| |||||
МЕНЮ
| Великобритания в послевоенный период (1945-1960 гг.)Великобритания в послевоенный период (1945-1960 гг.) ПЛАН социальные реформы. а) национализация Английского банка и ряда отраслей промышленности; б) реформы в области социального страхования, народного образования и здравоохранения. а) финансовое соглашение с США о ленд-лизе; б) девальвация фунта стерлингов. а) сокращение влияния Великобритании на международной арене; б) начало политики “холодной войны”; в) создание Западного союза и подготовка к образованию НАТО. а) Консервативная партия; б) Либеральная партия; в) Лейбористская партия; г) Коммунистическая партия. а) денационализация предприятий металлургической промышленности и автодорожного грузового транспорта; б) сокращение муниципальной программы строительства. а) политика “холодной войны”; б) гонка вооружений; в) суэцкий кризис: вторжение в Египет; г) распад Британской империи. СОДЕРЖАНИЕ
Парламентские выборы 1945 г. 4 Осуществление мер по национализации. Социальные реформы 5 Финансово-экономическая политика лейбористского правительства 6 Внешняя политика с 1945 по 1949 гг. 8 Колониальная политика лейбористского правительства и начало распада Политические партии. Рабочее движение 14 Кризис лейбористского правления и приход к власти кабинета консерваторов Внутренняя политика консерваторов. Экономическое положение в 1950 — 1960 гг. 18 Рабочее движение в 1950—1960 гг. 20 Внешняя и колониальная политика Великобритании в 1950—1960 гг. Английская экономика в 1961—1970 гг. 28 Политика правительства консерваторов в 1961—1964 гг. Парламентские выборы Итоги второй мировой войны для Англии Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы,
происшедшее в результате второй мировой войны, привело к ослаблению
экономических и политических позиций английского империализма. Расходы Образование мировой социалистической системы сузило сферу действия
монополистического капитала, в том числе и английского. США воспользовались
зависимостью от них Англии, получавшей в годы войны американское
вооружение, чтобы овладеть многими британскими экономическими позициями в
разных районах земного шара. Англия избежала фашистской оккупации благодаря Международные соглашения, заключенные Англией с другими державами
антифашистской коалиции во время войны, предусматривали ее участие в
создании справедливого, демократического послевоенного мира. Эти соглашения
отвечали коренным интересам английского народа и всех народов земного шара. Антифашистский, освободительный характер войны способствовал усилению
демократических тенденций в жизни страны и полевению английского народа. Парламентские выборы 1945 г. Значительная часть английских трудящихся отрицательно относилась к
коалиции Лейбористской партии с Консервативной, которая скомпрометировала
себя и реакционной внутренней политикой в 20 — 30-е годы, и мюнхенской
внешней политикой накануне войны. Клемент Эттли, также как и лидер Наиболее подготовленной вступила в предвыборную кампанию Лейбористская
партия. Еще в апреле 1945 г. она опубликовала свою избирательную программу Программа содержала обещание национализации основных отраслей
промышленности, созревших “для передачи их в общественную собственность и
под общественный контроль”. Речь шла об угольной и газовой промышленности,
об электростанциях, внутреннем транспорте и черной металлургии, а также об Программа “Лицом к будущему” обещала сохранение и расширение свободы слова, союзов, печати, вероисповедания; в ней заявлялось, что лейбористы не допустят свободы эксплуатации, урезывания заработной платы или взвинчивания цен ради личного обогащения. Многие положения программы Лейбористской партии были составлены в весьма туманных и осторожных выражениях. Тем не менее социалистическая оболочка программы привлекла на сторону лейбористов значительные массы трудящихся, особенно рабочих. Партия консерваторов не выдвинула специальной избирательной программы,
она выступала с личным обращением Черчилля к избирателям, в котором
отстаивался принцип свободного предпринимательства и “свободы искать
работу”, отвергался принцип государственного контроля над промышленностью. Консервативная партия потерпела на выборах сокрушительное поражение,
собрав 9,9 млн. голосов и 290 мест в палате общин. За лейбористов было
подано 12 млн. голосов, которые обеспечили им 389 мест в парламенте. Новый состав парламента обеспечивал Лейбористской партии довольно солидное большинство. Лидер партии Клемент Эттли сформировал третье по счету в истории страны лейбористское правительство. Осуществление мер по национализации. Социальные реформы Значительное большинство в парламенте давало правительству Эттли
широкие возможности для осуществления лейбористской предвыборной программы
с ее радикальными обещаниями. Однако очень скоро обнаружилось, что многое в
этой программе было лишь декларацией, рассчитанной на достижение
парламентского большинства, что лидеры партии и не помышляют о замене
капиталистической системы социалистической, что главным содержанием их
политики является “улучшение” существующей системы с целью ее укрепления. Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи. В результате этих мер на принадлежащих государству предприятиях была занята четвертая часть рабочих и служащих Англии. Таким образом, капиталистические противоречия ускорили перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм. Рост промышленного производства в Англии происходил быстрее, чем в период после первой мировой войны, но медленнее, чем в ряде других стран. Не выдерживает никакой критики утверждение лейбористов, будто путем
национализации ряда отраслей промышленности они создали в Англии
социалистический сектор хозяйства и тем самым превратили экономику страны
из капиталистической в смешанную. Лейбористская национализация была по
своему характеру капиталистической, ее результатом явилось усиление
государственно-монополистического капитализма, создание государственной
собственности ради удовлетворения требований капитализма. Буржуазными по
своему характеру были и проведенные лейбористами реформы в области
социального страхования, народного образования и здравоохранения. Финансово-экономическая политика лейбористского правительства Важнейшие проблемы внутренней и внешней политики правительство Эттли стало решать не для блага трудящихся, а в интересах крупного капитала. В августе 1945 г. Соединенные Штаты без предварительного уведомления прекратили поставки по ленд-лизу. Англия должна была впредь оплачивать наличными все, что она приобретала в США. Американские правящие круги решили воспользоваться затруднениями Англии, чтобы получить от нее определенные уступки. Англия испытывала нехватку долларов для оплаты возросшего импорта из
стран долларовой валюты. Кризис английского платежного баланса стал
хроническим. Главной его причиной были большие военные расходы за границей. В декабре 1945 г. было заключено финансовое соглашение, по которому Надежды правительства Эттли на покрытие дефицита платежного баланса в
течение пяти лет с помощью американского займа оказались тщетными. В 1946
г. в США был отменен контроль над ценами. Экспортные товары подорожали, и Во время экономического кризиса 1949 г. США сократили импорт из стран стерлинговой зоны, что привело к резкому уменьшению золотых и валютных резервов в Англии. Опасаясь дальнейшей утечки валюты и золота, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 г. девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Девальвация фунта ослабила его значение как международной валюты и укрепило положение доллара. Это привело к росту цен и другим инфляционным явлениям. В таких условиях происходило послевоенное восстановление экономики страны. Общий индекс промышленного производства в 1950 г. был выше довоенного на 25%. Но этот рост происходил главным образом за счет новых отраслей промышленности — автомобильной, химической и других, старые же отрасли продолжали хиреть: производство хлопчатобумажных тканей, например, в 1950 г. было на 43% ниже довоенного. С большим напряжением и позже, чем в других странах, удалось несколько поднять уровень потребления. Долгое время продолжала применяться система рационирования продуктов и товаров первой необходимости, принятая во время войны, причем норма выдачи их и качество были ниже, чем в годы войны. Внешняя политика с 1945 по 1949 гг. Внешняя политика лейбористского правительства определялась интересами
английского империализма, который стремился восстановить положение Самые уязвимые удары наносили империалисты США своим английским союзникам в области внешней торговли, в течение веков являвшейся для Англии главным источником обогащения. В то время как доля США в мировом экспорте росла (в 1948 г. она достигла 23%), доля Англии все уменьшалась (в 1949 г. она составляла 11,7%) Английские капиталовложения за границей, несмотря на предпринятые в послевоенные годы усилия для их восстановления, уменьшились на 13%. США вытесняли Англию с ее позиций и в области добычи нефти. В 1938 г.
американские фирмы контролировали 35% добычи нефти в капиталистическом мире
за пределами США, английские —55%. К 1951 г. это соотношение изменилось в
пользу США и составляло соответственно 55 и 30%. Великобритания уступила В результате всего этого, с одной стороны, обострялись противоречия между английским и американским империализмом; с другой — Англия, как более слабый соперник, впадала во все большую зависимость от США и вынуждена была проводить диктуемую ими политику, тратя огромные средства на гонку вооружений, содержание военных баз, на создание и поддержание военных блоков. Уже на Потсдамской конференции, после того как Черчилля в качестве
главы английской делегации сменил Эттли, стало ясно, что новое
правительство Великобритании не намерено выполнять обещания лейбористской
предвыборной программы в области внешней политики. Эттли и новый министр
иностранных дел Бевин продолжали на конференции линию, направленную на срыв
соглашений, достигнутых в Тегеране и Ялте. При этом Бевин даже более
откровенно, чем Черчилль, демонстрировал свое враждебное отношение к СССР. 20 августа 1945 г. в палате общин Бевин изложил программу лейбористского правительства в первой своей внешнеполитической речи. Он провозгласил преемственность внешней политики Черчилля, подтвердив намерения и в дальнейшем оказывать поддержку реакционным силам в Греции и продолжать военную интервенцию в этой стране, поддерживать реакционные силы в Болгарии, Румынии и Венгрии, стремившиеся подорвать революционные преобразования, осуществлявшиеся народами этих стран. Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г. явилась демонстрацией
поддержки внешней политики Эттли — Бевина со стороны консерваторов. Она
означала также соответствие этой политики внешнеполитической программе США. Ссылкой на то, что Черчилль выступил как частное лицо, Эттли формально
отмежевался от его речи, но на деле правительство вскоре стало действовать
в духе политики “холодной войны”. Во всех вопросах международной политики
периода 1945 — 1949 гг. — заключение мирных договоров с бывшими союзниками В конце 1946 г. Англия еще содержала армию в 1427 тыс. человек, поглощавшую значительные бюджетные суммы, которые могли быть использованы на нужды экономики. В марте 1947 г. правительство внесло в парламент законопроект о введении воинской повинности, который предусматривал содержание армии численностью до 1087 тыс. солдат и офицеров, что вдвое превышало численность вооруженных сил в середине 1939 г. (480 тыс.), с 18- месячным сроком службы. В парламенте проект встретил сопротивление. 72 депутата-лейбориста внесли резолюцию, отвергавшую его. Правительство согласилось на установление срока службы до 12 месяцев. Законопроект был принят и должен был вступить в силу в январе 1949 г. Однако в октябре 1948 г. группа генералов во главе с начальником имперского генерального штаба лордом Монтгомери, угрожая отставкой, потребовала установления срока службы в 18 месяцев. Правительство уступило, не встретив больше оппозиции в парламенте. До начала 1947 г. для лейбористского правительства была характерна
тактика маскировки антисоветской политики. Особенно ярко это проявилось в
вопросе о продлении срока действия англо-советского договора 1942 г., идеи
настолько популярной в народе, что даже Черчилль в своей фултонской речи
счел нужным мимоходом сказать, что срок договора можно было бы продлить до После этого английская официальная печать, инспирируемая
правительством, утверждала, будто Советский Союз добивался внесения в текст
договора таких изменений, которые помешали бы Англии сотрудничать с |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|