реферат, рефераты скачать
 

Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондом


Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондом

ПЛАН
Введение__________________________________________________ стр.1

Глава 1. МВФ в международной системе валютно-финансовых отношений и его эволюция к 90 – м годам___________________ стр. 4

Параграф 1.1. Возникновение и цели МВФ _____________________ стр.4

Параграф 1.2. Эволюция МВФ _______________________________стр.9

Параграф 1.3. Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе________________________________________ стр. 11

Глава 2. Организационно-финансовая структура МВФ. Финансовая и консультационная деятельность Фонда________________________ стр.16

Параграф 2.1. Организационная структура Фонда _____________ стр.16

Параграф 2.2. Виды, источники ресурсов Фонда_______________ стр. 19

Параграф 2.3. Структура формируемых Фондом ресурсов ______ стр.24

Глава 3. Финансовые сделки и операции Фонда. Политика и механизмы финансирования ___________________________________________ стр. 26

Параграф 3.1. Общие условия предоставления финансовой помощи__________________________________________________ стр. 26

Параграф 3.2. Политика и механизмы финансирования______ стр. 31

Параграф 3.3. Специальные механизмы финансирования____ стр.35

Параграф 3.4.Доходы и расходы МВФ _________________________ стр.37

Глава 4. Особенности взаимоотношений РФ с МВФ в 90-е годы____ стр.41

Параграф 4.1.Обусловленность вступления России в МВФ _______ стр.41

Заключение________________________________________ стр. 49

Библиография____________________________________ стр. 56

ВВЕДЕНИЕ

Интеграция российской экономики в мировое хозяйство является сложным и противоречивым процессом. Длительная относительная экономическая самоизоляция СССР и стран Запада, и задачи воссоздания рыночных отношений обуславливают необходимость активации внешнеэкономического сотрудничества в целях скорейшего восстановления экономики России и использования выгод от участия в международном разделении труда.

Мировое хозяйство и его валютно-финансовая сфера вступили в конце 80-х годов в качественно новую стадию развития, которая может быть охарактеризована как мировая либерализация движения капиталов. Процесс глобализации неразрывно связан и реализуется через либерализацию международной торговли, международных текущих платежей и международного движения капиталов.

Процесс экономических реформ и интеграции России в систему международной экономики начался с нарастающего сотрудничества с рядом международных экономических организаций, и, прежде всего с Международным валютным фондом (МВФ).Международных Валютный Фонд выступает важнейшим катализатором глобализации, содействуя этому процессу через либерализацию внешней торговли стран-заемщиков и устранения ими валютных ограничений по международным текущим платежам.

МВФ занимает центральное место в международной системе валютно- финансовых отношений и является, пожалуй, единственной международной финансовой организацией, к авторитетному мнению которой прислушиваются любые инвесторы. Будь то правительства, частные корпорации или банки. Это послужило дальнейшему выдвижению мирового хозяйства и мирового финансового сообщества на новый уровень, при котором все большее число стран имеют свободную обратимость национальных валют, а экономика носит наиболее открытый характер. Например, из 147 государств, признавших свои обязательства по статье VIII Устава МВФ, которая предусматривает отмену валютных ограничений по международным текущим операциям, более половины приходится на период 1995-2000 год.

Вместе с тем, форсированное развитие международных валютных и финансовых отношений вследствие либерализации международного движения капитала сопровождается усилением его перетоков между странами и регионами.

Введение плавающих валютных курсов и принятие II поправки к Уставу существенно изменили роль МВФ. Серьезный сдвиг претерпела его функция как органа межгосударственного регулирования мировой валютной системы и мирового хозяйства. Кроме того, в 90-е годы вступил в стадию завершения процесс реализации его важной уставной и системной функции – содействовать развитию международной и многосторонней торговли через устранение ограничений по международным текущим операциям и введение ограниченной обратимости валют.

В реализации такой важной уставной функции как оказание финансовой помощи для ликвидации временных дефицитных платежных балансов стран произошли существенные изменения: основное место в ней стали занимать кредиты и займы на цели структурной перестройки экономики. Фонд стал преимущественно кредитовать экономические программы. Подменяя тем самым деятельность международного банка Реконструкции и Развития (МБРР) и региональных банков.

Качественно новой важной ролью МВФ в 910-е годы стало урегулирование кризисов национальных финансовых систем стран – членов Фонда. МВФ выступил в роли организатора «пакетов» финансовой помощи для стран, охваченных кризисом. Активное участие в урегулировании кризиса в Мексике (1994-1995),
Бразилии (1998-1999), России(1998), Азиатского финансового кризиса (1997-
1998) подтверждает выдвижение на передний план его функции регулятора мировой финансовой системы.

Важнейшим направлением деятельности МВФ в 90-е годы стало содействие демонтажу административно-командной системы, управление экономикой в постсоциалистических странах, ее переводу на рыночные отношения и интеграции в мировое хозяйство.

Позитивное развитие взаимоотношений с МВФ повышает шансы России ускорить процесс возрождения экономики, открывает возможность полноценного возврата на мировые финансовые, фондовые и товарные рынки. Сфера воздействия МВФ на мировое хозяйство и мировую валютно-финансовую систему значительно расширилась с принятием в эту организацию России и других бывших социалистических стран. Отличительной особенностью кредитных отношений Фонда с Россией стал их долгосрочный характер и эволюция функции фонда в них от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности.
Для МВФ, в свою очередь, принятие России и других постсоциалистических стран способствовало некоторому ослаблению остроты проблемы самовыживания.

В связи с изложенным, исследование вопросов взаимодействия России с международным сообществом, его экономическими и финансовыми институтами является чрезвычайно актуальными. Выбранная тема курсовой работы является важным элементом методов внешнеэкономической деятельности государства. От правильного понимания этого вопроса, от умения взглянуть на Россию глазами
МВФ и понять мотивации его действий во многом будет зависеть успех развития всей дальнейшей внешнеэкономической деятельности нашей страны.

Учитывая теоретическую широту рассматриваемой темы, в данной работе основное внимание уделено исследованию вопросов, связанных с особенностями эволюции функционирования МВФ, практическим опытам взаимоотношений России с
МВФ в период с 1992 года по 2001 год, а также проблем, касающихся перспектив этих взаимоотношений.
Цель работы: исследование роли МВФ в мирохозяйственных связях и мировой валютно-финансовой системе, реализуемой посредством содействия процессу глобализации участия в урегулировании финансовых кризисов, структурном регулировании экономики развивающихся и постсоциалистических стран, а так же роли в реформированном ямайском порядке.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

. Был проведен анализ становления и развития МВФ, как международной наднациональной организации

. Более точно определена роль, функции и место Фонда в меняющейся валютно-финансовой системе

. Рассмотрены вопросы, касающиеся организационно-финансовой структуры

МВФ, а также принципов его финансовой и консультационной деятельности

. Изучены причины вступления России в МВФ, экономические и политические аспекты принятия России. Это помогает нам отметить связь расширения географии регулирующего воздействия Фонда с проблемой его самовыживания.

Предметом исследования являются взаимоотношения Российской Федерации
(РФ) и МВФ и их результаты.

Объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда, представленная комплексом основных направлений деятельности МВФ.
Изучение этого комплекса позволяет показать и аргументировать его новую роль в мировых хозяйственных связях.

Фонд был создан в 1944 году для стабилизации международных валютных отношений и в его учредительном соглашении были закреплены основные правила и обязательства стран в мировой валютной системе. Вся послевоенная деятельность фонда была нацелена на либерализацию международных платежей и устранение валютных ограничений, препятствующих международной торговле.

Анализ эволюции МВФ в работе дает возможность показать трансформацию фонда из органа межгосударственного регулирования валютных курсов и мировой валютной системы в орган регулирования финансовой системы. Активную роль играет МВФ в процессе глобализации. Эта функция реализуется через либерализацию международных валютных и кредитных отношений стран – заемщиков, устранении ими внешнеторговых и валютных ограничений.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, классических и современных ученых по проблемам международных валютно-финансовых отношений, определяющие место, роль и функции МВФ в современной валютно-финансовой системе. В работе использованы оригинальные документы, регламентирующие финансовую и консультационную деятельность МВФ.

Среди отечественных авторов можно выделить: Аникина А.В., Богданова
О.С., Казакевича В.П., Красавину Л.Н., Ларионова К.А., Портного М.А.,
Федякиной Л.Н., Шенаева В.Н.; среди иностранных: Бэрд Г., Гилберт М., Фишер
С, Эбке В.

При разработке темы были использованы работы российских экономистов, посвященных МВФ: Горбунова С.В., Евстегнеева В.Р., Чижова К.Я.; зарубежных экономистов: Геллера П, Кана М., Найта М., Сакса Дж, Фитцджеральда Е.

В работе использованы обзоры, доклады и прогнозы Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, аналитические материалы российских независимых экономистов. Использовались материалы российской и зарубежной прессы. При решении поставленных задач использованы такие методы исследования, как системный и ситуационных анализ, метод логического мышления, методы прогнозирования и моделирования.

Глава 1. МВФ в международной системе валютно-финансовых отношений и его эволюция к 90-м гг.

1. Возникновение и цели МВФ.

Развитие международной валютно-финансовой системы прошло ряд этапов.
Одной из важнейших исторических век этого развития является Бреттон –
Вудское соглашение (1944 год), которое стало важнейшим звеном в процессе поиска международно-правового регулирования кредитно-финансовых и валютных отношений, а также началом нового этапа создания механизма международного регулирования в этих взаимосвязанных между собой областях.

К окончанию Второй Мировой Войны стала ясна тесная взаимосвязь между мировым рынком и национальными экономиками. Одним из катастрофических результатов этой войны стал развал европейского регионального рынка, что замедлило или свело на нет развитие межгосударственного экономического сотрудничества. По этим причинам появилась необходимость единообразного, универсального международного регулирования экономических отношений.[1]
Одним из механизмов такого регулирования стал Международный валютный фонд
(МВФ).

Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время
Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е гг. Не в меньшей степени в этот период пострадал мир от кризисов, произошедших на международных финансовых и денежных рынках. Общее недоверие к бумажным деньгам породило спрос на золото. Ряд стран последовали примеру
Великобритании, вынужденной отказаться от золотого стандарта. Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели фиксированной цены в золоте, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться.
Страны накапливали запасы золота и валют, которые могли быть обращены в золото, сокращая объем и частоту денежных операций.

Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соотношение между стоимостью валют. В этих условиях происходил спад мировой экономики. В период с 1929 года по 1932 год товарные цены в мире упали на 48%, а объем международной торговли сократился на 63%.

Серьезные потрясения на мировых рынках продолжались до начала в 1939 году Второй мировой войны.
В начале 40-х годов Г.Д. Уайт из США и знаменитый экономист Д.М. Кейнс из
Великобритании, почти одновременно, предложили создать международную национальную организацию на постоянной основе, которая бы осуществляла контроль за международной валютной системой. Эта организация должна была реагировать на требования времени и способствовать обмену валют без каких – либо ограничений, установлению четкой и однозначной стоимости каждой валюты и устранению любых ограничений. В конце 1943 года, когда исход войны был уже очевиден, переговорный процесс о создании новой валютной системы и организации был возобновлен и принял более интенсивный характер. В результате многосторонних переговоров и консультаций, которые проходили между странами – инициаторами создания МВФ (США, Великобритания и Канада), были выработаны основные принципы его деятельности. Предполагалось, что в его функции помимо осуществления контроля за международной валютной системой, должно было входить решение вопросов, связанных с оказанием помощи слаборазвитым странам в реконструкции их экономик. Причем, данная помощь должна была оказываться на принципах невмешательства во внутренние дела этих стран.

В декабре 1943 года, к переговорному процессу по выработке основных принципов деятельности МВФ, подключился СССР. Руководство Советского Союза посчитало, что создание подобной организации будет способствовать послевоенному восстановлению экономики стран, наиболее сильно пострадавших в ходе Второй Мировой войны. Но вместе с тем, было, например, отклонено предложение советской делегации о том, чтобы страна – член МВФ располагала правом вето при сумме голосов, превышающей 10%. Поскольку реализация данного предложения, по мнению многих экспертов, могло бы не допустить диктата США при принятии в МВФ решений в отношении конкретных стран заемщиков и должников. Не было учтено и другое предложение СССР . а именно,
- чтобы при предоставлении финансовой помощи Фонд учитывал особенности политической и экономической ситуации в стране – заемщике и не навязывал ей таких условий, выполнение которых усугубило бы экономико – политическое положение в этой стране.

Таким образом, в ходе переговоров, все принципиальные предложения
СССР, касающиеся вопросов управления и принятия решений в МВФ, были отклонены представителями западных стран. Естественно, что такая постановка вопросов не устраивала руководство СССР. Поэтому в апреле 1944 года было принято решение о выходе СССР из переговорного процесса и об отказе от присоединения к МВФ.

Наконец, переговорный процесс по вопросам создания МВФ, начатый еще в
1943 году, получил свое завершение на международной валютно– финансовой конференции Объединенных наций, состоявшейся в период с 1 по 22 июля 1944 года в Бреттон – Вудсе (США, штат Нью – Гэмпшир). В ней приняли участие представители 44 государств. Конференция приняла «Заключительный акт», который включал так называемые Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о
МВФ и его «инвестиционном филиале» Международном Банке Реконструкции и
Развития (МБРР), которые выполняют роль их устава.
27 декабря 1945 года после ратификации Соглашений о МВФ и МБРР 29 государствами они официально вступили в силу. В марте 1946 года на учредительной сессии Совета управляющих МВФ в Саванне (США) были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. К осени 1946 года организация Фонда была завершена, и после опубликования первоначальных валютных паритетов большинства государств членов 18 декабря 1946 года, было официально объявлено, что МВФ готов приступить к валютным операциям с
1 марта 1947 года.

В настоящее время членами МВФ являются 182 государства. Членом организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и обязательства, предусмотренные уставом
МВФ.
Страны – члены могут в любой момент выйти из МВФ. В прошлом этим правом воспользовались Куба, Чехословакия (ныне Чешская республика и Словацкая республика), Индонезия и Польша, хотя затем все эти страны, за исключением
Кубы, пересмотрели свое решение и вновь вступили в организацию.

В 1992 году страны бывшего СССР также вступили в организацию.
Вступление в МВФ государств восточного блока и бывшего СССР с их острейшими экономическими и политическими проблемами вызвало крутой поворот в функционировании самого Фонда. Оно открыло перед ним обширное, практически до той поры неведомое ему поле деятельности, поставило перед ним новые сложные задачи.

МВФ предназначен для регулирования валютно-расчетных отношений между государствами и оказания финансовой помощи странам – членам путем предоставления им краткосрочных займов в иностранной валюте при возникновении валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов. Фонд осуществляет свою деятельность в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН). Такой статус ему был предоставлен в результате заключенного с ООН соглашения, утвержденного в 1947 году Советом управляющих МВФ и генеральной Ассамблеей
ООН. По настоянию США в это соглашение было включено положение, в соответствии с которым ООН не имеет права давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политике. Практически МВФ является институциональной основой международной валютной системы.

Официальные цели МВФ состоят в том, чтобы: путем образования постоянного механизма «содействовать международному валютному сотрудничеству»; «способствовать расширению и сбалансированному росту международной торговли»; обеспечивать «упорядоченные отношения в валютной области между странами - членами» и не допускать «конкурентного обесценения валют»; оказывать помощь в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами – членами и в устранении валютных ограничений; предоставлять странам –членам средства в иностранной валюте, которые позволяли бы им «исправлять нарушенное равновесие их платежных балансов».[2]

1.2.Эволюция МВФ

За время. Прошедшее с момента создания МВФ, в его положении и роли произошли существенные изменения. Эволюция роли МВФ во многом связана с изменением баланса сил в самом Фонде, несмотря на то, что позиция США в нем по-прежнему остается преобладающей.

В настоящее время США вынуждены учитывать усиление экономической мощи других ведущих стран – членов Фонда и позицию развивающихся стран в отношении мировой валютно-финансовой политики.

Как в Совете управляющих. Так и Административном совете Фонда решения принимаются в соответствии с системой взвешенного голосования. Каждая страна располагает 250 голосами, к которым, в зависимости от величины ее квоты, добавляется некоторое число голосов. Величина квоты зависит от размера национального дохода страны, от ее доли в международной торговле и от размера ее валютных резервов. Квота подлежит периодическому пересмотру.

Другим важным моментом в эволюции роли МВФ является то, что с 70-х годов влияние фонда на экономическую политику стран-членов, в особенности развивающихся стран, постоянно возрастало. Так, например, число развивающихся стран преобладает в МВФ, хотя «семерка» ведущих государств имеет в Фонде более чем 55% голосов. Несмотря на это, усилия МВФ привели к определенным результатам. В 1992 году была создана так называемая Группа двадцати, которой было поручено исследование реформ международной валютной системы. С середины 70-х годов особую значимость приобретают позиции и голоса нефтедобывающих стран. С 1,4% в 1945 году эти страны достигают 11% голосов в МВФ к началу 90-х годов. В целом, развивающиеся страны к началу
90-х годов располагали почти 40% голосов в МВФ.

В процессе эволюции МВФ существенные преобразования претерпевают все главные аспекты его функционирования: членство, организационная структура, капитал и система квот государств – членов, кредитная деятельность, механизм СДР, формирование дохода, различные формы регулирования международных валютных отношений.

Изменения в деятельности МВФ в основном связаны с особенностями эволюции структуры мировой экономики. В числе таких особенностей: углубление процессов интернационализации и глобализации производства и капитала, возникновение разветвленной сети транснациональных корпораций, дальнейшее расширение механизма межгосударственного макроэкономического регулирования, значительный рост удельного веса в мирохозяйственной сфере стран Западной Европы и Японии. Образование трех мировых конкурирующих между собой «центров силы» (США – Канада, западноевропейский «Общий рынок»,
Япония с тяготеющими к ней странами Юго-Восточной Азии). Ощутимое возрастание роли ряда развивающихся стран в международных хозяйственных взаимоотношениях, и, наконец, появление международной финансовой экономики, связанной с мировой финансовой революцией, а также возникновение так называемой «новой экономики», основанной на реалиях развития сети Интернет.

Быстрые изменения, происходящие в мировой экономике в 90-е годы, поставили перед МВФ наиболее сложные задачи за всю его историю. Так, например, недавние финансовые кризисы в Азиатских странах и в России, а также кризис международной задолженности поставили МВФ перед необходимостью серьезного пересмотра основополагающих принципов современной международной валютной системы, а так же принципов регулирования системы перетока капиталов из центральных в региональные рынки и обратно. В этой связи было обращено особое внимание на необходимость обеспечения того, чтобы деятельность и механизмы МВФ в полной мере соответствовали требованиям новой мировой системы интегрированных глобальных рынков товаров, услуг и капиталов.

С начала 90-х годов после вступления в МВФ бывших стран
«социалистического лагеря» и стран СНГ, создается новая ситуация в масштабах и особенностях деятельности МВФ. Важнейшей особенностью текущего момента является то, что МВФ впервые сталкивается с задачей поддержки страны, осуществляющей переход от административно-распределительной системы к рыночной.[3]Масштабы и особенности социально-экономических и валютно- финансовых проблем, порождаемых таким переходом были неизмеримо больше и сложнее, нежели те, с которыми раньше сталкивались эксперты Фонда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.