| |||||
МЕНЮ
| Великобритания в послевоенный период (1945-1960 гг.)p> С 1 апреля 1964 г. управление всеми военно-экономическими и стратегическими мероприятиями страны было сосредоточено в министерстве обороны, возглавляемом государственным секретарем (министром) обороны. Все три министерства видов вооруженных сил вошли в него на правах департаментов с сохранением прежних функций. Интересы военных промышленников тесно переплелись с интересами не только высокопоставленных военных чинов, многих членов парламента и министров, но и руководителей ряда высших учебных заведений и научно-исследовательских центров. В связи с этим в Англии приобрел гражданство термин “военно-промышленный научный правительственный комплекс”. Одной из наиболее существенных черт развития страны в 60-х годах было
растущее усиление позиций финансово-монополистических групп. К концу Несмотря на общее замедление экономического роста, существенный
прогресс был достигнут в области атомной энергетики, в авиакосмической,
электронной и других новейших отраслях промышленности. К концу десятилетия Английское сельское хозяйство в 60-х годах в целом в значительно большей степени, чем это было в предшествующие десятилетия, обеспечивало страну продуктами питания. Тем не менее примерно 50% потребностей в продовольствии удовлетворялось за счет импорта. Великобритания сумела лучше других колониальных держав приспособиться
к условиям, сложившимся в результате распада колониальной системы. В
отличие от Франции, например, которой удалось сохранить связи лишь с
некоторыми из своих бывших колоний, Англия удержала почти все государства,
возникшие на территории ее бывшей колониальной империи, в рамках В 60-х годах английский фунт стерлингов наряду с долларом все еще оставался основной валютой капиталистического мира. Великобритания господствовала в самом крупном международном валютном объединении — так называемой “стерлинговой зоне”. В целом, несмотря на ряд отрицательных явлений в ее экономике, Политика правительства консерваторов в 1961—1964 гг. Парламентские выборы 1964 г. Конъюнктурное оживление в экономике Великобритании с осени 1963 г. в определенной степени ослабило недовольство правлением консерваторов. В сентябре 1964 г. безработица в стране упала до самого низкого за последние три года уровня — 341 тыс. человек. За год-полтора до очередных парламентских выборов правительство консерваторов несколько увеличило средства, выделяемые на пособия по безработице, пенсии вдовам, расширило программу жилищного строительства и ликвидации трущоб, увеличило ассигнования на дорожное строительство, на университетское образование и т. д. Все это сопровождалось грандиозной пропагандистской шумихой и, естественно, должно было оказать соответствующее воздействие на избирателей. Однако на настроения масс оказывали влияние и другие акции
консерваторов, совершенно иного характера. В стране ширились выступления
против внешнеполитического курса правительства. С весны 1961 г. в Лондоне
началась массовая кампания “сидячих забастовок” протеста против политики
ядерного вооружения, которую проводили консерваторы. О масштабах
выступлений можно судить хотя бы по тому, что в ходе демонстрации 24 марта Резкое недовольство демократической общественности страны вызвало решение правительства Г. Макмиллана предоставить западногерманским вооруженным силам военные базы, испытательные ракетные полигоны, учебные лагеря для танковых частей и базы снабжения на английской территории. В августе 1961 г. в Англию прибыло первое подразделение бундесвера. В тревожные дни карибского кризиса в октябре 1962 г. английское правительство разрешило привести в состояние немедленной боевой готовности американские ракеты, размещенные в Англии и нацеленные на СССР. Это вызвало резкую критику в различных слоях населения Англии. Негативное отношение в стране к действиям американских военных и позиции консерваторов было столь ощутимым, что правительство Макмиллана не решилось пойти на разрыв дипломатических отношений с Кубой и прекратить с ней торговлю. Серьезное влияние на политические настроения в стране оказала
дискуссия по вопросу о вступлении Великобритании в Европейское
экономическое сообщество. Уже в начале 1961 г. большинство представителей
английского крупного капитала пришли к выводу, что созданная Англией в
противовес “Общему рынку” в 1960 г. Европейская ассоциация свободной
торговли (ЕАСТ), объединившая семь стран (Англия, Австрия, Дания, Норвегия, Выступая в палате общин 2 августа 1961 г., премьер-министр Макмиллан
раскрыл также политическую подоплеку позиции своего правительства в вопросе
о вступлении Англии в “Общий рынок”. Он утверждал, что наличие в Западной В то же время часть английских деловых кругов высказывалась против присоединения к ЕЭС, опасаясь, что это приведет к ослаблению британских позиций в странах Содружества. Правительства ряда стран Содружества выразили решительный протест против намерения Англии добиваться присоединения к “Общему рынку”. Передовые слои английского рабочего класса понимали, что вступление На конференции Лейбористской партии в Брайтоне в 1962 г. ее лидер X. Широкое противодействие английского народа планам включения Англии в Проблема “Общего рынка” заняла важное место в избирательной кампании Глубокое недовольство английских трудящихся вызывало отношение правительства консерваторов к СССР. Крупная английская буржуазия при всей своей классовой вражде к силам прогресса проявила заинтересованность в деловых контактах со странами социализма, но английские правящие круги не стремились использовать большие возможности для развития двусторонних отношений с СССР. Сдвиги в области экономических и культурных связей были незначительными. 19 мая 1961 г. в Лондоне было подписано советско- английское соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. В том же месяце в Москве открылась английская торгово-промышленная выставка, в которой приняли участие 600 фирм. Провал в январе 1963 г. попыток Великобритании присоединиться к В сентябре 1964 г. был заключен крупнейший в истории англо-советских
торговых отношений контракт на строительство в СССР завода по производству
териленового волокна стоимостью около 30 млн. ф. ст. Предоставленный В ходе избирательной кампании 1964 г. реальная борьба шла между двумя
партиями — Консервативной и Лейбористской. Содержание их предвыборных
манифестов показывало, что по основным вопросам внутренней политики у них
было мало разногласий. Что касается внешней политики, то, за исключением
вопросов об участии в ЕЭС, о том, должна ли Англия располагать собственным
ядерным оружием и участвовать в многосторонних ядерных силах НАТО, их
программы также были почти идентичны. Парламентские выборы, состоявшиеся 15
октября 1964 г., принесли поражение консерваторам. По сравнению с выборами Компромиссная избирательная программа Лейбористской партии — результат
многочисленных уступок правому крылу — привлекла на ее сторону некоторую
часть средней и мелкой буржуазии. Однако этот курс оттолкнул от Большой неожиданностью явился успех на выборах Либеральной партии, получившей 3,1 млн. голосов. Либералы, выражавшие интересы английской торговой и промышленной буржуазии, после второй мировой войны поддерживали по основным вопросам политику лейбористов, находившихся в то время у власти. Если бы в Англии существовала система пропорционального представительства, то либералы получили бы в результате выборов не девять мест в палате общин, а по крайней мере 65—70. Голосование в пользу либералов являлось своеобразной формой протеста против политики как консерваторов, так и лейбористов. Тегеранская конференция Тегеранская конференция, на которой впервые встретились за одним столом главы правительств СССР, США и Англии — И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль, состоялась 28 ноября—1 декабря 1943 г. Одной из труднейших проблем, для решения которой был необходим контакт и выяснение главными государствами позиции своих партнеров, был германский вопрос. В декларации трех держав, опубликованной после конференции в Тегеране, имеется следующее заявление по этому вопросу: “Что касается войны, представители наших военных штабов участвовали в наших переговорах... и мы согласовывали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга”.[1] Далее в тегеранской декларации говорится: “Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожать германские армии на суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха. Наше наступление будет беспощадным и нарастающим”. Как видим, по вопросу ведения войны с Германией здесь сказано очень
много и в самом категорическом тоне. Но что будет с этой страной после
войны? На такой вопрос тегеранская декларация ответа не дает. В речи “Мы [на Тегеранской конференции.—С. Б.] единодушно решили, что Объединенные Нации не имеют намерения поработить немецкий народ. Мы желаем немцам, чтобы они получили нормальные условия для мирного развития в качестве полезных и уважаемых членов европейской семьи. Однако мы со всей силой подчеркиваем слово “уважаемых”, так как мы намерены раз навсегда освободить их от нацизма и прусского милитаризма, а также от фантастического и пагубного убеждения в том, что они являются “расой господ”[2]. Остается выяснить, каким образом Тегеранская конференция или отдельные
ее участники намеревались осуществить эту демократическую и прогрессивную
программу в германском вопросе. Незадолго перед этим, на Московской
конференции, министры иностранных дел весьма детально определили, в чем
должна заключаться и каким образом должна быть осуществлена демократизация
и дефашизация Италии. В отношении Германии таких постановлений опубликовано
не было, и тегеранская декларация тоже не содержит их. Рузвельт же, касаясь
конференции в Тегеране, сказал: “Мы обсуждали международные отношения
скорее с точки зрения больших и широких целей, чем деталей. Однако на
основе этого обсуждения я даже сегодня могу сказать, что не предвижу каких-
либо разногласий между Россией, Великобританией и Соединенными Штатами,
которые нельзя было бы урегулировать”[3]. Сказанное Рузвельтом ни в чем не
изменяет того факта, что этими, как он говорит, “деталями” предстояло
заняться, так как именно от них в большой мере зависело осуществление Что же касается “деталей” германской проблемы, то на Тегеранской
конференции возникли серьезные расхождения. Даже из короткой дискуссии, о
которой сообщается в воспоминаниях участников конференции, вытекало, что
германский вопрос требовал дальнейших переговоров. Американская сторона
выступила с предложением расчленить Германию на пять следующих государств: Как уже указывалось выше, расхождения во взглядах па различные аспекты германского вопроса помешали принятию конкретных постановлений о будущей судьбе этой страны. Другим вопросом, в отношении которого Тегеранская конференция не пришла к окончательному мнению и который требовал дальнейших переговоров, был вопрос о создании новой международной организации. Московская конференция заложила соответствующий фундамент в виде решений, содержавшихся в декларации четырех государств о необходимости создания “в возможно короткий срок” новой международной организации. Поэтому понятно, что, когда через месяц после опубликования этого решения встретились главы правительств, они начали обсуждать вопросы, связанные с созданием такой организации. В декларацию трех государств, опубликованную после Тегеранской конференции, включены некоторые общие положения относительно будущих международных отношений, логически связанные с проблематикой новой международной организации. Так, в упомянутой декларации говорится: “Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения. Совместно с нашими дипломатическими советниками мы рассмотрели проблемы будущего. Мы будем стремиться к сотрудничеству и активному участию всех стран, больших и малых, народы которых сердцем и разумом посвятили себя, подобно нашим народам, задаче устранения тирании, рабства, угнетения и нетерпимости. Мы будем приветствовать их вступление в мировую семью демократических стран, когда они пожелают это сделать”[6]. Однако в тексте тегеранской декларации нет никаких указаний относительно структуры и способа функционирования будущей международной организации. Тем не менее эти вопросы, как уже говорилось выше, обсуждались в “Англичане,—писал Леги,—не имели такой глубокой заинтересованности в В связи с этим становится понятным, почему американские политики соглашались на включение Китая в группу “Четырех полицейских”. Ведь в происходившей войне с Японией была необходима помощь китайского народа, и поэтому американская сторона считала уместным осуществить некоторые мероприятия, направленные на повышение престижа Китая. Реализация концепции “великих держав” в предложенной Рузвельтом форме не могла получить необходимой поддержки со стороны других государств. Роль великих держав, предусмотренная предложением, известным под
названием “Четыре полицейских”, была несовместима с принятым принципом
суверенности. По сути дела, предлагаемый орган должен был решать вопрос о
санкциях, а участвующие в нем государства— осуществлять их при помощи своих
войск. Располагая столь широкой компетенцией, он не предусматривал
соучастия других государств, кроме государств Большой четверки. Основное внимание на Тегеранской конференции было уделено проблеме создания второго фронта в Европе в 1944 году. При обсуждении этого вопроса западные государства оправдывались в том, что вопреки конкретным обязательствам они до сих пор не открыли второго фронта. Характерно, что, обосновывая проволочку, они ссылались на американо-английские операции в бассейне Средиземного моря. Однако следует указать, что на Тегеранской конференции они даже не пытались утверждать, что итальянская кампания была вторым фронтом в Европе. Излагая ход Тегеранской конференции, Черчилль пишет, что операции в бассейне Средиземного моря осуществлялись “с полным сознанием того, что они носят второстепенный характер”[10]. В ходе длительных совещаний относительно будущих военных действий выявились серьезные разногласия и даже конфликты между американским и английским правительствами, причем предпринимались попытки смягчить их. Вообще дискуссия, связанная с проблемами войны, на которых мы здесь не останавливаемся, обнаружила много спорных вопросов, решить которые пытались с помощью переговоров. Чтобы надлежащим образом оценить значение Тегеранской конференции для
дела будущего мира, нельзя ограничиться только ее решениями или же
материалами дискуссии. Необходимо обратить внимание на последствия, которые
имела эта конференция для сотрудничества великих держав. В приказе
верховного главнокомандующего Красной Армии, изданном вскоре после “...в основе антигитлеровской коалиции лежат жизненно важные интересы союзников, поставивших задачу разгромить гитлеровскую Германию и ее сообщников в Европе. Именно эта общность коренных интересов ведет к укреплению боевого союза СССР, Англии и США в ходе войны”[11]. Черчилль, выступая в палате общин 22 февраля 1944 года с обширным
отчетом о текущем военном положении, возвратился к вопросу о конференции в “Личные контакты, которые мы установили,—сказал он тогда,—были—и я глубоко убежден, будут—полезными для нашего общего дела. Было бы очень немного разногласий между великими державами, если бы их главные представители могли встречаться раз в месяц. Во время таких встреч, как официальных, так и частных, могли бы быть свободно и откровенно поставлены все трудные вопросы, а наиболее деликатные из них рассмотрены без риска, раздоров и недоразумений, которые имеют место, когда единственным средством контакта является переписка”[12]. С другой стороны, Черчилль остановился на том, соответствовал ли ход событий соглашениям, достигнутым в Тегеране. “Я слышал, что задают вопрос,—сказал Черчилль,— оказались ли хорошие
отношения, установленные в Москве и в Тегеране, прочными или же в течение
истекших недель они обманули ожидания? Спрашивают, означают ли, например,
заявления в “Правде” или же статьи, появляющиеся в различных печатных
органах Советского Союза, охлаждение англо-русской и американо-русской
дружбы и возрождение подозрений в отношении западных союзников со стороны Укрепление отношений между государствами Большой тройки ухудшало положение агрессора и предвещало его скорое поражение. Вот почему атмосфера, которая возникла в результате совещаний глав правительств главных государств антигитлеровской коалиции, и их близкий непосредственный контакт, равно как и принятые на Тегеранской конференции решения, явились серьезным шагом в направлении нанесения государствам “оси” окончательного поражения. Использованная литература 1. Всемирная история / Гл. ред. : Е. М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. ХI / Под ред. А. О. Чубарьяна (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1977. 2. Всемирная история / АН СССР. Ин-т всеобщей истории. Ин-т истории 3. Всемирная история / АН СССР. Ин-т всеобщей истории. Ин-т истории С. Л. Тихвинского (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1983. 4. Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка. 1939-1975. 5. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1982. 6. Страны мира. Краткий полит.-экон. справочник. - М.: Политиздат, 7. Политические партии. Справочник. - М.: Политиздат, 1974. 8. Дипломатия периода второй мировой войны. Международные конференции [1] “Внешняя политика”, т. I, стр. 425. [2] “Nothing to fear”, p. 382-383. [3] “Nothing to fear”, p. 383. [4] Ibid., p. 360. [5] W. S. Churchill, ор. cit., v. V, p. 360. [6] “Внешняя политика”, т. I, стр. 425. [7] United Nations (Объединенные Нации). [8] Р. Шервуд, цит. соч., т, II, стр. 481. [9]W. D. Leahy, ор. cit., p. 239. [10] W. S. Chirchill ор. cit., v. V, р. 350—351. [11] “Внешняя политика”, т. II. стр. 27—28. [12] W. S. Churchill, The dawn of liberation—War speeches, London, [13] [14] W. S. Churchill, The dawn of liberation—War speeches,
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|