реферат, рефераты скачать
 

Золотопромышленность


3778

 

            В отношении ценовой политики следует отметить несопоставимость ро­ста расчетной цены на золото и роста цен на продукцию и услуги, используе­мые при золотодобыче. Это наглядно видно из таблицы 9, в которой приведе­ны данные Роскомдрагмета за период с января 1990 года по июль 1998 года. Здесь следует отметить, что только за два года (1993-1994 годы) цена ре­ализации добываемого в России золота благодаря некоторому росту мировой его цены и непрерывному падению курса рубля поднялась в 11 раз, издержки же золотодобычи возросли за этот же период в 25 раз. Естественно, что рост цен на продукцию, непосредственно используемую в золотопромышленности, приводит к постоянному и планомерному росту издержек производства прак­тически во всех технологических операциях при добыче золота.

           Анализ пяти различных по масштабам добычи золота регионов страны (Саха-Якутия, Магаданская облаете, Красноярский край, Хабаровский край, Приморский край), которые добывают и производят 62,4% всего драго­ценного металла России (общий объем российской золотодобычи составил в 1998 году 123 т), наглядно показывает явное превышение себестоимости добычи одного грамма золота по сравнению с его среднегодовой расчетной це­ной и весьма значительный размер убытков, понесенных в этой связи данными регионами. В таблице 3 представлены реальные объемы добычи и производ­ства золота, а также его себестоимость по указанным золотопромышленным регионам России.

        Помимо государственной ценовой политики в отношении золотопромыш­ленности, явно сдерживающей ее развитие, существует и налоговая система, которая в не меньшей, а возможно, и в большей степени влияет на создавшееся трудное положение в добыче и производстве золота в России. 

Соотношение производства и себестоимости золота по основным зо­лотодобывающим регионам России (1997 год)

Таблица №10

Регионы России

Объем добычи и производства золота (кг)

Процент от общей добычи в России

Себестои­мость золота (тыс. руб.)

Саха-Якутия

19987

18

60,4

Магаданская область

26074

23,1

62,0-125,4

Хабаровский край

7091

6

57,2-70,2

Красноярский край

17482

15

.51,1-58,6

Приморский край

31

0,3

71,0

 

О негативной общегосударственной налоговой политике, которая отрицательно сказывается на развитии всей российской экономики, существует немало объективных и доказательных мнений.  Но следует сразу же отметить, что высокое налогообло­жение отраслей промышленности ни в коей мере не должно быть идентичным по отношению к золотопромышленности. Ведь золото является товаром особого спроса, который может быть использован в залоговых операциях или продан за твердую конвертируемую валюту, а также может служить резервом или своего рода страховкой при различных неблагоприятных экономических ситуациях.

       Существующая система налогообложения в золотопромышленности ха­рактеризуется следующим. В настоящее время каждое золотодобывающее предприятие выплачивает не менее 10-12 общефедеральных налогов и сборов. По­мимо этого добавляется еще порядка 8-10 местных налогов. По сведениям, от­носящимся к 1994 году, доля налогов и различных сборов доходила в золото­промышленности до 50% себестоимости, до 65% прибыли, суммарно состав­ляя до 60% стоимости добываемого метала. Для сравнения можно отметить, что у таких мощных производителей золота, как ЮАР, США, Австралия, Кана­да, доля налогов в себестоимости составляет 12-14%, в прибыли - от 30 до 50%, в стоимости добываемого металла - от 20 до 35%.                    

         В 1997 году суммарный налог в золотопромышленности снижен прави­тельством на 11-15%. Но данная мера - не решение всех проблем в этой важ­нейшей производственной отрасли.


3. Состояние российской ювелирной

промышленности.

         В настоящее время Россия является одним из мировых лиде­ров по производству золота, находится в третьей десятке стран по уровню его использования в ювелирной промышленности. Причины создавшейся неблагоприятной ситуации в российской ювелир­ной промышленности в основном те же, что и в российской золотодобыче.

     Первая причина - поспешная и непродуманная приватизация ювелирной промышленности в России: все 13 крупных государственных ювелирных пред­приятий превратились к настоящему времени в акционерные и частные компа­нии (объединены в концерн "Ювелирпром" с числом работающих на каждом  предприятии от 500 до 4000 человек). На эти предприятия приходится 97% все­го золота, используемого ювелирной промышленностью России. Остальная часть золота потребляется 60-ю подобными предприятиями с числом работаю­щих на них от 40 до 60 человек.

      Вторая причина - довольно жесткая налоговая система, которая приводит к снижению объемов производства и количества золота, перерабатываемого отечественной ювелирной промышленностью. Соответственно ее продукция по ценовой характеристике становится неконкурентоспособной не только на мировых и региональных международных рынках, но даже на внутреннем Рос­сийском рынке. По оценкам специалистов, отечественные ювелирные изделия из золота, которые реализуются в розничной торговле, в 2,2 раза дороже анало­гичной продукции западных производителей. Таким образом, российская юве­лирная промышленность не только не выходит на внешние рынки, но и посте­пенно теряет внутренний рынок. А по мнению экспертов "Ювелирпрома", ем­кость внутреннего рынка России позволяет реализовывать ювелирных изделий на сумму, превышающую миллиард долларов США ежегодно.

       Третья причина - постоянный недостаток оборотных средств у произво­дителей ювелирной продукции. Прежде всего недостаток оборотных средств объясняется условиями принятой государством системы предоплаты за снаб­жение ювелирной промышленности драгоценными металлами. Плюс к этому - высокие ставки кредитов, которые неблагоприятно отражаются на величине уже финансовых издержек. Сюда же следует отнести и отсутствие централизован­ного финансирования (в настоящее время акционерные общества в финансо­вом плане в достаточной мере разобщены даже при существующем концерне "Ювелирпром"), имеющем преимущества в отношении маневрирования фи­нансами, в том числе и оборотными средствами.

       Четвертая причина заключается в следующем. Ювелирная промышлен­ность, являясь одним из производственно-технологических направлений перера­ботки золота, находится в полной зависимости от финансового, организационно­го, технического и производственного состояния золотодобычи. Постоянно рас­тущие издержки производства при добыче золота, включая и принятую систему налогообложения, непосредственно оказывают негативное влияние и на его по­требление при изготовлении ювелирных изделий. Следовательно, одни негатив­ные явления, существующие при производстве сырья, как следствие порождают другие негативные явления при изготовлении конечной готовой продукции.

       Таким образом, следует констатировать, что кризис отечественной золо­топромышленности современного периода (добыча золота, его производство и переработка) - это самый мягкий термин, характеризующий ее финансовое со­стояние. В среднем по стране рентабельность производства золота составила в 1997 году менее 8%. Однако, для основных регионов добычи золота этот пока­затель равен нулю или вообще имеет отрицательную величину. Так, хроничес­ки убыточными в 1997 году явились 27 золотодобывающих предприятий систе­мы Росзолото. Убыточность предприятий привела к не возврату полученных авансов, сумма которых за тот же год составила 115 млрд. руб., из которых 20 млрд. руб. пришлись на старательские артели.

        Подводя итог можно отметить, что создавшееся тя­желейшее положение в золотопромышленности России объясняется прежде всего несвоевременной и непродуманной ее приватизацией, применением не­рациональных систем налогообложения кредитной и ценовой политики, реа­лизуемых государством в отношении такого специфического товара как золото.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I I I. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЗОЛОТА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ

 

1.Законодательная база российской

 золотопромышленности

Рынок золота как особый, организационно оформленный механизм, об­служивающий и регулирующий отношения по купле-продаже золота, сформи­руется исходя из соотношения спроса и предложения. Кроме этого активное влияние на его становление оказывают такие факторы, как существующая за­конодательная база, уровень экономического и технического развития обще­ства, состояние платежеспособности населения. Следует отметить, что кроме определенного спроса на драгоценный металл со стороны части населения Рос­сии, все остальные факторы в позитивном плане практически отсутствуют.

        В этой связи кратко рассмотрим спектр факторов и условий, отражающих положение дел в формировании российского рынка золота в настоящее время.

         Прежде всего, о законодательной базе. Здесь следует отметить, что на протяжении нескольких лет, начиная с 1991 года, законодательная база являет собой противоречивый по своей сути перечень указов, постановлений, реше­ний и других законодательных актов, которые носят характер полуразрешаю­щих, полуограничивающих документов в отношении операций с драгоценны­ми металлами, в том числе с золотом. Содержание этих актов явно демонстри­рует ведущую роль государства в контроле за золотопромышленностью с одно­временным устранением его от вопросов, связанных с добычей и производ­ством золота в части финансирования.

       Полурыночные отношения в процессах добычи, переработки и производ­стве золота и монополизм при его купле-продаже несовместимы» поэтому обя­зательно наступит ситуация, при которой или должен быть введен порядок мо­нополии на всю отрасль золотопромышленности в целом (государству в ближайшее будущее это практически невозможно реализовать), или осуществля­ется отказ от монополии, но уже во всех операциях, проводимых с золотом.

Такой вывод подтверждается и постепенными "уступками" правительства в области купли-продажи золота. Так, содержательную часть всего перечня ак­тов, составляющих современную законодательную базу и в той или иной сте­пени посвященных золотопромышленности, начиная с 1991 года, можно условно подразделить на три этапа развития юридической основы золотопромыш­ленности.

Первый этап характеризуется полной монополией государственного ап­парата в отношении купли-продажи золота. Отправной точкой этого этапа мо­жет служить Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 года № 214 "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР", по которому должен осуществляться государственный контроль за всеми опера­циями с золотом, начиная с определения ежегодных квот на добычу металла и размера платы за пользование месторождениями золота. При этом вся продук­ция должна сдаваться Комдрагмету при Министерстве экономики и финансов РФ, то есть государству, при одновременной государственной же монополии на реализацию золота как на внутреннем, так и на мировых и международных рынках.

          Второй этап представляет собой частичный отказ государства от монопо­лии на операции по купле-продаже золота. Началом этого этапа послужил так­же Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2148 "О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации", по которому уполномоченным коммерческим банкам разрешается проведение опе­раций с золотом: во-первых, при его купле-продаже на внутреннем рынке; во-вторых, при осуществлении залоговых операций также внутри страны. В мае 1994 года три банка - Промстройбанк, Автобанк и Инкомбанк - получили от Центрального банка первые лицензии, дававшие им право поку­пать драгоценные металлы у добывающих предприятий, продавать их ЦБ РФ и уполномоченным на проведение этих операций структурам, а также использо­вать в качестве залога по кредитным соглашениям. К началу 1995 года подоб­ными лицензиями обладали уже около 40 российских коммерческих банков. К настоящему времени таких банков насчитывается более 100.

          Третий этап характерен дальнейшим углублением процесса государствен­ной демонополизации. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1157 "О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных ме­таллов и драгоценных камней в Российской Федерации" предусматривалось расширение перечня совершаемых на рынке сделок с драгоценными металла­ми, в частности разрешения пяти специально уполномоченным коммерческим танкам на вывоз слитков золота за границу для проведения залоговых опера­ций с целью привлечения иностранных кредитов.

           Комментируя последние два этапа, следует отметить, что и в этих случа­ях - при частичном отходе государства от монополии на операции с золотом -последнее не решило до конца вопрос в отношении прав уполномоченных бан­ков. Более того, эти банки были поставлены в невыгодные условия при прове­дении операций с драгоценными металлами. Например, в отношении разреше­ния на операции с золотом внутри страны. Покупаемое золото обходится коммерческим банкам значительно дороже, чем государству. При продаже золота банкам старательские артели обязаны уплатить государству налог на добавлен­ную стоимость и специальный налог (в сумме составляет 23,4%), размер кото­рых, естественно, закладывается в цену продаваемого золота.

Полученные уполномоченными банками лицензии на операции с золо­том внутри страны в значительной мере ограничивали возможности последних. Поэтому ЦБ РФ разработал Положение "О совершении кредитными организа­циями операций с драгоценными металлами на территории Российской Феде­рации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металла­ми" № 50 от 1 ноября 1996 года.

По этому положению банки имеют право осуществлять следующие опе­рации и сделки с драгоценными металлами: покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов; привлекать драгоценные ме­таллы во вклады от физических и юридических лиц; размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в дру­гих банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах; предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных ме­таллов.

         Как видно из содержательной части, указанным выше Положением зна­чительно расширяется сфера деятельности коммерческих банков в операциях и сделках с золотом. Кроме этого. Положение предусматривает регламент опера­ций, условия сделок и расчеты по поставкам металла. Банкам предоставляется также возможность совершения других сделок, таких, как опционы, свопы, фью­черсы, что является позитивным признаком продвижения России к формирова­нию рынка золота. Еще один аспект рыночных отношений в области золота. Практически во всех золотодобывающих странах и странах, производящих продукцию из золо­та, развито такое направление, как переработка лома (в основном ювелирных изделий и монет, потерявших товарный вид). В России в настоящее время и в этом направлении теряются позиции. Ввиду нехватки средств у государства, а оно является монополистом скупки металла у населения в лице Государствен­ной центральной скупочной организации, объем сдаваемого в Госхран лома драгоценных металлов постоянно снижается. При этом желающих продать ювелирные изделия из золота в настоящее время намного больше, а при закупочной цене лома в 37,3 тыс. руб. за грамм, государство реализует золото производителям юве­лирных изделий уже по 110 тыс. руб. за грамм.

         Характеризуя остальные факторы формирования рынка золота в России, такие, как экономическое и техническое развитие общества и состояние плате­жеспособного спроса населения, отметить можно следующее.

Состояние российской экономики оказывает негативное влияние на про­цесс становления цивилизованного рынка золота. Неплатежи, инфляционные явления, снижение уровня жизни населения выдвигают на первый план реше­ние насущных проблем "выживания" промышленного производства, энергети­ки, сельского хозяйства. В этой ситуации формирования российского рынка золота отодвигается на второй план и, естественно, не форсируется.

Технический уровень золотопромышленности России существенно усту­пает западным стандартам. Это выражается в преимущественной добыче рос­сыпного, а не рудного золота. Добыча первого будет постоянно снижаться ввиду истощения месторождений (этот вывод подтверждается мировой практикой). Такое положение, в свою очередь, приводит к не восполнению объемов золото­го запаса страны, что уже сейчас затрудняет и сдерживает движение России в таком непростом и новом направлении, как формирование рынка золота.

Экономические инструменты такие, как ценообразование и налогообло­жение, способные поддержать формирование практически любого рынка това­ров и услуг, а в дальнейшем и успешно осуществлять регулирование рыночных операций, являются в настоящее время существенным препятствием в отноше­нии формирования, становления и развития цивилизованного российского рынка золота.

         Однако, несмотря на всю сложность данной проблемы и существующие противоречия между государством, коммерческими банками, акционерными обществами и частными компаниями (включая старательские артели), участву­ющими в процессах добычи, переработки, производства, купли-продажи золо­та, даже в этой ситуации необходимо отдать должное правительству, которое все же пытается ввести хотя бы элементы рыночных отношений в операции с драгоценными металлами, в частности с золотом. Поэтому возможности для создания национального рынка золота имеются.

          Речь в данном случае идет о создании биржи драгоценных металлов. В правительственных документах неоднократно отмечалась целесообразность такого акта. Более того, были даны соответствующие распоряжения. Так, По­становлением Правительства РФ от 4 января 1992 года № 10 Министерству экономики и финансов предлагалось внести предложения о создании в 1992 году биржи драгоценных металлов. Далее, указом Президента РФ от 16 декаб­ря 1993 года № 2148 уже Минфину РФ и Комдрагмету предписывалась разра­ботка предложений по созданию биржи драгоценных металлов. И, наконец, Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 года № 1157 Минфину РФ предлагалась разработка предложений по порядку и условиям проведения биржевых сделок со слитками золота. В 1998 году Московская международная фондовая биржа получила лицензию на проведение торгов по секции «Драгоценные металлы и драгоценные камни»

         Прежде всего отметим, что биржа золота - это не биржа обычного товара, пользующегося повышенным спросом в настоящее время, такого, например, как древесина, нефть и нефтепродукты, металл. Но эти товары подвержены в будущем (возможно, в ближайшем будущем) резкому изменению спроса, и этот спрос может меняться коренным образом, вплоть до сведения его к минимуму. Скажем, древесину с успехом может заменить продукция химической промыш­ленности, что в настоящее время и наблюдается. Открытие новых видов энер­гии окажет влияние на спрос на топливно-энергетические ресурсы, такие, как газ, нефть, уголь. Внедрение в производство новых видов пластических масс с успехом может заменить металл.

         Что касается товаров повседневного спроса и длительного пользования, то они морально устаревают, что влечет за собой их техническую доработку, создание нового дизайна, расчет повышенной надежности и снижение материалоемкости для достижения конкурентоспособности. Спрос на такие виды товаров диктуется постоянно повышающимися требованиями со стороны потре­бителей.

Золото же вот уже на протяжении нескольких столетий, включая и совре­менный этап, является золотом и будет им оставаться, имея в виде модифика­ций только пробу, характеризующую процент чистого металла в продукте. Из­менения в золотопромышленности могут идти только по пути развития науч­но-технического прогресса в области золотодобычи, золотопереработки, производства ювелирных изделий. Конечным продуктом все равно останется золо­то, спрос и цена на которое постоянно растут.


2. Наиболее значимые события, произошедшие на российском рынке золота.


    Прошедший 1998 г. оказал­ся в определенной мере переломным в развитии цивилизованных отноше­ний на отечественном рын­ке драгоценных металлов, в частности, свою деятельность на нем активизиро­вали коммерческие банки, чему спо­собствовал ряд законодательных актов Президента и Правительства РФ. В 1998 г. Гохран России зарегистрировал ряд договоров на продажу слитков зо­лота между золотодобывающими предприятиями и кредитными учреж­дениями объемом почти в 40 тонн. Особой активностью на рынке отлича­лись "Российский кредит" (40% от общего объема поставок) и Инкомбанк (20%). Оставшаяся часть в основном распределена между такими банками как МАПО-банк, Банк "Менатеп", Мос­бизнесбанк, Промрадтехбанк и КБ "Енисей".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.