| |||||
МЕНЮ
| Япония - архипелаг передовых технологийЯпония - архипелаг передовых технологийЗапад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда. Лишь у Престола Божья в день страшного суда. Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине). Сегодня в мире мы можем наблюдать жестокую конкуренцию двух стран, которые являются истинными представителями Западной и Восточной цивилизаций: США и Япония. Безусловно, по своей экономической мощи, США, по крайней мере, до конца этого века будет занимать лидирующее положение. Но дальше грядет переустройство мирового порядка, смещение центров экономического влияния и деловой активности. На мой взгляд основную роль в будущей “пьесе” будет играть Япония. Но прежде всего, давайте обратимся к некоторым историческим и философским особенностям, которые понадобятся в дальнейшей попытке охарактеризовать эту загадочную Страну восходящего солнца. Итак, восточная цивилизация. Это родина слонов - Индия; страна шелка и великолепного фарфора - Китай; и Япония, откуда на протяжении 300 лет никто не возвращался. Эта цивилизация существовала в течение гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до нашей эры - по 17 век нашей эры - 3000 лет (любопытно отметить, что за это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций). Именно в устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми. Итак, номер один – устойчивость и незыблемость. Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утратило связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако, большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения, и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями (“мы не можем ждать от природы милостей, после того, что мы с ней сотворили”). В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного. Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать. Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до нашей эры в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до нашей эры был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил. Характерная особенность японцев – выйти во двор своего дома и, посмотрев на свой сад камней (когда один из всей композиции не виден) или понюхав ветку сакуры, замереть на несколько часов. Следовательно, особенность номер два – связь с природой. Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет: "Если это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности". Отметим номер три – приверженность традициям. Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства. Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я почитаю, но держусь от них подальше" - вот жизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно в 551 г. - умер в 479 г. до нашей эры) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями. Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил в новое качество - неземное. Религии Востока - это, прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира (отметим это – нет предела самосовершенствования). Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы (вспомним, хотя бы, героев - камикадзе). Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи земли: "Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?". Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демократический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Чтобы в дальнейшем были понятны некоторые из рассуждений, хотелось бы вкратце рассказать о самураях. Ведь эти люди на протяжении всех 13 веков становления, развития и упадка этого воинского сословия должны были служить воплощением канонических конфуцианских добродетелей, наделенным, однако, силой и свирепостью нио, "стражей ворот" в буддийской храмовой скульптуре. Идеальный самурай должен был стать и порой действительно становился сверхчеловеком в ницшеанском понимании этого слова. Душой его был меч, профессией война, постоянным занятием - воинские искусства, а нередко также изящная словесность и живопись. Философия входила в его плоть и кровь под сводами храмов и святилищ в долгие часы медитации и упражнений с оружием. Физическое совершенство, моральная чистота, возвышенность помыслов - таким был настоящий самурай. "Меж цветов красуется сакура, меж людей - самураи", - гласила пословица. Самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-востоке Японии. Но лишь в X-XII вв. окончательно оформились владетельные самурайские роды. К тому времени сложились и устои неписаного морального кодекса самурая, позже превратившегося в грозный свод заповедей "Путь Самурая" - Буси-до. Четко и довольно вразумительно требования Буси-до сформулированы философом Дайдодзи Юдзана: · Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить и умереть, когда правомерно умереть. · К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство. · Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать. · Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности. · В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце. · Уважать правило "ствола и ветвей". Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели. Родители - ствол древа, дети - его ветви. · Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. · Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности. · Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат · Не подобает гнаться за дутой славой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю. И мы можем с уверенностью констатировать, что в японцах живет дух воинов и фатализм. А следовательно они не любят проигрывать. Вообще надо иметь в виду, что, несмотря на общие для всей восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития. Даже общий для всех стран Востока буддизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали свои особые, неповторимые формы. Что общего между японским самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствующими рыцарями Китая, считавшими своим долгом вступаться за обиженных и отстаивать справедливость? Подведем первые итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Далее, некоторые ученые считают, что встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял. Однако на мой взгляд, японцы никогда не теряют свой связи с культурным прошлом и, даже закончив Гарвард, Кембридж (ну или на худой конец Славянский), приобретя Западный порочный налет найтклабов и английского произношения, все равно в душе остаются самураями.
Экономическое положение Японии.
Территория 372,2 тыс. кв. км. Население - 124,5 млн. (1993),свыше 99 % японцы. Столица - Токио (около 12 млн. чел. , 1987). Официальный язык японский. Основные религии синтоизм и буддизм. Незавершенная буржуазная революция Мэйдзи 1867-68 гг. открыла новую капиталистическую эру в истории Японии. Проведение в течение нескольких лет ряда буржуазных реформ расчистило почву для развития капитализма. По конституции 1889 года Япония провозглашалась монархией во главе с императором, но законодательная власть в стране осуществлялась с этих пор императором совместно с парламентом. На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер. В 1940 году Япония заключила военный союз с гитлеровской Германией и фашистской Италией, направленный против СССР, а также против США и Англии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну. После разгрома в 1945 г. Япония была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть в стране перешла в руки американской оккупационной армии, которую возглавлял генерал Д. Макартур. Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократических тенденций в японском обществе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать и соблюдать основные права человека. После окончания войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи, хотя ее производственно-техническая база сравнительно мало потерпела от военных действий, даже с учетом американских атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945 г. В тоже время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен. Большинство предприятий закрыто. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14 % довоенного. На протяжении двух послевоенных лет промышленное производство не превысило 1/3 довоенного уровня. В стране свирепствовала инфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза. В конце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного, также низкого уровня. Безработица в результате остановки военного производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн. человек. Если сразу после оккупации США не ставили перед собой задачу восстановления японской экономики, то вследствие опасности социально-политических конфликтов вынуждены были оказать Японии существенную экономическую помощь. На протяжении 1946-1949 гг. была проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю. Размер земельной собственности ограничивался площадью 3 га, на острове Хоккайдо – 12 га. Оставшаяся помещичья земля подлежала выкупу государством с дальнейшей продажей ее бывшим арендаторам. До января 1950 г. количество крестьян-собственников возросло с 1.9 млн. до 3.8 млн. человек, а площадь земли, сдаваемой в аренду, снизилась с 46 до 9.3 % всей обрабатываемой земли. Натуральная плата, доходившая до 50 % урожая, заменялась более низкой денежной оплатой. В результате реформы система крестьянской земельной собственности по существу стала решающей, повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок. Серьезные изменения претерпела и промышленность. Так, были распущены монополистические концерны – дзайбацу Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда. Их акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже среди служащих этих компаний. В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25 % акций прочих компаний. На протяжении 1946-47 гг. оккупационной администрацией была подготовлена и вступила в силу 3 мая 1947 г. новая конституция, которая провозглашает демократические права и свободы, содержит отказ от войны "как суверенного права нации", запрещает Японии иметь вооруженные силы. Было предусмотрено образование силы самообороны и выделение на их поддержку до 1 % средств от валового внутреннего продукта. Все эти мероприятия, безусловно, сыграли важную роль в дальнейшей истории Японии, в частности в развитии ее экономики. После принятия японской Конституции США начали осуществлять новую политику в отношении к Японии. В 1948 г. был принят декрет под номером 201, который запрещал забастовки государственных служащих. С начала 1949 г. оккупационные власти приступили к обеспечению “плана экономической стабилизации” Японии. Возглавлял разработку плана главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, известный американский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривающий резкое, на 62 %, увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государственного контроля над ценами и т. д. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|