| |||||
МЕНЮ
| Сбыт и энергосбытовая деятельностьдолжны обеспечивать возможность возмещения затрат на производство и передачу энергии, выплаты налогов и получения необходимой прибыли для развития предприятия и улучшения социально-экономического положения всех работающих. Установление оптимального тарифа на электроэнергию заключается в следующем: V определить такую дифференциацию цен для различных категорий потребителей, которая соответствовала бы, с одной стороны, влиянию графика и других условий потребления электроэнергии на её себестоимость в энергосистемах, с другой – отражала бы в обратной пропорциональности народнохозяйственное значение потребителя; V стимулировать равномерное и экономичное потребление электроэнергии в течение суток. Рассмотрим отдельные положения по формированию тарифов на электроэнергию в энергосистеме. В основу определения структуры тарифа положен традиционный подход, основанный на использовании существующих видов тарифов и сложившейся категорийности потребителей. Исходя из модели межотраслевого баланса связь цены (тарифа) на энергию с ценами на другие виды продукции можно представить в следующем виде: [pic] где Ц - цена (тариф) на энергию (j - индекс энергетики); vj - заработная плата работников, занятых в энергетике; mj- прибыль в энергообъединении, складывающаяся из части т'j идущей на погашение налогов, и части т"j остающейся в распоряжении предприятия; aij - удельные расходы продукции вида i на производство единицы энергии j; Цi — цена единицы продукции вида i. Вышеизложенный методологический подход позволил разработать методику расчета двухставочных и одноставочных тарифов на электроэнергию как без учета, так и с учетом зон графика нагрузки энергосистемы. Известно, что двухставочный тариф формируется из двух ставок: T = T1 + T2 где Т1 — плата за заявленный максимум, руб/(кВт*ч); Т2—плата за потребленную энергию, коп/(кВт*ч). Первая тарифная ставка рассчитывается на основе постоянных затрат себестоимости [pic] где Sаj — амортизационные отчисления от стоимости основных производственных фондов в части, относимой на производство энергии вида j; S з.п.j - затраты на заработную плату, относимые на производство энергии вида j; Qij — материальные затраты вида i, относимые на j-й вид энергии; Рi — суммарный заявленный максимум. С учетом индекса цен на топливо, материалы, заработную плату и налога на добавленную стоимость в энергосистеме первая тарифная ставка на энергию может быть определена из выражения [pic] где I з.п. и Ii —индексы заработной платы и i-го компонента материальных затрат; ?qi— налог на добавленную стоимость в энергосистеме; qij = Qij/Pj — удельные материальные затраты; ?n— ставка налога на прибыль; rj0—минимальный уровень рентабельности по прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, по отношению к себестоимости. Вторая часть тарифа формируется через переменную составляющую себестоимости. С учетом индекса цен на топливо и налога на добавленную стоимость в энергосистеме [pic] где Sпер j – переменные затраты на единицу энергии; IT – индекс цен на топливо. При одноставочном тарифе выплаты рассчитываются по одной из тарифных ставок. Суммарный объем выручки от реализации определяется из выражения [pic] где п1 — количество потребителей I группы (рассчитывается по тарифу); п—общее количество потребителей в системе. Для формирования тарифов с учетом зоны графика нагрузки расчет себестоимости необходимо проводить по зонам графика, так как его покрытие происходит за счет электростанций различного уровня экономичности. Целесообразно выделить три зоны: I зона — ночной провал графика, II зона — полупик, III зона — пик графика. В каждой зоне определяется суммарная заявленная (договорная) мощность потребителей энергии. Можно предложить следующие направления совершенствования методов ценообразования в энергетике. Установление экономически обоснованных тарифов для различных категорий плательщиков, в том числе: V устранение чрезмерной дифференциации; V прекращение практики установления тарифов ниже себестоимости (для льготных групп); V устранение перекрестного субсидирования; V применение тарифов, дифференцированных по временам года, времени суток; V тарифные кредиты, т.е. временное снижение тарифов для потребителей, реально осуществляющих энергосбережение V общее стимулирование промышленного региона с целью увеличения энергопотребления; V ликвидирование дефицитности энергосистемы; V активизация деятельности по сокращению издержек производства; V устранение в перспективе перепродавцов энергии как промежуточных звеньев между производителями и потребителями энергии. Одним из наиболее значимых аспектов поведения энергетических предприятий в рыночной среде является формирование стратегии тарифообразования. Её можно определить как обоснованный выбор из нескольких вариантов тарифов, направленный на достижение поставленных предприятием целей в рамках планируемого периода. Исходя из стратегии развития электроэнергетики в России, предпочтение можно отдать следующим стратегиям ценообразования в условиях монополизации рынка, т. е. политике продаж одинаковых товаров различным потребителям по разным ценам: 1. Стратегия множественных цен; 8. Стратегия сегментации рынка. Первая заключается в том, что цены определяются в зависимости от индивидуальных кривых рыночного спроса, а не под воздействием рыночного спроса в целом. Вторая – основана на неоднородности покупательского рынка на различных рынках или сегментах одного рынка. Таким образом, предельные издержки, стратегия энергосбережения, экологические аспекты должны учитываться в тарифообразующей политике предприятий энергетики. Существующее разделение потребителей по группам: По электрической энергии Постановлением РЭК от 06.09.00. № 15 установлены тарифы для следующих групп потребителей: 1 группа – Промышленные и приравненные к ним потребители с присоединенной мощностью 750 кВА и выше, которым установлен двухставочный тариф за установленную в договоре мощность, участвующую в максимуме нагрузки энергосистемы – 101,1 руб/кВт в месяц; за потребленную электрическую энергию на первичном напряжении 14,89 коп/кВт*ч; на вторичном напряжении 15,35 коп/кВт*ч. 2 группа – Промышленные и приравненные к ним потребители с присоединенной мощностью до 750 кВА – 31,7 коп/кВт*ч; 3 группа – Оптовые потребители-перепродавцы – 9,4 коп/кВт*ч; 4 группа – Производственные сельскохозяйственные потребители и соцкульбыт села, финансируемый из бюджета – 20 коп/кВт*ч; 5 группа – Электрифицированный железнодорожный транспорт (электротяга) – 24,4 коп/кВт*ч; 6 группа – Электрифицированный городской транспорт (тяга) – 31,7 коп/кВт*ч; 7 группа – Непромышленные потребители – 31, 7 коп/кВт*ч; 8 группа – Население и приравненные к ним потребители с учетом НДС- 18 коп/кВт*ч; 9 группа – Электробойлерные – 25 коп/кВт*ч; Среднеотпускной тариф – 27,62 коп/кВт*ч. По тепловой энергии Постановлением РЭК от 06.09.00. № 15 установлены тарифы для следующих групп потребителей: 1 группа – Промышленные потребители и приравненные к ним. 1а – Промышленность пар редуцированный и острый – 166,3 руб/Гкал; пар отборный – 161,11 руб/Гкал; пром. вода – 161,11 руб/Гкал; 1б – Жилищно-коммунальное хозяйство – 161,11 руб/Гкал; 1в – Жилищно-эксплуатационные организации – 118,8 руб/Гкал; 1г – бюджетные организации 118,8 руб/Гкал; 1д – Все другие, не указанные в вышеперечисленных группах – 236 руб/Гкал; 2 группа – Оптовые потребители-перепродавцы – 118,8 руб/Гкал; 3 группа – ЖСК, ТСЖ, индивидуальные жилые дома – 47,61 руб/Гкал; 4 группа – Теплично-парниковые хозяйства – 78,5 руб/Гкал; 5 группа – Гаражно-строительные кооперативы, мастерские творческих работников – 118,8 руб/Гкал; Среднеотпускной тариф – 131,02 руб/Гкал. 4. Заключение После изучения проблем вопросов, поставленных в курсовой работе, можно сделать следующие выводы: Сбыт — неотъемлемый элемент процесса маркетинга, так как является завершающей, наиболее ответственной стадией обеспечения потребителя необходимым для него товаром. Он направлен на формирование и поддержание эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного потребителя с минимальными затратами. Основными методами сбыта являются: а) торговые системы, включающие централизованный и децентрализованный сбыт; б) собственная или внешняя формы организации продажи (форма сбыта); в) прямой и непрямой сбыт через торговые посреднические предприятия (пути сбыта). Основными элементами планирования сбыта являются: подготовка прогнозов общехозяйственной и рыночной конъюнктуры; прогнозное ориентирование объемов сбыта фирмы; разработка финансовой сметы сбыта; установление норм сбыта; селекция каналов распределения товаров; организация торговых коммуникаций (включая выбор месторасположения торговых предприятий); планирование и осуществление коммерческой отчетности; анализ хода и динамики продаж; планирование и оценка деятельности персонала службы сбыта; составление и осуществление плана координации деятельности службы сбыта, связей с другими подразделениями фирмы; разработка плана консультаций и работы с заказчиками и т. д. Координация деятельности службы сбыта, связей с внутренними подразделениями фирмы и внешними субъектами окружающей среды проводится с целью поддержания эффективного поведения системы сбыта и обеспечения поставки необходимой потребителю продукции в нужное время, в требуемый район, в надлежащем количестве и установленного качества. Основным средством и инструментом координации является организационная форма, структура службы сбыта, которая отражает размер фирмы, тип и ассортимент товаров, количество и месторасположение покупателей, каналы распределения, методы торговли, права и ответственность от вышестоящего к нижестоящему уровню. В зависимости от сочетания этих факторов фирмы могут использовать следующие формы организации службы сбыта: функциональную, региональную, товарную, отраслевую, комбинированную. Контроллинг-сбыт является составной частью маркетинг-контроллинга. Цель контроллинга-сбыта состоит в повышении экономической эффективности сбытовой деятельности и самой организации сбыта. Достижение этой цели обеспечивается гибким, оперативным предупреждением недостатков в сбытовой деятельности, их обнаружением и устранением посредством комплекса эффективных мероприятий. Цели контроллинга-сбыта должны быть увязаны и скоординированы с другими сферами контроллинга, такими, как финансовый контроллинг, контроллинг- затрат и результатов, инвестиционный контроллинг, контроллинг производства и т. д. Основными функциями контроллинга-сбыта являются: планирование, обеспечение информацией, контроль (наблюдение), регулирование (управление). Стратегический контроллинг-сбыт обеспечивает постоянную степень отдачи, эффективность деятельности предприятия. Оперативный контроллинг-сбыт ориентирован в первую очередь на управление прибылью с помощью контроля и анализа таких факторов, как прибыль, объем сбыта и товарооборота; структура издержек; структура рынка; характеристики сбытовой деятельности. Основными особенностями энергетики и её продукции являются: 1. Спрос на энергию зависит от уровня экономического развития региона; 2. Производство и потребление электроэнергии (и в большой степени тепловой энергии) совпадают во времени. Отсюда важность точного прогнозирования спроса; 9. Качество электроэнергии, если оно отвечает имеющимся стандартам, нельзя в отличие от других продуктов и товаров улучшить. Ограничены возможности улучшения качества и тепловой энергии. Отсюда вытекает возможность только ценовой конкуренции. 10. В электроэнергетике товаром особого рода, следовательно, предметом спроса является не только электрическая и тепловая энергия, но и мощность. Это означает, что объектом маркетинга является режим потребления электрической и тепловой энергии в целом: в суточном, недельном и сезонном (годовом) аспектах. 11. Технические и экономические возможности передачи энергии на большие расстояния ограничены, что ограничивает возможности экспорта — импорта энергии. 12. В современных условиях энергетическая система (ПОЭЭ) обладает естественной монополией на энергоснабжение обслуживаемой территории. Естественная монополия объективно приводит к практически полному отсутствию конкурентной борьбы и необходимости государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию. 13. В условиях естественной монополии отрасли рынок – это рынок особого вида, где продавец и покупатели вынуждены быть партнерами не только в процессе купли—продажи энергии, но и в выявлении закономерностей спроса на нее. Энергосбытовая деятельность - это управленческая деятельность по выработке и принятию управленческих решений, обеспечивающих эффективные продажи произведенной энергоснабжающей организацией энергии потребителям (абонентам). Обязательными для Энергосбыта являются следующие виды деятельности: V реализация электрической и тепловой энергии и мощности Общества по тарифам, установленным постановлениями органов государственного регулирования тарифов в соответствии с действующим законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию; V обеспечение энергоснабжения потребителей в соответствии с заключенными договорами; V безусловное исполнение диспетчерских распоряжений, отраслевых норм и правил по устройству и условиям безопасности эксплуатации энергоустановок. Имеют место следующие проблемы в сфере энергосбытовой деятельности: V преобладание неденежных расчетов V отсутствие маркетинговой политики и игнорирование интересов потребителей. V неплатежи потребителей энергии. V недостаточный уровень тарифов, зачастую не обеспечивающий положительный уровень рентабельности в АО-энерго; V плохо организованный учет потребляемой энергии, а также потери энергии вследствие хищений. В целом на год перед энергосбытовыми службами АО-энерго стоят следующие задачи: V Реализация программ, направленных на кардинальное снижение дебиторской V Организация индивидуальной работы с проблемными потребителями из числа финансируемых и дотируемых за счет средств региональных и местных бюджетов, а также оптовых потребителей-перепродавцов. V Подготовка и организация работы энергосбытовых подразделений в условиях конкурентного рынка электроэнергии и реструктуризации. V Внедрение новых технологий в информационном обеспечении и существенное улучшение технического обеспечения энергосбытовых подразделений. V Снижение коммерческих потерь и совершенствование средств учета отпуска энергии. V Совершенствование системы управления энергопотреблением, обеспечивающей бесперебойное энергоснабжение добросовестных плательщиков. V Установление нормальных отношений с потребителями, построенных на принципе - потребитель оплативший энергию имеет безусловное право ее получать. V Кардинальное снижение дебиторской задолженности за потребленную энергию денежными средствами: V Обеспечение качества сбытовых услуг и технологий: V Формирование нового отношения к потребителю: V Нормализация отношений с оптовыми потребителями-перепродавцами V Формирование положительного имиджа энергосбытовой компании. Задачей тарифной политики является становление экономически обоснованных тарифов для различных категорий плательщиков, в том числе: V устранение чрезмерной дифференциации; V прекращение практики установления тарифов ниже себестоимости (для льготных групп); V устранение перекрестного субсидирования; V применение тарифов, дифференцированных по временам года, времени суток; V тарифные кредиты, т.е. временное снижение тарифов для потребителей, реально осуществляющих энергосбережение V общее стимулирование промышленного региона с целью увеличения энергопотребления; V ликвидирование дефицитности энергосистемы; V активизация деятельности по сокращению издержек производства; V устранение в перспективе перепродавцов энергии как промежуточных звеньев между производителями и потребителями энергии. Список используемой литературы 1. Маркетинг : Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во “Экономика”», 1999 г. –703 с. 14. Багиев Г.Л. и др. Маркетинговая концепция взаимоотношений между энергосистемой и потребителями электроэнергии. // Промышленная энергетика – 1993.-№8 – с.4 - 9. 15. Коган Ю.М. Особенности маркетинга в электроэнергетике. // Электрические станции – 1993 - №5 – с.10 – 15. 16. Лещинер Р.Е., Петровский Е.С., Любимова Н.Т. Особенности маркетинга в энергетике. // Энергетическое строительство. –1994 – №2 – с.47. 17. Денисов В.И., Кузовкин А.И., Яркин Е.В. Методы дифференциации тарифов на электрическую энергию по зонам времени. // Промышленная энергетика – 2000 - №9 – с.2 – 6. 18. Смирнова Т. Л. Сбалансированные тарифы на электроэнергию на потребительском рынке. // Электрические станции – 1999 - №3 – с. 3 - 4. 19. Бизнес-план энергосбытовой деятельности ОАО «Красноярскэнерго». 20. Программа энергосбережения в отрасли «электроэнергетика» на 1999- 2000 годы и на перспективу до 2005 и 2010 гг. ----------------------- Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Красноярский Государственный Технический Университет [pic] Кафедра ЭиОЭ Курсовая работа Сбыт – один из элементов комплекса маркетинга. Сбытовая деятельность в энергетике Выполнил: Можаев А.М. Группа: ЭУ 97-1 Проверил: Ходыкина Л.В. Красноярск 2001 г. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|