реферат, рефераты скачать
 

Древнегреческий костюм. Его влияние на костюмы последующих эпох


Древнегреческий костюм. Его влияние на костюмы последующих эпох


Министерство образования Российской Федерации

Правительство Ленинградской области

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина


Кафедра Всемирной Истории




РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Древнегреческий костюм.

 его влияние на костюмы последующих эпох.



                                                                                                  Составила:

Студентка I курса

Дневного отделения

Факультета Истории

 и Социальных наук

Алексеева Екатерина.

Проверил:

К. и. н., ст. пр. Левашко В. О.






Санкт-Петербург

г. Пушкин

2004 г.

                                                    Оглавление

Введение                                                                                   3

Глава 1. Эстетический идеал красоты.                                    6

Глава 2. Древнегреческие ткани. Их изготовление

 и оформление…………………………………………………10

Глава 3. Мужской костюм                                                      13

Одежда………………………………………………………… 13

Обувь…………………………………………………………... 16

Головные уборы……………………………………………….17

Причёски……………………………………………………….17

Украшения, аксессуары……………………………………….19

Глава 4. Женский костюм.                                                      21

Одежда…………………………………………………………21

Обувь…………………………………………………………...23

Причёски……………………………………………………….24

Головные уборы……………………………………………….25

Украшения, аксессуары………………………………………. 25

Глава 5. Влияние древнегреческой моды на костюмы

 и эстетические идеалы последующих эпох…………………29

Заключение…………………………………………………….32

Список литературы……………………………………………34

Приложение……………………………………………………35

Введение

Согласно определению, данному в словаре русского языка С. И. Ожегова, одеждой называют «совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело»[1]. И, тем не менее, несмотря на такое прозаическое определение, одежда является составной частью как материальной, так и духовной культуры любого общества. Ведь, с одной стороны, «предметы одежды созданы человеческим трудом и удовлетворяют определенные потребности; с другой – это произведения декоративно – прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека»[2].

Костюмом же специалисты называют не только собственно одежду, покрывающую тело, но также прическу, обувь, головные уборы, косметику и различные дополнения (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украшения), то есть то, что сейчас принято называть аксессуарами. «Ничто с такими тонкими нюансами не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм»[3]. С одной стороны, костюм является выразителем индивидуальной характеристики владельца, то есть по нему мы с достаточной долей вероятности можем определить возраст, пол, эстетический вкус и даже характер данного человека. С другой – костюм сам является отражением общественной жизни на данном историческом этапе и меняется в зависимости от изменения социально – экономических условий эпохи.  Такие изменения сказываются на формах и пропорциях костюма, способе его ношения, применении определенных материалов и цветовых сочетаний, характере украшений и всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами.

Поэтому, изучая костюмы той или иной страны, мы обязательно должны будем коснуться её природных и социально – экономических условий, присущего ей эстетического идеала красоты, характерных черт культуры, искусства, общего художественного стиля.

Задача этой работы - рассмотреть, насколько это возможно, все составляющие, которые входят в понятие «костюм», (то есть одежду, прически, ткани и т.д.) на примере периодов греческий архаики (VIII – VI вв. до н.э.) и классики (V – конец IV вв. до н.э.); выяснить, существовали ли какие – то общие тенденции внутри каждого периода, менялись ли они от одного периода к другому и если менялись, то каким образом и почему. Также в задачу этой работы входит определение преемственности древнегреческой моды, то есть её влияние на костюмы и эстетические идеалы последующих эпох.

Обзор литературы

Основными книгами, материалы из которых использовались в данной работе, можно назвать три следующие:

·        «История костюма» Ф. Ф. Комиссаржевского

·        «История костюма» Н. М. Каминской

·        «Культура повседневности: история костюма» М. В. Коротковой.

Первая из них, написанная театроведом, братом знаменитой актрисы ещё до революции, наиболее полно освещает тему костюма народов различных эпох. Из всех источников литературы в ней собран самый обширный фактический материал, и в других книгах зачастую встречаются материалы из книги Комиссаржевского. Наибольшее количество иллюстраций было почерпнуто из этой книги. Материалы её использовались при написании практически всех глав данной работы, особенно II, III и IV, посвящённых мужскому и женскому костюму и тканям.

В книге Н. М. Каминской также собраны обширные сведения по истории костюма от древнего мира до наших дней; но особенно большую помощь она оказала при написании первой главы, посвящённой эстетическим канонам Древней Греции, так как эти каноны и идеалы Каминская подробно рассматривает для разных эпох и народов. Глава V – о влиянии древнегреческого костюма на костюмы последующих эпох – также написана по материалам этой книги. Её отличием от остальных подобных работ как раз и является то, что история костюма у Каминской показана в развитии, то есть, рассматривается воздействие моды предшествующих эпох на последующие. Книга ценна не только своими описаниями, но и анализом причин (социальных, политических), которые приводили к формированию того или иного вида национального костюма.

Книга Коротковой просто описательная, но фактический материал в ней достаточно обширный и содержит сведения, которых не было в двух предыдущих работах (например, сведения о некоторых видах женской и мужской одежды).

В качестве дополнительных источников информации использовались следующие:

·        Статья В. Мещерякова в журнале «Знание – Сила» «Пандора в ящике, или превращение тоги». Материалы этой статьи использовались при написании I и V глав. Статья анализирует, как мода различных времён отражала политические, экономические тенденции и откликалась на конкретные события.

·        Книга П. Гиро «Быт и нравы Древней Греции». Сведения, в ней собранные, многочисленны, и хотя в них нет системы и автор не придерживается никакой хронологической последовательности, эти сведения были использованы практически во всех главах реферата, кроме пятой.

·        Была также использована «Одиссея» Гомера в качестве дополнительного источника сведений по костюму гомеровской эпохи (XI – IX вв. до н.э.) (хотя Гомер описывал события гораздо более отдалённые, но все приметы быта он брал из своего времени). Несмотря на то, что данная эпоха не входит в хронологические рамки этой работы, но она интересна как непосредственно предшествующая архаическому периоду. Материалы «Одиссеи» использованы во всех главах, кроме последней.

Глава 1. Эстетический идеал красоты.

Мы порой не замечаем, насколько сильно в европейской традиции влияние Древней Греции. К какой бы сфере человеческой деятельности мы ни обратились, практически везде, как оказывается, мы пользуемся выводами, сделанными древнегреческими учеными, художниками, архитекторами, историками, политиками, жившими более двух тысяч лет назад. Величайшим изобретением древнегреческих зодчих явился ордер, который вплоть до середины 19 века лежал в основе всей европейской архитектуры.

Ордер – это порядок, логика, ясность, разумность и соразмерность отдельных частей и целого здания. Порядок для греков ассоциировался с красотой и гармонией. А высочайшим примером красоты и гармонии для греков было человеческое тело, поэтому все три ордера ему и уподоблялись: самый древний – дорический – мужскому, сильному, атлетическому; более поздний ионический – женскому, более стройному и изящному; коринфский – прекрасному и юному телу молодой девушки[4]. Названия «дорический» и «ионический» закрепились у специалистов и за названиями составляющих древнегреческого костюма: более ранние, периода архаики, называют дорическими, а одежду более позднего периода – ионической.

Так же, как и все греческое искусство, античные представления о красоте во многом остаются для нас нормой и образцом для подражания. «Впервые в истории человечества в основе эстетического идеала красоты человека лежит гармония тела и духа. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны обязательно сочетаться с физической красотой и сильным тренированным телом»[5]. «Прекрасное, развитое тело у греков являлось важным элементом  костюма[6]. Одежда должна была не столько скрывать, сколько подчеркивать физическое сложение.

Прекрасной физической форме греков способствовала их система физического воспитания. Так, в Афинах, с 14 лет гимнастика становилась для юношей предметом серьезных занятий. Специальные учителя – педотрибы – обучали их борьбе, бегу на разные дистанции (причем бегали по песку, чтобы увеличить нагрузку), метанию диска и копья[7]. Упражнялись также в бросании обруча, играли в мяч, обучались верховой езде. По достижении совершеннолетия, которое для афинского юноши наступало в 18 лет, он должен был еще 2 года нести нечто вроде службы в эфебии – образовательном заведении для богатой и знатной молодежи, где одними из основных занятий были опять-таки телесные упражнения: среди учителей эфебии был гипломах – учитель фехтования; аконист – обучавший метанию дротика; афет – обучавший обращению с метательными машинами и токсот – обучавший стрельбе из лука[8]. Поэтому неудивительно, что идеальным мужским у греков считалось мускулистое и в то же время стройное пропорциональное тело. Это видно и на примере ранних архаических статуй куросов (от греч. «курос» - юноша), изображающих обнаженных юношей – атлетов. Фигуры эти еще лишены свободного пластического объема, но у них подчеркнуто широкие плечи, тонкие талии, мощные ноги. А в классические времена пропорциям человеческой фигуры уделялось особо много внимания в трудах мыслителей и скульпторов. Так, знаменитый аргосский скульптор Поликлет, живший в V в. до н. э., прославился статуями атлетов, при создании которых он пользовался сложными расчетами, как при создании ордерных храмов. Итог своим теоретическим изысканиям Поликлет подвел в трактате «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры. За единицу измерения была принята длина тела человека; голова составляет одну седьмую её часть, лицо и кисть руки – одну десятую и т. д.

Женские скульптурные образы также отражают идеал здоровой, физически совершенной личности. Например, скульптура богини – охотницы Артемиды IV в. до н. э., представляет нам стройную, высокую, с длинными, прекрасной формы ногами девушку. Афродита, созданная Праксителем для жителей острова Книд (Афродита Книдская) – идеальный образ женственности с мягкими, плавными изгибами совершенного тела.

Эллины и в самом деле были красивы. Об этом говорят не только скульптурные изображения богов и героев, которые, несмотря  на всю их идеальность, наверняка являются собирательным отражением реально существовавших людей. Чужеземцы также охотно признавали за ними это качество. Адамантиос, врач, живший в Александрии в начале V в. до н. э., писал об эллинах: «Они…высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы с рыжеватым отливом, прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом…из всех народов у греков самые красивые глаза»[9].

По описаниям героев древнегреческих литературных произведений действительно можно судить о том, что идеальным у греков считался светлый колорит – золотистые волосы, белая кожа, голубые глаза. В гомеровской «Одиссее» мы постоянно встречаемся с эпитетом «светлый»: Афина Паллада именуется «светлоокой Зевесовой дочью»[10]; Телемах, сын Одиссея, выходит из спальни «подошвы красивые к светлым ногам привязавши»[11]; когда он прибывает в «царственный град Лакедемон» (Спарту), его там встречает «царь Менелай златовласый»[12]. Одиссей томится в плену на острове у «светлокудрявой нимфы Калипсо»[13], а затем попадает на Схерию, остров, населенный мифическими феакийцами, где встречается с «белокурой царевной» Навсикаей[14].


Вывод:  в Древней Греции впервые в истории человечества формируется сознание ценности и красоты человеческой личности. Нравственные качества человека неотделимы от его физического совершенства. Уже в архаический период вырабатывается образ тренированного, здорового человека (куросы). В классический период, по мере дальнейшего осознания значения личности гражданина, физическое здоровье становится предметом культа, а тренированное пропорциональное тело – одним из элементов костюма древних греков.

Глава 2. Древнегреческие ткани, их изготовление и оформление

 

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Их ткали ручным способом, на вертикальном станке шириною до двух метров. (Рис.1). Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии, все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, но искуснейшей среди всех считалась богиня мудрости и покровительница ремесел Афина. Общеизвестен миф о том, как она победила одну из лучших ткачих Греции Арахну и в наказание за то, что гордая гречанка посмела бросить вызов богине, превратила её в паука[15]. В Одиссее прекрасная царица Елена, супруга Менелая, прядет пурпурную шерсть, лежащую в серебряном ларце, держа в руках золотое веретено[16]. Телемах, делая замечание своей матери Пенелопе, отсылает её заниматься «как должно, порядком хозяйства, пряжей, тканьем»[17]. Таким образом, прядение и ткачество было одним из основных занятий древнегреческой женщины, причем в обязанности жен, как пишет древнегреческий историк Ксенофонт в своем «Домострое», входило и обучение рабынь прясть и ткать шерсть[18].  Только в Спарте, согласно Платону, замужняя женщина не занималась ни прядением, ни ткачеством, т.к. эти занятия предоставлялись невольницам[19].

При прядении употреблялась короткая пряслица из легкого тростника. Держа её в левой руке, пряха наматывала сученую нитку на металлическое веретено. Запас хорошей расчесанной шерсти она имела под рукой, в корзинке. Вышивали, судя по рисункам на вазах, на пяльцах. При тканье на станке основа его находилась в отвесном, а не горизонтальном положении, вследствие чего ткущая женщина должна была, перебрасывая челнок, ходить от одного конца станка к другому[20].

Волокнистый состав греческих тканей – это шерсть и лён. Существует также предположение, что на острове Кос и в Лидии ткали тончайшие шелковые ткани[21], однако предположение это относится к концу IV в. до н.э. Хлопка греки не знали, впервые увидев его в Индии во время похода Александра Македонского. Они были восхищены мастерством индусов, изготовляющих ткани из «шерсти, добытой из орехов» (так они называли хлопок).

Цвета и рисунки тканей менялись с течением времени. Так, в период архаики были модны ткани со сложными, разноцветными рисунками, получавшимися или тканьем разноцветными нитями, или вышиванием по основному фону. Рисунок на тканях в этот период обычно изображал звезды, листья, цветы, реальных или фантастических животных, иногда фигуры богов и богинь, охотничьи сцены и битвы. Очевидно, эта мода сохранялась еще с гомеровских времен, т.к. в Одиссее есть эпизод, когда Елена хочет подарить Телемаху одежду для его будущей жены и подходит к сундукам, где «лежало множество пестрых, узорчатых платьев её рукоделья». Там она выбирает самое лучшее, «шитьем богатейшее, блеском как солнце яркое»[22].

Однако в классический период ткани с рисунками были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями, украшенными по кайме орнаментом. Одежду белого цвета носили только аристократы; сельские жители и городская беднота – зеленую, серую и коричневую; а черный, темно – зеленый и серые цвета означали траур и печаль[23]. Орнамент выполнялся с помощью вышивки, аппликации или раскраски и носил геометрический или растительный характер[24]. (Рис.2). Излюбленным орнаментом в классический период был меандр – ломаная или кривая линия с завитками.

Главнейшим свойством тканей, как в ранний, так и в классический периоды, была их тонкость, мягкость, благодаря которой они могли собираться в различные складки и свободно обертываться вокруг тела, т. е драпироваться. Драпировка составляла основу древнегреческого костюма, т.к, с одной стороны, предоставляла свободу движений, а с другой – прекрасно выявляла осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции – словом, все то, что  в Греции являлось предметом культа.

«Драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую цельность фигуре. Складки, в свою очередь, аккомпанируя движению тела, свисают с рук. Окутывая округлости, и плавно обволакивают статичное тело. Застывшие в мгновении покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом или малом напряжении его»[25]. Расположение и форма складок как бы перекликались с каннелюрами (желобками) дорических колонн. «Словно струящиеся, возносятся к небу колонны античных храмов, и так же ритмично ниспадают складки греческого гиматия, делающие даже толстяка выше и стройнее»[26].


Вывод: волокнистый состав древнегреческих тканей – шерсть и лён – не менялся на протяжении архаического и классического периодов. Цвета и рисунки тканей менялись с течением времени: от пёстрых, разноцветных в гомеровский и архаический периоды до строгих одноцветных, украшенных лишь орнаментом по кайме в классический.

Глава 3. Мужской костюм.

Одежда

Согласно классификации специалистов, по своей конструкции костюмы всех эпох делятся на 3 типа: костюм драпированный,  то есть состоящий из обернутого вокруг тела куска ткани, скрепленного непосредственно на фигуре; костюм накладной, то есть надеваемый через голову, как бы «наложенный» на плечи, и костюм распашной, то есть имеющий спереди сверху донизу разрез[27].

Одежда древних греков была драпированной, т.е такой, которая не стесняла свободы тела и при желании могла быть сброшена моментально. В соответствии с нашими представлениями, одежда греческих мужчин состояла из двух частей, нижней и верхней – хитона и гиматия.

Хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища. На плечах его скрепляли двумя пряжками - фибулами или сшивали, а с другого края либо сшивали, либо оставляли открытым. (Рис. 3). В талии его подбирали с помощью пояса, и материя свободно свисала, образуя мягкие складки. Внизу по краю хитон обязательно подшивался с цветной полосой. Неподшитый низ обозначал либо траур, либо рабство[28].

Для большей свободы движений во время гимнастических или военных упражнений пряжку на левом плече отстегивали. Воины обязательно  надевали хитон под свои доспехи. Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона (эксомиса), или набедренной повязки[29]. Эксомис имел лишь одно отверстие для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным. (Рис.4).

Покрой и длина хитона были различны в разное время и в разных частях Древней Греции. Более ранний, дорический шерстяной хитон, был прост и оставлял руки человека открытыми и свободными. Его носили на материковой Греции. Ионический льняной хитон появился позднее. Он был значительно более широким и скреплялся фибулами в нескольких местах вдоль руки, образуя как бы рукава[30]. Носили его в греческих колониях малой Азии. Что касается длины, то в литературе приводятся различные сведения. Так, Комиссаржевский утверждает, что «длинный хитон мужчины, исключая ионян, не носили до 3 века РХ»[31]. А в книге Коротковой говорится, что «сначала у греков был распространен длинный хитон, но после греко – персидских войн его заменил короткий, доходящий только до колен»[32].

Самой распространенной верхней одеждой был гиматий. Он представлял собой плащ четырехугольной формы. Размеры его и состав ткани менялись в разные периоды. В «Одиссее» говорится, что Одиссей «в мантию (т.е гиматий. - Е. А.) был шерстяную, пурпурного цвета, двойную… облечён»[33]. В период архаики предпочтение также отдавалось шерстяным тканям, и лишь позднее появились гиматии из смешанной из льна с шерстью ткани. Размеры также менялись, поэтому в литературе приводятся различные данные: это и 1,7Х4 м.[34]; 1,8Х2,9 м[35].; 1,5Х4 м[36]. Различными были и способы драпировки. Вот два из них.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.