| |||||
МЕНЮ
| Новая европейская валюта и ее перспективыp> По состоянию на 1 июля 1999 г. курс евро к доллару понизился примерно на 12% по сравнению с 1 января 1999 г. Курс рубля к доллару за этот же период понизился на 15% (с 20,65 до 24,21 руб./долл.). В результате курс рубля к евро за первое полугодие понизился менее чем на 4%, что означает значительное (почти 20%) реальное (с учетом инфляции) укрепление рубля по отношению к единой европейской валюте. С учетом значительной недооцененности рубля в настоящее время такое реальное укрепление рубля по отношению к евро не оказывает пока существенного влияния на условия торговли России с Европой. Однако в будущем это может оказать негативное воздействие на состояние платежного баланса России. Очевидно, что в стратегической перспективе существующая система рано
или поздно должна будет уступить место валютному режиму, принятому всеми
промышленно развитыми странами, режиму независимого курсообразования рубля
применительно ко всем валютам. Однако изменению валютного режима должно
предшествовать накопление определенной “критической массы” на валютном
рынке, наличие сформировавшихся спроса и предложения на отдельные валюты. В этой связи возникает вопрос: что могут предпринять валютные власти Представляется, что осуществление подобных мер нарушило бы целостность действующего валютного механизма в его нынешнем виде. Реальные изменения в курсовой политике и механизме курсообразования могут быть осуществлены лишь при наличии необходимых для этого объективных предпосылок. Однако это не означает, что регулирующие органы не могут осуществить ряд других мер, способствующих укреплению евросегмента на валютном рынке. В частности, уже в начале переходного периода в целях лучшего информирования участников рынка, изменения сложившихся психологических стереотипов и нейтрализации отмеченных выше недостатков механизма курсообразования Банк России мог бы начать исчисление и публикацию расчетного курса рубля и евро, минуя доллар. Этот показатель учитывал бы, в частности, изменение реального курса рубля по отношению к валютам всех стран — основных торговых партнеров России. Достаточно длительная публикация расчетного курса была бы действенной мерой подготовки к переходу к установлению непосредственной котировки рубля по отношению к евро на практике в рамках созревшего для этого евросегмента валютного рынка. Непосредственное курсообразование само по себе будет увеличивать интерес к операциям в евро, поскольку создаст возможности для арбитражных операций со стороны участников валютного рынка. Надо быть готовыми к тому, что на начальном этапе использования механизмов непосредственного курсообразования операторы рынка будут, по- видимому, ориентироваться как на складывающийся курс доллара, так и на возможности проведения арбитражных операций (такие возможности будут особенно заметны в условиях отладки новых механизмов). По мере же повышения эффективности рынка основным регулятором курса станут более глубокие факторы, в частности, процентные ставки. В процессе перехода следовало бы учесть практику первых валютных аукционов (в конце 80-х годов) и начального этапа функционирования валютного рынка (в 90-е годы), когда устанавливаемый курс объективно отражал соотношения лишь по относительно узкой группе операций. Более того, из-за отсутствия у операторов исчерпывающей экономической информации, а также с учетом относительно небольшой глубины внутреннего валютного рынка, где любой сколько-нибудь значимый приток или отток ресурсов мог существенно изменить курсовые соотношения, складывавшийся в итоге курс был во многом выражением настроений операторов рынка или их субъективной оценки экономических процессов. Указанное обстоятельство целесообразно принимать во внимание вне зависимости от того, в какую сторону будет эволюционировать валютный рынок России — в сторону повышения роли регулирующих рычагов или, наоборот, в сторону ее уменьшения. На первом этапе относительная неразвитость российского валютного рынка сделает рыночные котировки рубль/евро недостаточно надежной основой для формирования валютной политики. Поэтому параллельно с этими котировками было бы целесообразно использовать часто применяющуюся в международной практике для аналитических целей, целей сопоставления и т.д. методологию индексов эффективного валютного курса2. При возникновении нормальных условий функционирования валютного рынка расчетный индекс эффективного курса может указывать на “объективные” экономические границы, к которым должен был бы стремиться рыночный курс в отсутствие спекулятивного давления. Если процесс утверждения евро на валютном рынке России пойдет в
рассматриваемом выше направлении, то в перспективе это будет предполагать
модификацию принципов курсообразования, основывающихся на долларе, и
переход к более широкой корзине “курсообразующих” валют, первоначально
включающей в себя доллар и евро (например, в пропорции 50% х 50%). Что касается политики резервов, то, по-видимому, окончательные выводы можно будет сделать позднее в зависимости от того, насколько широко и прочно евро утвердится в международных валютных отношениях и внешнеэкономических связях России. Очевидно, что по мере роста операций с евро будет автоматически увеличиваться необходимость поддержания большего объема евро в официальных валютных резервах страны. Общий объем потенциальных валютных резервов в евро должен учитывать широкий круг внешнеэкономических показателей (объемы импорта, структуру внешнего долга, платежей по его обслуживанию, глубину внутреннего валютного рынка евро, диапазоны колебаний данной валюты и т.д.) и корректироваться исходя из текущих и стратегических задач. Средства в евро будут необходимы как для регулирования курса рубль/евро, так и для осуществления стерилизационных и иных операций, на которые традиционно могут использоваться валютные резервы. 8. ЕВРО И ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РАМКАХ СНГ Введение евро затрагивает не только Россию, но и все другие государства Главные уроки, которые государства СНГ могут извлечь из
западноевропейского опыта, сводятся к следующему: Очевидно, что государствам СНГ, поставившим перед собой задачу экономической и валютной интеграции, предстоит пройти большой путь во всех этих областях. На данном этапе практический интерес для них представляет опыт Европейского платежного союза (1950—1958 гг.), который в свое время помог странам Западной Европы преодолеть валютные ограничения в развитии взаимной торговли, обеспечить стабильность национальных валют и подготовить условия для перехода к их полной конвертируемости. Что же касается координации валютной, в частности, курсовой политики, то, как показал опыт самого Евросоюза, ее проведение шло параллельно или вслед за достижением определенной синхронности в развитии основных экономических процессов, выравниванием экономических условий, созданием совместимой правовой базы и т.д. Валютная интеграция является высшим, завершающим этапом интеграционных процессов в реальной экономике, а предшествующая ей координация курсовой политики закладывает основы для будущего валютного механизма. При достижении определенного уровня развития механизмов СНГ задача
проведения согласованной политики по отношению к ключевым валютам, в том
числе евро, по-видимому, встанет в практической плоскости. Однако в
настоящее время нельзя говорить о том, что созданы необходимые условия,
обеспечивающие эффективность такой координации, даже применительно к В свете этого представляется вполне оправданным, что в настоящее время отдельные страны СНГ пока ориентируются на проведение самостоятельной политики курсообразования своих валют в отношении к евро. Положение может измениться лишь в том случае, если межстрановые договоренности приведут к либерализации финансовых потоков. Тогда необходимость четкой курсовой координации станет достаточно острой, поскольку без нее могут возникать неоправданные возможности для валютного арбитража и спекулятивного перелива финансовых ресурсов, дестабилизирующих валютный и финансовый рынки. Очевидно, что тесная взаимосвязь ряда стран СНГ с российским рынком и сами масштабы этого рынка предполагают ведущую роль рубля в их экономических и валютно-финансовых отношениях. Однако, учитывая нынешнее неблагополучное положение в экономике России, в самом движении курса рубля заложены определенные конъюнктурные факторы. Поэтому говорить о привязке курсообразования валют стран СНГ к рублю было бы некорректно, поскольку это означало бы перенос этих факторов посредством курса на внутренние цены и в итоге на экономику этих стран в целом. Этот перенос, конечно, неизбежен, но он должен регулироваться с целью достижения определенной оптимальности. В то же время нецелесообразной представляется и перспектива жесткой
привязки курсов валют стран СНГ либо к доллару, либо к евро, так как это
также предполагает (в экономическом плане) перенос экономических проблем Одной из важнейших предпосылок оптимального, экономически обоснованного выбора странами СНГ международных валют для осуществления внешних платежей является нормализация их взаиморасчетов. Несовершенство валютных рынков СНГ толкает взаимный товарообмен в сторону натурализации через расширение бартерной торговли. Представляется, что преодолению кризиса в расчетах могла бы содействовать государственная поддержка. Так, в частности, условия конвертации национальных валют должны быть обеспечены договоренностями центральных банков стран СНГ с целью поощрения действующих сегментов национальных валютных рынков для “мягких” валют. Пробные котировки российского рубля к белорусскому рублю на базе согласованной методики двух центральных банков в последующем могут быть распространены на большее число участников. Чтобы избежать случайного, опосредованного (а потому не всегда имеющего под собой экономическую основу) характера таких котировок, введению предлагаемой системы должно предшествовать построение индексов эффективных курсов, учитывающих основные экономические показатели. По существу, именно в этом направлении идет решение органов валютного регулирования Белоруссии и России об избрании в качестве ориентира котировок Банка России, которые предполагается использовать и внутри Белоруссии. При достижении большей курсовой стабильности и выравнивании экономического положения от этой практики можно будет отказаться, перейдя на непосредственное котирование валют между собой. 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Успех (или неуспех) новой валюты в России во многом зависит от
осведомленности и психологических установок экономических операторов; от
того, насколько быстро они смогут выработать навыки и привычку работы с
евро. В связи с этим в стране предстоит организовать соответствующую
информационно-разъяснительную работу. Она должна вестись в тесном
сотрудничестве с органами ЭВС и опираясь на опыт, накопленный в странах Как показывает практика ЕС, информационную работу целесообразно развернуть на нескольких уровнях: федерального правительства, региональных администраций, профессиональных ассоциаций и непосредственно банков и предприятий. Задача Правительства и Центрального банка Российской Федерации состоит в том, чтобы, определив стратегические интересы и задачи страны в отношении евро, целенаправленно оказывать воздействие на формирование общественного мнения через средства массовой информации. Местные органы власти должны определить наиболее актуальные задачи в отношении евро исходя из специфики региона. Следует иметь в виду, что региональные стратегии могут заметно отличаться друг от друга. Так, в районах России, граничащих с ЕС (Финляндия), потребуются детальная проработка вопросов обмена наличных средств, подготовка малого и среднего бизнеса; в районах, связанных с ЕС транспортными коридорами, — вопросов использования евро при оплате экспедиторских услуг; в нефте- и газодобывающих районах — вопросов фактурирования контрактов на поставку сырья. Особое внимание следует уделить распространению информации в удаленных от центра районах, а также соответствующей подготовке работников местных администраций. Местным органам власти целесообразно организовать, опираясь на помощь федеральных организаций, курсы и семинары для предприятий и организаций, имеющих связи с партнерами из “зоны евро”. Как показывает практика, находящиеся в регионах предприятия имеют крайне ограниченное представление о практической организации платежей в евро и сталкиваются с большими трудностями при решении самых простых, рутинных задач. Профессиональным и банковским ассоциациям следует взять на себя
подготовку узкоспециальных вопросов отрасли, связанных с использованием
евро. Они могли бы играть важную роль в подготовке к работе с евро мелких и
средних предприятий. Банковские ассоциации могли бы помочь финансовым
институтам провести подготовку кадров и модернизацию компьютерных программ. Значительное бремя по организации информационно-разъяснительной работы ляжет на банки. Им предстоит своевременно ставить в известность клиентов о возможностях использования евро, разработать информационные пакеты, ориентированные на отдельные категории партнеров — крупные компании, внешнеторговые фирмы, инвестиционные компании, мелкий и средний бизнес, физических лиц. На глобальном уровне введение евро должно упростить жизнь бизнесменам,
ведущим дела с Европой, так как введение единой валюты сделает ненужным
закупку разных валют и снимет риск падения той или иной валюты по отношению
к рублю. С другой стороны, существует связанный с этим один принципиальный
риск для российской экономики в целом. Так сложилось, что ЕС - крупнейший
торговый партнер России, поглощающий до 40% российских экспортно-импортных
оборотов. Поэтому Евро будет валютой расчетов по примерно половине торговых
операций РФ (ведь большинство восточноевропейских валют привязаны не к
доллару США, а к дойчмарке). Однако в России - и у населения, и у
предприятий, и у государства - доминирующая резервной валютой служит
американский доллар. В последние два года это оказалось выгодно -
обеспокоенные мировые инвесторы сбили курс марки (и соответственно почти
всех прочих евровалют) с 1.30 до 1.75 за доллар, и европейские товары
сильно подешевели. Почему? Здесь длинная цепочка причин и следствий. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В РАБОТЕ ИСТОЧНИКОВ 1. http://www.cbr.ru/ - «Центральный Банк Российской Федерации». 2. http://www.evro.ru/ - «Евро в России». 3. http://www.infomarket.md/www.infomarket.md/.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|