| |||||
МЕНЮ
| Проблемы и перспективы участия Мексики в НАФТАp> Когда эра Салиноса закончилась, тщательная экспертиза показала, что фактические политические преобразования были скромны и в значительной степени косметичны. Нарушения прав человека, избирательное мошенничество и коррупция всё ещё остались. Профессор Джорж Кастанеда писал: “Основные проблемы Мексики всё ещё не решены. Она остаётся в значительной степени коррумпированным государством, которое обладает не более чем тривиальными атрибутами правовой нормы. Прочные препятствия для модернизации Мексики — повторяющаяся несостоятельность передачи власти демократическим путём — пока не устранены, но будут требовать продолжения изменений с или без торгового соглашения”. В «преобразованиях» Мексики нет ничего нового. Она имеет длительный
исторический опыт принятия прогрессивных законов о труде и правах человека
и подписания международных соглашений, которые якобы гарантируют эти права. Правящая партия Мексики также сохраняет власть посредством управления
средствами массовой информации. До августа 1993 одна из двух главных
мексиканских телевизионных сетей принадлежала правительству. Другая сеть
надёжно управлялась Эмилио Азеарага Милмо ( один из лидеров ПРИ). Огастин Легоретта, видный бизнесмен и бывший президент Banamex (один из ведущих банков в Мексике), искренне оценил функционирование мексиканской экономики: «небольшая группа из 300 человек решает все наиболее важные экономические вопросы в Мексике». Всё это означает, что на протяжении всей истории Мексика платила огромную цену за достижение суверенитета. Политический суверенитет был прикрытием Мексиканских политических деятелей для сохранения и накопления богатств и власти. Экономический суверенитет ошибочно использовался как оправдание правительственного вмешательства, контроля, протекционизма. Истинный экономический суверенитет возрастает с благосостоянием и общим богатством нации. В политике (по крайней мере при демократии) один человек означает один голос. В экономике одно песо (или один доллар) означает один голос: чем большее количество денег имеется, тем большее количество голосов или влияние на экономическое принятие решения оказывается. В этом смысле только богатый в Мексике может обладать любым уровнем экономического суверенитета. Так как идёт экономический рост, то дистрибуция дохода ухудшается, экономический суверенитет теряется для большей и самой бедной доли населения. В этом смысле экономический суверенитет для нации в целом должен быть
исследован наряду с размерами дистрибуции дохода. Прежде чем начать
говорить об истинном расширении суверенитета (способность людей принимать
их собственные экономические решения) должно произойти увеличение в общем
благосостоянии, должна улучшиться относительная дистрибуция дохода и
должен снизиться абсолютный уровень бедности. Иначе, в стране
экономическим суверенитетом будут обладать только определённые группы Любая система, которая борется за сохранение политического
суверенитета для определенной элиты за счет непрерывно ухудшающейся
дистрибуции дохода в целом многое теряет в экономическом суверенитете. Исторические Корни Нужно сказать, что опасение потери суверенитета - и связанного с ним
недоверия к Соединенным Штатам - имеет глубоко корни в истории Мексики. Хотя мексиканское правительство и запретило американским семьям
поселяться на мексиканской территории в начале девятнадцатого столетия, Мексиканские учебники истории изображают американское вторжение 1846
как пример того, что Соединенные Штаты не имеют никакого уважения к
суверенным правам других стран и как пример того, что американцы готовы
вторгнуться в другие страны по желанию, когда угодно. Учебники изображают
мексиканское гражданское население, включая женщин и детей, на улицах,
защищая город, когда Президент Джеймс Полк приказал американской армии
вторгнуться в Мексику и занять Мехико - столицу Мексики. Когда американские
солдаты заняли замок в близлежащем Chapultepec в 1847, они вырезали главным
образом молодых мальчиков, меньше чем 12 летнего возраста, которые учились
в военной школе. Мексиканская история повествует о том как "герои мальчики"
обернули себя в мексиканский флаг и прыгнули со скалы, совершая
самоубийство, чтобы предотвратить захват врагом знамени. Сегодня один из
наиболее важных праздников в Мексике - " день героев мальчиков". Наконец, Уроки истории американского вмешательства, однако, не заканчиваются Революция 1910 была запутанной гражданской войной, вовлекшей многочисленные группировки, в которой все стороны, казалось, боролись друг против друга. Однако, только лидер одной группировки бесспорно "плохой парень" - Victoriano Huerta. Революция началась как восстание против 30- летней диктатуры Порфирио Диаса. «Революция, - пишет американский исследователь У. Перри, - превратила Francisco Madero Gonzales занял пост президента после выборов 1911г., он был убит Huerta с полной поддержкой Генри Лан Вилсона, американского посла в Мексике. Президент Вудро Вилсон полагал, что демократическая Мексика будет
слишком независима и сможет таким образом противостоять американским
интересам. В результате Вилсон поддержал Huerta в заговоре убийства Madero, После того, как революция закончилась, Соединенные Штаты отказались
признавать мексиканское правительство и новую конституцию, которая в статье Однако напряженность между двумя странами увеличилась с проблемой нефти. Мексиканские учебники указывают, что в 1925 Соединенные Штаты почти захватили Мексику для поддержки американских и английских нефтяных компаний. Наконец, в 1938 Мексика национализировала нефтедобывающую промышленность. Вероятно только Вторая Мировая Война и спасла Мексику от очередного вторжения, поскольку американское правительство наконец решило поддерживать Мексику для того чтобы избежать большого конфликта на границе, в то время как международные условия требовали внимание в других местах. Всем мексиканцам знакомы эти уроки, в которых Мексика перенесла
большие потери в суверенитете, почти всегда благодаря Соединенным Штатам. Многие историки и политические деятели указывают на недавние
американские вмешательства в различные страны (Панама, Ливия, Босния, Многоликость Мексики Географическая интеграция Мексики еще не закончена, социальный состав населения сильно различается, уровень образования - причина для глубокого беспокойства, а переход от сельскохозяйственного общества к индустриальному и ориентируемому на услуги всё ещё не завершён. Неоднородность - основная отличительная черта Мексики. Согласно переписи 1990 года, 70 процентов населения проживает в городах, но большинство этих "городских" мексиканцев живут в недавно созданных городах и являются либо крестьянами, которые находятся в процессе приобретения городской культуры, либо мигрантами второго поколения. В этом смысле, так называемый мексиканский средний класс, составленный в большой степени из семейств, которые находятся в процессе перехода от одного образа жизни к другому. Как политический фактор эта группа только начинает приобретать свой голос. В отличие от Соединенных Штатов и Канады, где средний класс традиционен и устойчив, индустриализация и урбанизация в Мексике находится все еще в процессе становления. В течение выборов 1994 года более 35 миллионов Мексиканцев голосовали, по сравнению только с 19 миллионами, голосовавшими на выборах в 1988 году и почти 40 миллионов человек наблюдали за теледебатами, проходящими среди кандидатов в президенты, первыми такими дебатами в Мексике. Также больше четырёх миллионов мексиканцев пришли к избирательным урнам впервые в жизни. Очевидно, что гражданские ценности еще не полностью получили признание. Из 90 миллионов мексиканцев 40 миллионов живут в бедности и около 17 миллионов живут в чрезвычайной бедности; средний уровень образования - менее пяти классов. Относительная молодость населения будет решающим фактор в
политической жизни страны. Почти 36 процентам населения меньше 15 лет. Что бы там ни было, эти Мексиканцы, в отличие от их родителей, имеют свободный доступ к информации, связанной с мировыми событиями. Для них будет невозможно не сравнивать Мексику и остальной частью мира. Влияние, которое это будет иметь на политическую и социальную сознательность будущих поколений, не известно, но ясно, что эти новые граждане вырастут в беспрецедентных условиях. Мексика входит в двадцать первый век, испытывая недостаток полной
национальной интеграции. Ежедневная правовая норма, с которой граждане
постоянно сталкиваются, не является проблемой в Канаде и Соединенных Принцип «непереизбрания», например, был установлен в Конституции 1917 как реакция на разочарование диктатором Порфирио Диасом, который находился у власти более 30 лет. Строгое применение «непереизбрания» привело к недостатку профессионализма и к слабости законодательных органов, отсутствию систематической оценки общественной линии поведения. Отсюда следует хаос и неоправданная трата ресурсов. Этот конституционный принцип и многие другие, например, отношение между штатами и Федерацией (особенно в отношении финансовых вопросов), имеют большую значимость и уместность. Мексика фактически находится в состоянии глубокого переопределения. Это отклонение могло бы казаться бесполезным, но это помогает
устранить различия между Мексикой, Соединенными Штатами и Канадой. В Путь Мексики к НАФТА Мировой энергетический кризис 70-х годов, создавший импульс
для быстрой структурной трансформации, условно разделил страны на
две группы: одну побудил перейти на новый технологический виток, на
интенсивное ресурсосберегающее производство; другой позволил С одной стороны, резко возрос объем мексиканского экспорта и экспортных доходов, что позволило увеличить вложения в многочисленные экономические программы, с другой - к мексиканской экономике стали проявлять повышенный интерес иностранные инвесторы, в том числе североамериканские. В условиях оживления конъюнктуры усилился приток в страну
зарубежных капиталов, главным образом американских (свыше 2/3
общего объема), которые в основном имели спекулятивный характер. Предгрозовым оказался 1981 г., когда администрация Рейгана,
реагируя на кризисные явления в американской экономике и желая
привлечь зарубежные капиталы для смягчения своих макродефицитов,
резко повысила учетные ставки. Платежи Мексики по долговым
обязательствам возросли примерно втрое в обстановке инфляционной
экономики, когда становится невыгодно делать долгосрочные
инвестиции, мексиканские капиталы устремились в американские банки. Пробуждение от иллюзий началось в 1982 г., когда «неожиданно» В столь неблагоприятной ситуации избранный в 1982 г. новый
президент М. де ла Мадрид обратился за помощью к МВФ, без «зеленого
света» которого должник не может рассчитывать на возобновление
кредитования со стороны других банков, и в конце года обнародовал Первый этап неолиберальной политики в Мексике, как и ряде
других латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Уругвай и др.),
характеризовавшийся недооценкой системного подхода, не увенчался
успехом. Замораживание зарплаты - ее реальное содержание только за
один 1983 г. уменьшилось почти на 1/4 обернулось сокращением
внутреннего платежеспособного спроса. Если к этому добавить желание Между тем на мировом небосклоне в 80-е годы ярко засверкали
восходящие звезды Южной Кореи, Тайваня, других новых индустриальных
стран Юго-Восточной Азии, которые добились феноменальных экономических
успехов, не отгораживаясь от стран Запада, а, напротив, активно
привлекая их капиталы, создавая условия для совместного с иностранными
фирмами производства и освоения внешних рынков. Да и в самой Южной Начались немыслимые еще несколько лет назад преобразования: широкая приватизация предприятий и децентрализация управления промышленностью, полная перестройка экономических отношений в деревне, отмена ограничений участия иностранных капиталов в мексиканских компаниях и т.д. Параллельно и в тесной увязке с этим происходила либерализация внешних связей. В июле 1986 г. Мексика вступила в ГАТТ, что повлекло за собой резкое сокращение количественных ограничений импорта и существенное снижение тарифных барьеров. Одним из ключевых направлений ее внешнеэкономической политики становится зондирование перспектив участия в тройственном североамериканском блоке НАФТА, формируемом по инициативе США. В нем она видит инструмент решения своих все более сложных проблем. Идея торгового союза США с Латинской Америкой, прежде всего с Реально вопрос о торговом союзе стал обсуждаться в 80-х годах,
особенно после того, как в 1988 г. было заключено соглашение США с |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|