реферат, рефераты скачать
 

Маркетинговая деятельность


Маркетинговая деятельность

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Адыгейский Государственный Университет

Экономический факультет

Кафедра экономики и управления

Допустить к защите

Зав. кафедрой

________________ М.С. Напсо

(подпись) (расшифровка

подписи)

«

»_______________ 2000г

( дата )

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: Разработка предложений по повышению эффективности маркетинговой

дятельности предприятия (на примере ЗАО Кондитерская фабрика "Майкопская")

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Доцент, кандидат технических наук ______________ В.Г.Питеев

(подпись, дата) (расшифровка

подписи)

выполнила : студентка 5 курса

экономического факультета

специальность 06.08.00 – Экономика

Иванова Е.А.

и управление на предприятии (подпись, дата)

(расшифровка подписи)

Майкоп 2000

Адыгейский Государственный Университет

Экономический факультет

Кафедра экономики и управления

УТВЕРЖДАЮ :

Зав. кафедрой

________________ М.С. Напсо

(подпись)

(расшифровка

подписи)

ЗАДАНИЕ

На дипломную работу студентке экономического факультета

________________Иванова Елена Алексеевна_____________

Тема дипломной работы: Разработка предложений по повышению эффективности

маркетинговой дятельности предприятия (на примере ЗАО Кондитерская фабрика

"Майкопская" ).

Срок сдачи законченной работы на кафедру

Дата выдачи задания

Руководитель кандидат технических наук, доцент

Питеев Виктор Григорьевич

Задание принял к исполнению

Иванова Елена

Алексеевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ДАЛЕКО НЕ ВСЕ РУКОВОДИТЕЛИ ИМЕЮТ чЕТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЫНКЕ И О ТЕХ

ТРУДНОСТяХ, С КОТОРЫМИ ОНИ МОГУТ СТОЛКНУТЬСя. В УСЛОВИяХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

ПЛАНИРОВАНИя, ОСУЩЕСТВЛяя ПЛАНОВЫЕ ПОСТАВКИ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ,

РУКОВОДИТЕЛИ НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ О СБЫТЕ: СБЫТОВАя СЕТЬ, ТОРГОВЛя БЫЛИ ОБяЗАНЫ

ЕЕ ПРИНяТЬ. БЮДЖЕТ ПОКРЫВАЛ ИЗДЕРЖКИ НЕЭФФЕКТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ,

ФИНАНСИРОВАЛ КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. ГЛАВНОЙ ЗАДАчЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ПРЕДПРИяТИЙ яВЛяЛОСЬ НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНОВ, В РАЗРАБОТКЕ

КОТОРЫХ ОНИ ПРАКТИчЕСКИ НЕ ПРИНИМАЛИ УчАСТИя.

В условиях рынка торговая сеть может отказаться от продукции,

государство не покрывает убытки, банки диктуют свои условия при выдаче

кредитов, появляется конкуренция, присущая рынку. Предприятие, не

приспособленное к рыночным отношениям, может, таким образом, быстро

обанкротиться. Чтобы избежать этого, руководителям и специалистам в области

хозяйственной деятельности необходимо осваивать методы и технику управления

в условиях рыночных отношений. Концепцией управления в условиях рынка

является маркетинг. Руководителям современных предприятий России необходимо

не только изучать концепцию маркетинга, но и уметь ее использовать.

Опыт маркетинговой деятельности российских предприятий весьма

ограничен. При этом часто руководствуются принципом «продать, что берут, и

за любую цену». Это, безусловно, противоречит самой идее маркетинга.

Современная рыночная деятельность требует от руководителей и

специалистов предприятий навыков принятия решений в условиях рыночных

отношений. Работа на внешнем рынке предполагает хорошее знание методов

управления, используемых зарубежными компаниями, результатов практической

реализации концепции маркетинга.

В современной России маркетинг только еще начинает развиваться.

Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического

маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики,

неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной

государственной инвестиционной политики. В связи с этим необходимо

разрабатывать больше альтернативных вариантов стратегических планов

развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости от новой

ситуации. Но уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех

предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия

оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью

или частично входит в предметную область маркетинга.

Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение

товаров и услуг на рынок. Заставить покупателя купить то, что может

предложить компания задача сбыта. С помощью маркетинга заставляют

предприятие делать то, что необходимо потребителю. Маркетинг двусторонний

процесс, который основан на взаимосвязи производственных сил и потребителя.

Таким образом, маркетинг - это процесс планирования и управления

разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к

потребителю и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ

приводило к удовлетворению потребностей, как отдельных личностей, так и

организаций.

Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды

деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и

его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга

заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы

ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Система

маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от

запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве, нужном

потребителю.

Главная цель дипломной работы - исследование маркетинговой

деятельности ЗАО Кондитерская фабрика «Майкопская». В основные задачи

входило дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии фирмы,

проанализировать хозяйственную деятельность фабрики, и деятельность на

рынке кондитерской продукции, предложить рекомендации по совершенствованию

маркетинговой деятельности предприятия. Объектом исследования явилась ЗАО

Кондитерская фабрика «Майкопская»

Предложенная работа включает 3 части: в первой части – отражены

основные теоритеческие источники; 2-я часть является – разделом, в котором

проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия; 3-я

часть – раздел, в котором проведены все исследования по указанной теме и

предложены конкретные меры по оптимизации маркетинговой деятельности.

1. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 МАРКЕТИНГ - КАК ОПРЕДЕЛЕННАя СИСТЕМА ХОЗяЙСТВОВАНИя

Появление маркетинга как определенной системы хозяйствования, метода

решения производственно-рыночных проблем - это на что иное, как ответная

реакция хозяйственной единицы, на такие процессы, как усложнение проблемы

производства и реализации товаров вследствие стремительного расширения их

ассортимента, быстрого обновления, небывалого ранее возрастания

производственных возможностей, частых сдвигов в характере и структуре

рыночного спроса, его конъюнктурных колебаний, все большего обострения

конкуренции на рынке.

Маркетинг - явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим

объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную,

адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.

В настоящее время выдвинуто уже около 2000 определений маркетинга,

каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо делает

попытку его комплексной характеристики.

Маркетинг - это процесс планирования и управления разработкой,

продвижением товаров к покупателям и сбытом, чтобы достигнутое таким

образом разнообразием благ приводило к удовлетворению потребностей, как

отдельных личностей, так и организаций.

В основе понятия «маркетинг» лежит термин «рынок». Это понятие в

наиболее общем виде подразумевает рыночную деятельность. Под маркетингом

понимается такой вид рыночной деятельности, при которой производителем

используется системный подход и программно-целевой метод решения

хозяйственных проблем, а рынок, его требования и характер реализации

являются критериями эффективности деятельности.

Маркетинг - это процесс, заключающийся в прогнозировании потребностей

и в удовлетворении этих потребностей путем предложения соответствующих

товаров.

Главной идеей в любом определении является ориентация на потребителя.

Вместе с тем задача маркетинга - не только увеличивать спрос, но и пытаться

влиять на него так, чтобы он соответствовал предложению.

1.2 Основные концепции маркетинговой деятельности

Предприятие вырабатывает представления о желательном уровне спроса на

свою продукцию. В любой момент времени уровень реального спроса может быть

ниже желаемого, соответствовать ему или превышать его. Со всеми этими

состояниями и приходится иметь дело управлению маркетингом. Существует пять

основных подходов, на основе которых предприятия ведут свою маркетинговую

деятельность: концепция совершенствования производства, концепция

совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий,

концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга.

Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители

будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны

по цене, а, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на

совершенствовании производства и повышения эффективности системы

распределения.

Применение концепции совершенствования производства подходит в двух

ситуациях. Первая - когда спрос на товар превышает предложение. В этом

случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить

производство. Вторая - когда себестоимость товара слишком высока и ее

необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут

благосклонны к товарам, предполагающим наивысшее качество, лучшие

эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация

должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что

потребители не будут покупать товары предприятия в достаточных количествах,

если оно не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей

предприятия являются определение целевых нужд и потребностей рынков и

обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более

продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Концепция интенсификации коммерческих усилий и маркетинга часто путают

друг с другом.

Коммерческие усилия по сбыту - это сосредоточенность на нуждах

продавца, а маркетинг - это сосредоточенность на нуждах покупателя.

Коммерческие усилия по сбыту - это забота о нуждах продавца по

превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг - забота об

удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов,

связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара.

Концепция маркетинга отражает приверженность фирмы теории суверенитета

потребителя. Предприятие производит то, что необходимо потребителю, и

получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд.

Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей

предприятия является установление нужд, потребностей и интересов целевых

рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более

продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или

укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Концепция маркетинга может использоваться в любых хозяйственных

организациях независимо от объема и характера реализуемых товаров и услуг.

Различия в типах поставляемых товаров, в размерах и характеристиках

потребительских или промышленных рынках для различных групп товаров, в тех

целях, ради которых товары приобретаются, и в методах их распределения не

исключают универсальной применимости маркетинга к хозяйственным операциям.

Концепция маркетинга позволяет анализировать, максимизировать и

удовлетворять потребительский спрос, она является лишь руководством к

планированию. Организация должна также учитывать свои сильные и слабые

стороны в таких областях, как производство, технология, финансы и сбыт.

Планы маркетинга должны увязывать цели, требования потребителей и ресурсные

возможности. Кроме того, необходимо оценивать воздействие конкуренции,

государственного регулирования и другие силы.

1.3 Главные направления маркетинговой деятельности предприятия

В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов

маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требует рынок,

покупатель. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга, выступает идея

человеческих нужд, потребностей, запросов, а не попытка навязывать

покупателю «не согласованную» предварительно с рынком продукцию

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:

1. Нацеленность на достижение конечного практического результата

производственно-сбытовой деятельности.

2. Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий

на решающих направлениях маркетинговой деятельности.

3. Направленность предприятия не на быстрый, а на долговременный

результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к

прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов

товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную

хозяйственную деятельность.

4. Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного

приспособления к требованиям потенциальных покупателей с

одновременным целенаправленным воздействием на них.

Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводятся:

анализу внешней среды, в которую включает не только рынок, но и

политические, социальные, культурные и другие условия. Анализ позволяет

выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему.

В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее

возможностей;

анализ потребителей как реальных, так и потенциальных. Данный анализ

заключается в исследовании демографических, экономических, социальных,

географических и иных характеристик людей, принимающих решение в широком

смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и

конкурирующих товаров;

изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка

концепций создания новых товаров или модернизации старых, включая их

ассортимент, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары

снимаются с производства и рынка;

планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости,

соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами;

обеспечение формирования спроса и стимулирования сбыта путем комбинации

рекламы, личной продажи, и разного рода материальных стимулов, направленных

на покупателей;

обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней

цен на поставляемые товары;

управление маркетинговой деятельностью как системой, то есть планирования,

выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей

каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей,

эффективности маркетинговых решений.

Организация маркетинга - это структурное построение для управления

маркетинговыми функциями, устанавливающее подчиненность и ответственность

за выполнение тех или иных заданий. Организация может быть функциональной,

когда ответственность распределяется по сферам снабжения, сбыта,

продвижения, распределения и др.; ориентированной на товар, когда

существуют управляющие по товарам для каждой группы продуктов и управляющие

торговой маркой для каждой отдельной торговой марки в дополнение к

функциональному принципу; ориентированный, а рынок, когда в дополнение к

функциональному принципу выделяются управляющие по региональным рынкам и

типам потребителей.

В маркетинговом процессе участвуют производитель товара, отдел

маркетинга, который непосредственно выступает на рынке; посредник,

обеспечивающий реализацию товара предприятия на рынке (возможен прямой

контакт отдела маркетинга с конечным потребителем); розничный торговец;

конечный потребитель.

Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его

потребностей, а завершается приобретением товара покупателем и

удовлетворением его выявленных потребностей.

Процесс обмена требует работы.

Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их

нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок,

перевозить, договариваться о ценах и т.д. Основу деятельности маркетинга

составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание

коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание

службы сервиса.

С течением времени все, кто занят в процессе обмена, учатся его

совершенствовать. Продавцы обретают больший профессионализм в управлении

своим маркетингом.

Основными функциями маркетинга являются:

комплексное изучение конкретного рынка, его проблем и перспектив;

планирование товарного ассортимента своего предприятия с учетом требований

рынка и своих возможностей;

формирование спроса и проведение мероприятий по стимулированию сбыта с

целью большего совпадения требований рынка и своих возможностей;

планирование сбытовых операций;

управление и контроль за маркетинговой деятельностью, которые предполагают

при необходимости возврат к первой функции.

Реализация каждой последующей функции невозможна без реализации

предыдущей.

Основу маркетинга обычно составляют следующие категории: цена,

предпочтение, приспособление, резкое отличие. Основу маркетинга обычно

составляют следующие категории: цена, предпочтение, приспособление, резкое

отличие.

Практическая реализация маркетинговых функций связана с процессом

управления маркетингом, который включает:

анализ рыночных возможностей предприятия;

отбор целевых рынков;

разработку комплекса мероприятий по выходу на рынок;

более глубокое внедрение в традиционный рынок с существующим товаром

(например, за счет увеличения объемов выпуска товаров);

выход с новым товаром на традиционный рынок;

выход с существующим товаром на новый рынок;

выход с новым товаром на новый рынок.

Маркетинговые исследования непосредственно связаны с:

производственным потенциалом предприятия;

гибкостью и структурой производственных мощностей;

финансовыми ресурсами.

В условиях централизованного механизма управления экономикой основную

часть прогнозирования и маркетинговых исследований осуществляют

государственные органы.

Предприятия, особенно крупные, которые участвуют в этих исследованиях,

конкретизируют полученные данные, рассматривая их как вспомогательные.

Задачи и направленность комплексного маркетингового исследования рынка

включает в себя:

1. изучение требований рынка к товару, то есть требований

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.