначальные сведения, которые были до его усыновления. В актовой записи об усыновлении ребенка в этих случаях производится запись, в которой указывается — каким именно судом, где, когда принято решение об отмене усыновления ребенка. Эта запись заверяется подписью должностного лица и печатью органа загса (ст. 46 Закона об актах гражданского состояния).

Об аннулировании записи акта об усыновлении на основании решения суда об отмене усыновления ребенка органом загса направляется сообщение в орган загса по месту нахождения первого экземпляра актовой записи о рождении ребенка, который восстанавливает имевшиеся ранее сведения о родителях ребенка, а также о самом ребенке (его фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, если они были изменены в связи с усыновлением). Когда в решении суда об отмене усыновления сказано, что за ребенком сохраняются присвоенные ему в связи с усыновлением имя, отчество и фамилия, эти сведения изменению не подлежат.

В отношении правовых последствий отмены усыновления следует обратиться к ст.143 СК РФ, которые заключаются в следующем:

— прекращаются взаимные права и обязанности усыновленного и усыновителей (родственников усыновителей) на будущее время;

— восстанавливаются правовые связи ребенка с родителями и родственниками, если этого требуют интересы ребенка;

— после отмены усыновления ребенок по решению суда может быть передан родителям, а если они отсутствуют или такая передача противоречит интересам ребенка, то он передается на попечение органа опеки и попечительства;

Следует заметить, что обстоятельства, которые могут препятствовать возвращению ребенка родителям, Семейным кодексом РФ не определенны.
Поэтому суд, решая вопрос о дальнейшей судьбе ребенка, должен руководствоваться только интересами ребенка и обстоятельствами дела.

— суд также разрешает вопрос о том, сохраняются ли за ребенком имя, отчество и фамилия, присвоенные ему в связи с его усыновлением. Следует помнить, что изменение имени, отчества или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. О сохранении за ребенком фамилии, имени, отчества, присвоенных ему при усыновлении, должно быть указано в решении суда об отмене усыновления. Законом, также, предусмотрено, право суда взыскать алименты, с бывшего усыновителя, на содержание ребенка.

Как видно, применение семейного законодательства при рассмотрении и разрешении дел, связанных с установлением усыновления имеет ряд сложностей. Так применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства сопряжено с крайне сложной проблемой исполнения решения компетентного органа РФ, в частности, суда по делу о взыскании алиментов, без чего защиту прав ребенка нельзя считать состоявшейся. Ее осуществлению служит ст.51 Минской конвенции, соответствующие статьи двусторонних соглашений, а также
Соглашение от 9 сентября 1994г. «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», подписанное всеми государствами — участниками СНГ. Решение о взыскании алиментов принимается судом с учетом интересов ребенка и конкретных обстоятельств дела, независимо от того, по каким основаниям отменяется усыновление. Эта норма представляет собой исключение из установленного перечня лиц, обязанных по закону к уплате алиментов, а также из того правила, что между усыновленным и усыновителем прекращается всякая правовая связь.

Размер алиментов с бывших усыновителей может быть определен судом как в долях от их заработка (дохода), так и в твердой денежной сумме. Если алименты взыскиваются с усыновителей в твердой денежной сумме, то их размер должен быть определен судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. При этом размер алиментов устанавливается в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда. О сохранении за ребенком права на получение содержания от бывших усыновителей и размере этого содержания также указывается в решении суда об отмене усыновления.

Выписка из вступившего в законную силу решения суда об отмене усыновления должна быть выслана судом в трехдневный срок в орган загса по месту государственной регистрации усыновления (п.3 ст.140 СК). На основании судебного решения орган загса, делает в актовой записи об усыновлении отметку об отмене усыновления и восстанавливает в записи о рождении усыновленного ребенка первоначальные сведения, которые были до усыновления (кроме имени, отчества и фамилии ребенка, если по решению суда за ребенком сохранены присвоенные ему в связи с усыновлением имя, отчество и фамилия).

Как видно, нормы СК РФ, регламентирующие порядок прекращения усыновления путем его отмены, служат интересам усыновленных детей. То же касается и норм, закрепляющих правила отмены усыновления в отношении совершеннолетних. Обеспечению защиты интересов детей служит п.23 постановления Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. №9. В нем, в частности сказано, что «если при рассмотрении дел об отмене усыновления суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признака преступлений, предусмотренных гл.20 УК РФ, то он должен сообщить об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Отмена усыновления по мотивам защиты интересов усыновленного предусматривается и в других государствах, в частности во всех штатах США.
Правда, «иные основания» для отмены усыновления определяются в различных штатах по-разному. В их число входят не только нарушение процедуры усыновления, но и обманные действия агентства по усыновлению. В
Калифорнии, например, законодательством разрешено приемным родителям добиваться отмены усыновления по медицинским показателям, существовавшим еще в момент усыновления, но не известным им. Все это делается в установленные законом сроки.

Исходя из сказанного, представляется, что отмена усыновления — достаточно редкое и нежелательное со всех точек зрения событие, и происходить оно должно тогда, когда усыновление не отвечает своему назначению, порождает нарушение прав и интересов ребенка.

Заключение

Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенность сказать, что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития. Существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области усыновления. Меняющейся геополитической обстановкой в мире.

В представленной работе, сделана попытка охарактеризовать историю становления и развития самого института усыновления в России; современное состояние законодательства об усыновлении в Российской Федерации; основные направления развития теории и практики в этой сфере, а также в области международного сотрудничества.

Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в РФ.

Вскрытие основных проблем, связанных существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в Росси, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.

В первую очередь, это сближение сотрудничества государств, в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.

Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья
124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных, реально это не привело к положительной динамике усыновления детей российскими гражданами.

Несмотря на правозглашение социально ориентированной экономики в
Российской Федерации отмечается снижение финансирования детских образовательных программ, программ реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка.
Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.

Наряду с этим результаты социологических опросов общественного мнения, проводимых за последние годы в России, свидетельствуют о росте негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.

С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми, за незаконные действия по усыновлению стало вскрываться все больше случаев нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных детей, криминализации этой сферы. Частыми становятся случаи негуманного, а порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими детьми.

По результатам прокурорских проверок за последние годы была отмечена неудовлетворительная работа Министерства образования России по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ, учету иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей. Выявлены нарушения в порядке организации компьютерной системы, которая позволила монополизировать всю поступающую информацию о детях-сиротах узкой группе чиновников министерства. Располагая обширными данными о детях, подлежащих усыновлению, Минобразования России, как оказалось, практически их не использовало. Выдавая тысячи справок в год для рассмотрения дел об установлении фактов усыновления иностранцами, министерство, намеренно вводило суды в заблуждение, указывая на то, что возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан не представилось. Косвенно это подтверждается итогами проверки за 2001 год с помощью федерального банка данных. За более чем трехлетний период его функционирования было усыновлено лишь 19 детей.

Тем не менее, анализ работы высших исполнительных и представительных органов власти РФ за последние годы позволяет полагать, что вопросы усыновления детей находятся в центре внимания Правительства РФ и
Государственной Думы. Остается надеяться, что они впредь будут решаться в соответствии с российским законодательством и гуманными принципами международного права.

Таковы основные положения, связанные с проблемой усыновления
(удочерения) на современном этапе. Их следует учитывать всем, кто решился на этот очень ответственный и, хочется верить, глубоко продуманный шаг.

Оценка работы различных органов и организаций в сфере усыновления, в том числе и международного, основанная на материалах прокурорских проверок и с учетом показателей обобщенной статистической отчетности в области усыновления за последние годы в России, позволила прийти к следующим выводам:

1. Для повышения эффективности работы органов и должностных лиц РФ, располагающих соответствующей компетенцией в области усыновления, необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов
РФ, местными органами исполнительной власти. Сотрудничество с международными организациями и представительствами, находящимися на территории РФ, оказание взаимной помощи в вопросах усыновления
(удочерения).

2. Будет справедливым использование положительного опыта других стран по борьбе с коррупцией в органах власти, наделенных компетенцией в области осуществления усыновления. В том числе и в области международного усыновления. Необходима разработка механизма своевременного выявления и принятия мер реагирования на нарушения, допускаемые в этих структурах власти. Повышение эффективности мер воздействия на правонарушителей в целях предотвращения угрозы нанесения ущерба интересам и безопасности государства.

3. Обновление действующего законодательства, приведение его в соответствие с потребностями российского общества. В литературе не раз высказывались предположения относительно введения обязательного коллегиального рассмотрения дел этой категории. По мнению В.В. Кустовой это предположение заслуживает пристального внимания законодателя. Внесение соответствующего изменения в законодательство повысило бы гарантии соблюдения прав детей и иных лиц, участвующих в делах об установлении усыновления.

Представляется, что эти предложения имеют реальное значение для обеспечения эффективного функционирования всей социальной сферы общества.
Играют немаловажную роль в процессе становления и развития Российской
Федерации как правового и социального государства, его интеграции в мировое сообщество.

В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике новых положений российского законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное — поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Нормативные акты

1.1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г.// «Российская газета», 1 января 1994 года.

1.2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95г. (вступил в силу с 01.03.96г.)
// « Собрание Законодательства Российской Федерации», 1996г., №1, Ст.16.

1.3. Кодекс о браке и семье РСФСР от 01.11.69г.// «Ведомости
Верховного Совета РСФСР, 1969г., №32, Ст.1086.

1.4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96г. №63-ФЗ в редакции ФЗ от 14.03.2002г. №29-ФЗ (вступил в силу с 01.01.96г.)//
«Собрание Законодательства Российской Федерации», 1996г., №25, Ст.2954.

1.5. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.64г.// «Ведомости
Верховного совета РСФСР»,1964, №24, Ст.407.

1.6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.02г. №138-ФЗ
// «Российская газета», 20 ноября 2002г.

1.7. Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.93г., №4462-1
(в редакции от 30.12.01г.) // «Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1993,
№10, Ст.357; «Собрание Законодательства Российской Федерации», 2001, №53
(часть 1), Ст.5030.

1.8. Федеральный Закон от 20.08.96г. №118-ФЗ «О внесении дополнения в
Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» от 09.12.91г. №2005-
1 // «Собрание Законодательства Российской Федерации», 1996г., №35,
Ст.4128; 2002г., №30, Ст.3033.

1.9. Федеральный Закон от 21.08.96г. №124-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» // «Собрание
Законодательства Российской Федерации»,1996, №35, Ст.4134.

1.10. Федеральный Закон от 24.11.97г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в
Российской Федерации» // «Собрание Законодательства Российской
Федерации»,1997, №43, Ст.4904; 2000, №22, Ст.2264.

1.11. Федеральный Закон от 27.05.98г., №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // «Собрание Законодательства Российской Федерации»,
1998г., №22, Ст.2332.

1.12. Федеральный закон от 27.06.98г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации»// «Собрание
Законодательства Российской Федерации», 1998г., №26, Ст.3014.

1.13. Федеральный Закон от 15.12.01г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Собрание
Законодательства Российской Федерации», 2001г., №51, Ст.4831.

1.14. Закон Российской Федерации от 15.11.97г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»// «Собрание Законодательства Российской
Федерации», 2002, №18, Ст.1724.

1.15. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.07.95г.
№676 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»// «Собрание законодательства Российской Федерации», 1995г., №28, Ст.2693.

1.16. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.05.96г.
№ 542
«Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»// «Собрание Законодательства Российской Федерации»,1996 г., №19, Ст.2304.

1.17. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.96г. №
919
«О порядке организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей»// «Собрание Законодательства Российской Федерации»,
1996г., №33, Ст.3995.

1.18. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00г.
№267 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации»// «Собрание Законодательства Российской
Федерации», 2000г., №14, Ст.1500.

1.19. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00г.
№268 « О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»// «Собрание Законодательства Российской
Федерации», 2000г., №14, Ст.1501.

1.20. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.00г. №
275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных российскими гражданами или лицами без гражданства»//
«Собрание Законодательства Российской Федерации», 2000г., №15, Ст.1590.

1.21. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.01г.
№719 «Об утверждении Порядка предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка»
// «Собрание Законодательства Российской Федерации», 2001г., №43,
Ст.4101.

1.22. Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от
19.09.97г. №1728-IIГД «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением»//«Собрание Законодательства Российской
Федерации», 1997, №39, Ст. 4501.

1.23. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и Министерства образования РФ от 25.12.95г. №369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» //
«Российские вести» от 24.04.96г., №77.

1.24. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96г. №332 об утверждении Положения «О медицинском освидетельствовании гражданина (ки), желающих стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем» // «Российские вести» от 17.10.96г., №197.

1.25. Приказ Министерства образования РФ от 26.08.99г. №214 «О нарушении законодательства об усыновлении детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей»// «Вестник образования», 1999г., №11, с.63.

1.26. Приказ Министерства образования РФ от 20.07.01г. №2750 «Об утверждении Типовой формы заключения о возможности быть кандидатом в усыновители и Типовой формы заявления о согласии родителей на усыновление
(удочерение)»// «Российская газета», 12 сентября 2001г.

2. Книги

2.1. Ивлев Г.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу
Российской Федерации. М. Изд-во Юрайт, 2003, с.478-488.

2.2. Красницкая Г.С. Вы решили усыновить ребенка. М. Изд-во Дрофа,
2001, с.199.

2.3. Красницкая Г.С. Усыновление детей: вопросы и ответы. М. Изд-во
Дрофа, 2001, с.12-21.

2.4. Крашенинников П.В., Седугин П.Н. Комментарий к Семейному Кодексу
Российской Федерации. Издание 2-е. М. Изд-во Норма, 2001г., с.293.

2.5. Курявцев И.М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской
Федерации. Издание 2-е. М. Изд-во Юристъ, 2002г., с.372-377.

2.6. Еремичев И.А., Страгунич Э.Л. Семейное право (альбом схем). М.
Изд-во
Инфра-М, 2002г., с.14.

2.7. Подзоров С.А. Семейное законодательство. М. Изд-во
Экзамен,2001г., с.121-122.

2.8. Пчелинцев Л.М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской
Федерации. Издание 2-е. М. Изд-во Норма, 2002г., с.524-533.

2.9. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу
Российской Федерации (Особенная часть). М. Изд-во Норма-Инфра, 1996г., с.103.

3. Учебники

3.1. Муратова С.А. Семейное право //Учебное пособие: нормативные акты.
М. Изд-во Юриспруденция, 2001г., с.138.

3.2. Нечаева А.М. Семейное право //Курс лекций. Издание 2-е. М. Изд-во
Юристъ, 2002г., с.256-263.

3.3. Пчелинцева Л.М. Семейное право России //Учебник для вузов. М. Изд- во Норма, 2001г., с.490-512.

3.4. Рясенцев В.А. Советское семейное право //Учебник. М. Изд-во
Юридическая литература, 1989г., с.216-239.

3.5. Толстых В.Л. Коллизионное регулирование в международном частном праве //Учебное пособие. М. Изд-во Спарк,2002. с.242.

4. Статьи в сборниках

4.1. Волкова Н.Д. Состояние законности при усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
//Прокурорская и следственная практика, 2000, №3-4, с.72-82.

5. Статьи в журналах

5.1. Арутюнян Г. Правовое регулирование усыновления в Российской
Федерации //Гражданское право, 2002, №3, с.85-95.

5.2. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей //Вестник образования, 2001г., №16, с.4.

5.3. Беспалов Ю Усыновление как способ защиты прав ребенка
//Российская юстиция,1997, №7, с.39-41.

5.4. Бондова М. Для какой цели необходим государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей //Закон и право,2002, №1, с.25-
26.

5.5. Борисова Е.А. Установление усыновления (удочерения) в судебном порядке //Вестник Московского университета. Серия 11. Право,1998, №3, с.21-
29.

5.6. Гагарский А. Работа судов РФ в 1998 году. //Российская юстиция,
1999, №9, с.53.

5.7. Глухарева В. Г. Процессуальные особенности рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) //Арбитражный и гражданский процесс,
2001, №3, с.44-45.

5.8. Глухарева В.Г. История развития института установления усыновления
(удочерения) в России //История государства и права, 2001, №1, с.38-42.

5.9. Дзугаева А.З. Усыновление детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами. //Юридический мир, ноябрь-декабрь 1998, №12, с.57-
63.

5.10. Дзугаева А.З. Правовое регулирование усыновления детей»
//Юридический мир, 1997, №8, с.15-28.

5.11. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан
//Российская Юстиция, 2001, №7, с.32-34.

5.12. Королев Ю.А. Оценка эффективности норм в сфере семейных отношений
//Журнал российского права, 1998, №8, с.85-95.

5.13. Королев Ю.А. Усыновление: проблемы решенные и нерешенные
//Адвокат,1998, №2, с.31-34.

5.14. Косова О. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы.

// Российская юстиция, 2001, №2, с. 45.

5.15. Косова О. Особенности международного усыновления
//Законность,2001, №1, с.16-19.

5.16. Кузнецова И.М. Новое в порядке усыновления детей //Журнал российского права,1997, №1,с.108-114.

5.17. Кустова В.В. Некоторые аспекты законодательства об усыновлении в странах СНГ и Балтии //Журнал российского права, 2003, №6, с.109-115.

5.18. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве //Журнал российского права, 2002, №7, с.81.

5.19. Невзгодина Е.Л. Вопросы судебной практики по делам об установлении усыновления //Российский судья, 2001, №8, с.11.

5.20. Нечаева А. Усыновление детей иностранцами в Российской империи
//Российская юстиция, 2000, №10, с.63-65.

5.21. Нечаева А. Тайна усыновления //Закон,1998, №3, с.112-113.

5.22. Паршуткин В., Львова Е. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами //Российская юстиция,1998,
№11, с.27-28.

5.23. Положение детей-сирот //Вестник образования, 1999г., №8, с.5.

5.24. Ревенко О.А. Правовые вопросы усыновления в РФ //Юридическая газета,2001, №12. с.3.

5.25. Смирнова И. Дети России: список нормативных актов по правам ребенка //Правозащитник,1999, №1, с.30-36.

5.26. Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребенка» //Российская юстиция,1999, №6, с.38-39.

5.27. Трошина С. Усыновление иностранцев //Трудовое право, 2000, №4, с.8-13.

5.28. Черняк А. Материалы круглого стола на тему: О совершенствовании федерального законодательства об усыновлении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Российская Федерация сегодня, 2000,
№7, с.41-43.

5.29. Чучаев А., Рожнов А. Нарушение тайны усыновления
//Законность,2002, №3, с.16.

5.30. Шульга Р.Ю. Современные тенденции развития регионального законодательства по защите прав детей-сирот: реальность и перспективы.
//Юрист, 2000, №8, с.11-18.

6. Судебная практика

6.1. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от
4.07.97г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»// «Бюллетень Верховного Суда Российской
Федерации», 1997г., №9, с.6.

6.2. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999г., №7, с.2.

6.3. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001г., №1, с.5.

6.4. Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам.//
«Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», 2001г., №1, с. 22.

6.5. Обзор судебной практики за III квартал 2000 года (по гражданским делам)
// «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», апрель 2001г, №4, с.20.

6.6. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001г., №6, с.8.

6.7. Постановление Президиума Тюменского областного судаот15.11.02г.
// «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», 2003г., №4, с.14.

6.8. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от
22.11.03г. // «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», 2003г.,
№11, с.5.

Приложение 1

Приложение к Положению о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской

Федерации и иностранным гражданам

Анкета ребенка

___________

(номер анкеты)

_____________________________________________________________________
___

(муниципальный орган управления образованием, орган управления образованием

_____________________________________________________________________
___ субъекта Российской
Федерации)

Дата регистрации (заполнения)
_____________________________________________

(число, месяц, год)

Сведения о ребенке

(на дату заполнения)

_____________________________________________________________________
____

(фамилия, имя, отчество)

Пол ______________ Дата рождения
_________________________________________

(год, число, месяц рождения)

Социальный статус
________________________________________________________

(оставшийся без попечения родителей, сирота)

Место рождения
__________________________________________________________

(республика, край, область, населенный пункт)

Номер ___________ Серия ____________ Дата выдачи
__________________________

Особые приметы
__________________________________________________________

(рост, вес. цвет глаз, цвет волос )

Характерологические особенности
___________________________________________

(общительный, замкнутый и др.)

Местонахождение
_________________________________________________________

Медицинское заключение о состоянии здоровья
________________________________

_____________________________________________________________________
_____

Сведения о родителях

(на дату заполнения)

Мать
_____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения
_____________________________________________________________

(год, число, месяц )

Местонахождение
__________________________________________________________

Социальная справка
________________________________________________________

(место работы, состояние здоровья: нормальное, хронические

_____________________________________________________________________
__________________________________________

болезни, инвалидность)

Отец
_____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения
_____________________________________________________________

(год, число, месяц)

Местонахождение
__________________________________________________________

Социальная справка
________________________________________________________

(место работы, состояние здоровья: нормальное, хронические

_____________________________________________________________________
__________________________________________

болезни, инвалидность)

Братья, сестры, другие родственники
__________________________________________

(фамилия, имя, отчество,

_____________________________________________________________________
__________________________________________ место их нахождения)

Правовые основания к усыновлению
__________________________________________

(свидетельство о смерти, наличие акта о подкидывании ребенка, решение суда о

лишении родительских прав, письменное согласие на усыновление и др.)

Дополнительная информация
_________________________________________________

К анкете прилагается фотография ребенка.

Приложение 2


|Основания к отмене усыновления |
|ребенка |
|(ст.141 СК РФ) |

|Лица, обладающие правом|
| |
|требовать отмены |
|усыновления ребенка |
|(ст.142 СК РФ) |

|уклонение усыновителей от |
|выполнения возложенных на них |
|обязанностей родителей |
|злоупотребление усыновителей |
|родительскими правами |
|жестокое обращение усыновителей |
|с |
|усыновленным ребенком |
|хронический алкоголизм или |
|наркомания |

[pic]
|- родители ребенка; |
|- усыновители ребенка; |
|- усыновленный ребенок, |
|достигший возраста 14 |
|лет; |
|- орган опеки и |
|попечительства; |
|- прокурор. |


|другие основания исходя из |
|интересов ребенка и с учетом |
|мнения ребенка |
| Отмена усыновления не допустима в |
|случае, если к моменту предъявления |
|требования об отмене усыновления |
|усыновленный ребенок достиг |
|совершеннолетия (ст.144 СК РФ). |
| |
|Исключение: наличие согласия усыновителя,|
|усыновленного и его кровных родителей. |

-----------------------
[1] Кустова Е. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве. //Журнал российского права, 2002, №7. - 81с.
[2] Г.С. Красницкая. Вы решили усыновить ребенка. Москва: Издательство
«Дрофа», 2001. - 199 с.
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 1.05.96г. №542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительства), взять в приемную семью» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996. №19,
Ст.2304.
[4] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
4.07.97г. №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации,
1997. №9 – 6 с.
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.96г. №919 «О порядке организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996. №33,
Ст.3995.
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.00г. №275
«Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных российскими гражданами или лицами без гражданства» // Собрание
Законодательства Российской Федерации, 2000. №15, Ст.1590.
[7] Федеральный Закон от 20.08.96г. №118-ФЗ «О внесении дополнения в
Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» от 09.12.91г. №2005-
1 // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2002. №30, Ст.3033.
[8] Крашенинников П.В., Седугин П.Н. Комментарий к Семейному Кодексу РФ.
Москва: Издание 2-е, издательство «Норма», 2001. - 293с.
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 1.07.95г. №676 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей- сирот, оставшихся без попечения родителей»
// Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995. №28, Ст.2693.
[10] Скуратов Ю.И.; Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу
Российской Федерации (Особенная часть). Москва: Норма-Инфра, 1996. - 103с.
[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.01г. №719
«Об утверждении Порядка предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2001. №43,
Ст.4101.
[12] // БВС РФ. 1999 г. № 7, с. 2.
[13] // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2001г., №4, с. 20.
[14] Постановление Главы администрации Ульяновской области от 31.05.00г.
№99 «О межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства детей, оставшихся без попечения родителей, проживающий на территории Ульяновской области» // «Народная газета», 14 июня 2000г., №131-133.
[15] Дзугаева А.З. Усыновление детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами.
// Юридический мир, ноябрь-декабрь 1998. №12, - 61-62 с.
[16] Положение детей-сирот. //Вестник образования. 1999. № 8, - 5с.;
Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. //Вестник образования. 2001. № 16, - 4 с.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.