реферат, рефераты скачать
 

Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации


Все более очевидна необходимость сосредоточить в едином центре (это может быть, к примеру, подразделение на базе Минфина) работу по управлению внешним и внутренним долгом страны, а также активами государства. Эта же структура должна отслеживать внешние заимствования регионов и корпораций и оценивать их риски. Сосредоточение обслуживания долга в рамках единого органа позволит осуществлять его комплексный мониторинг, повысит эффективность управления долговыми обязательствами путем диверсификации финансово-кредитного портфеля: выдачи, продажи, покупки ценных бумаг, активных операций с ними на вторичном рынке, сделок «своп», реструктуризации, обмена долговых обязательств на участие в капитале акционерных обществ и т.д.

Реализация указанных мероприятий, одновременно с неукоснительным соблюдением графика платежей, позволит к 2011 году существенно сократить  размеры государственного внешнего долга, оптимизировать его структуру, снизить нагрузку на бюджет по обслуживанию долга. В дальнейшем будет происходить увеличение частной составляющей российского долга, а его государственную часть следует поддерживать в диапазоне 15-20% ВВП  при стоимости обслуживания 6-7%.                                                                               

  Для формирования валютных резервов необходимо определить: во-первых, объемы, достаточные для защиты экономики от негативных воздействий мирового рынка, во-вторых, способы эффективного размещения этих средств с учетом их ликвидности и прибыльности. Золотовалютные резервы играют двоякую роль в поддержании экономического роста и макроэкономического равновесия. С одной стороны их накопление обеспечивает экономическую безопасность и  позволяет поддерживать курс национальной валюты, а с другой – рост валютных резервов означает отвлечение части валовых национальных сбережений на финансирование «остального мира».

 Достигнутый к 1 января 2004 г. объем резервов  (76,9 млрд. долл.)  почти на 50% превышает уровень, обеспечивающий внешнюю платежеспособность страны (годовые выплаты по частному и государственному долгу плюс трехмесячный объем импорта) и является предметом дискуссий в современной экономической литературе. Речь идет о создании механизмов использования резервных активов для стимулирования инвестиций. Здесь можно выделить три направления.

Во-первых, досрочное погашение внешнего долга, либо покупка Банком России внешних долговых обязательств государства с последующей их реструктуризацией. Это уменьшит долговую нагрузку на бюджет и позволит стимулировать инвестиционную активность.

Во-вторых, стимулирование импорта инвестиционного оборудования посредством государственного кредитования и /или страхования таких поставок, а также формирование централизованного фонда, обеспечивающего хеджирования валютных рисков по кредитам под покупку оборудования. Как правило, предприятия обрабатывающих отраслей не располагают достаточным объемом собственных ресурсов для масштабных закупок качественного импортного оборудования.

В-третьих, использование резервных активов для кредитования вложений российских компаний в зарубежные производственные активы (формирование инфраструктуры сбыта российской продукции с высокой добавленной стоимостью за рубежом, расширение кооперационных связей с производственными структурами, господствующими на соответствующих внешних рынках, создание каналов проникновения на рынки с высокой конкуренцией и др.).

Реализация  этих проектов потребует формирования механизма взаимодействия государства и частных компаний, включающего отбор проектов, оценку эффективности вложений, контроль над использованием финансовых средств и др.                                                    

Укрепление национального производства, развитие инвестиционных процессов, создание соответствующей финансовой инфраструктуры должны привести к тому, что в 2020-2025 гг. будет происходить свободный переток капиталов, как между различными сферами российской экономики, так между ней и внешней средой.


Таблица.1 Структура внешнего долга резидентов РФ (по международной методологии)

Получатели кредитов

1 января 2003 г.

      млрд. долл.                

   1 января 2004 г.

         млрд. долл.         

 

Органы государственного управления


Банковская система (без участия  в капитале)


Нефинансовые предприятия (без участия в капитале)


Органы денежно-кредитного регулирования

 

       97,7

      

       14,2


     

       33,8



        7,5


 

   

          99,2


          24,8               

 


          50,3


       

            7,8

Всего:

     153,2

 

        182,1           

Источник: Банк России

Таблица.2  Стоимостная структура государственного

внешнего долга РФ (млрд. долл. США)

Категория  долга

 Погашение (% от долга)

2003 (%)     2004 (%)      2005 (%)

Международные организации

   18,6            15,49            13,06

Парижский клуб

    6,71              6,22              6,06

Еврооблигации

    4,59              2,85            10,14

ОВГВЗ

   24,23             0,00               0,00

Прочее

       -                     -                   -

Источник: Минфин РФ


Таблица.3 Платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Категория задолженности

    2003

 долг    %

    2004

 долг    %

     2005

  долг    %

   2006

 долг    %

  2007

долг    %

    2008

  долг    %

Официальные кредиторы

4,48   2,33

4,07  2,74

4,01  2,61

2,31 1,82

2,39  1,7

2,52  1,58

Ценные бумаги в  в иностранной валюте

3,65  3,27

1,12  3,05

3,67  3,17

2,84 2,35

3,69 2,35

3,64  2,24

Долг перед МФО

2,71  0,66

2,26  0,59

1,91  0,54

1,75 0,17

1,30 0,12

0,88  0,09

Кредиты Банка

России Минфину

0,00  0,22

0,70  0,31

1,20 0,27

1,70 0,16

2,60 0,13

0,00

Всего

10,85  6,47

8,15   6,70

10,97  6,60

8,61   4,49

9,97   4,30

7,04   3,91

Итого

   17,32

   14,85

   17,38

   13,10

 14,27

  10,94

Источник: Минфин РФ







8.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          В данной работе мы стремились на основе максимально свежих оценок, расчетов и статистических данных представить комплексный взгляд на взаимозависимость  факторов формирования долговременных процессов развития внешнеэкономических связей, опирающийся на совокупность прогнозных (сценарных) оценок как экономического, так и внешнеполитического характера, что и составляет основу  для принятия решений по вопросам стратегической безопасности (без специфики военно-стратегических вопросов). Наиболее принципиальные положения  в тексте  выделены жирным шрифтом.

          Выводы, к которым пришли авторы, вкратце сводятся к следующему:

-                     Наименее сложным представляется прогнозирование последствий вовлечения в сферу внешнеэкономической деятельности результатов научно-технического прогресса и демографических сдвигов, поскольку они уже заложены в объективные оценки статистического и информационно-аналитического характера. Речь, конечно, идет не о новых открытиях в период до 2025 г., а о тех технологиях 5 и 6 укладов, которые уже известны и могут быть освоены в этот период производителями и, что особенно важно, потребителями;

-                     Более сложным представляется получение оценок, касающихся объемных и, соответственно, структурных показателей внешней торговли. Главным барьером здесь является слабое улавливание тенденций движения мировых базисных цен и цен международных товарных и региональных рынков, хотя такие элементы влияния на их предсказуемость, как правила ВТО (глобализация) и взаимодействия в рамках региональных экономических организаций (региональзация) в кратко- и среднесрочных периодах позволяют сделать приблизительные оценки. Что касается долгосрочного периода, мы за основу так же берем цены, сложившиеся в 2000 и 2002 гг. и ведем дальнейшие оценки на этой базе, что, конечно, несколько снижает их достоверность. В то же время известная инерционность товарного наполнения торговых связей, оказания (и пользования ими) услуг дает основания для применения такого метода оценок с их корректировкой на инновационную и геополитическую составляющие;

-                     Близки, а возможно и выше, по степени предсказуемости оценки, касающиеся перспектив движения капитала, особенно по линии государственных заимствований у международных финансовых структур. Что касается так называемых прочих (практически – спекулятивных) инвестиций, которые по сравнению с прямыми и портфельными в нынешней России занимают неправомерно высокий удельный вес, то это признак болезни России, результат слабой государственнической экономической политики и предсказуемость «хода лечения» этого заболевания зависит от совершенствования нашей национальной нормативной базы в противоборстве с активно противостоящими этому отечественными олигархическими структурами, опирающимися на международный финансовый криминал;

-                     И совсем уже малодостоверными с точки зрения долгосрочных прогнозов представляются оценки, касающиеся системы  управления внешнеэкономической деятельностью и международных валютно-финансовых отношений, где элемент случайности, коньюнктуры и субъективизма постоянно высок несмотря на попытки упорядочить эти процессы. Тем не менее мы полагали целесообразным высказать свои оценки и по такого рода явлениям, имея в виду, что на основе изложенных соображений можно вести дальнейшую дискуссию и проводить возможные корректировки.

          Руководствуясь этими положениями, мы стремились, не сгущая негативные, и не приукрашивая позитивные стороны оценок, в рамках периода, предполагающего смену двух ближайших поколений населения нашей страны и ее национальных лидеров, дать пищу для размышлений тем, кто волею судеб в научном или практическом плане сегодня и завтра отягощен обязанностями заботы о стратегии национальной безопасности. 


[1] См. «Эксперт» №39, 20-26 октября 2003 г.

[2] И.А.Погосов. Перспективы экономики России: предпосылки социально-инвестиционного развития. – «Проблемы прогнозирования», 2004, №3, с. 30.

[3] В российской экономической литературе не имеется устоявшегося понятия «стратегический партнер». В данном случае под этим термином понимается  «государство или региональное образование, экономические связи с которым отвечают долгосрочным национальным интересам России и способствуют решению ее стратегических задач». Допустимы, очевидно, и более узкие трактовки: «стратегический партнер в таком-то регионе или отрасли».

[4] Поскольку тема геостратегических моделей для нас не является специальным предметом исследования, рекомендуем обратиться к наиболее свежим оценкам, содержащимся в в двух статьях Е.М.Кузьминой: Геополитические аспекты функционирования ЕВРАЗЭС; Варианты развития геополитической ситуации вокруг ЕВРАЗЕС – в сб. ИМЭПИ РАН «Проблемы постсоветских стран. Выпуск №6, Экономическое пространство ЕВРАЗЭС: факторы и пределы интеграции», М., 2004, с.94-117 и 237-248

[5] Весьма активен в продвижении «западнической» концепции для России З.Бжезиньский – см.Великая шахматная доска. М., «Международные отношения», 1998, с. 142-148. Но у нас имеются и собственные носители этой идеи, в частности, бывший министр иностранных дел РФ А.Козырев, который еще в 1992 г. провозгласил ее ориентиром своей деятельности. – см.»Московские новости», 14.06.1992.

[6] См. интервью посла КНР в Москве в приложении «Дипкурьер» к Независимой газете от 26 июня 2004 г.

[7] Правда, некоторые авторитетные китаисты утверждают, что эти опасения преувеличены. См., например,: В.Г.Гельбрас. «Россия в условиях глобальной китайской миграции». Научное издание. – М, «Муравей», 2004, В.А.Савин. Последствия китайской миграции для России. – Внешнеэкономический бюллетень.2004, №8, с. 27-31.

[8] Более подробно аргументацию на этот счет см. – Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых приграничных территорий России. М., Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002, с.200-203.

[9] См., например, статью А.Барковского и Л.Краснова «Ни центра, ни периферии» в рубрике «К единому экономическому пространству», Экономика и жизнь, 1991 г., октябрь, №41, с.5, и монографию Центра «Экономические стратегии стран СНГ и Россия», М., РУДН, 2003.

[10] А.Н.Спартак. Россия в международном разделении труда* Выбор конкурентоспособной стратегии. М., МАКС-ПРЕСС, 2004, с. 258.

[11] В.Б.Луков. Россия в «большой восьмерке» 1992-2001 гг. Учебное пособие ДА МИД РФ,М., 2001, с.3

[12] В.В.Поляков. Мировой рынок: вопросы прогнозирования. М., 2003, с. 13-18.

[13] См., например, Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. М.,»Наука», 2003, с. 10-12, 15, 49-56.

[14] А.Н.Спартак. Россия в международном разделении труда* Выбор конкурентоспособной стратегии. М., МАКС ПРЕСС, 2004, с. 248.

[15] Г.А.Месяц, М.Д.Прохоров. Водородная энергетика и топливные элементы. «Вестник Российской академии наук», 2004, т.74, №7, с.579-597.

[16] См., например, Наука и высокие технологии на рубеже третьего тысячелетия. М., «Наука», 2001.

[17] Справедливая глобализация: создание возможностей для всех. Публикация Международного бюро труда, Женева, 2004.

[18] А.А.Макаров, В.Е.Фортов. Тенденции развития мировой энергетики и энергетическая стратегия России. Вестник Российской академии наук, М.,2004, №3, с. 204.

[19] Север и энергетическая стратегия России. В книге «Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход в к их решению» ,М.- Сыктывкар, 2004, с.128.

[20] См. Б.Н.Кузык. Высокотехнологичный комплекс в экономической системе России. Научный доклад в ООН РАН, М., 2004, с. 36-39.

[21] Здесь речь идет об импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья, который зависит не столько от инновационного фактора, как в случае потребительских товаров длительного пользования, сколько именно от покупательной способности  населения. Представляется,  что  упомянутый резкий скачок  с последующим «успокоением» динамики будет связан именно с этим фактором (сначала удовлетворяются потребности  в разнообразной и качественной еде, а потом во всем остальном). Меньшую же динамику импорта при инновационном варианте по этой товарной группе мы связываем с более быстрым ростом собственного производства на основе биотехнологий, которые уже сегодня развиваются в России опережающими темпами по сравнению с другими видами новейших технологий.

[22] Подробно о геоэкономических направлениях внешней торговли России до 2025 г. см. А.Н.Барковский, В.П.Оболенский «Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве» в книге «Россия в глобализирующемся мире. Политико-экономические очерки», М.»Наука», 2004, с. 434-437.

[23] Г.А.Месяц, М.Д.Прохоров. Там же.

[24] Мы проявляем в целом сдержанное отношение к некоторым эйфорическим оценкам возможности воздействия инновационных факторов на развитие российской внешней торговли, которые скорее базируются на пожеланиях, чем на достоверной информации о намерениях предпринимательского сектора об обновлении производства. Есть примеры несостоятельности такого рода иллюзий. Так Федеральная программа развития экспорта России, принятая Правительством в 1996 г., намечала поднять к 2005 году долю машин и оборудования в экспорте до 20-25%, а удельный вес высокотехнологичной продукции до 40% всего машинотехнического экспорта. Поэтому при оценке вариантов мы старались исходить не только из оценки потребностей, но прежде всего из возможностей российской экономики, ее предпринимательских структур.

[25] Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. М., «Экономика», 2004, с.602.

[26] Более подробно по этому вопросу см.: А.Н.Барковский. Реформа внешней торговли в России.»Внешнеэкономический бюллетень»,2004, №7 и №8.

[27] Внешняя торговля России на рубеже веков, М., «Экономика», 2001 г. с.235.

[28] Ведомости, 15.04.04

[29] Эксперт, №10, 15-21 марта 2004 г.

[30] Ведомости, 09.02.2004 г.

[31] См. Л.Б.Вардомский. Проблемы приграничного и прибрежного сотрудничества - в книге Россия в гобализирующемся мире, М., 2004 г. стр.499.

[32] Коммерсант, 11.05.2004 г.

[33] Маевский В.И. Версия макроэкономичексой стратегии развития России // Экономическая наука современной России. - №1, 2004 г. – С. 11-13.

[34] А.Рей. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии. – «Вопросы экономики», 2004, №8, с. 53.

[35] Более подробно см. А.Н. Барковский «Реформа внешней торговли России», журнал  «Внешнеэкономический бюллетень» №7, №8.

[36] См. подробнее монографию ЦВЭИ РАН «Экономические стратегии стран СНГ и Россия», М., РУДН, 2003, с. 57-64

[37] Что касается среднесрочных прогнозов, то имеются определенные количественные оценки на 2001-2005 гг., подготовленные под руководством Ф.Н.Клоцвога в Институте народнохозяйственного прогнозтрования РАН. – См., например, «Моделирование и прогнозирование интеграционного взаимодействия российской и украинской экономик». – «Проблемы прогнозирования», 2002, №3. Однако в этих работах на первый план выдвинуты методики расчетов, а не оценки социально-политических сдвигов.

[38] Международно-правовые основы таких отношений закреплены, кстати, в подписанной на основе днепропетровской встречи  президентов России и Украины (февраль 2001 г.) Программы межрегионального и приграничного сотрудничества на 2001-2007 гг. – Прозрачные границы. М., 2002, с. 294. Что касается участия Украины в различных еврорегионах, см. там же, с.294-296.

[39] Я.Жалило. Украина: евразийская интеграция или европейский выбор? – Международный журнал «Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2003, №6, с.179-180.

[40] Там же, с.186-187.

[41] Практически сегодня наибольший удельный вес в экономических связях республик Закавказья с Россией составляют перечисляемые их диаспорами денежные средства.  Так денежные переводы на родину азербайджанцев, находящихся на заработках в России составляют ежегодно около 5 млрд долл. – «Центральная Азия и Кавказ».Журнал Центра социально-политических исследований. Швеция, 2004, №3, с. 185.

[42] М.Е.Гулиев. Экономические связи Азербайджана с Россией: проблемы, приоритеты, перспективы. СПб, 2002, с.13

[43] Зеркало (Азербайджан), 2004 г., 8 апреля

[44] Независимая газета, 2004 г., 5 марта.

[45] Свободная Грузия, 2004 г., 29 мая.

[46] Время новостей, 13,04,2004г.

[47] Независимая газета 30.06.2004 г.

[48] Збигнев Бжезинский Зыбучие пески гегемонии. Время новостей, 13.04.2004 г.

[49] Столь жесткая позиция европейцев вынудила включиться в диалог высшее российское руководство.

[50] В ЕС после 2007 г. должны вступить Болгария, Румыния и Турция

[51] Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспектива, №2, 2001г., М., ВНИКИ., с. 56

[52] СОПС.  Отчет о прикладном экономическом исследовании «Проблемы и перспективы участия России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» М. 2002


[53] Наряду с исследователями СОПСа на это обращено особое внимание в кандидатской диссертации А.Саенко «Экспорт Дальнего Востока России в страны АТР: стратегия развития», защищенной в начале 2004 г. в Финансовой академии при Правительстве РФ

[54] Под редакцией академика А.Г.Гранберга, М., «Наука», 2004, 720 с.

[55] Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза., М., «Экономика», 2000, с.3.

[56] Региональная экономика. Учебник. Под ред. В.И.Видяпина, М.С. Степанова. М., «ИНФРА», 2002, с. 90-116

[57] Речь идет о таких базовых для анализа изданиях, как Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальное издание. Раздел 23. Внешнеэкономическая деятельность и Региональной таможенной статистике Главного научно-исследовательского центра Федеральной таможенной службы.

[58] Некоторые фрагменты такого анализа содержатся в наших публикациях за 2003-2004 гг. в журналах «Внешнеэкономический бюллетень», «Проблемы прогнозирования», «Экономический вестник». Совместное издание РИА «Новости» и МЭРТ РФ, 2004, №7, с 104-112, сб. ЦВЭИ ИМЭПИ РАН «Стратегические ориентиры развития России в глобальном экономическом пространстве». М., ЭПИКОН, 2004.

[59] Основные положения этого раздела опубликованы проф. Ю.А.Константиновым в Аналитическом банковском журнале №6 за 2004 г.

[60] Есть оценки, что даже при выполнении амбициозной задачи удвоения ВВП к 2010 г. и сохранении этой динамики роста (8% в год в дальнейшем), при увеличении ВВП США ежегодно только на 1%, мы достигнем их потенциала через 236 лет. – см. Вестник Российской академии наук, т.74, №7, с. 589.

[61] См. Triennial Central Bank Survey. Foreign exchange and derivatives market activity in 2001//Bank for International Settlements. March 2002, p.50.

[62] См. Triennial Central Bank Survey. Foreign exchange and derivatives market activity in 2001//Bank for International Settlements. March 2002, p.51-53.


[63] Rodrik D. Who Needs Capital Account Convertibility? #"#_ftnref64" name="_ftn64" title="">[64] Составлено по: Rodrik D. Who Needs Capital Account Convertibility? #"#_ftnref65" name="_ftn65" title="">[65] «Эксперт» №21 2004 г.

[66] Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Центр стратегических разработок 1999-2000.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.