| |||||
МЕНЮ
| Древнерусское правоp> Среди способов приобретения права собственности источники древнерусского права выделяют передачу, а практика свидетельствует о давности владения, завладении, отделении плодов. Передача права собственности осуществлялась на основании договоров Давность владения была способом приобретения права собственности на землю. Владение селами и территориями (волостями) было естественным шагом к возникновению права собственности на них. Давность владения в Древней Руси достаточно близка завладению, чему способствовала некоторая неопределенность границ владений как частных лиц и общин, так и самого государства. Из статей Русской Правды, посвященных феодальному землевладению, видно, что урожай, собираемый в селе феодала, принадлежал ему как хозяину земли. То же можно сказать и о приплоде скота. Таким образом, отделение плодов и приплод являлись естественными основаниями возникновения права собственности. Прекращение права собственности связывалось с передачей, уничтожением, потерей вещи. Древнерусское право знало и такой специфический способ, как судебное постановление. Достаточно интересно в данном случае такое наказание, как "поток и разграбление", где разграбление подразумевает насильственное изъятие имущества у собственника по решению суда. Статьи 54 и 55 Пространной Правды предполагают возможность принудительной продажи имущества должника и его самого. Русская Правда говорит об общей собственности детей до раздела наследства отца (ст. 99, 102, 103, 108 Пространной Правды). Предполагается, что в случае смерти главы семьи до достижения детьми совершеннолетия наследство переходит под управление их матери или опекуна, которые отвечают за сохранность имущества. В древнем праве существовала и общинная собственность. Субъектом здесь выступала вервь, которая являлась юридическим лицом, объектом — земля, находившаяся в ее владении. Интересно, что гражданское законодательство даже капиталистической России именует этот вид собственности "общинное владение". К вещным правам относится залоговое право, т. е. право на чужую вещь для обеспечения требований по обязательству. Древнейшее право Руси не знало залога как оформившегося института. Однако в связи с тем, что в ряде случаев обеспечением исполнения обязательства служил сам должник, можно рассматривать как разновидность залога закупничество. Залог личности был возможен, поскольку были возможны продажа и самопродажа в холопство. Основаниями возникновения обязательств в древнейший период являлись договор и правонарушение. Недоверие к контрагенту вызывало необходимость искать способы
заставить его выполнить взятые на себя обязательства. Выставление должником
поручителя (поручника) — наиболее древний из известных памятникам права
способов обеспечения обязательств — встречается в Русской Правде (ст. 14 Законодательство Древней Руси мало говорит о способах прекращения
обязательств. Однако, вероятнее всего, практика знала естественные
основания: исполнение обязательства и смерть субъекта обязательственного
отношения в случае, если характер обязательства обусловливался личными
качествами стороны. Была известна и новация (замена прежнего обязательства
новым): при гибели товара купец должен был деньгами возместить утраченное Обязательства из договоров были наиболее распространенными обязательствами. Существенные условия действительности договора, порядок совершения договора, толкование его определялись главным образом самими сторонами. Правовое регулирование договора купли-продажи первоначально осуществлялось нормами обычного права, а затем и Русской Правды. Заключение договора требовало присутствия свидетелей. Развитие торговли к XII веку привело к упрощению обрядности. Статья 37 Пространной Правды требует лишь наличия двух свидетелей или мытника (сборщика торговых пошлин), чтобы доказать факт купли-продажи имущества. Устав о холопах Владимира Мономаха дает возможность узнать, какова была форма заключения договора купли- продажи холопа. Устав говорит, прежде всего, о продаже в холопы свободного человека. Договор заключается в присутствии самого объекта продажи — это первое условие. Вторым условием законности сделки являлось наличие двух свидетелей. Третье условие было связано с передачей ногаты (самой мелкой денежной единицы). Древнерусский закон не выделяет договор мены. Общепризнанно, что мена в историческом отношении предшествует купле-продаже, причем мена господствует в период натурального хозяйства, а купля-продажа начинает преобладать с установлением товарно-денежных отношений. Достаточная урегулированность договора мены нормами обычного права объясняет, почему он даже не упоминается в Русской Правде. Развитие торговли ведет к появлению особого вида договоров,
заключаемых между купцами, — договора комиссии. Пространная Правда говорит
о купце, который идет с "чюжими кунами" либо имеет на руках "чюж" товар. Договором, более всего привлекавшим древнего законодателя, являлся договор займа. Закон предполагал, что объектом договора могут быть любые заменимые вещи, а не только деньги (куны), что вполне естественно при господстве натурального хозяйства. Закреплялись различные формы заключения договора займа в зависимости от его условий. Займ до трех гривен мог осуществляться без свидетелей. В случае спора истец присягал в доказательство своей правоты. Займ свыше трех гривен совершался в присутствии свидетелей. Особое положение купцов позволяло им кредитовать друг друга без соблюдения общеобязательных формальностей, что давало возможность "искать" долг и без свидетелей, используя в качестве доказательства личную присягу. Такой порядок сложился из-за специфики торговой деятельности, необходимости сохранения купеческой тайны, сугубо доверительных отношений внутри достаточно узких купеческих корпораций. Проценты по договору займа не являлись обязательным условием данного
договора. Даже в период расцвета ростовщичества при князе Святополке Восстание 1113 года вызвало законодательное ограничение взимания
процентов. Возможность брать третные резы ограничивалась либо трехкратным
взиманием процентов без права получения суммы долга, либо двукратным
взиманием процентов с правом получения долга (Устав о резах в Пространной В случае невыплаты долга должник мог быть по ст. 47 привлечен к
уголовной ответственности с обязанностью уплатить долг кредитору, т. е. при
отсутствии у него имущества ему угрожала продажа в холопы. Банкрутский
устав Владимира Мономаха определил порядок взыскания долгов с
обанкротившихся купцов. Впервые в истории русского законодательства
вводится понятие "несчастное банкротство". Такой банкрот освобождается от
обязанности немедленной уплаты всех долгов. Несчастным считается
банкротство, наступившее вследствие действия непреодолимой силы. Умышленное Разновидностью договора займа можно считать закупничество. Договор дарения упоминается только в ст. 93 Пространной Правды. Речь идет о подарках мужа жене. Одаривали движимым имуществом. Текст статьи дает возможность предположить, что дарение осуществлялось торжественно, при свидетелях: муж "возлагал" подарок на жену. Скорее всего, речь шла об украшениях, дорогой верхней одежде (шубе, например). Немного говорит Русская Правда о договоре личного найма. Видимо, он был достаточно хорошо урегулирован нормами обычного права. Статья 110 дает понять, что наем порождал отношения, близкие к холопству. Вероятно, первоначально поступление в услужение приравнивалось к поступлению в холопы: человек попадал под власть домовладыки и становился челядином. Краткая (ст. 25) и Пространная (ст. 14) Правды, а также иные источники
упоминают рядовича (княжеского и боярского), жизнь которого оценивается в 5
гривен, что в 8 раз дешевле, чем жизнь свободного и стоит так же, как жизнь
холопа. Однако термин, которым обозначается этот мелкий служащий в
хозяйстве князя или боярина, свидетельствует о том, что в основании его
службы лежал договор — ряд. Устав Владимира Мономаха несколько меняет
существовавший ранее обычай обращать в холопы всех, поступающих в
услужение. Статья 110 касается довольно узкого круга лиц — тиунов Форма договора была устной, вероятно, в присутствии свидетелей,
заключение договора сопровождалось обрядом привязывания ключа к поясу. Договор поклажи упоминается в ст. 49 Пространной Правды. Поскольку договор поклажи основывался на чисто дружеских отношениях, заключался он без свидетелей. Поклажепри-ниматель (хранитель) оказывал поклажедателю безвозмездную услугу, благодеяние. В связи с этим закон не предусматривает ответственности хранителя за сданный на хранение товар. В случае спора он подтверждал свою правоту присягой. Обязательства из правонарушений широко представлены в древнерусском праве. Гражданско-правовые правонарушения порой неотделимы от преступлений, лишь признак публичности наказания (штраф в пользу государства в большинстве случаев) служит ориентиром при их разграничении. Соответственно различаются штрафы в пользу государства и возмещение вреда в пользу потерпевшего. Общая норма об обязанности возместить причиненный вред содержится в ст. 18 Краткой Правды. Лицо, нанесшее вред чужому имуществу, обязано заплатить пострадавшему его цену независимо от того, останется ли оно у причинившего вред или будет возвращено собственнику. Частный случай обязанности возместить вред содержится в Уставе о закупах. За переданные ему в пользование плуг и борону закуп несет ответственность в том случае, если сам работал на них в момент их порчи. Закуп отвечает, если вред скотине будет нанесен в связи с тем, что он не завел ее в хлев и не запер. Все преступления по Русской Правде, включая и представляющие
исключительную общественную опасность — разбой, поджог и конокрадство,
влекли возмещение вреда пострадавшему. Интересно, что ст. 83 Пространной При убийстве помимо штрафа, виры, — уголовного наказания, — с
виновного взыскивалось головничество — возмещение вреда в пользу семьи
потерпевшего. Размер головничества Русской Правдой не определялся,
поскольку зависел от конкретных обстоятельств. Нанесение телесных
повреждений влекло не только возмещение потерпевшему за потерю
трудоспособности, определявшееся строго фиксированной суммой, но и оплату
расходов на лечение. Особой защите подлежали честь и достоинство женщины. Умышленное (т. е. преступное) уничтожение или порча имущества, естественно, влекли возмещение вреда. К уничтожению чужого имущества относилось и убийство чужого раба. Характеризуя наследственное право Древней Руси, отметим, что нормативно-правовые акты того времени знают наследование по завещанию и наследование по закону или обычаю. Наследство называлось "задница", или статок, т. е. то, что остается после смерти человека. Древнейший правовой документ Руси — Договор Руси с Византией 911 года Источники дают возможность предположить, что наследниками по завещанию, как и по закону, являлись близкие родственники умершего, обычно, сыновья. При наследовании по завещанию определялась доля каждого из сыновей, в то время как в случае отсутствия завещания это сделать они должны были сами. Законодатель не ограничивал свободу завещания матери. В случае
жестокого отношения к ней сыновей она могла либо всех их лишить наследства,
либо завещать его тому, кто был к ней добр. Если все сыновья были к ней Форма завещания была устной. Однако в некоторых случаях возможно было
и письменное его оформление. Статья 13 Договора Руси с Византией 911 года
говорит о завещании умершего "в Грецех" русского: "Кому будеть писал
наследити именье". Возможно, здесь сказались два обстоятельства: Наследование по закону или обычаю — более раннее основание наследования. Круг наследников определялся характером патриархальной семьи, где решающая роль принадлежала мужчине. По общему правилу наследование шло по мужской нисходящей линии. Преимущество кровнородственных связей четко видно из статей Русской Правды. Дети наследуют только после своих родителей: если в семье был отчим, дети от первого брака получали наследство лишь после родного отца. При наследовании детей действовал принцип "сестра при братьях не наследница". При наследовании по закону имущество поступало неразделенным, и сыновья сами решали, делить ли его и каким образом. Однако при любом разделе дом должен был остаться младшему сыну. В ст. 90 и 91 Пространной Правды речь идет о наследовании дочерей в случае отсутствия сыновей; из имущества смерда после выделения части на приданое дочери все остальное поступает князю, видимо, как выморочное наследство. Однако нужно иметь в виду, что в этом имуществе главное место занимали сельскохозяйственный инвентарь и скот (вряд ли можно предполагать, что дочерей изгоняли из отцовского дома после смерти их родителя). Для женщин это имущество не представляло интереса, поскольку они не играли решающей роли в сельскохозяйственном производстве, а князь был заинтересован в передаче орудий и средств труда новым работникам. В имуществе бояр и дружинников особую ценность имели земли, населенные зависимыми людьми. Передача имущества боярским дочерям, равно как и дочерям дружинников, определялась потребностями развивающегося феодального общества сохранить феодальное землевладение. Дочь боярина, получив в наследство земли с крестьянами, могла, выйдя замуж, передать их по наследству своим детям. Из круга феодального землевладения они не должны были выйти. Особо регламентируется выделение вдове, дочерям, а также церкви на помин души части из наследства. Часть отличает от наследственной доли то, что это имущество не включает в себя долги. Часть могла быть определена в завещании, а могла быть установлена самими наследниками. Русской Правде знакомо выморочное наследство, например смерда, не
имевшего сыновей. Знают выморочное наследство и обе редакции церковного § 2. Семейное право Уже отмечалось, что семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область. Крещение, принесло на Русь многие нормы византийского права, в том числе касающиеся семейно-брачных отношений. Семья находилась под покровительством православной церкви, вот почему семейно-брачные отношения регулировались в основном нормами церковного права. Этот порядок был закреплен в церковных уставах князей Владимира и Ярослава, включивших в церковную юрисдикцию отношения, которые в подавляющем большинстве случаев до того не были объектом правового регулирования вообще. До Крещения Руси заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом ("умычка"). В Повести Временных лет этот языческий способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и некоторым другим племенам. Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи "умыкали" невест. Автор летописи — монах — негативно, конечно, относился ко всяким языческим обычаям, но даже он не стал утаивать, что "умычка" совершалась по предварительной договоренности жениха и невесты, так что слово "похищение" здесь, в общем-то, не подходит. Церковь стремилась к укоренению церковного брака, поскольку в первую очередь в семье давалось христианское воспитание детям. Христианская церковь требовала также, чтобы между лицами, вступающими в брак, было достигнуто соглашение. Устав князя Ярослава, говоря о добровольности вступления в брак, велел родителям бережно относиться к желаниям детей. Если сын или дочь противились вступлению в брак, а родители пытались силой заставить их сделать это или, наоборот, сын или дочь хотели вступить в брак, а родители воспрещали, и их чадо пыталось что-либо сотворить с собой, то наступала ответственность родителей перед церковным судом. Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14—15 лет для мужчин и в 12—13 лет для женщин. Этот возраст определялся римской нормой брачного возраста. Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство. Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство. Стремясь укрепить брачные узы, церковные уставы запрещали скрытые
формы нарушения брачного законодательства: супружескую измену, половые
сношения между родственниками и свойственниками. Церковный устав Владимира Церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как
духовный, поэтому браки допускались лишь между христианами. Если иудей Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания. Практика же знала и сохранение прежних, языческих форм заключения брака, что осуждалось законом. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|