реферат, рефераты скачать
 

Сбыт и энергосбытовая деятельность


показателей производственно-экономической деятельности, обеспечивающих рост

доходов и получение максимальной прибыли Обществом.

Предмет деятельности Энергосбыта включает следующие основные виды

деятельности:

V реализацию электрической и тепловой энергии и мощности по тарифам,

установленным постановлениями органов государственного регулирования

тарифов в соответствии с действующим законодательством о государственном

регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию;

V изучение состояния и перспективы развития рынка сбыта электрической и

тепловой энергии и мощности, прогноз платежеспособного спроса на

электрическую и тепловую энергию и мощность;

V заключение с потребителями электрической и тепловой энергии договоров

энергоснабжения и контроль выполнения договоров в части режимов

энергопотребления и выполнения потребителями своих договорных

обязательств;

V обеспечение учета потребления электрической и тепловой энергии и

мощности;

V разработка и реализация мероприятий по побуждению потребителей к

выполнению договорных обязательств, по ограничению и прекращению подачи

энергоресурсов потребителям-неплательщикам, по выявлению фактов нарушения

правил учета и потребления электрической и тепловой энергии, а также по

пресечению безучетного потребления и хищения энергии;

V участие в разработке тарифов для потребителей электрической и тепловой

энергии;

V обеспечение жесткого контроля энергопотребления организаций,

финансируемых из бюджетов всех уровней.

Обязательными для Энергосбыта являются следующие виды деятельности:

V реализация электрической и тепловой энергии и мощности Общества по

тарифам, установленным постановлениями органов государственного

регулирования тарифов в соответствии с действующим законодательством о

государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую

энергию;

V обеспечение энергоснабжения потребителей в соответствии с заключенными

договорами;

V безусловное исполнение диспетчерских распоряжений, отраслевых норм и

правил по устройству и условиям безопасности эксплуатации

энергоустановок.

Руководство деятельностью Энергосбыта осуществляет заместитель

генерального директора Общества по продаже энергоресурсов – директор

Энергосбыта, назначенный генеральным директором Общества на контрактной

основе по согласованию с РАО «ЕЭС России» и действующий по доверенности,

выданной генеральным директором от имени Общества.

Директор Энергосбыта заключает и расторгает контракты с начальниками

отделений Энергосбыта, применяет к ним меры поощрения и наложения на них

дисциплинарных взысканий в соответствии с правилами внутреннего трудового

распорядка и действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Проверка финансово-хозяйственной и правовой деятельности Энергосбыта

осуществляется ревизионной комиссией Общества, аудиторскими службами,

назначенными или привлекаемыми Обществом в случае необходимости. Контроль

за финансово-хозяйственной деятельностью Энергосбыта может осуществляться

аудиторскими организациями на основании заключенных с ними договоров.

Контроль за состоянием оперативного управления и исполнением

диспетчерской дисциплины осуществляется Центральной диспетчерской службой,

другими службами Общества по технологической принадлежности.

3.3. Проблемы энергосбытовой деятельности

Программа действий по повышению эффективности работы и дальнейшим

преобразованиям в энергетике России разработанная под руководством РАО «ЕЭС

России» на основе проведенного анализа ситуации складывающейся в отрасли

определила следующие проблемы в сфере энергосбытово й деятельности:

V преобладание неденежных расчетов, которое существенно искажает действие

рыночных механизмов в экономике страны, является скрытой формой перелива

капитала из эффективных сегментов рынка в неэффективные.

V отсутствие маркетинговой политики и игнорирование интересов потребителей.

Отношения компаний электроэнергетики с потребителями далеки от принятых в

мере стандартов, что проявляется в частности в невозможности проводить

гибкую ценовую политику в предоставлении скрытых и открытых

индивидуальных преференций, не имеющих ничего общего с картельными

соглашениями и символизирующих собой извлечение доходов одних

потребителей за счет других потребителей и собственников в применении

огромных штрафов за недоиспользование и переиспользование энергии как

способ сбора дополнительных средств и т.д.

V неплатежи потребителей энергии. Неплатежи потребителей ведут к недостатку

оборотных средств, росту дебиторской задолженности энергокомпаний,

дефициту топлива на электростанциях и связанному с ними неоптимальному

режиму их загрузки. В результате увеличиваются затраты, снижается

экономическая эффективность работы отрасли.

Также можно обозначить следующие проблемы сбытовой деятельности:

V недостаточный уровень тарифов, зачастую не обеспечивающий положительный

уровень рентабельности в АО-энерго;

V плохо организованный учет потребляемой энергии, а также потери энергии

вследствие хищений.

Основной проблемой энергосбытовой деятельности являются неплатежи. В

России привыкли не платить за потребленную энергию. Вместо этого имеют

место различные ухищрения направленные на использование энергии без

последующей оплаты.

Именно неплатежи, не дают энергетикам возможности работать стабильно,

обновлять оборудование. Целый ряд предприятий расплачивается за

электроэнергию взаиморасчетами и лишь частично погашает свои долги

"живыми" деньгами. Но энергетики-то платят за сырьевые ресурсы только

"живыми" деньгами.

У организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней хронически

не хватает средств на оплату энергоресурсов. Положение в ближайшие годы

вряд ли поменяется кардинально, и денежная составляющая платежей останется

на относительно низком уровне. Армия, здравоохранение, образование, вся

бюджетная сфера в лучшем случае оплачивает 30-35 процентов того, что

потребили.

По словам председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса,

одной из задач реформирования холдинга является устранение посредников в

продаже электроэнергии. Посредники "это самое вредное и разрушающее

нормальный производственный процесс звено в цепи", в которой сосредоточено

до 50% существующей задолженности энергетикам.

Один из основных недостатков теплоэнергосистем АО-энерго – наличие

посредников между потребителем и производителем тепла. Прежде чем попасть к

потребителю в дом, тепло поочередно является собственностью самой ТЭЦ,

затем - теплосети АО-энерго, затем – теплосетей ОПП. Это затрудняет

расчеты и порождает ненужные трения, наверное, проще было бы поручить

обслуживание теплосетей самой ТЭЦ, позволить ей самой выходить на

потребителя.

Основу доходов энергетиков составляют платежи промышленных предприятий.

Для промышленности же характерно убыточное состояние, чем объясняется

задолженность металлургии, деревооборабатывающих предприятий и т.д.

Население является самым добросовестным клиентом: оно в массе своей

платит в срок и "живыми деньгами". Но дальше деньги населения попадают

посредникам - всевозможным муниципальным, коммунальным организациям,

которые их пускают в оборот и передают РАО «ЕЭС России» не полностью и с

задержками. Кроме того, население платит сейчас только часть тарифа,

являясь дотационным потребителем.

Дебиторская задолженность.

Неплатежи ведут к росту дебиторской задолженности как краткосрочной,

так и долгосрочной, в особенности это характерно в отношении потребителей

финансируемых из бюджетов различных уровней. Это такие потребители как

население, оптовые потребители-перепродавцы (МПЖКХ, различные сетевые

предприятия), армия, здравоохранение, образовательные учреждения,

муниципальный транспорт и т.д.

Одной из главных причин низкого уровня оплаты за потребляемые

теплоэнергию и электроэнергию является недофинансирование госбюджетом

федеральных потребителей. В бюджетную роспись, утвержденную Минфином

России на первый квартал 2000 года заложена лишь 30-процентная оплата

энергии бюджетными потребителями.

Также сохраняются долги и со стороны промышленных потребителей, которые

находятся не в лучшем финансовом положении.

Тарифы

Другой проблемой в области сбыта является проводимая в настоящее время

политика регулирования (а по сути "замораживания") тарифов и цен, которая

привела к нарушению баланса интересов потребителей и производителей

энергоресурсов. Тарифы необходимо повышать, хоть при этом и увеличится

число убыточных предприятий. Неудовлетворительный уровень тарифов на

отпускаемую энергию не позволяет обеспечить рентабельность энергокомпаний,

обеспечивать необходимое обслуживание энергетического оборудования,

повышать уровень оплаты работников энергопредприятий и т.д. и как

следствие, складывающееся положение не способствует привлечению инвесторов.

Сохраняется проблема перекрестного субсидирования – занижая тариф

населению, энергокомпания одновременно повышает его промышленным

предприятиям. Считается, что это делается в интересах самого населения.

Увеличение тарифов для промышленности делает зачастую ее продукцию более

дорогой и, соответственно, неконкурентоспособной. Как следствие, падает

производство и сокращаются рабочие места, что бьет по интересам того же

населения.

Все последние годы цены на электроэнергию искусственно сдерживались

государством. Средняя цена одного киловатт-часа в России - менее цента, в

Европе же - от 3,5 до 7 центов. Как следствие, отрасли катастрофически не

хватает средств на обновление основных фондов. Поскольку энергия достается

потребителям по заниженным ценам, то они ее перестают экономить.

Появляется еще одна проблема – отсутствие энергосбережения. Наша

промышленность абсолютно не занимается внедрением энергосберегающих

технологий, на которые весь мир перешел еще в 1973 году. В совокупности с

жуткими неплатежами все это дает отнюдь не положительный результат для

экономики страны.

Энерготарифы должны стать основой инвестиционной политики в

электроэнергетике. Не обязательным сегодня является вывод энергокомпаний в

частный сектор только для того, чтобы получить инвестиции. Вложив

деньги, западный инвестор будет возвращать свои средства только через

тарифы. То же самое можно делать сегодня без участия иностранных

инвесторов.

Тарифы, устанавливаемые в ряде АО-энерго, не обеспечивают положительный

уровень рентабельности энергопредприятий, в результате они получают убытки,

на этот раз из-за низкого уровня тарифов. В настоящее время 20

электростанций в России являются банкротами и причиной этого является

политика региональных энергетических комиссий по сдерживанию тарифов.

Руководство РАО "ЕЭС России" считает необходимым значительно

усовершенствовать тарифную политику в отрасли. Нынешняя тарифная политика

привела к тому, что в 1999 году 13 региональных энергокомпаний получили

убытки, а еще в 17 региональных энергокомпаниях рентабельность

составила меньше 5%. Все это является причиной неэффективной тарифной

политики.

В некоторых регионах страны до сих пор региональные энергетические

комиссии не смогли решить проблему перекрестного субсидирования. В ряде

районов страны тарифы для населения по-прежнему ниже, чем средние тарифы в

регионе на электроэнергию.

Руководство РАО «ЕЭС России» обращается к Минтопэнерго с просьбой

помочь решить вопрос по возвращению существовавших до 1997 года механизмов

инвестирования, в частности включить в тарифы на электроэнергию

инвестиционные составляющие.

В целом, несмотря на существующие проблемы, российская энергосистема

не снизила мощности и она готова обеспечивать дальнейший рост

электропотребления. В 2000 году РАО «ЕЭС России» планирует увеличить

количество средств, выделяемое на строительство новых энергообъектов.

Учет энергии.

Учет энергии является основой для определения платы за отпущенную

энергию. Отсюда, плохой учет – плохая оплата, хищения энергии. Повсеместно

наблюдается такая картина: приборы учета электроэнергии неисправны,

во многих местах отсутствуют клеммные крышки, сроки госповерки средств

учета давно истекли, нарушены схемы учета и т.п. И это не только в

производственной сфере, но и в быту – и не в меньшей степени. Около 60%

потребителей вообще не платят за электроэнергию. В таких условиях вполне

возможны хищения электроэнергии.

Энергоснабжающие организации всеми силами борются с расхитителями

электроэнергии, но мер явно недостаточно. Поэтому энергетикам остается

одно – обращаться к руководителям администрации, населению с просьбой

проявить здравый смысл и гражданскую ответственность к оплате за полученную

электроэнергию.

Безусловно, долго продолжаться такое не может, коль уж электроэнергия

становится товаром. И это всем без исключения придется понять, иначе

энергетики будут вынуждены вводить жесткие ограничения и отпускать

электроэнергии ровно столько, сколько сможем предварительно оплатить.

Установка приборов учета является чрезвычайно важным моментом в

энергосбытовой деятельности, особенно когда идет речь о крупных

потребителях.

Тенденции энергосбытовой деятельности. Выводы

Основными тенденциями энергосбытовой деятельности в 2000-2001г.

являются:

V Наиболее проблемными группами потребителей остаются предприятия и

организации, финансируемые из местного бюджета, и оптовые предприятия-

перепродавцы.

V В I квартале 2001 г. значительно улучшилась ситуация с оплатой энергии по

сравнению с тем же периодом 2000 года.

V В I квартале 2001 г. не удалось обеспечить выполнение главной задачи

энергосбытовой деятельности – недопущение неоплачиваемого отпуска

энергии. Уровень оплаты составил только 93 % от начислений.

V Постепенный переход на 100% уровень оплат за потребленную энергию всех

групп потребителей.

V Совершенствование договорных отношений с потребителями энергии (переход

на расчет с использованием авансовых платежей и увеличением расчетных

периодов).

V Основными проблемными потребителями по-прежнему остаются оптовые

покупатели-перепродавцы и потребители, финансируемыми и дотируемыми из

бюджетов всех уровней.

V Усиление работы с государственными структурами управления, обусловленное

ростом тарифов на энергию и изменением структуры дебиторской

задолженности.

V Постепенная ликвидация перекрестного субсидирования в тарифах на

электроэнергию, предопределяющая необходимость совершенствования работы

по сбору платежей от населения.

Выводы:

Перечисленные тенденции предопределяют необходимость усиления

энергосбытовой деятельности. Наиболее важными среди них являются:

V совместная работа с Администрациями регионов по планированию расходов

бюджетов по оплате за энергию и подготовки Соглашений с гарантией

оплаты;

V разработка и проведение во взаимодействии с РЭК эффективной тарифной

политики, создающей благоприятные условия для увеличения

платежеспособного спроса и сбора денежных средств с потребителей;

V точное планирование начислений авансовых и промежуточных платежей;

V принятие мер по обеспечению равномерного и своевременного поступления

средств за отпущенную энергию;

V реализация мер, направленных на снижение дебиторской задолженности;

V принятие эффективных мер по снижению потерь в сетях, как технических,

так и коммерческих;

V повышение роли юридических служб в АО-энерго в связи с возросшей

потребностью в проведении претензионно-исковой работе с учетом

ужесточения требований к потребителям по погашению задолженности.

Задачи в сфере энергосбытовой деятельности.

В целом на 2001 год перед энергосбытовыми службами АО-энерго стоят

следующие задачи:

V Реализация программ, направленных на кардинальное снижение дебиторской

задолженности в целом по Холдингу на 30 % от уровня по состоянию на

01.01.2001.

V Организация индивидуальной работы с проблемными потребителями из числа

финансируемых и дотируемых за счет средств региональных и местных

бюджетов, а также оптовых потребителей-перепродавцов.

V Подготовка и организация работы энергосбытовых подразделений в условиях

конкурентного рынка электроэнергии и реструктуризации.

V Внедрение новых технологий в информационном обеспечении и существенное

улучшение технического обеспечения энергосбытовых подразделений.

V Снижение коммерческих потерь и совершенствование средств учета отпуска

энергии.

V Совершенствование системы управления энергопотреблением, обеспечивающей

бесперебойное энергоснабжение добросовестных плательщиков.

V Установление нормальных отношений с потребителями, построенных на

принципе - потребитель оплативший энергию имеет безусловное право ее

получать.

V Кардинальное снижение дебиторской задолженности за потребленную энергию

денежными средствами:

до 1-го месяца среднегодового потребления по электроэнергии,

и до 2-х месяцев по тепловой энергии.

Для выполнения этой цели необходимо:

V провести инвентаризацию дебиторской задолженности с целью выявления

безнадежной задолженности и разработать программу по работе с ней,

включая списание и учет убытков в тарифах;

V разработать программу по погашению дебиторской задолженности

потребителей, финансируемых из различных уровней бюджетов;

V наладить взаимодействие с финансовыми службами АО-энерго по обеспечению

погашения кредиторской и дебиторской задолженности.

Обеспечение качества сбытовых услуг и технологий:

V повышение качества и количества приборов учета до необходимого уровня,

внедрение автоматизированной системы контроля, учета и расчета

отпускаемых энергоресурсов;

V разработка правил продажи энергии;

V кардинальное снижение коммерческих потерь.

Формирование нового отношения к потребителю:

V обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей,

оплативших энергию;

V безусловное выполнение договора энергоснабжения и ГОСТов на поставляемую

энергию;

V повышение качества товара (энергии) и услуг, представляемых потребителю;

V разработка программы действий энергосбытовых служб в критических

ситуациях (тяжелые погодные условия, нехватка запасов топлива, введение

ограничений в больших объемах с ФОРЭМ и т.п.).

Нормализация отношений с ОПП:

V индивидуальная работа и достижение полной управляемости

электропотреблением по каждому оптовому потребителю-перепродавцу.

Формирование положительного имиджа энергосбытовой компании.

Освещение всех аспектов энергосбытовой деятельности АО-энерго и всего

комплекса услуг, представляемых потребителям энергии, в средствах массовой

информации. Подготовка и работа сбытовых организаций в условиях

подготовительного этапа преобразований региональных энергетических

компаний, в т.ч.:

V разработка программы действий по повышению степени готовности

энергосбытовых подразделений к работе в условиях конкурентного рынка

электроэнергии;

V подготовка предложений по технологии создания самостоятельных сбытовых

компаний с учетом имеющейся программы реализации подготовительного этапа

преобразований АО-энерго.

Основная задача новой концепции сбыта энергии основана на формировании

у потребителей отношения к электрической и тепловой энергии как к товарной

продукции, покупка которой требует своевременной и полной оплаты.

3.4. Тарифная политика.

Определенную разновидность цен представляют тарифы на энергию, которые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.