| |||||
МЕНЮ
| Великобритания в послевоенный период (1945-1960 гг.)p> Однако на этом правительство У. Черчилля не остановилось. В 1953 г. оно осуществило денационализацию предприятий металлургической промышленности и автодорожного грузового транспорта, ставших к тому времени высокоприбыльными. Все 55 сталелитейных и чугунолитейных предприятий постепенно были проданы монополиям на выгодных для них условиях. Правительство консерваторов усилило наступление на жизненный уровень английских трудящихся. Оно проводило политику сдерживания роста заработной платы и ликвидировало ряд уступок. Муниципальная программа строительства сокращалась. И если в 1950—1951
гг. на каждый дом, построенный отдельными владельцами и частными фирмами,
приходилось шесть домов, построенных муниципалитетом, то в 1961 г.
соотношение муниципального и частного домостроения составило уже 1 : 2. В В 50-х годах британский империализм по своей мощи продолжал занимать
второе место в капиталистическом мире. По объему промышленной продукции,
доле в торговле, по уровню экспорта капитала Англия опережала всех своих
конкурентов, кроме США. Вместе с тем вследствие дальнейшего роста
национально-освободительного движения, приведшего к распаду британской
колониальной империи, а также усиления ее империалистических соперников (в
первую очередь ФРГ и Японии) удельный вес Великобритании в
капиталистическом мире шел на убыль, ее экономические показатели имели
тенденцию к понижению и внутриэкономическое положение оставалось постоянно
кризисным. В 1951 г. сократился объем импорта из стерлинговой зоны. В
результате уже в 1952 г. впервые после окончания второй мировой войны
промышленное производство Великобритании упало на 3% ниже уровня 1951 г., а
золотые и долларовые запасы сократились вдвое. Оживление в экономике
началось только весной 1959 г., и за два года промышленное производство
поднялось на 12%. Доля Великобритании в промышленном производстве
капиталистического мира составила в 1951—1955 гг. 11—12%, в 1960 г.— 9,4%. Рабочее движение в 1950—1960 гг. Политика правительства Черчилля вызвала недовольство рабочего класса и сопротивление, нашедшее выражение в усилении забастовочной борьбы. Правительство консерваторов применяло против забастовщиков аресты,
судебные преследования, вооруженные силы. Со своей стороны правые лидеры В декабре 1955 г. лидер Лейбористской партии Клемент Эттли, занимавший этот пост в течение 20 лет, ушел в отставку. Избрание под влиянием правых лейбористов в качестве нового лидера партии Хью Гейтскелла означало, что ее прежняя политика соглашательства с буржуазией будет продолжена. Однако руководству Лейбористской партии и тред-юнионов становилось все труднее удерживать под своим влиянием рабочих, которые стали лучше понимать, что только решительной борьбой они смогут защитить свои социальные права и национальные интересы страны. О переменах в настроениях рядовых членов профсоюзов, о росте оппозиции
правому руководству свидетельствовали, например, изменения в самом крупном
английском тред-юнионе — транспортных и неквалифицированных рабочих,
насчитывавшем около 1 300 тыс. членов. До 1955 г. его генеральным
секретарем был Артур Дикин — весьма влиятельная фигура в английском
профсоюзном движении, один из наиболее ярых антикоммунистов и сторонников 1956 г. новым лидером профсоюза стал прогрессивный общественный деятель Тот факт, что внутри БКТ и Лейбористской партии правому руководству противостояли прогрессивные силы, хотя и представлявшие меньшинство, оказывал определенное воздействие и на курс реформистских лидеров. В первых рядах оппозиции, с которой сталкивались правящие круги страны, находилась Коммунистическая партия Великобритании (КПВ). Будучи немногочисленной, она тем не менее оказывала определенное политическое влияние на массы трудящихся, в основном через общественные организации. Внешняя и колониальная политика Великобритании в 1950—1960 гг. Центробежные тенденции в британском Содружестве наций В 50-х годах основное направление внешней политики Великобритании
фактически не изменилось по сравнению с первыми послевоенными годами. Ее
внешнеполитический курс базировался на концепции “трех кругов”,
сформулированной Черчиллем. Суть этой концепции заключалась в том, что Правящие круги Англии пытались проводить внешнюю политику на двухпартийной основе, сохраняя ее преемственность вне зависимости от того, какая партия — Консервативная или Лейбористская — находится у власти. В период своего пребывания у власти руководство Консервативной партии
продолжало политику “холодной войны”, проводя курс на активное участие Не менее интенсивно велись работы по созданию водородной бомбы, начатые в 1954 г. Они были завершены серией термоядерных испытаний в Тихом океане в 1957 г. Стремление британского империализма к теснейшему объединению
политических, экономических и военных сил капиталистического мира для
борьбы против социализма и национально-освободительного движения привело к
усилению зависимости Великобритании от США. На ее территории появились
американские военные базы. В 1957 г. английским и американским
правительствами была впервые сформулирована доктрина “взаимозависимости”. Вместе с тем на взаимоотношениях между Англией и США не могло не сказываться углубление межимпериалистических противоречий. Это особенно четко проявилось во время суэцкого кризиса. 5 апреля 1955 г. 80-летний Уинстон Черчилль вручил королеве прошение об отставке. На следующий день формирование нового правительства было поручено Антони Идену. Иден отнюдь не собирался менять реакционный курс своего
предшественника ни во внутренней, ни во внешней политике. Но, имея
репутацию “умеренного” политического деятеля, сторонника “демократического”
решения социальных проблем и миролюбивой внешней политики, он решил
укрепить позиции своего правительства досрочными парламентскими выборами. В
предвыборной программе он обещал обеспечить повышение жизненного уровня
населения, повести борьбу с инфляцией, расширить жилищное строительство,
возобновить переговоры с СССР. На основных предвыборных агитационных
плакатах Консервативной партии был помещен портрет Идена с подписью: Первые шаги правительства, сформированного Иденом, показали, что вопреки своим предвыборным обещаниям консерваторы намерены не только продолжать, но и усиливать курс на подготовку войны. Опубликованная в начале 1956 г. Белая книга об обороне свидетельствовала о дальнейшем росте военных расходов, о подготовке к так называемым “ограниченным” войнам. Крупнейшая агрессивная акция английских империалистов в послевоенный
период была связана с решением египетского правительства о национализации Спустя несколько лет А. Иден в своих мемуарах признавал, что
подготовка военной акции против Египта была начата английским
правительством сразу же после получения известия о национализации компании. Сложность положения правительства Идена состояла в том, что для
реализации его планов военной акции против Египта необходимо было
заручиться одобрением парламента. Между тем даже внутри самой правящей “Суэцкой группе” противостояла группировка “молодых консерваторов”, в которой наиболее авторитетными были Р. Батлер и Э. Бойл. По мнению этой группы, Англия должна была действовать против Египта только вместе с США, а следовательно, повременить с вооруженной интервенцией до тех пор, пока американское правительство не сменит свою закулисную политику в этом вопросе на открытое участие в военной акции. В этих условиях большое значение приобретала позиция второй ведущей политической партии страны — Лейбористской, от которой зависел исход парламентских дебатов относительно мер в связи с решением Египта о национализации компании Суэцкого канала. Правое руководство Лейбористской партии встало на защиту интересов английского империализма. Выступая 27 июля 1956 г. в палате общин, лидер лейбористов X. Гейтскелл призвал правительство обсудить вопрос о блокировании стерлинговых фондов Египта и одобрил предпринятые военные меры. Поддержка со стороны руководства Лейбористской партии укрепила позиции правительства. Получив одобрение парламента, правительство А. Идена приступило к осуществлению своего плана. Началась концентрация сухопутных, морских и воздушных сил, призывались военнослужащие запаса. Однако “единства нации”, которого так жаждали империалисты, готовившие агрессию против Египта, они не добились. Прогрессивные силы Англии выступили против реакционной политики правительства. 3 августа Политический комитет КПВ опубликовал заявление по вопросу о национализации компании Суэцкого канала. В нем отмечалось, что жизненные интересы рабочего движения Англии “требуют обуздания агрессивных военных намерений консервативного правительства” и мирного урегулирования суэцкой проблемы путем переговоров. Позиция правительства Идена в суэцком вопросе, несмотря на поддержку
ее руководством Лейбористской партии, не вызвала единодушной оценки среди
членов парламентской фракции лейбористов. Это выявилось во время
парламентских прений. Орган левых лейбористов — газета “Трибьюн” также
призывала к оппозиции политике консерваторов, требуя “остановить суэцкое
безумие”. 4 августа несколько лейбористов-парламентариев, в том числе К. Одновременно с этим местные организации Лейбористской партии и тред-
юнионов начали принимать резолюции протеста против угрозы применения силы,
с требованием разрешить суэцкий вопрос мирными средствами. В своем
обращении к правительству “теневой кабинет” Лейбористской партии призвал 6 сентября 88-й ежегодный конгресс тред-юнионов от имени более чем 8 млн. членов профсоюзов, входивших в БКТ, потребовал отказа от применения силы при разрешении суэцкой проблемы. Конгресс поддержал требование парламентской фракции лейбористов о немедленном созыве сессии парламента. В тот же день газета “Таймс” констатировала: “Окончился период сотрудничества между правительством и руководителями тред-юнионистского движения, который продолжался с 1939 г. Конгресс тред-юнионов снова против правительства”. 12 сентября состоялась чрезвычайная сессия парламента, на которой, как
отмечала “Дейли уоркер”, развернулась “наиболее напряженная дискуссия с
сентября 1939 г.”. В своем выступлении Иден отстаивал политику
правительства. Речь выступившего вслед за ним Гейтскелла хотя и не
содержала ясного и недвусмысленного осуждения военных приготовлений против Важное значение имела резолюция конференции Лейбористской партии в Однако эффективность движения протеста против развязывания войны серьезно снижалась из-за разобщенности действий его участников, отсутствия единой программы. Сказывалась и непоследовательность реформистского руководства Лейбористской партии и БКТ, вынужденного под давлением снизу выступать на словах против агрессивного курса правительства, но на деле саботировавшего борьбу против него. В ночь на 30 октября израильские войска вторглись на египетскую территорию. 31 октября английские и французские вооруженные силы начали бомбардировку Египта с воздуха и с моря. Нападение на Египет вызвало возмущение английского народа. Волна мощных демонстраций протеста прокатилась по всей стране. Парламентская фракция Лейбористской партии объявила о своей решимости
всеми конституционными средствами, “как парламентскими, так и не
парламентскими”, сопротивляться действиям правительства. Учитывая
настроения в партии и в стране, Гейтскелл в своем выступлении в парламенте Позиция, занятая лейбористской фракцией, привела к тому, что впервые
за три с лишним десятка лет палате общин пришлось приостановить свои
заседания. Двухпартийная внешняя политика была, по выражению К. Зиллиакуса, События ноябрьских дней 1956 г. были симптомом новых веяний в
английском рабочем и демократическом движении. У ворот крупнейших
промышленных предприятий проходили митинги протеста, демонстрировавшие
единение рядовых лейбористов и коммунистов в борьбе против агрессии. 4 ноября на Трафальгарской площади Лондона состоялся один из самых больших митингов, организованный Чрезвычайным комитетом по суэцкому вопросу при поддержке Английского комитета защиты мира. Против участников этого митинга была брошена пешая и конная полиция, которая в течение четырех часов пыталась оттеснить собравшихся от резиденции премьер-министра, где правительство обсуждало сложившееся положение. Массовые демонстрации протеста против войны в Египте состоялись в Движение против суэцкой войны отчетливо показало, что политика правящих кругов, диктуемая монополистическим капиталом, противоречит коренным интересам английского народа. Решающую роль в срыве этой империалистической авантюры сыграли вооруженный отпор со стороны Египта, позиция Советского Союза, выступившего в защиту суверенных прав египетского народа. 6 ноября 1956 г. английское правительство было вынуждено отдать приказ своим вооруженным силам в Египте прекратить огонь. 19 ноября Иден, чья отставка была одним из главных требований народных масс, отошел от государственных дел. На смену кабинету А. Идена пришло новое консервативное правительство во главе с Гарольдом Макмилланом. Провал англо-франко-израильской агрессии обострил англо-американские
отношения. США и Англию объединяло стремление упрочить империалистическое
господство на Ближнем Востоке, но каждая из держав добивалась укрепления
прежде всего своих собственных позиций. Сыграв роль одного из
подстрекателей агрессии, США в решающий момент сочли выгодным отмежеваться
от своих союзников. Это вызвало возмущение английских консерваторов. Более Хотя в англо-американских отношениях и возникали серьезные трения, сохранение этого союза рассматривалось как важная задача английской внешней политики. Правящие круги Великобритании извлекали немалые экономические и военно-политические выгоды из “особых отношений” с США. Отношения Великобритании с СССР в 50-х годах оставались скованными ее
приверженностью к антикоммунистическому блоку западных государств во главе
с США. Но лидеры Консервативной партии в конце 50-х годов стали понимать
опасность политики “холодной войны”, прежде всего с точки зрения английских
национальных интересов. 24 мая 1959 г. в итоге визита в СССР британского
премьера Г. Макмиллана было. подписано советско-английское торговое
соглашение сроком на пять лет, а также первое соглашение о связях между Огромное внимание правящие круги Англии, стоявшая у власти В Содружестве в 50-х годах росли центробежные тенденции, наблюдалось прогрессирующее ослабление экономической, политической и военной зависимости стран — членов этого объединения от Великобритании. Нарастали острые противоречия и по вопросам внешней политики. Внутри Содружества формировались фактически две группы государств с различной внешнеполитической ориентацией. Одна из них участвовала в империалистических группировках, направленных против стран социализма и национально-освободительного движения, в другой (в основном афро-азиатские страны, ставшие на путь независимого развития) заметно было стремление проводить политику неучастия в военных блоках и сотрудничества со всеми странами на основе принципов мирного сосуществования. Центробежные тенденции в Содружестве особенно отчетливо проявились в
период суэцкого кризиса. На заседании Генеральной Ассамблеи ООН 2 ноября Еще сложнее становилась обстановка в колониях Британской империи, 50-е годы ознаменовались кровопролитными колониальными войнами британского империализма в Малайе, Кении, Британской Гвиане и др. Нараставшее национально-освободительное движение народов колониальных и зависимых стран побуждало английскую буржуазию изыскивать новые формы сохранения своих экономических и военно-политических позиций на ранее подвластных ей территориях. Там, где сила не решала вопроса, она проявляла известную гибкость и всячески маневрировала, стремясь сохранить свое влияние. Консерваторы были вынуждены признать факт распада Британской империи. Английская экономика в 1961—1970 гг. В 60-x годах доля промышленной продукции Великобритании в общем объеме промышленного производства капиталистического мира снизилась с 9,2% (1961 г.) до 7,1% (1970 г.); в то же время среднегодовой прирост стоимости жизни составил 4% и явился самым высоким среди крупных западноевропейских стран. Главными причинами этого были огромные военные расходы (Великобритания тратила на военные нужды свыше 2 млрд. ф. ст. в год), финансовые и налоговые льготы монополиям, недостаточные капиталовложения в гражданские отрасли экономики. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|