| |||||
МЕНЮ
| Древнерусское правоp> Источником запрета совместной добрачной жизни неженатого мужчины и незамужней женщины ("смилное") могла служить книга "Исход" (гл. XXII, ст. 16—17), согласно которой на мужчину возлагалась обязанность выплаты выкупа (вена) и женитьбы на девице, а в случае отказа отца отдать ее в жены этому мужчине, он обязывался выплатить отцу столько серебра, сколько полагалось за вено девицы. По византийским законам добрачная связь влекла для мужчины подобные же последствия — различные выплаты девушке в зависимости от его материального достатка. Этих последствий можно было избежать лишь в случае заключения брака. Понятно, что церковь стремилась направить природное влечение людей в русло семейной жизни. Хотя христианство видит в браке нерасторжимый союз мужчины и женщины Перечень поводов к расторжению брака почти целиком был заимствован из
византийских законов, в частности из Прохирона, но с учетом русских
традиций. Итак, брак растрогался, когда: Обращает на себя внимание то, что повод к разводу могла дать только
жена, но не муж, которому, очевидно, предоставлялась большая свобода в
семейной жизни. Так воспитывался взгляд на мужа как на главную фигуру в
брачном союзе, в котором жена должна вести себя праведно и мужебоязненно,
что и, как предполагалось, способствовало укреплению семьи. На мужа
возлагалась роль воспитателя жены, что хорошо видно из статьи церковного Личные и имущественные права супругов обусловливались главенством отца
и мужа в семье, что определялось всем укладом жизни Древней Руси. Положение
женщины в обществе зависело от социального положения ее отца или мужа:
церковные княжеские уставы говорят о жене и дочери "великих бояр", Личные и имущественные отношения между родителями и детьми тоже строились на основе традиционных правил, с изменениями, внесенными каноническими нормами. Власть отца была непререкаемой, ему принадлежало право решать внутрисемейные споры, наказывать детей. После его смерти до совершеннолетия детей родительская власть переходила к матери. Статьи Русской Правды о наследовании имущества говорят о раздельности имущества родителей и детей. Достаточно мягко относится закон к внебрачным детям. Церковный Устав Таким образом, мы видим, что брачно-семейные отношения регулировались запретительными нормами. Церковь столкнулась с такими проявлениями языческих воззрений, которые противоречили христианским взглядам на брак и семью. За запретами, нарушение которых влекло уголовные наказания, гражданско-правовую ответственность или церковные епитимий, вырисовывается тип отношений между мужчиной и женщиной, который соответствовал бы христианскому образцу. Потребность в опеке появляется при возникновении малой семьи и касается прежде всего горожан. Сельские жители, имевшие большие семьи, редко сталкивались с положением, когда после смерти родителей в доме оставались только малые дети. Особые сложности выпадали на долю тех горожан, которые жили вне общин: купцы, княжий мужи. Оставшиеся у них сиротами дети требовали заботы, а их имущество сохранения. Именно функцию воспитания сирот и сбережения имущества выполнял опекун. По древнерусскому праву ребенок нуждался в опеке лишь в том случае,
если лишался обоих родителей. Если в семье оставалась мать, то родительская
власть после смерти отца переходила к ней. Известную сложность представляла
ситуация, когда мать во второй раз выходила замуж. Она не могла в таком
случае сохранять власть глав» семьи — главой семьи становился ее муж. Права и обязанности опекунов в основном состояли в заботе о личности и
имуществе подопечного. Закон прямо говорит об обязанности опекуна кормить и Управление имуществом подопечного налагало на опекуна ряд обязанностей. При вступлении в опекунство он должен был принять движимое имущество. Письменного перечня не составлялось. Русская Правда вообще не знает никаких письменных документов, но все имущество — челядь, скот, товары — передавалось в присутствии свидетелей (видимо, соседей), именуемых в законе "люди". При достижении подопечным совершеннолетия имущество публично возвращалось ему опекуном. Закон специально оговаривает, что любой приплод ("от челяди плод или от скота") является собственностью подопечного. Только прибыль от торговли поступала в доход опекуну — "прикуп ему собе" — в качестве вознаграждения за труды. Понятно, что прибыль от торговли может быть, а может и не быть, да и вообще это касается только купцов, поэтому и вознаграждение за труды опекуна не являлось обязательным. Опекун нес материальную ответственность за сохранность имущества подопечного, и если "что ли будеть рестерял, то то все ему платити детем тем". § 3. Уголовное право Основное внимание законодательные документы Древнерусского государства уделяют преступлениям и наказаниям. В дошедших до нас правовых источниках преступным признается деяние, причиняющее ущерб личности: непосредственно человеку или его имуществу. Тем не менее летописи свидетельствуют о том, что на практике понятие преступления трактовалось более широко и включало в себя также посягательство на основы существующего строя. Так, в 1068 году за антикняжеские выступления были сурово наказаны киевляне. Субъектами преступления признавались все свободные люди. Холопы, не относившиеся к указанным лицам, естественно, таковыми не являлись. За действия холопа полностью нес ответственность его господин. Так, если холоп совершал кражу коня, то господин за него уплачивал штраф в размере 2 гривен. Удар, нанесенный холопом, был настолько оскорбителен, что хозяин холопа выплачивал потерпевшему штраф в размере 12 гривен. Законодательство ничего не говорит о возрасте наступления уголовной ответственности, а также о вменяемости субъекта преступного деяния. Зато содержит нормы о соучастии, согласно которым все соучастники преступления несли одинаковую ответственность. В Уставе князя Ярослава о церковных судах имелось упоминание о недонесении о готовящемся преступлении: "Услышить жена от иных людей, что думати на царя или на князя,., а опосли обличиться". Различались два вида умысла — прямой и косвенный. Убийство, совершенное с косвенным умыслом — "в сваде, или в пиру явлено", наказывалось менее строго, чем убийство с прямым умыслом — "без всякоя свады". Закон различал преступления, выражавшиеся в форме как действия, так и бездействия. Примером преступления, совершенного путем бездействия, может служить невыдача беглого челядина. Большая часть преступлений совершалась в виде действий. Древнерусскому праву известна одна из стадий развития преступной деятельности — приготовление, предусмотренная в Пространной редакции Устава князя Ярослава: "Аще подумаеть жена на своего мужа или зелием, или инеми людьми". В Древнерусском государстве совершались государственные преступления. Но наиболее распространенными были преступления против личности и имущества. Именно об этих преступлениях и говорят памятники древнерусского права. Если посягательство на интересы государства или на жизнь и власть князя карались, как правило, без суда, подобно расправе победителя над побежденными, то отношение к преступлениям против личности и имущества было иным. Русская Правда называет их общим термином "обида", подчеркивая субъективность оценки преступного деяния и роль потерпевшего в преследовании обидчика. К преступлениям против личности относились: убийство; нанесение телесных повреждений различной тяжести — от увечий до побоев ("аже придеть кровав муж на двор или синь"); оскорбление действием ("а во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне); оскорбление словом (предусмотрено церковными уставами по отношению к женщинам); изнасилование. Имущественными преступлениями являлись хищение (разбой, татьба), противоправное пользование чужим имуществом, повреждение или истребление чужого имущества, совершенное путем поджога. В связи с Крещением Руси в конце X века появляются преступления против веры. Христианское вероисповедание признавало моногамный брак как нерасторжимый в принципе союз одного мужчины и одной женщины, поэтому считались преступными сожительство в полигамном союзе, самовольные разводы, блуд, т. е. внебрачные половые связи, сожительство с близкими родственниками и свойственниками. Система наказаний не отличалась особой сложностью. Первоначально в
основании наказания за особо тяжкие преступления лежало возмездие. Поэтому
на ранних стадиях своего развития государство признавало кровную месть,
придав ей характер послесудебной расправы. Кровная месть просуществовала до
второй половины XI века и была отменена полностью после смерти князя В Древней Руси к ворам, по сообщению арабских источников, применялась смертная казнь через повешение. В летописях тоже содержится достаточное число сведений о применении на Руси смертной казни. Следующим из наиболее тяжких видов наказания был поток и разграбление. С точки зрения многих исследователей церковь в этот период применяла и
телесные наказания, заимствованные из византийского законодательства. За убийство свободного в качестве наказания назначалась вира — штраф,
равный 40 гривнам и шедший в пользу князя. За убийство представителей
класса феодалов и приближенных князя назначалась двойная вира — 80 гривен. Одним из видов наказания была продажа — денежный штраф, шедший в доход князя и назначаемый за все виды преступлений, кроме убийства. Денежные штрафы сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье. В Уставе Ярослава содержатся указания и на собственно церковные виды
наказаний — епитимьи (отказ в причастии, наложение постов и пр.), а также
помещение в церковный дом, соединявшееся, по предположению В. О. § 4. Процессуальное право В Древнерусском государстве не было специальных органов, осуществлявших правосудие. Судили князь как глава государства, некоторые должностные лица, община, после Крещения Руси появился и церковный суд. Первоначально княжеская юрисдикция не имела широкого распространения. Постепенно происходит как внешнее, так и внутреннее расширение княжеской юрисдикции. Внутреннее — связано с увеличением круга лиц и дел, подсудных этому суду. Внешнее — с расширением территории, входящей в юрисдикцию князя. Если вначале суды были редкостью и постоянно функционировали только в крупных городах, то со временем они постепенно утверждаются на всей территории государства. На местах судебными функциями были наделены наместники и волостели. Великий князь киевский судил подвластное ему население как суд первой Некоторые наиболее серьезные дела подлежали совместному разбирательству князя и веча. По сообщению летописи к этим делам относилось обвинение княжеских агентов в должностных преступлениях. С принятием в 988 году христианства на Руси церкви передается часть
судебных полномочий. В соответствии с церковными Уставами Владимира В Уставе князя Ярослава содержатся сведения о суде, отправляемом
совместно представителями князя и митрополита. При вынесении приговоров
использовались такие формулировки: "епископу в вине, а князь казнить", Сохранился в Киевской Руси и общинный суд. Намек на его существование
в прошлом можно увидеть в ст. 15 Краткой Правды, упоминающей об изводе Процесс в Древнерусском государстве имел состязательный характер. Обе стороны, по Русской Правде, назывались истцами. Не было известно деление процесса на уголовный и гражданский. Тем не менее Русская Правда знает такие специфические досудебные процессуальные действия, присущие только уголовному процессу, как гонение следа, заклич и свод. При гонении следа преступника в прямом смысле слова отыскивали по его
следам. Это процессуальное действие осуществлял потерпевший с "чюжими
людми", выступавшими в качестве понятых. Если следы приводили к дому,
хозяин которого не мог от себя "отсочять" (отвести) след, то именно он
признавался вором. Если следы терялись на территории общины, то она должна
была либо выдать преступника, либо отвечать сама. Но если след терялся на Древнерусскому праву были известны следующие виды доказательств:
показания свидетелей, поличное, внешний вид потерпевшего, ордалии, присяга. Праву известны две категории свидетелей: видоки и послухи. Под
видоками исследователи понимают непосредственных очевидцев происшедшего, т.
е. свидетелей в современном понимании этого слова. Категория послухов —
более сложная. Под ними понимают лиц, во-первых, что-либо слышавших о
преступлении, и, во-вторых, свидетелей доброй славы, доброго имени
подозреваемого лица. О свидетелях впервые содержатся упоминания в Договоре Безусловно, одним из видов доказательств было обнаружение у лица украденного имущества, т. е. вещественные доказательства. В соответствии со ст. V Договора Руси с Греками 911 года если "пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин украденной вещи может убить его,., и возмет свое обратно". При гонении следа тоже могли быть обнаружены вещественные доказательства. Внешние признаки насилия — "знамения", выражавшиеся в наличии синяков и кровоподтеков, рассматривались в качестве бесспорных доказательств, не требующих свидетельских показаний при нанесении побоев. Известны были и такие формальные доказательства — ордалии, как испытание железом и водой, применяемые при отсутствии вещественных доказательств и свидетелей. В Русской Правде испытание водой применялось по менее значительным делам, чем испытание железом. Сама процедура испытания не описана в законодательстве, но из других источников становится ясно, что при испытании водой подозреваемого связывали и бросали в воду. Если он начинал тонуть, т. е. вода как чистая стихия принимала его, то он признавался невиновным. При испытании железом виновность определялась по степени ожога. Использование на Руси третьего вида ордалий — поля — является спорным. Одним из древнейших видов доказательств являлась рота — присяга. О
порядке принесения присяги говорят Договоры Руси с Византией. Клялись "по
закону своему", "по вере своей", давая "клятву от Бога", в которого
веровали. Язычники клялись Перуном и Волосом, "скотьим богом". Сохранился
текст присяги: "Да будем желты как золото и собственным нашим оружием
изсечены". Христиане приносили присягу целованием креста. В процессе рота
как вид доказательства применялась при тех же условиях, что и ордалии, но
по малозначительным спорам.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|