| |||||
МЕНЮ
| Древнегреческий костюм. Его влияние на костюмы последующих эпохПри такой страсти к украшениям и к собственной внешности вообще гречанки не могли, конечно, обойтись без зеркал. Употреблялись тогда только ручные зеркала, делавшиеся из куска полированного металла – бронзы округлой формы. Выпуклая сторона такого зеркала хорошо отражала предметы, а вогнутая украшалась узорами. Зеркала имели ручки в виде статуэток на узкой подставке (чаще всего представлявших богиню любви и красоты Афродиту). Такие подставки давали возможность ставить зеркало на стол[86]. С помощью таких зеркал греческие женщины расписывали свои щёки румянами, подкрашивали брови и ресницы. Косметические средства очень почитались гречанками – само слово «косметика» имеет греческое происхождение. Обычай этот, не одобрявшийся мужьями, сообщал лицам греческих женщин и девушек ту свежесть, которой им недоставало вследствие постоянного затворничества[87]. Чтобы подчеркнуть белизну кожи, употребляли белила. Румянец получали с помощью киновари, добывавшейся из морского мха. Брови подкрашивали сажей или толчёной сурьмой, места под глазами красили красноватой краской. Ресницы темнили и закрепляли специальной смесью. Для осуществления всех этих косметических процедур у греческой женщины имелись специальные палочки из свинцового сурика, с помощью которых накладывалась косметика. В изобилии употреблялись гречанками (равно как и греческими мужчинами) благовонные мази и масла – нардовые (из корней одноимённого растения), розовые, шафрановые, косатиковые, майоранные и т. п. Стоили они очень дорого; приготовлением их славились Делос, Коринф, Родос, Телос[88]. Хранились духи и прочие средства в специальных ящичках – шкатулках. Однако большинство мужей ценили в своих жёнах красоту естественную и порицали их за использование искусственных средств. Ксенофонт в «Домострое» советует жёнам больше двигаться по дому, «чтобы приобрести и сохранить ту единственно прочную и естественную красоту, которая вытекает из здоровья»[89]. Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер. Зонтики были складные, похожие на наши; носили их или сами дамы, или их служанки. Веера имели вид раскрашенных листьев или изготавливались из павлиньих перьев[90]. Вывод: формы женской одежды менялись даже в пределах одного периода. Так, пышные, сложные, гофрированные хитоны ранней архаики в её последние годы сменяются строгими дорийскими уборами. Их носят и в начале классического периода, а затем они сменяются широкими тонкими обильно драпирующимися ионическими хитонами. Длина одежды большей частью зависела от возраста – чем старше была женщина, тем длиннее были её одежды. Причёски также менялись – сперва свободно лежащие распущенные волосы в классический период стали поднимать и убирать в строгий узел. Глава 5. Влияние древнегреческой моды на костюмы и эстетические идеалы последующих эпох. Прямая и строгая красота античных форм архитектуры, искусства, костюма часто привлекали внимание людей, заставляли вновь и вновь воссоздавать их величие и простоту. Живописно-пластические драпировки древних греков служили источником вдохновения многим народам. Первым из тех, кто испытал на себе влияние греческих традиций, был Рим. Во II в. до н.э. произошло завоевание Греции Римом, и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции. Это касается и римского костюма: греческая мода сказалась на линейно-ритмическом его решении, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей[91]. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лён. В основе римского мужского костюма лежали два вида одежды: нижняя – туника и верхняя – тога. По своему назначению они сходны с греческими хитоном и гиматием, но их конструктивное решение различно. Хитон – драпированная одежда, которую обёртывали вокруг тела; туника же была накладной, то есть сперва её сшивали, а затем надевали через голову. Способы драпировки гиматия и тоги также различались. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринуждённо драпировался на фигуре, подчёркивая пластику тела, громоздкая и тяжёлая тога создавала образ величественного и малоподвижного человека[92]. Вместо тоги римлянин мог носить лёгкий плащ – палудаментум, очень похожий на греческую хламиду. Как и его греческий прототип, палудаментум набрасывали на спину и левое плечо, скрепляя фибулой на правом. Женская одежда также состояла из двух видов – нижней туники и верхней – паллы, также напоминающей по форме греческую калиптру. Однако постепенно влияние греческой моды начинает ослабевать. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Использование таких плотных и тяжёлых тканей приводит к постепенному переходу от драпированной формы одежды к накладной, футлярообразной; простая гармоничная причёска римлянок, сохранявшая греческие традиции, в это время сменяется высокой на веерообразном каркасе[93]. Но греческая мода не ушла в небытие. Греческий плащ – хламида, превращённый в Риме в палудаментум, возродился впоследствии в пурпурной мантии королей. Пурпурный палудаментум был символом византийских императоров в период раннего средневековья (VI-XII вв.). Женская византийская накидка мафорий очень напоминает гиматий. Тунику, возникшую из греческого хитона, европейская знать также носила вплоть до XII в. н.э. Но настоящий триумф древнегреческая мода переживает в конце XVIII – начале XIX вв. После Великой Французской буржуазной революции умами овладевают идеи античности, из арсенала которой черпаются как государственные установления, так и эстетические идеалы. В альманахе для любителей искусства «Старые годы» в 1908 г. говорилось: «После Великой Французской революции…люди стремились сделать костюм более свободным, соответствующим незыблемым принципам греческой красоты. А эти принципы учат, что всякая изящная одежда должна прежде всего давать чувствовать прекрасную гармонию человеческого тела, и что эстетика костюма предписывает строгое единство тона, придающее ему величавую простоту[94]. Женщины надевают тонкие муслиновые или батистовые платья без отделки и украшений на трико или прямо на обнажённое тело. Мягкий лиф с глубоким вырезом, плавно ниспадающая, заложенная сзади встречными складками юбка, цвет, колорит и фактура ткани напоминают античный костюм. Роль калиптры выполняют тончайшие индийские кашемировые шали. В холодное время года французские красавицы пытались обходиться без теплой верхней одежды, заменяя её шалями или маленькой короткой курточкой спенсер, заимствованной из английского костюма. Головные уборы и обувь также подражали античной форме – обручи, сетки, диадемы, бархатные и шелковые ленты поддерживали причёски с классическим греческим узлом, а туфли – плоские на низком каблуке со шнуровкой из лент – оплетали ногу наподобие греческих сандалий[95]. Вывод: строгость, простота, изысканная гармония древнегреческого костюма оказались приспособленными на многие века, хотя каждая эпоха привносила и своё: определённую цветовую гамму, манеру ношения, состав тканей, что позволило создавать новые формы, обогащённые связью с традицией. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В этой работе была рассмотрена история древнегреческого костюма на протяжении двух периодов: архаики (VIII – VI вв. до н.э) и классики (V – IV вв. до н.э.). Как дополнительные, приводятся сведения по гомеровскому периоду (XI – IX вв. до н.э.), хотя они и невелики. Было выяснено, что как женский, так и мужской костюмы значительно менялись от одного периода к другому. Причём менялась не просто мода (модой называют «кратковременное господство определённых форм»[96], а менялся стиль («устойчивая общность системы средств и приёмов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания в искусстве»[97]. Архаическая пестрота, многоцветие тканей, сложные одеяния, длинные волосы сменяются строгими одноцветными материями, изысканными драпировками, простыми гармоничными причёсками, то есть всем тем, что мы сейчас называем «классической простотой». Греки издавна поддерживали контакты с восточным миром. Достаточно взглянуть на лица ранних греческих статуй-куросов, чтобы понять всю глубину восточных корней архаической Греции. Характерный разрез глаз, милостивая улыбка Будды на губах – весь облик куроса являет собой древневосточного бога, закрытого для человеческой мольбы[98]. Поэтому и длинные волосы, и длинные одежды делали знатных эллинов похожими на египетских или ассирийских вельмож. Переломным моментом явились греко – персидские войны, длившиеся более пятидесяти лет (500 – 449 гг. до н.э.). Изменение стиля в костюме было отражением общественных сдвигов в Греции. И, уходя от восточной вычурности в искусстве и в костюме, греки подчёркивали разрыв связей с восточным – деспотическим - миром, подавлявшим в человеке личность; патриотизм, значимость демократического строя для греческого общества и самобытность своей культуры. Впервые в мировой истории человек начал оценивать себя как личность. Конечно, невозможно установить прямую и непосредственную связь между природными или социально-экономическими условиями периода и формой или цветом костюма. Связь эта очень опосредована, многими тонкими, порой неуловимыми факторами переплетаются эти факторы, выливаясь в конечном счёте в удивительное соответствие[99]. Также в этой работе было показано, что древнегреческий костюм оказывал влияние на костюмы последующих веков вплоть до 19 в. Изысканная гармония древнегреческих драпировок долгое время привлекала людей, хотя каждая новая эпоха и вносила свои изменения.И сейчас, хотя мы не носим хитонов, гиматиев, пеплосов, но в нашем лексиконе остались такие понятия как «греческие сандалии», «греческий узел» (в причёске), - причём не только в лексиконе, но и в нашей повседневной жизни. А самое главное, - основные требования к современному костюму – «целесообразность, удобство, практичность»[100] – в полной мере можно отнести и к классическому костюму Древней Греции в качестве основных его признаков.
Список литературы 1. П. Гиро. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2001 г. 2. Гомер. Т.2. Одиссея. - Москва, 2003 г. 3. Н. М. Каминская. История костюма. – Москва, 1977 г. 4. Ф. Ф. Комиссаржевский. История костюма. – Минск, 1998 г. 5. М. В. Короткова. Культура повседневности: История костюма. – Москва, 2002 г. 6. В. Мещеряков. Пандора в ящике, или превращения тоги.// Знание – сила. 1971г. №11. 7. Энциклопедия. Искусство. Т.2. - Москва, 1998 г.
[1] В. Мещеряков. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание – Сила. 1971 г. № 11. Стр. 60. [2] Н. М. Каминская. История костюма. – М., 1977 г. Стр.3 [3] С. М. Темерин. Русское прикладное искусство. Очерки. М., 1960 г. Стр. 135. [4] Энциклопедия. Искусство. Т.2. М., 2002 г. Стр. 108. [5] Камннская Н. М. История костюма. М., 1977 г. Стр.12. [6] Мещеряков В.. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание – Сила. 1971 г. №11. Стр. 60. [7] Гиро П. Быт и нравы древних греков. - Смоленск, 2002 г. Стр. 65. [8] Там же. Стр. 75. [9] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002 г. Стр. 5. [10] Гомер. Т.2. Одиссея. – Москва, 2003 г. I, стр. 22 [11] Там же. II, стр. 34 [12] Там же. IV, стр. 66. [13] Там же. V, стр. 86. [14] Там же. VI, стр.101. [15] Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1957 г. Стр. 45-46. [16] Гомер. Т.2. Одиссея. – М., 2003 г. IV, стр. 64. [17] Там же. V, стр. 86. [18] Гиро П. Быт и нравы Древней Греции. – Смоленск, 2002 г. Стр. 36 [19] Там же. Стр. 36. [20] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 61. [21] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 16. [22] Гомер. Т.2. Одиссея. – М., 2003 г. XV, стр. 233. [23] Андреева Л. Ю., Богомолов Г. И. История костюма: Эпоха. Стиль. Мода. – Спб, 2001 г. Стр. 16. [24] Каминская Н. М. История костюма. М., 1977 г. Стр. 15. [25] Захаржевская Р. Костюм для сцены. – М., 1973 г. Стр. 37. [26] Мещеряков В. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание – Сила. 1971 г. № 11. Стр. 60. [27] Мещеряков В. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание – Сила. 1971 г. № 11. Стр. 60. [28] Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. - М., 2002 г. Стр. 22. [29] Гиро П. Быт и нравы древних греков. - Смоленск, 2002 г. Стр. 99. [30] Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 23. [31] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. - Минск, 1998 г. Стр. 61. [32] Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 23. [33] Гомер. Т. 2. Одиссея. – М., 2003 г. XIX, стр. 296. [34] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 17. [35] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 23. [36] Мещеряков В. Пандора в ящике, или превращения тоги.//Знание – Сиоа. 1971 г. № 11. Стр. 60. [37] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 17. [38] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 23. [39] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 14. [40] Там же. Стр. 17. [41] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смленск, 2002 г. Стр.99. [42] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 66. [43] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 24. [44] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 83. [45] Там же. Стр. 84. [46] Там же. Стр. 86. [47] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 25. [48] Там же. [49] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 78. [50] Гомер. Т. 2. Одиссея. – М., 2003 г. I, стр. 23. [51] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002 г. Стр. 105. [52] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 24. [53] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002 г. Стр. 106. [54] Там же. Стр. 104. [55] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 86. [56] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 26. [57] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 87. [58] Там же. Стр. 88. [59] Гомер. Т.2. Одиссея. – М., 2003 г. XIX, стр. 296. [60] Там же. XXIV, стр. 363. [61] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 91. [62] Энциклопедия. Искусство. Т.2. – М., 1998 г. Стр. 112. [63] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 17. [64] Там же. [65] Ефремов И. Таис Афинская.//Молодая гвардия. 1972 г. №7. Стр. 22-23. [66] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 27. [67] Там же. Стр. 28. [68] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 18. [69] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002 г. Стр. 272. [70] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 28. [71] Комиссаржевский Ф. Ф. История Костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 84. [72] Там же. [73] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002 г. Стр. 110. [74] Там же. Стр. 104-105. [75] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 18. [76] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002 г. Стр. 106. [77] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 29. [78] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 90. [79] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 29. [80] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1997 г. Стр. 18. [81] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 79. [82] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1997 г. Стр. 18. [83] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 87. [84] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 18. [85] Короткова М. Е. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002 г. Стр. 29 [86] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 90. [87] Там же. [88] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 90. [89] Гиро П. Быт и нравы древних греков. – Смоленск, 2002. Стр. 38. [90] Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. – Минск, 1998 г. Стр. 91. [91] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 21. [92] Там же. Стр. 24. [93] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1997 г. Стр. 19. [94] Там же. Стр. 67. [95] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1997 г. Стр. 67. [96] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр. 4. [97] Там же. [98] Энциклопедия. Искусство. – М., 1998 г. Стр. 110. [99] Каминская Н. М. История костюма. – М., 1977 г. Стр.5. [100] Там же. Стр. 121. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|