реферат, рефераты скачать
 

Королевство Нидерландов


3.     ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1     НИДЕРЛАНДЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Благополучие Нидерландов в определяющей степени зависит от состояния ее внешнеэкономических дел. Осознавая жизненно важную роль свободы торговли для страны с ограниченными естественными ресурсами, требующей сырья для высокоразвитого промышленного производства, Нидерланды активно участвуют в формировании мировой торговой политики. Страна является членом Европейского Союза, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), других международных экономических ассоциаций и соглашений.

Декларируя на политической арене принципы свободы торговли, Нидерланды на практике умело и успешно претворяют их в жизнь. В списке наиболее крупных мировых экспортеров и импортеров Нидерланды с 1992 г. занимают 7-е место, опережая Канаду и десятки других, гораздо больших себя государств. При том, что в этой стране проживает всего 0,3% населения, голландская доля мирового внешнеторгового оборота составляет свыше 4%.

Около 60% всего объема валового национального продукта Нидерландов формируется за счет экспорта. Это краеугольный камень голландской экономики. На экспорт ориентирована складывавшаяся в течение послевоенных десятилетий система хозяйства, инфраструктура, законодательная база. Развитие экспорта, наращивание его потенциала осознанно воспринимается голландцами как национальная задача. Более 80% всех промышленных предприятий страны производят экспортную продукцию. На долю малых и средних предприятий приходится около четверти всего экспорта страны или порядка 50-60 млрд. гульд. в год. В последнее десятилетие экспорт Нидерландов неизменно возрастал, и его доля во внешнеторговом обороте страны постоянно превышала импорт.

В 50-60-е годы нидерландский экспорт сводился только к продаже собственных товаров за границей. Лишь в конце 60-х годов голландцы вплотную занялись внедрением маркетинга, начали открывать филиалы и приобретать предприятия за границей, вышли на внешние рынки с экспортом услуг, прежде всего транспортных.

За последнее время в Нидерландах на разных уровнях поднимается вопрос о перспективах развития нидерландского экспорта, считается, что в будущем могут возникнуть серьезные проблемы с его расширением, если не предпринять срочных мер с учетом прогнозируемого развития мировой торговли и экономики. В принципе, однозначно высказывается мнение, что география и особенно структура голландского экспорта имеют много слабых мест и должны корректироваться.

Внешнеторговый оборот Нидерландов реализуется преимущественно на рынках стран ЕС, более всего - в Германии, на которую приходится примерно четвертая часть как экспорта, так и импорта. Другими большими экспортными рынками являются Бельгия и Люксембург (15%), Англия (11%), Франция (11%), Италия (7%). В импорте Голландии существенные роли играют также Бельгия и Люксембург (14%), Англия (8%), Франция (8%), США (8%). Отмечается, что конкуренция на рынке ЕС растет, причем доля Нидерландов на нем несколько сокращается.

Вместе с тем Нидерланды мало экспортируют на развивающиеся рынки Центральной и Южной Америки, Восточной Азии, Восточной Европы. В рамках ЕС в недостаточной степени используется потенциал рынков Португалии, Испании, Греции. Это признается как на правительственном уровне, так и национальными объединениями экспортеров, крупнейшее из которых "Фенедекс" (Федерация нидерландских экспортеров) контролирует 75% экспорта страны.

Одновременно указывается и на уязвимость нидерландского экспортного пакета. Отставание Нидерландов в торговле высокими технологиями становится все заметнее. Благоприятно Нидерланды выглядят в торговле продукцией сельского хозяйства, химической и электротехнической промышленности, минеральным топливом, составляющими основную часть экспорта. То есть как раз в тех областях, в которых (за исключением электротехники) прогнозируется нарастание конкуренции со стороны стран Восточной Европы. К тому же эти товары очень чувствительны к ужесточившимся требованиям по охране окружающей среды.

Как следует из недавно проведенного Центральным плановым бюро (ЦПБ) Нидерландов исследования состояния и развития голландского экспорта, его рост будет отставать от темпов мировой торговли, если существенно не улучшить структуру экспортного пакета. Промышленность должна быть больше ориентирована на выпуск высокотехнологичных товаров. В то же время Центральное плановое бюро с тревогой указало на тот факт, что, начиная с конца 80-х годов, многие предприятия стали тратить меньше средств на исследования и развитие.

Сокращение расходов на промышленные исследования и развитие имеет прямое влияние на состояние экспорта, причем негативное, поскольку Нидерланды и без того экспортируют много товаров, спрос на которые фактически приблизился к пределу возможностей дальнейшего роста. Это относится, например, к сырью и полуфабрикатам (базисные химические продукты и сталь), на которые в нидерландском экспортном пакете приходится весьма большая доля. Ослабление спроса на сырье и полуфабрикаты объясняется тем, что из-за налогов на энергию и охрану окружающей среды промышленность совершенствует технологию и потребляет все меньше химикалий, горючего и т.д. для производства единицы продукции.

Следует отметить, однако, что переменчивость рыночной конъюнктуры иногда не совпадает с общей тенденцией. Так, экспорт химической продукции Нидерландов в 1994 г. возрос по сравнению с 1993 г. на 10%. Химические предприятия использовали то благоприятное для них обстоятельств во, что американские фирмы меньше экспортировали в Европу из-за растущего спроса на собственном внутреннем рынке, вызванного оживлением американской экономики. На долю Западной Европы пришлось 70% всех поставок голландских химикалий.

Озабоченность в Голландии вызывает экспорт промышленной продукции. В то время как рост нидерландского экспорта должен был бы идти за счет высокотехнологичных товаров, как раз эти отрасли переживали в последние годы не лучшие свои времена.

То, что в Нидерландах в целом отмечается опережающий рост экспорта промышленных товаров по сравнению с конкурентами из ЕС, объясняется активным реэкспортом, т.е. речь идет об импортных товарах, которым в Нидерландах добавляется стоимость в форме, например услуг по распределению, торговле, перевозкам, страхованию, и которые затем вывозятся.


Таблица 3.1

Структура и основные показатели внешней торговли Нидерландов


ПОКАЗАТЕЛЬ

1985г.

1990г.

1993г.

1994г.

Импорт, млрд. гульд.

Весь импорт

216

230

235

246

   Пищевые товары, напитки, табачные изделия

26

25

30

32

   Сырьевые материалы

15

13

13

16

   Минеральное топливо

48

24

23

20

   Химические продукты

22

24

28

29

   Машины и оборудование

34

51

53

56

   Промышленные товары

57

72

68

71

   Транспортное оборудование

14

20

21

22

Доля стран ЕС, %

56

64

61

59

Экспорт, млрд. гульд.

Весь экспорт

226

239

258

265

   Пищевые товары, напитки, табачные изделия

41

46

53

53

   Сырьевые материалы

14

15

17

18

   Минеральное топливо

52

23

23

21

   Химические продукты

37

41

41

45

   Машины и оборудование

28

42

51

53

   Промышленные товары

46

57

60

61

   Транспортное оборудование

8

14

14

14

Доля стран ЕС, %

73

77

74

73

Индекс цен (1985 г.-100)

Импорт

100

82

75

76

Экспорт

100

82

75

76

Ведущими конкурентоспособными отраслями экономики Нидерландов являются судостроение (особенно в области специализированных судов), электротехническая, нефте- и газодобывающая промышленность, пищевая промышленность и другие сектора агропромышленного комплекса.

Общую картину положения Нидерландов на мировом рынке рисуют результаты исследований Мирового экономического форума относительно конкурентных позиций всех стран в мире по 300 критериям. Из них следует, что позиции Нидерландов по отношению с другими странами ЕС достаточно прочные: 6-е место в мире, впереди из членов ЕС только Дания и Германия. Имеется отставание в области высоких технологий, научных разработок и интернационализации. По первым двум показателям Нидерланды спустились с 6-го на 12-е место. По качеству самодеятельного населения - с 6-го на 8-е место. Уровень менеджмента остался на 7-м месте. Даже по такому показателю, как интернационализация, где Нидерланды традиционно сильны, сделан шаг назад - со 2-го на 3-е место. По уровню развития инфраструктуры Нидерланды поднялись с 14-го на 11-е место в мире.

3.2     ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ТОВАРОВ

3.2.1     ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Помощь национальным производителям в освоении внешних рынков является одним из основных элементов экономической политики Нидерландов. Можно назвать следующие инструменты такой политики:

·      прямое и косвенное субсидирование экспортеров;

·      кредитование экспорта;

·      страхование экспорта;

·      содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры;

·      содействие в обеспечении экспортеров необходимой информацией;

·      внешнеполитическая деятельность по обеспечению максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках;

·      моральное поощрение экспортеров.

Прямое субсидирование экспорта применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции. Однако такая политика вызывает неизбежные контрмеры и может привести к общей дестабилизации мировой торговли. Поэтому ГАТТ призывает страны-участницы Соглашения ограничивать субсидирование экспорта. Помимо прямых дотаций из бюджета могут использоваться такие средства, как налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов.

В 1976 г. страны-члены ОЭСР, в которой состоят Нидерланды, достигли договоренности об ограничении льготности экспортных кредитов с целью выравнивания условий торговли. Они согласились предоставить кредиты на срок не свыше 8,5 лет для развитых и 10 лет для бедных и средне-обеспеченных государств, устанавливая при этом минимальные процентные ставки, а также требовать оплаты наличными не менее 15% стоимости кредитуемого контракта. Соглашение, однако, не распространяется на кредитование экспорта аграрной продукции, судов, самолетов, оборудования для атомных электростанций, военного оборудования.

Важным средством государственной поддержки экспорта является также страхование и гарантирование экспортных кредитов, предоставляемых частными финансовыми институтами.

Наиболее эффективными инструментами внешнеторгового регулирования являются квотирование и лицензирование импорта и экспорта. Верные принципам свободы торговли Нидерланды поддерживают благоприятный торговый режим.

Большинство экспортно-импортных операций осуществляется без каких-либо ограничений. Однако согласно Закону о внешней торговле, введенному в действие с 1 января 1963 г. (последние изменения в этот Закон были внесены 24 марта 1988 г.), соответствующим постановлениям и распоряжениям, принятым в рамках ЕС, все внешнеторговые и валютные операции могут быть подвергнуты государственному контролю.

Единственным товаром, подпадающим под государственную монополию на экспорт и импорт в Нидерландах, является природный газ. Только компания "Газюни", в которой государству принадлежит 50% капитала, может его транспортировать, хранить, добывать и продавать.

Для основной части нидерландского экспорта не требуется ни лицензий, ни валютного разрешения. Права регулирования экспорта и импорта, включая решение вопросов о выдаче лицензий, предоставлены по промышленным товарам Центральной экспортно-импортной службе в Гронингене, а по сельскохозяйственным товарам, включая продукты рыбного промысла, - 15 "Продуктсхаппам".

Как правило, лицензии требуются при ввозе товаров, на которые установлены количественные ограничения, либо которые подпадают под правила регулирования в рамках ЕС или многостороннего соглашения по текстилю. Лицензии на экспорт драгоценных металлов выдаются Нидерландским банком, а на произведения искусства - Фондом торговли художественными изделиями. Для регулирования отгрузок стратегических товаров от экспортера требуется получение экспортной лицензии и проверки, не содержится ли запрашиваемый товар в списке товаров КОКОМ, запрещенных к вывозу.

В систему внешнеторгового регулирования входят также антидемпинговые меры. С 1977 г., когда вступило в силу антидемпинговое регулирование, главная роль контроля над его выполнением принадлежит странам ЕС. Это означает, что голландские компании могут обращаться напрямую в Брюссель с просьбой защитить их от демпинга. Однако большинство обращаются непосредственно в Министерство экономических дел, которое выступает в роли их официального адвоката.

3.2.2     ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЕС И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Подавляющее большинство государств мира руководствуются в своей таможенной политике принципами Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и конвенциями, заключенными на основе данного соглашения. Целью ГАТТ является осуществление свободной торговли товарами в мировом масштабе. В настоящее время ведутся переговоры о распространении положений ГАТТ на торговлю услугами.

Важнейшим требованием является предоставление всем странам - членам ГАТТ режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле. Это означает, что товару, ввозимому из какой-нибудь одной страны, должны предоставляться условия не менее благоприятные, чем товару, ввозимому из любой другой страны. Исключения могут делаться в случае создания зон свободной торговли в мировом масштабе. Страны - члены ГАТТ договариваются о взаимном снижении таможенных пошлин и отказе от нетарифных ограничений торговли. Чтобы различие национальных таможенных процедур не препятствовало свободному международному товарообмену, страны - члены ГАТТ держат курс на их постепенную унификацию.

Основные принципы унификации национальных таможенных систем разрабатываются в рамках Совета таможенного сотрудничества (СТС). Данный Совет, действующий с 1952 г., в настоящее время включает 132 страны (Россия стала его членом в 1992 г.). В рамках Совета разработана и с 1988 г. введена в действие Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Страны-члены СТС осуществляют классификацию товаров для таможенных целей в соответствии с утвержденной данной конвенцией Гармонизированной системой (ГС), на основе которой составлены национальные таможенные тарифы. ГС включает 21 раздел, 97 товарных групп, 1241 позицию и более 5 тыс. субпозиций. Она предусматривает присвоение каждому товару шестизначного цифрового кода. Однако за применяющими ее странами оставлено право более детальной классификации товаров. Так, в Едином таможенном тарифе Европейского Сообщества (ныне Союза) используется Комбинированная номенклатура с восьмизначным кодом. Отдельным странам-членам ЕС при ее введении было разрешено классифицировать товары более подробно вплоть до четырнадцатого знака. (Россия использует 9-значную товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, до восьмого знака идентичную Комбинированной номенклатуре ЕС. Девятый знак пока является нулевым, что оставляет в дальнейшем возможность более детальной классификации.)

4.     ИНВЕСТИЦИИ В НИДЕРЛАНДАХ

4.1     ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Правительством Нидерландов осуществляется последовательный курс на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие национальной экономики как со стороны отечественных, так и иностранных предпринимателей. Особенно поощряются инвестиции, способные содействовать повышению конкурентоспособности голландской продукции на мировом рынке и росту экспортного потенциала страны. Иначе говоря, связанные с разработкой и внедрением передовых технологий. Инвестиции рассматриваются и как существенный фактор в решении проблем создания новых рабочих мест.

Основными иностранными инвесторами в Нидерландах являются Бельгия, США, Англия, Германия и Франция. В последние годы значительно возросла роль Японии, Швейцарии, Австрии, а также Скандинавских стран. Около 8% всех инвестиций в Нидерланды в последнее десятилетие осуществили развивающиеся страны.

На предприятия с иностранными инвестициями приходится до 20% промышленного производства и 21% всех занятых в Голландии. Из 300 крупнейших мировых компаний (по списку "Форчун") свыше 150 имеют в Нидерландах филиалы.

Нидерланды привлекательны для иностранных инвесторов по ряду показателей:

·      развитая инфраструктура;

·      высокий уровень квалификации местной рабочей силы (качество высшего образования, знание иностранных языков и т.д.);

·      объем собственных заграничных инвестиций;

·      льготное торговое законодательство;

·      сравнительно невысокие издержки по содержанию филиалов (стоимость аренды, электричества, газа и т.д.);

·      политическая и экономическая стабильность в стране.

Вместе с тем в последнее время отчетливо проявились и  признаки ухудшения инвестиционной привлекательности Нидерландов. Известные финансово-консалтинговые компании "Прайс Ватерхауз" и "Куперс энд Либранд" опубликовали результаты специального исследования: "Нидерланды уже не налоговый рай для ТНК (транснациональных корпораций)". По данным за пять лет, предшествовавших 1992 г., не менее 35 крупных иностранных инвесторов предпочли Нидерландам другие страны (в Европе, например, Бельгию и Ирландию). Предполагаемый объем этих упущенных инвестиций — 5 млрд. гульд. Принимая во внимание, что далеко не все инвесторы предварительно обращались к голландским консультантам и тем самым обнаруживали свои первоначальные намерения, можно предположить, что реальный объем этих потенциальных инвестиций мог бы быть значительно выше. Нидерландское агентство по иностранным инвестициям считает, что привлекательность Голландии для иностранных инвесторов начинает ослабевать по мере введения не менее гибкого инвестиционного законодательства в других европейских странах. Это серьезный фактор, особенно на фоне того, что в Нидерландах отмечается едва ли не самый высокий уровень социальных расходов со стороны предпринимателей и жесткая политика в отношении природоохранных требований, также значительно удорожающая производство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.