| |||||
МЕНЮ
| Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондомp>3.2. Политика и механизмы финансирования. Политика. Финансовые ресурсы МВФ предоставляются государствам-членам в рамках разнообразных политик финансирования, зависящих главным образом от характера проблем платежного баланса, на решение которых они направлены, и также от специфики и степени жесткости, связанных с ними условий, предъявляемых МВФ. Размеры предоставляемых ресурсов определяются, прежде всего, лимитами доступа к финансированию. Которые устанавливаются в зависимости от квоты государства-члена, степенью эффективности проводимой государством-членом политики стабилизации, потребностью в финансировании его платежного баланса, а также его способностью погасить задолженность перед Фондом. Резервная доля Резервная доля государства-члена является частью его собственных
резервов, и, следовательно, покупка ресурсов у МВФ из резервной доли не
представляет собой использование кредита МВФ. Объем покупок средств из
резервной доли не может превышать позиции государства-члена по его
резервной доле в фонде (до принятия Второй поправки к Статьям соглашения,
называвшейся «золотой долей»). Эта позиция равна сумме, на которую квота
государства-члена превышает величину авуаров Фонда в валюте данного
государства – члена, за вычетом авуаров, отражающих использование кредитов Покупки в рамках резервной доли могут производиться лишь при наличии потребности в финансировании платежного баланса. Вместе с тем, Фонд не имеет права требовать от государства-члена обоснования потребности в использовании средств своей резервной доли. Более того, на покупку средств из резервной доли не распространяются условия, предъявляемые МВФ, сборы, а также ожидания или обязательства по выкупу национальной валюты. Вместе с тем, уменьшение позиции государства члена по резервной доле в Фонде приводит к сокращению получаемого от Фонда вознаграждения за свободно используемые резервные активы, предоставленные данным государством-членом.
На начальном этапе развития Фонда (1952 год) было принято решение о
том, что доступ к ресурсам Фонда будет определяться на основе кредитных
долей, каждая из которых составляет 25% квоты государства-члена. Договоренности о кредитах «стенд - бай» (Stand - by) и расширенном кредитовании (Extended Fund Facility (EFF)) Договоренность Фонда о кредитах «стенд-бай» (Stand by) или о
расширенном кредитовании, представляет собой «решение Фонда, согласно
которому государству-члену предоставляется заверение в том, что оно сможет
в течение определенного периода и в рамках определенной суммы совершать
покупки» с СОР «в соответствии с условиями такого решения» (Статья XXX Договоренности Фонда имеют следующие основные характеристики. Как
правило. Срок действия таких договоренностей от 1 года до 2х лет (кредиты Типовые договоренности о кредитах «стенд-бай» призваны обеспечить
краткосрочную помощь в финансировании дефицита платежного баланса, имеющего
временный или циклических характер. Однако трудности с финансированием
платежного баланса могут быть обусловлены также структурными перекосами в
производстве и торговле или серьезными искажениями в ценообразовании, для
исправления которых, как правило, требуется более длительный период времени С учетом нужд государств-членов, находящихся в подобных
обстоятельствах, в сентябре 1974 года был создан механизм расширенного
кредитования (ЕФФ – Extended Fund Facility - EFF), предназначенный для
оказания помощи в финансировании дефицита платежного баланса в течение
более длительных сроков и в более крупных размерах по отношению к квотам,
чем это возможно в рамках политики кредитных долей. Срок действия данной
договоренности составляет от 3 до 4х лет. Обязательства государств-членов
по проведению среднесрочной стабилизации, подразумевающиеся в таких
договоренностях о расширенном кредитовании, также побуждают других
кредиторов (как международных, так и частных) к рассмотрению финансовых
договоренностей с более длительным сроком действия, что в свою очередь
позволяет расширить перспективы планирования процесса стабилизации. Государства-члены, обращающиеся с просьбой о заключении договоренностей о расширенном кредитовании, должны представить программу с изложением своих целей и политики на весь срок действия договоренности, а также подробное заявление о стратегических и тактических мерах, которые будут приниматься в течение каждого 12-месячного периода для достижения целей программы. Поскольку в рамках таких договоренностей особое внимание уделяется проведению структурных реформ в течение продолжительного периода времени, фактическое предоставление средств и проверка соблюдения критериев реализации могут производиться один раз в полгода, при условии, что будет обеспечен надлежащий контроль за изменениями в макроэкономической сфере, который обычно осуществляется в форме проверки выполнения государством- членом квартальных целевых ориентиров. Выкуп национальной валюты производится в течение периода от четырех с половиной до десяти лет после даты каждой покупки средств, за исключением случаев финансирования покупок за счет заемных ресурсов, когда срок выкупа составляет от 3,5 до 7 лет. Политика расширенного доступа, действовавшая в период с 1981 года по ноябрь 1992 года, давала МВФ возможность предоставлять государствам-членам диспропорции платежного баланса которых имели значительные масштабы по сравнению с их квотами, дополнительное финансирование за счет заемных ресурсов в сочетании с обыкновенными ресурсами фонда.[10] 3.3. Специальные механизмы финансирования. 1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (ССФФ – Compensatory and Contingency Financing Facility – CCFF). Данный механизм был введен Фондом в действие в августе 1988 года. Механизм компенсационного и непредвиденного финансирования состоит из двух элементов: компенсационного финансирования и чрезвычайного финансирования. В рамках первого элемента. Государство-член может получать финансовую помощь для компенсации падения доходов от экспорта; компенсации увеличения стоимости импорта зерновых; поддержек и корректировочных программ. В рамках второго элемента производится компенсация потерь, которые произошли в силу независящих от страны обстоятельств (стихийные бедствия, падение мировых цен). 2. механизм финансирования буферных запасов (БСФФ – Buffer stock Financing Facility - BSFF). Механизм финансирования буферных запасов был учрежден в 1969 году. В рамках данного механизма Фонд предоставляет свои ресурсы государствам – членам для финансирования их взносов в международные системы буферных товарных запасов, при условии, что эти системы удовлетворяют определенным критериям, включая требования, утвержденные Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС). Начиная с января 1984 года данный механизм не использовался. 3. механизм финансирования системных преобразований (СТФ – Systemic Transformation Facility - STF). Данный механизм был создан в апреле 1993 года для оказания финансовой помощи странам – членам, которые испытывали трудности с финансированием платежного баланса в результате серьезных нарушений в системе их международной торговли и расчетов, обусловленных переходом от торговли в условиях полного государственного контроля над ценами к многосторонней торговле на основе рыночных принципов. Право использовать данный механизм предоставлялось только тем государствам, у которых наблюдались следующие нарушения: . резкое сокращение общей суммы поступлений от экспорта . существенное и необратимое повышение чистой стоимости импорта, в особенности энергоносителей . сочетание первых двух факторов Первоначально данный механизм долен был действовать до конца 1994 года, но в декабре этого же года Исполнительный совет принял решение о продлении срока его действия до конца 1995 года. Для получения финансирования в рамках данного механизма, государство-член должно было предпринять серьезные шаги в области своей экономической политики, включая некоторые меры, которые необходимо было выполнить еще до предоставления финансирования. Как правило, особое внимание в программах, поддерживаемых за счет средств по линии STF, обращалось на успехи в деле стабилизации экономики, в противодействии оттоку капитал за границу и в проведении структурных и организационно-правовых реформ, необходимых для создания рыночной экономики. 3.4.Доходы и расходы МВФ. МВФ ставит своей целью каждый финансовый год получать определенный
чистый доход, добавляемый к резервам Фонда после покрытия его операционных
расходов, обеспечивая при этом надлежащую норму прибыли для государств-
членов, имеющих компенсируемые позиции по резервной доле в Фонде, и
сохраняя льготный элемент в ставке сборов, которые взимаются с государств-
членов, пользующихся кредитами Фонда. В начале каждого финансового года Источником основной части валового операционного дохода Фонда являются
периодические сборы, взимаемые с государств-членов за использование его
ресурсов. Значительно меньшая часть этого дохода поступает в виде процентов
по авуарам Фонда в СДР на СОР и в виде комиссионных сборов по покупке
средств у Фонда. Операционные расходы состоят в основном из вознаграждения
по компенсируемым позициям в рамках резервной доли в Фонде. Чистый доход МВФ определяется сочетанием ряда факторов, в особенности
ставкой процента по активам в СДР, которая в свою очередь определяет ставку
сборов за использование общих ресурсов Фонда, ставку вознаграждения,
выплачиваемого Фондом по компенсируемым позициям в рамках резервной доли,
степень использования общих ресурсов Фонда, а также уровень
административных расходов Фонда. Чистый доход Фонда перечисляется в его
резервы или распределяется среди государств-членов. Если сумма чистого
дохода превышает целевой показатель, установленный в начале года, то Фонд
может понизить ставку сборов или повысить ставку вознаграждения до уровня,
не превышающего ставки процента по активам в СДР, или же прибегнуть к обеим
этим мерам, которые будут иметь обратную силу по отношению к данному году. В настоящее время в МВФ установлены следующие ставки сборов за использование его ресурсов. Во-первых, за каждую покупку ресурсов Фонда в рамках СОР (за исключением необлагаемых сборами покупок средств из резервной доли) взимается комиссионный сбор по фиксированной ставке в размере 5,5%. Этот сбор подлежит единовременной оплате в момент совершения сделки. За покупку средств из резервной доли комиссионного сбора не взимается, поскольку такие покупки представляют собой использование резервных активов государства-члена, находящихся на хранении Фонда. Во-вторых, установлен сбор в размере 0,5% в год, который подлежит оплате в начале каждого периода по невыбранной сумме кредита, которая может быть получена в течение данного периода согласно договоренности о предоставлении кредита «стенд - бай» или расширенном кредитовании. После того как государства0члены производят покупку средств по соответствующей договоренности, им выплачивается возмещение данных сборов пропорционально сумме покупки. В-третьих, МВФ взимает периодические сборы по той части своих авуаров в валюте государства-члена, которая превышает его квоту, за вычетом суммы, составляющей не более 1/10% от величины квоты (т.е. максимальной суммы на счете МВФ № 2). Такие авуары, как правило, образуются в результате покупок средств, представляющих собой использование кредитов Фонда. Согласно порядку, начавшему действовать с 1 мая 1981 года, «базовая» ставка сборов, взимаемая с государств-членов за использование обыкновенных ресурсов Фонда, определяется в начале каждого финансового года. При определении этой ставки Фонд учитывает предполагаемый объем своих доходов и расходов на будущий год, включая целевой показатель по сумме чистого дохода на этот год. С 1 мая 1989 года ставка сборов устанавливается пропорционально еженедельной процентной ставке по активам в СДР и, соответственно, меняется каждую неделю в зависимости от изменений этой процентной ставки. Начиная с мая 1986 года в соответствии с политикой распределения
финансового бремени, в базовую ставку сборов (и ставку вознаграждения)
стали вноситься коррективы, призваны восполнить сумму периодических сборов,
не оплаченных государствами-членами с просроченной задолженностью перед До 30 апреля 1993 года ставка сборов за использование заемных ресурсов
равнялась стоимости заимствования средств Фондом плюс определенная маржа и
устанавливалась в ретроспективной порядке на каждые шесть месяцев, период
заканчивающийся 30 июня и 31 декабря. Эта ставка также не подлежала
корректировке в рамках механизма распределения финансового бремени. Сборы
же за использование обыкновенных ресурсов вместо заемных взимались по той
же ставке, что и в случае обыкновенных ресурсов как таковых, и подлежали
корректировкам в рамках механизмов распределения финансового бремени. В
декабре 1992 года Исполнительный совет принял решение о том, что с 1 мая Сборы, причитающиеся Фонду и подлежащие зачислению на СОР, оплачиваются в СДР. С 1 мая 1993 года сборы за все виды использования ресурсов Фонда подлежат оплате на ежеквартальной основе (по финансовому году Фонда). Ни в Статьях соглашения МВФ, ни в его правилах и положениях не предусматривается возможностей отсрочки оплаты сборов. Для покрытия прямых финансовых издержек, связанных с просроченными обязательствами, фонд взимает дополнительный «специальный сбор» по просроченным обязательствам. Ставка сбора за просрочку выкупа средств устанавливается в размере, равном единице между процентной ставкой по активам в СДР и базовой ставкой сборов. Ставка специального сбора по просроченным сборам равна процентной ставке по активам в СДР. Специальный сбор по просроченным обязательствам в отношении Трастового Фонда и САФ взимается по пониженной ставке. МВФ ежеквартально выплачивает вознаграждение (проценты) тем государствам – членам, которые имеют компенсируемую позицию по резервной доле. Позиция по резервной доле для того или иного государства-члена определяется на основе соотношения объема авуаров Фонда в валюте данного государства-члена и размера квоты последнего. Компенсируемая позиция по резервной доле возникает в тех случаях, когда уровень авуаров Фонда в валюте государства-члена опускается ниже его «нормы» вознаграждения. Норма государства-члена представляет собой сумму в 75% его квоты по состоянию до принятия Второй поправки к статьям Соглашения (1 апреля 1978 года) и всех последующих увеличений квоты. Для стран, ставших членами фонда после 1 апреля 1978 года норма представляет собой среднее взвешенное значение норм, применимых ко всем остальным государствам-членам на дату вступления страны в фонд, плюс все увеличения квоты данной страны после этой даты. С каждым увеличением квоты норма государства-члена постепенно приближается к 100%. С 1 февраля 1987 года ставка вознаграждения равна процентной ставке по активам в СДР. Ставка впоследствии корректируется с учетом распределения финансового бремени. Вознаграждение выплачивается в СДР, если только МВФ или соответствующим государством – членом не будет принято решение о том, что выплата данному государству-члену должна производиться в его собственной валюте. Начиная с 1 августа 1983 года процентная ставка по активам в СДР и ставка вознаграждения рассчитаются на еженедельной основе, и вознаграждение выплачивается в конце каждого квартала финансового года МВФ. Фонд формирует также страховые резервы. Страховые резервы МВФ состоят
из двух его резервов и остатков средств на двух специальных страховых
счетах. Резервы Фонда создаются за счет удержания чистого дохода. Резервы
поддерживаются с целью защиты качества активов Фонда, а также в качестве
показателя рациональности финансового управления активами. Остатки средств
на специальных страховых счетах образуются из периодических отчислений
ресурсов при корректировках, производимых с учетом распределения
финансового бремени, не считая первоначально помещенной на первый Глава 4. Особенности взаимоотношений Российской Федерации с МВФ. 4.1.Обусловленность вступления России в МВФ. per aspera ad astra Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда
рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже
состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|