| |||||
МЕНЮ
| Учет и анализ, и аудит текущих обязательств (на материалах ОАО СЗКО «Молот»)Проведение аудита всегда сопровождается определенным риском. Аудиторский риск – это опасение, что аудитор может выразить не вполне корректное мнение о состоянии объекта аудита. При проведении аудиторской проверки риск аудитора может быть связан с выдачей неправильного заключения по финансовым документам или заключения о правильности информации, представленной в финансовых документах, когда она на самом деле содержит определенного рода погрешности. Поэтому целью аудитора является определение и использование необходимых и достаточных процедур аналитической проверки, позволяющих свести к минимуму риск при ее осуществлении. Аудиторский риск заключается в следующем: аудитор приходит к выводу, что финансовая отчетность составлена правильно, и на этом основании выражает в аудиторском заключении мнение без оговорок, а в действительности финансовая отчетность содержит существенные погрешности. Аудиторский риск можно представить в виде модели аудиторского риска. Общепринятые стандарты аудита требуют, чтобы аудитор владел знаниями системы внутрихозяйственного контроля для сбора аудиторских свидетельств. Это возможно при изучении организационных структур, действующих у клиента, методик, общении с работниками компании-клиента, составлении анкет и схем документооборота, а также наблюдении за деятельностью клиента. Изучив систему внутрихозяйственного контроля, аудитор оценивает возможность выявления ошибок и предупреждения их, а также отклонений от нормативов. Такая оценка включает применение конкретных контрольных процедур, снижающих вероятность того, что ошибки и отклонения от норм могут возникнуть, позволяющих выявить их и своевременно устранить. Эту процедуру называют оценкой риска контроля. По известным причинам аудиторы Украины еще не обладают достаточным опытом в отношении оценки аудиторского риска, что дает основание воспользоваться моделью оценки риска, применяемой пятью ведущими аудиторскими фирмами мира. Ориентировочная модель аудиторского риска может быть представлена следующим алгоритмом: DAR = IR x CR x DR , (4.1) где: DAR - приемлемый аудиторский риск (Desired audit risk), IR - внутрихозяйственный риск (Inherent risk), CR - риск внутреннего контроля (Control risk), DR - риск необнаружения (Detection risk). Степень аудиторского риска по представленной модели основывается на экспертной оценке аудитора. Для того, чтобы определить внутрихозяйственный риск, воспользуемся критериями, приведенными в развернутой системе оценки риска аудита и бизнеса. Система находится в стадии модернизации, но может дать математическое представление об уровне внутреннего риска (Приложение ). По данным таблицы (Приложение ) уровень внутрихозяйственного риска для ОАО СЗКО «Молот» 87,4 % . Риск внутреннего контроля состоит в оценке существующей на проверяемом предприятии системы внутреннего контроля, при этом аудитор предполагает возможность выявления существующей на предприятии системы контроля допущенных ошибок и способы их предотвращения. Аудиторский риск может снизиться, если на предприятии имеется эффективная система внутрихозяйственного контроля. При оценке системы внутрихозяйственного контроля особое внимание уделяется трем элементам системы: среда контроля, учетная система, контрольные процедуры. Для этого исследуют порядок обработки данных регистров учета и определяются конкретные лица, осуществляющие внутренний контроль. Уровень риска системы внутреннего контроля определяется на основании применения тестов (Приложение ). Основываясь на предварительной оценке риска контроля аудитор выбирает подход к проведению проверки. Для предприятий малого бизнеса, а также некоторых средних предприятий, предварительная оценка риска контроля, как правило, будет максимальной. В связи с этим в общий план аудита не нужно будет включать тесты системы внутреннего контроля, а тесты по существу должны быть запланированы в большом объеме. При аудиторской проверке исследуемого предприятия аудитор, оценивая предварительно программу аудита, определил, что риск контроля — 95 %. Так как достаточный уровень приемлемого аудиторского риска должен быть не более 5 % (это значит, что при таком аудиторском риске ни имущественный, ни моральный ущерб клиенту и аудитору (аудиторской фирме) причинен не будет), то отсюда риск необнаружения определяется расчетным путем: DR = DAR / IR x CR = 0,05 / 0,87 * 0,95 = 0,06 При этом очевидно, что если максимальная величина DR = 6%, то необходимая степень уверенности в результатах работы аудитора составит примерно 94 %. Поэтому должно быть протестировано не менее 94 % всей совокупности информации клиента, касающейся составления финансовой отчетности. Рассмотрим составные элементы (сегменты) модели аудиторского риска. Приемлемый аудиторский риск — это субъективно установленный уровень риска, который готов принять на себя аудитор. Состоит он в том, что в финансовой отчетности будут выявлены погрешности после завершения аудита и представления аудиторского заключения без оговорок. Если аудитор определяет для себя меньший уровень аудиторского риска, то это значит, что он стремится к большей уверенности в том, что финансовая отчетность не имеет существенных погрешностей. Нулевой риск означал бы полную уверенность в этом, стопроцентный риск — полную неуверенность. Степень риска может колебаться в диапазоне между нулем и единицей (от 0 до 100 %), но не может быть ни выше, ни ниже этих значений. Полная гарантия (нулевой риск) точности финансовой отчетности экономически нецелесообразна, так как для этого необходимо не выборочным, а сплошным способом проверить всю документацию аудитором, а также в случае необходимости привлечь к проведению аудита технологов, маркетологов и других специалистов. Такой аудит будет длительным, неоперативным, дорогостоящим для клиента и не всегда будет способствовать совершенствованию его деятельности. Аудиторской практикой доказано, что при определенных обстоятельствах необходимо, чтобы риск был как можно более низким, иначе нельзя защитить интересы ни пользователей, ни аудиторов. Это зависит от того, в какой степени пользователи полагаются на показатели финансовой отчетности, а также от того, насколько вероятно возникновение у клиента финансовых трудностей после представления аудитором заключения. Отсюда, если внешние пользователи полностью полагаются на достоверность финансовой отчетности, то аудитору необходимо стараться снизить уровень аудиторского риска. Одновременно, если при условии высокого доверия к финансовой отчетности в ней остались значительные погрешности, то это может причинить вред, прежде всего имиджу аудитора. Если после завершения аудита и выдачи положительного заключения клиент вынужден объявить о своей финансовой недееспособности, то у аудитора возникает потребность защищать качество аудита. Для тех, кто теряет деньги из-за банкротства или изменение курса акций, вполне естественно возникает желание возбудить судебный иск против аудитора. Это может быть следствием убежденности клиента в том, что аудитор не сумел провести проверку должным образом, или желания заказчика аудита компенсировать часть своих потерь независимо от объективности аудиторского заключения. Следует отметить, что рассмотренная модель по мнению Дмитренко И.[40] не лишена недостатков, а именно: оценки приемлемого аудиторского риска, внутреннего риска и риска контроля в значительной степени субъективны; это модель планирования, поэтому при оценке результатов аудита ее использование не всегда представляется возможным. Как показывают исследования, многие аудиторские фирмы для того, чтобы справиться с проблемой субъективности, не пытаются применять числовых значений к уровням риска, а обозначают их как «высокий», средний» и «низкий». При разработке общего плана аудита используется вся информация, собранная на этапе предварительного планирования о бизнесе клиента, о его системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, об оценочных значениях уровней рисков и существенности. (МСА 300"Планирование"). В программе аудита дается описание предполагаемого объема и последовательности проведения аудиторской проверки. Разработка программы аудита позволяет организовать и скоординировать работу аудиторской группы, помогает руководителю аудиторской проверки осуществлять контроль качества работы аудиторов и ассистентов, а также выполнение графика выполнения работ. Программа аудита принятая для проведения работы в данном случае: - сбор необходимой информации об экономическом субъекте; - предварительное планирование, оценка риска и существенности; - инструктирование членов аудиторской группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с общим планом аудита; - наблюдение за проведением инвентаризации активов и расчетов; - аудит системы внутреннего контроля; - аудит учредительных и регистрационных документов экономического субъекта; - аудит отдельных статей финансовой отчетности; - анализ финансового состояния предприятия; - контроль руководителя группы за выполнением плана и качеством работы аудиторов и ассистентов, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита; - обобщение результатов аудиторской проверки, составление аудиторского заключения и отчета. Таки образом, начальным этапом проведения аудита является планирование, состоящее в разработке аудитором общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работы, графиков и сроков проведения. Для правильной организации аудиторской проверки, а следовательно, и для уменьшения определенных аспектов предпринимательского риска аудиторов особое практическое значение имеют следующие моменты: - описание рисков, связанных с экономическим субъектом; - определение границ существенности; - первый аналитический обзор; - определение наиболее важных для аудиторской проверки участков учета; - определение объемов выборки; - выбор и утверждение проверочных процедур по их видам и объему. Все исследуемые риски необходимо рассматривать как взаимосвязанные. Аудиторский риск – это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна, в действительности же там возможны существенные ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора. Оценка аудиторского риска и определение порога существенности позволяет разработать общий план, программу аудита и график работы аудиторов в общем варианте, что закреплено в МСА 300 «Планирование». Если после предварительного знакомства с бизнесом клиента аудитор принимает решение о проведении аудиторской проверки, заключается договор. После заключения договора на аудиторскую проверку составляется полный план и программа аудита. Указанные документы могут иметь юридическую силу в случае возникновения разногласий с клиентом на завершающем этапе, поэтому целесообразно ознакомить клиента с их содержанием и подписать в двухстороннем порядке. 4.3 Общая схема проведения аудита и документирование аудиторских доказательств После формирования плана и программы аудиторской проверки, и уточнения сроков и исполнителей начинается собственно аудиторская проверка. Сначала проверяется организация системы внутреннего. При проверке эффективности системы внутреннего контроля решается тактическая задача: достаточно ли осуществить ограниченную (выборочную) проверку или требуется сплошная проверка. Аудиторская проверка проводится по форме и содержанию. При проверке первичных документов по форме следует определить соблюдение нормативно-правовых актов в процессе отражения хозяйственных операций в первичных документах. При этом проверяется правильность оформления документации, ее полнота и комплектность. При проверке первичной документации и отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности аудитор должен исходить из следующих требований: - соблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств; - полнота отражения в учете за отчетный период всех хозяйственных операций, осуществленных в этом периоде; - правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; - тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца; - правильность оценки имущества и хозяйственных операций; - правильность и обоснованность создания фондов и резервов; - правильность определения налогооблагаемых баз и исчисления соответствующих налогов и сборов, своевременность их уплаты в бюджет. Аудит должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением рабочей информации в рабочей документации аудита. К рабочей документации можно отнести: план и программу проведения аудита; описания использованных аудитором процедур и их результатов; объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта; копии, в т.ч. фотокопии документов; описания системы внутреннего контроля и организации БУ; аналитические документы аудитора и проч. Для обоснования выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе аудиторских процедур. Содержание аудиторских доказательств зависит от способа их получения, при этом их делят на две группы: прямые и косвенные. Требования, которым должны отвечать аудиторские доказательства: необходимость, обоснованность, полнота, правильность. В соответствии с МСА 500 "Аудиторские доказательства" основными аудиторскими процедурами, используемыми при получении аудиторских доказательств в данном случае являются следующие: инспектирование; наблюдение; запрос и подтверждение; подсчет; аналитические процедуры. При проведении проверки в данном случае для достижения понимания структуры внутрихозяйственного контроля использованы аудиторские процедуры инспектирования, наблюдения, запроса и подтверждения. В тестах контрольных моментов используются процедуры инспектирования, наблюдения, запроса и подтверждения, подсчета. В тестах сальдо счетов используются процедуры инспектирования, запроса и подтверждения, наблюдения, подсчета. Наиболее распространенными способами получения аудиторских доказательств являются: - проверка арифметических расчетов клиента; - инвентаризация; - проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций; - подтверждение; - устный опрос персонала; - проверка документов и пр.; Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения. При проверке текущих обязательств по банковским кредитам необходимо установить: - на какие цели использован кредит, соответствуют ли эти цели условиям договора на получение кредита; - полноту и своевременность погашения кредитов (это необходимо проверить по выпискам из банка); - правильность уплаты процентов за кредит в соответствии с заключенным договором; - правильность отнесения процентов за кредит на себестоимость продукции (работ, услуг); - законность и обоснованность выдачи ссуд для рабочих и служащих (законность выдачи ссуды должна быть подтверждена документами); - правильность ведения синтетического и аналитического учета по счетам 601 –606, 611,612; соответствие записей синтетического и аналитического учета по этим счетам записям в Главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности. Проверка краткосрочных обязательств по счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющие права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания полученных ценностей. При проверке следует обратить внимание на следующее: - имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления; - при наличии кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования; - имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию. - при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков; - проводилась ли инвентаризация расчетов (в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов); - полнота оприходования материальных ценностей (следует сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета расчетов с поставщиками, книгами складского учета; - правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки; - правильность списания затрат на себестоимость продукции; - предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных доказательств; - правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности; - правильность отражения операций при оплате векселями; - предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах; при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям; за брак и простои, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков; - при проверке расчетов с подрядчиками следует установить: обеспечены ли объекты источником финансирования; имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты; нет ли приписок объемов выполненных работ; - правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 62, 63, 68; - соответствие данных журнала-ордера № 3 по этим счета данным, указанным в Главной книге и балансе; - правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов. Синтетический учет расчетов с поставщиками в иностранной валюте ведется обычным порядком. Аналитический учет ведется по каждому поставщику раздельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу НБУ на дату возникновения обязательств. При аудите расчетов по авансам полученным необходимо проверить: - обоснованность получения авансов; - правильность ведения аналитического учета по счету 685 «Расчеты по авансам полученным» (он должен вестись в разрезе кредиторов); - уплачен ли налог на добавленную стоимость с суммы авансовых платежей; - правильность составления бухгалтерских проводок по счету 685; - соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере № 3, Главной книге и балансе; - правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|