реферат, рефераты скачать
 

Аудит дочерних обществ и организаций



1

2

3

4

5

6

7

Б

6

Система учета

Имеется ли в организации нормативная база данных?



Х



7

Имеются ли образцы заполненных типовых расчетно-платежных документов?


Х




8

Разработан ли примерный проект организации и постановки учета расчетов?


Х




9

Наличие регистрационных журналов


Х




10

Ведется ли аналитический учет по каждому виду расчетов?


Х


Только с поставщи­ками


11

Систематически ли прово­дятся записи в регистрах бухгалтерского учета?



Х



12

Правильно ли составляют­ся корреспонденции счетов по расчетным операциям?



Х

Имеются отклоне­ния от ин­струкции



И т.д.







Из данных тестирования следует, что внутрихозяйственный контроль расчетных операций не отвечает современным требованиям, а бухгалтерский учет этих операций орга­низован так, что не может полностью выполнять поставленные перед ним задачи, не всегда соблюдается выполнение отдельных принципов и требований учета. Даже из тестирования об­щих вопросов организации внутреннего контроля и постановки бухгалтерского учета в данном случае можно констатировать, что вероятность пропуска ошибок велика, а поэтому аудитор в свою индивидуальную программу проверки должен включить и направить особые усилия на проверку тех вопросов, которые не подверглись внутреннему контролю или мало уде­лялось внимания этим вопросам со стороны бухгалтерии и финансового отдела организации.


·      Аудит учета расчетов по совместной деятельности

В соответствии с Гражданским кодексом РФ совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о совместной деятельности стороны (товарищи) обя­зуются путем объединения имущества и усилий совместно дей­ствовать для обеспечения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность участников определены в Гражданском кодексе РФ (часть II, гл. 55, ст. 1041—1054).

Следует отметить, что имущество, объединенное участни­ками для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того участника, которому в соответ­ствии с договором поручено ведение общих дел участников договора.

Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс пред­приятия-участника, ведущего общие дела, не включаются.

Распределение прибыли, убытков и других результатов со­вместной деятельности между участниками договора о совмест­ной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник включает свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, в состав внереализационных доходов при формировании прибыли. Рас­четы по денежным и имущественным взносам участников до­говора и распределению прибыли, убытков и других результа­тов совместной деятельности осуществляются через счет 78 "Расчеты с дочерними (зависимыми) предприятиями", субсчет 3 "Расчеты по договору о совместной деятельности".

Исходя из сущности и характера совместной деятельности аудитор и организует процесс проверки. Прежде всего проверя­ется, как заключен договор о совместной деятельности. Выяс­няется цель совместной деятельности, участие сторон, ведение общих дел (кому поручено), порядок обобществления имущест­ва, порядок выполнения работ (услуг), получение прибыли, уплата налогов и др.

Основное внимание должно быть уделено проверке ведения бухгалтерского учета совместной деятельности. По каждому договору необходимо уточнить все операции, проходившие по договору, и их отражение в проводках, регистрах и отчетности.

Аудитор выясняет, составлялись ли квартальные балансы и другие формы отчетности (ф. № 2, ф. № 4), как рассчитыва­лись налоги и велся ли по ним расчет с бюджетом и другими фондами.

Необходимо отметить, что налог на прибыль и налог на имущество платит каждый из участников самостоятельно. Другие налоги начисляет и платит тот участник, который ведет бухгалтерский учет по совместной деятельности. К наиболее характерным ошибкам относится отсутствие:

·  договора о совместной деятельности;

·  доверенности на ведение бухгалтерского учета;

·  фактической совместной деятельности, обособленного баланса совместной деятельности;

·  надлежащего ведения бухгалтерского учета по совмест­ной деятельности.

Отметим, что с 1 марта 1996 г. также могут осуществлять ее не простые товарищества (совместная деятельность), в которых среди участников (товарищей) числятся физические лица, не

зарегистрированные в установленном порядке в качестве инди­видуальных предпринимателей, или некоммерческие организа­ции и учреждения. Существуют и другие ошибки:

·  имущество, внесенное в совместную деятельность (соз­данное совместной деятельностью), не учитывается участника­ми при исчислении налога на имущество предприятий;

·  прибыль, полученная участником (участниками) совмест­ной деятельности, не включается им (ими) в налогооблагаемую прибыль, а убытки, полученные от совместной деятельности, включаются во внереализационные расходы.

Приведенные ошибки встречаются наиболее часто и на них необходимо обратить особое внимание.

 

 

 

Раздел III. Методика проведения аудита


 

3.1 Основные положения

 

В настоящее время проводится работа по созданию методоло­гии организации аудиторских проверок. Разработан и утвержден стандарт (правило) аудиторской деятельности по составлению за­ключения, опубликованы для обсуждения проекты 11 российских аудиторских стандартов (всего предполагается разработать более 30 аудиторских стандартов). Рассмотрим   основные процедуры при аудиторской проверки:

· сбор аудиторских доказательств;

· использование результатов внутреннего аудита и результатов работы экспертов:

· составление рабочих инструкций;

· разработка рабочих аудиторских документов;

· аудиторская выборка;

· оценка результатов проверки и составление аудиторского заклю­чения.

Приведем общие рекомендации по выполнению такой работы. Выделим основные положения, на кото­рые необходимо обратить внимание:

· нормативная база для проведения аудита;

· предметная область проведения проверок;

· методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту;

· особенности проведения аудита в условиях использования клиентом вычислительной техники для ведения учета.

Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя нормативная база — соответствующие законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, на­логообложению и аудиторские правила (стандарты).

Внутренняя нормативная база — это учетная политика субъекта, различные методические и инструкционные материалы по организации учета на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

3.2 Предметная область проведения проверок

Предметная область проведения проверок включает учреди­тельные и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы по всем счетам и разделам бух­галтерского учета и отчетность.

Изучая учредительные и другие общие документы заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, осо­бенностях технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет выявить общие све­дения об организации учета в методическом, техническом и орга­низационных аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгал­терского учета у клиента.

Центральное место в проведении проверок занимает аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В литературе, посвященной аудиту вопросы порядка и классификации видов работ, подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов работ, их трудоемко­сти и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной является декомпозиция, базирую­щаяся на выделении комплексов, подлежащих аудиту, приме­нительно к плану счетов бухгалтерского учета

 Известно, что план счетов для предприятий, включенных в сферу общего аудита, содержит девять  разделов, а также забалансовые счета. Из общей массы счетов в отдельный комплекс можно выделить "Расчеты по оплате труда" (счет 70). Тогда общее количество таких комплексов составит 11.


Общий перечень объектов проверки при проведении аудита можно представить следующим образом:


Виды работ, подлежащих аудиту

 п/п

Наименование раздела или вида работ

Краткая характеристика информации и подразделов, подлежащих аудиту

1

2

3

1






 2



 3













4

Учредительные и другие общие доку­менты предприятия




Учетная политика предприятия


Основные средства и нематериальные акти­вы











Производственные запасы










И   т. д.

Устав предприятия

Лицензия по видам деятельности

Структура предприятия

Приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний уч­редителей и др.

Штатное расписание

Прочие документы

Рабочие документы по методиче­скому, техническому и организаци­онному аспектам учетной политики предприятия

Синтетические счета 01—09

Аналитический и синтетический учет основных средств

Начисление износа по основным фондам

Переоценка основных средств

Реализация и выбытие основных средств

Учет капитальных вложений основ­ных средств

Учет аренды основных средств

Учет отнесения затрат по ремонту основных средств

Учет поступления и создания нема­териальных активов

Учет амортизации нематериальных активов

Учет выбытия и реализации нема­териальных активов

Расчеты по налогообложению в опе­рациях с нематериальными активами

Синтетические счета 10—19

Аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия

Списание материальных ценностей на затраты производства

Списание недостач, потерь и хищений материальных ценностей

Учет МБП (в запасе и эксплуатации)

Сводный учет материальных ценностей

Анализ использования материальных ресурсов



 

Применяя такую декомпозицию разделов и видов работ, подлежащих аудиту, можно охватить практически все комплексы бухгалтерского учета и отчетности. Однако для каждого конкретного экономического субъекта необходимо определить наиболее значимые комплексы и именно им необходимо уделить особое внимание при проверке.

 

 


Пример

журнал № 2

учета хозяйственных операций за март 1997 г.

по ООО “Эксперимент”


начат 01 марта 1997г.

окончен 29 марта 1997г.


п/п

Дата

операции

Документ

Содержание операции

Сумма,

руб

Корресподнирующие

 счета






Дебет

Кредит

1

01.03.97

Устав, ж.№7

Задолженность учредителей по вкладу в уставный капитал

83400000

75-1

85

2

04.03.97

п/п 145 р.№2

Перечислен одним из учредителей вклад в уставный капитал

5000000

51

75-1

3

08.03.97

п/п 123 р.№1

Получен аванс от заказчика по договору №1 от 01.05.97 (стоимость работ - 3000000, кр.того НДС -600000)

3600000

51

64




4

14.03.97

п/п 3 р.№1

Оплачены материалы для производства работ по счету № 21 от 13.03.97 ООО “Бумага” (стоимость работ - 1000000, кр.того НДС -200000)

1200000

60

51

И  т.д.


журнал №7

Часть 1

Расчеты с учредителями по взносам в уставной капитал

ООО “Эксперимент”


п/п

Дата

операции

Документ

Наименование или Ф,И,О, учредителя

Сумма вклада в уставный капитал

Форма вклада в уставный капитал

Срок внесения вклада

Штраф за просрочку

1

2

3

4

5

6

7

8

1

04.03.97

Устав ООО “Эксперимент”

ЗАО “Наука”

5000000

Безналичное перечисление

50% до 10.03.97

0,1% от суммы вклада за каждый день с 11.03.97

2

20.03.97

Устав ООО “Эксперимент”

Сергеев В.Н.

3400000

Личное имущество (компьютер)


100% до 31.06.97

нет

И т. д.

 

 

3.3. Методика проверки разделов учета и работ, подлежащих аудиту

 

Аудиторская проверка — это сложный и длительный про­цесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы макси­мально сократить время проверки, не снижая при этом ее ка­чества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.

Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета. Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования проверки определить состав контроль­ных процедур, но сами процедуры должны быть уже разработаны.

При проведении проверки достаточно запросить у клиента определенный набор документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре, осуществлять проверку.

Методики по различным разделам учета должны ­ разрабаты­ваться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна вклю­чать в себя:

1.Перечень основных нормативных документов;

2.Описание альтернативных учетных решений, выбор кото­рых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгал­терском учете, Положением о бухгалтерском учете и ­ отчетно­сти, отражаемых в учетной политике;

3.Первичные документы по разделу учета;

4.Регистры синтетического и аналитического учета и отчет­ность;

5.Классификатор возможных нарушений;

6.Вопросник аудитора для составления программы проверки;

7.Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;

8.Описание контрольных процедур.

Проверка, осуществляемая традиционным способом, вклю­чает выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие пункты методики целесооб­разно использовать, если к работе привлекаются ассистенты.

Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указа­ния, инструкции ГНС и др., которыми должен руководство­ваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета

­Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, предполагает описание различных вариантов таких решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым клиентом, и выполнить необходимый анализ или дать реко­мендации по улучшению ведения учета.

Перечень первичных документов приводится по каждому раз­делу учету, что позволяет аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типо­вые формы первичных документов, как оформлены документы и др.)

Регистры аналитического и синтетического учета и отчетности  представляют их описание для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерный, мемориально-ордерный, жур­нальной формы, журнал-главная, упрощенной и др.)

Наличие перечня регистров позволяет аудитору определить их соответствие у клиента общепринятым и при необходимости сделать соответствующие рекомендации.

Отчетность должна включать соответствующие формы (баланс по ф. № 1, отчет о финансовых результатах по ф. № 2 и др.)

Классификатор возможных нарушений содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим разделам учета. Так, например, для аудиторской проверки кассовых опе­раций можно предположить следующую классификацию нару­шений: прямое хищение, присвоение поступивших денежных излишнее списание денег по кассе и др.

Вопросник аудитора для составления программы проверки со­держит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление воз­можных нарушений в организации учета, оформлении доку­ментов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Во­просники целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.