реферат, рефераты скачать
 

Аудит дочерних обществ и организаций


Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую де­ятельность, носят вспомогательный характер и основная их цель — помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рацио­нальных способов организации

 аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются в каждой аудиторской организации самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к ауди­торской проверке в данной аудиторской организации.



Раздел II. Особенности при проведении аудита дочерних обществ и организаций


2.1 Дочерние общества


Прежде чем перейти к особенностям проверке дочерних обществ  (организаций) давайте уточним, что же является дочерним обществом, каковы его особенности в сравне­нии со "статусом" других экономических субъектов.

Согласно ст. 105 I части ГК РФ :

1. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преоб­ладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет воз­можность определять решения, принимаемые таким обществом.

2. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

3. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причи­ненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.



Из статьи следует что,

Во-первых. Отношения основного общества (товарищества) и дочернего ха­рактеризу­ются тем, что первое из них имеет возможность определять решения, принимаемые вторым, и таким образом влиять на его дея­тельность. В качестве основного может высту­пать любое хозяйствен­ное общество (акционерное, общество с ограниченной ответствен­но­стью), а также товарищество — полное и на вере. Дочерними могут быть хозяйственные общества различных видов.

Отношения по схеме "основное — дочернее общество" склады­ваются ввиду:

a)   преобладающего участия основного общества (това­рищества) в уставном капитале дочернего. Минимальный размер уча­стия, необходимый для установления таких отноше­ний, законом не определен. Это может быть пакет акций (доля в уставном капитале), и не являющийся контрольным в общепринятом понимании (более 50%), но достаточный для оказания определяющего воздействия на принятие решений дочерним обществом в связи со значительной раздробленностью пакетов остальных акций (долей);

b)  договора, заключенного между обществами и дающего право одному из них определять решения, принимаемые другим;

c)   других обстоятельств, позволяющих влиять на принятие соответствующих решений. Оценка наличия указанной связи между обществами должна осуществляться исходя из реальной ситуации.

Во-вторых. Дочернее общество не несет ответственности по долгам основ­ного. В то же время основное общество (товарищество), имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к ответственности по его обязательствам (долгам): к соли­дарной с дочер­ним обществом — по сделкам, заключенным во исполнение таких указаний; к субсидиарной ответственности — в случае несостоятель­ности (банкротства) дочернего общества, наступившей по вине основного. Кроме того, участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных дочернему по его вине, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах. Закон об акционерных обществах не делает исключений из этой нормы. Требования о возмещении убытков могут заявляться акционерами путем предъявления соответствующих судеб­ных исков в интересах общества. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 4/8 обращено внимание на то, что при решении вопро­са о наличии вины основного обще­ства в наступлении несостоятель­ности (банкротства) дочернего либо в причинении ему убытков судам следует руководствоваться ст. 401 ГК (п. 12 постановления).

Таким образом, в силу специфики той или иной организации (общества), находящейся на "положении" дочерней, вытекает ряд моментов, на которые, на мой взгляд, необходимо в первую очередь обратить особое внимание при аудиторской проверке; следовательно должны быть рассмотрены соответствующие этим моментам разделы аудита.

·   Отношения по схеме "основное - дочернее общество":

- участие основного общества в уставном капитале дочернего (долевое участие,   вла­дение акциями);

- договор, определяющий эти отношения;

- другие обстоятельства

·   Ответственность дочернего общества

·   Отчетность

 

 

 

 

2.2 Основные разделы аудита


Поскольку дочернее общество, кроме как по существованию определенной зависимости и все, что с ней связано, от основной организации практически ничем не отличается от дру­гих экономических субъектов, то следует обратить внимание на те разделы аудита, которые и проверяют наличие, законность и “правильность” осуществления такой зависимости, а также расчеты (взаимодействие) с основным обществом.

Такими разделами, по моему мнению, должны быть:

1.Аудит учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с учредителями

2.Аудит расчетов

3.Проверка достоверности бухгалтерской отчетности

Подробная проверка учредительных документов, позволит во-первых, выявить истин­ный статус дочернего общества, соответствие действующему законодательству (например ст.105 ГК РФ), во-вторых выявит участие основного общества в делах дочернего.

В контексте темы курсовой работы: при проверке должно быть выяснено: определено ли  положение проверяемого субъекта как дочернее в учредительных документах с начала регистрации, либо это было сделано позже - в изменениях к учредительным документам, либо данное положение вообще отсутствует или определено отдельным договором между обществами, возможно договором о совместной деятельности.

Соответственно должен быть рассмотрен порядок учета и образования уставного капитала и расчетов с учредителями. Если отношения определяются преобладающим участием основного общества в  уставном капитале дочернего, то, в зависимости от организационно-правовой формы, это может быть пакет акций, денежные или имуществен­ные средства, в том числе, возможно, нематериальные активы. Все это требует особенно тщательной проверке расчетов с учредителями.

Если, как уже говорилось отношения “основное- дочернее” строятся на основе договора (это может быть договор о совместной деятельности), необходимо проверить этот договор на соответствие законодательству, обратить внимание на условия договора, порядок обра­зования и распределения прибыли и т.д. , что может быть рассмотрено в аудите расчетов по совместной деятельности.

Наконец, необходимо напомнить, что в случае, если основное общество является АО, а оно, как известно подлежит обязательному аудиту, то помимо собственного бухгалтерского отчета, составляется также сводная бухгалтерская отчетность, состоящая из отчетности до­черних и зависимых обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами. (см. ПБУ и отчетности в РФ от 26.12.94 № 170).

Вследствие этого, помимо обязательного аудита для основного общества, включающего аудит бухгалтерской отчетности, особое значение приобретает достоверность бухгалтерской отчетности дочернего общества.

Подробно о необходимости представления отчетности дочернего общества в составе бухгалтерской отчетности основного общества будет сказано позже.

 

 

2.3 Аудит учредительных документов

 

Аудит учредительных документов заключается в тщательной проверке юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с дейст­вующим зако­нодательством.

¨   Для проверки используются следующие основные документы:

· Устав экономического субъекта.

· Учредительный договор.

· Патент для субъектов малого предпринимательства.

· Протоколы собраний учредителей.

· Свидетельство о государственной регистрации.

· Свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ Для экономических субъектов с участием иностранного капитала.

· Документы, связанные с приватизацией и акционированием предприятий, находив­шихся в собственности государства, субъек­тов Федерации, общественных организаций, колхозов и т.д.

· Документы, подтверждающие права собственности учре­дителей на имущество, вно­симое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных или муниципальных предприятий.

· Свидетельства о регистрации в органах статистики, Госу­дарственной налоговой ин­спекции, Пенсионном фонде, в Фонде занятости, Фонде социального страхования, Фонде обя­зательного медицинского страхования, в экологических фондах.

· Договор на банковское обслуживание.

· Зарегистрированные изменения к учредительным доку­ментам.

· Проспект эмиссии.

· Реестр акционеров для акционерных обществ.

· Выписки из протоколов годового собрания акционеров.

· Выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей.

· Выписки решений совета директоров.

· Приказы и распоряжения исполнительной дирекции.

· Лицензии и разрешения на определенные виды деятель­ности.

· Переписка с учредителями и акционерами.

· Журналы регистрации выдачи доверенностей и полномо­чий при регистрации, пере­регистрации, ликвидации, реорганизации и т.п. действий другим лицам (помимо руководителя) экономического субъекта.

· Внутренние положения.

· Документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал в де­нежной, натуральной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества, представ­ленного в натураль­ной форме, в качестве взноса в уставный капитал и т.д.).

· Методики оценки вносимых долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах.

· Отчетность за начальный период деятельности экономи­ческого субъекта после государственной регистрации.

· Годовая отчетность.

· Отчетность на дату ликвидации или реорганизации эко­номического субъекта.

¨   При проверке необходимо установить:

· Структуру управления экономическим субъектом и пол­номочия руководителей всех уровней при принятии соответст­вующих управленческих решений.

· Своевременно ли внесены изменения в учредительные документы (если они были).

· Виды деятельности экономического субъекта.

· Учредителей экономического субъекта.

·   Следует проверить, нет ли в числе учредителей юридических лиц с неликвидным ба­лансом или объявленных несостоятельными (банкротами).

Для дочерних обществ это имеет особое значение, поскольку хотя оно и не отвечает по долгам основного общества, признание несостоятельности последнего влечет потерю контроля над дочерним.

· Размер уставного капитала и доли каждого учредителя.

· Адекватность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах. Необходимо изучить также источники взносов учредителей в уставной капитал, имея в виду, что такими источниками могут быть только собственные средства. Запрещается направлять в уставный капитал бюджетные средства, средства кредитов и займов, а также средства политических и общественных организаций.

· В случае, если основное общество имеет вклад в у. к. дочернего общества, следует проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставной капитал, а также совместную деятельность, если они имеют место быть.

· Своевременно ли учредители внесли свои доли в устав­ный капитал.

· В каком размере и виде учредители внесли свои доли в уставный капитал.

· Правильность оформления документов по взносам в ус­тавный капитал.

· Организационно-правовую форму экономического субъ­екта (акционерное общество, общество с ограниченной ответ­ственностью и т.д.).

· Является ли проверяемый экономический субъект субъек­том малого предпринимательства.

· Предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэконо­мической деятельности.

· Счета, которые имеет право открывать экономический субъект в учреждениях банков.

· Предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов.

· Имеет ли право экономический субъект создавать на тер­ритории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные под­разделения, выделенные на самостоятельный баланс.

· Наличие лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензирова­нию в соответствии с действующим законодательством.

· Необходимо помнить, что отдельные виды деятельности требуют гос. регистарци или лицензирования. Если на такие виды деятельности у организации нет лицензиии (разрешения), то проведенные операции по указанным видам деятельности считаются незаконными.

· Порядок распределения прибыли, оставшейся в распоря­жении экономического субъ­екта по итогам года после уплаты обязательных платежей.

· Правильность исчисления доходов учредителей и акцио­неров и удержания налога на доходы.

· Правильность оформления бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по формированию устав­ного капитала.

· Соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 "Расчеты с учреди­телями" и 85 "Уставный капитал".

Эти данные потребуются аудитору при проверке других участ­ков и операций бухгалтерского учета экономического субъекта.

2.4 Проверка формирования уставного капитала

 

Уставный капитал входит в состав собственного капитала экономического субъекта и определяет минимальный размер имущества экономического субъекта, гарантирующего интересы его кредиторов.

Аудитору необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1.В бухгалтерском учете отражается величина уставного ка­питала, зарегистрированная в учредительных документах эко­номических субъектов, как совокупность вкладов (долей, пае­вых взносов учредителей (участников), акций по номинальной стоимости (для акцио­нерных обществ)) в денежной, натураль­ной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг.

При учреждении акционерного общества все его акции должны быть размещены среди учредителей. Акции могут быть обыкновенными, а также привилегированными. Номиналь­ная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала. Все акции общества явля­ются именными.

2.Минимальный уставный капитал открытого акционер­ного общества должен состав­лять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату регистрации общества, а закры­того — не менее стократной суммы минимального размера оп­латы труда.

3.Уставный капитал и фактическая, задолженность учреди­телей (участников) по вкла­дам (взносам) в уставный капитал учитываются и отражаются в отчетности отдельно.

4.Акции общества при его учреждении должны быть пол­ностью оплачены в течение срока, определенного уставом об­щества, при этом не менее 50% уставного капитала обще­ства должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а ос­тавшаяся часть — в течение года с момента его регистрации.

5.Дополнительные акции общества должны быть оплачены в течение срока, опреде­ленного в соответствии с решением об их размещении, но не позднее одного года с момента их при­обретения (размещения).

6.Оплата акций и иных ценных бумаг акционерного обще­ства может осуществляться деньгами, ценными бумагами, дру­гими вещами или имущественными правами либо иными пра­вами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций об­щества при его учреждении определяется договором о создании общества или уставом общества, а дополнительных ак­ций и иных ценных бумаг — решением об их размещении.

Акции и иные ценные бумаги общества, которые должны быть оплачены неденежными средствами, оплачиваются при их приобретении в полном размере, если иное не установ­лено договором о создании общества при его учреждении или реше­нием о размещении дополнительных акций.

Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между уч­редителями.

7.При оплате дополнительных акций и иных ценных бумаг общества неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг, производится советом директоров. Если номинальная стоимость приобретаемых таким спо­собом акций и иных ценных бумаг общества составляет более двухсот установленных Фе­деральным законом минимальных размеров оплаты труда, то необходима денежная оценка незави­симым оценщиком (аудитором) имущества, вносимого в оплату акций и иных цен­ных бумаг общества.

8.Акции, поступившие в распоряжение общества, не .пре­доставляют права голоса, не учитываются при подсчете голо­сов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы не позднее одного года с момента их поступ­ления в распоряжение общества, в противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества погашением указанных акций.

9.Сумма уставного капитала увеличивается или уменьшает­ся в соответствии с резуль­татами рассмотрения итогов деятель­ности экономического субъекта за год и после перерегистрации учредительных документов с внесенными в них изменениями.

10.Для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала экономи­ческого субъекта предназначен пассивный балансовый счет 85 "Уставный капитал". Сальдо по этому счету должно соответствовать размеру уставного капита­ла, зафиксированному в учредительных документах предпри­ятия. Записи по счету 85 производятся лишь в случаях увеличе­ния или уменьшения уставного капитала, в установленном по­рядке и после внесе­ния соответствующих изменений в учреди­тельные документы предприятия.

После государственной регистрации экономического субъ­екта его уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами (в сумме произведенной подписки на акции), отражается по кредиту счета 85 "Уставный капитал" в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями".

Аналитический учет по счету 85 'Уставный капитал" органи­зуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование ин­формации по учредителям предприятия, стадиям формирова­ния капитала и видам акций.

 

 

2.5 Аудит расчетов с учредителями

 

Для обобщения информации о всех видах расчетов с учре­дителями экономического субъекта (акционерами общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т. п.): по вкладам в уставный (складчатый) капитал предприятия, по выплате доходов (дивидендов) и т.д. предназначен ба­лансовый активно-пассивный счет 75 "Расчеты с учредителя­ми". К данному счету могут быть открыты субсчета: 75—1 "Расчеты по вкла­дам в уставный (складочный) капитал", 75—2 "Расчеты по выплате доходов" и др.

По данным, отраженным на субсчете 75—1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал", аудитор проверяет, как осуществлялись расчеты с учредителями по вкладам в его уставный (складочный) капитал. При создании акционерного общества по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в кор­респонденции со счетом 85 "Уставный капитал" принимается на учет сумма задолженности лиц, подписавшихся на акции.

При проведении проверки аудитор должен обращать вни­мание на следующее:

1.Фактическое поступление вкладов учредителей проводит­ся по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспон­денции со счетами по учету: денежных средств (счета 50,51,52), материальных ценностей (счета 01,07,08,10,11,12,41), нематери­альных ак­тивов (счет 04), ценных бумаг (счета 06,58).

2.При предоставлении предприятию в качестве вклада прав на пользование зданиями, сооружениями и оборудованием де­лаются записи по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетом 04 "Нематериальные активы". Од­новременно на забалансовый счет 001 "Арендованные основ­ные средства" принимается балансовая стоимость указанных зданий, сооружений и оборудования.

3.Оприходование имущества, предоставленного в натураль­ной форме в собственность предприятия в счет вкладов в ус­тавный капитал (в оплату акций), производится в оценке, оп­ределенной по договоренности учредителей. Оприходование имущества, предоставлен­ного в натуральной форме в пользова­ние предприятию в счет вкладов в уставный капитал (в оплату акций), производится в оценке, определенной исходя из аренд­ной платы за пользование этим имуществом, исчисленной за весь указанный в учредительных документах срок деятельности предприятия или другой установленный учредителями срок, если иное не предусмотрено учредительными документами.

В аналогичном порядке проверяются расчеты по вкладам в уставный (складочный) ка­питал с учредителями (участниками) предприятий других организационно-правовых форм. При этом запись по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 85 "Уставный капитал" производится на всю величину уставного (складочного) капитала, объявленную в учредитель­ных документах. В том случае, когда акции предприятия, соз­данного в форме акционерного общества, реализуются по цене, превышающей номиналь­ную их стоимость, вырученная сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью отно­сится в кредит счета 87 "Добавочный капитал".

По данным субсчета 75—2 "Расчеты по выплате доходов" проверяются расчеты с учре­дителями предприятия по выплате им доходов. Начисление и выплата доходов работникам пред­приятия, входящим в число его учредителей, учитываются на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.