реферат, рефераты скачать
 

Египет в мировой экономике


I.III.I. Занятость.

Общая социально-экономическая отсталость страны, большая численность и плотность населения наряду с ограниченностью природных ресурсов создают ситуацию, при которой огромные массы жителей лишены возможности трудиться, становясь изгоями общества.

В Египте весьма трудно выявить границу между реальной и псевдозанятостью. Здесь особенно распространена скрытая безработица. Речь идет о лицах, которые формально считаются трудоустроенными, но получают от своей «деятельности» самые мизерные, чисто символические доходы (многие уличные торговцы, занимающиеся в действительности попрошайничеством, массы людей, перебивающихся случайными заработками, и т.п.).

При Насере, начиная с 1960 года, среднегодовой уровень безработицы опустился, согласно официальным данным, до отметки 2-3% по отношению к общей численности самодеятельного населения. Аграрная реформа, индустриализация страны способствовали созданию рабочих мест. «Разбухал» госаппарат, расширение штатов на предприятиях общественного сектора выходило за рамки производственной необходимости, выпускникам вузов и уволенным из вооруженных сил в обязательном порядке предоставлялась работа и т.п. Это, естественно, негативно сказывалось на производительности труда и уровне зарплаты.

С первой половины 70-х годов, с пересмотром «социалистических» преобразований Насера и переходом к политике «открытых дверей», безработица увеличилась до 7%. Ее рост мог бы стать еще более значительным, если бы не было «бума» в строительном секторе (на его долю приходилось тогда 22% новых рабочих мест) и массового отъезда египтян на заработки в нефтедобывающие государства Аравийского полуострова и Персидского залива (до 10-15% общего количества рабочей силы АРЕ).

После 1985 года, когда началось замедление темпов прироста ВВП, показатели в области занятости продолжали ухудшаться. И успешный в целом ход экономических реформ в АРЕ в 90-е годах не остановил пока эту тенденцию.

В конце 1998 года было официально зарегистрировано 1,7 млн.чел., не имеющих работы. Их удельный вес в составе самодеятельного населения поднялся, таким образом, до 10% (эксперты МОТ называют 13%). Фактически же безработица, включая ее скрытые формы, охватывает, по некоторым оценкам, более 8 млн.человек.

В периферийных районах уровень безработицы нередко в 2-2,5 раза выше, чем, например, в Каире. Среди египтян в возрасте 20-25 лет около 40% не могут найти работу (в других возрастных группах данный процент заметно ниже). Особенно сложно сделать это лицам, впервые предлагающим свои услуги на рынке труда. С проблемой занятости сталкиваются не только люди с низким уровнем образования, но и выпускники вузов (не имеют работы около 12% их общего числа). Среди женщин безработица в 2 раза выше, чем среди мужчин.

Наличие огромного количества «лишних людей» препятствует развитию производительных сил страны, тормозит модернизацию производства, отвлекает значительные средства от экономического, социального и культурного строительства. Увеличение безработицы негативно отражается на оплате труда и уровне жизни: к середине 90–х годов средняя реальная зарплата в АРЕ снизилась на треть по сравнению с 1985 годом (несмотря на то, что объемы производства и производительность труда в этот период имели тенденцию к росту). Боязнь потерять место нередко вынуждает рабочих и служащих в частном секторе отказываться от вступления в профсоюз, что делает их бесправными. На многих египетских частных предприятиях профсоюзы отсутствуют вообще.

В ходе реформ должен уменьшиться наполовину персонал находившихся в руках государства компаний, который до начала приватизации насчитывал 1,1 млн. человек. Увольнения уже затронули более 200 тыс. человек и натолкнулись на сопротивление рабочих и служащих. Для «мягкого» решения этой проблемы — путем досрочного выхода на пенсию одних (с единовременной компенсацией в размере 12-35 тыс.ф.) и переучивания других сокращаемых — требуется 11 млрд.ф. (3,24 млрд.долл.), которые еще предстоит изыскать.

Не оправдываются до настоящего времени расчеты египетского руководства на то, что поощряемый правительством частный капитал обеспечит наращивание количества рабочих мест и тем самым компенсирует сокращение занятости в госсекторе. Инвестиции частного сектора увеличились до 65% от общего объема капиталовложений (по сравнению с 30% в начале 80-х гг.). Но значительная часть средств, которыми владеют предпринимательские круги, направляется не на производственные нужды, а на торгово-спекулятивные операции, скупку недвижимости, приобретение предметов роскоши и т.п. Пересмотр аграрной реформы времен Насера и вытеснения арендаторов с земельных участков, которые они обрабатывали долгие годы, лишает источников существования примерно 1 млн. сельских жителей.

Все последние годы сокращаются возможности египтян трудоустроиться вне страны. Число египтян на заработках за рубежом превышает 3 млн.человек (3/4 из них — в арабских странах). И раньше были случаи, когда устроившимся на работу за границей приходилось возвращаться домой раньше срока. Кризис 1990-91 годов в Персидском заливе вынудил сделать это 450 тыс. египтян. Сейчас основные «работодатели», в связи с падением цен на нефть, стремятся укомплектовывать штаты преимущественно собственными национальными кадрами; взят курс на замену египтян (и других неместных арабов) более дешевой рабочей силой. Египетским гражданам становится все труднее «обосноваться» и в Европе (их число в этом регионе составляет 350-400 тыс.). МИД АРЕ подготовил в конце 1998 года доклад, рекомендующий правительству предпринять усилия для расширения трудоустройства египетских рабочих и служащих в странах Черной Африки в качестве альтернативы арабскому и европейскому направлениям.

Каковы же перспективы в деле обеспечения занятости в Египте? В целом они выглядят пока не слишком обнадеживающими. По официальным оценкам, чтобы остановить нынешние негативные тенденции на рынке труда, необходимо ежегодно создавать не менее 500 тыс. новых рабочих мест. Некоторые эксперты называют более высокую цифру — 700 тыс. Но даже для достижения рубежа, обозначенного властями, ВВП должен возрастать не менее, чем на 7% в год. Однако на деле увеличение ВВП оказалось ниже намеченного. Для реализации заявленных правительством планов ускорения экономического развития надо поднять суммарный уровень инвестиций с нынешних 20% до, как минимум, 26% ВВП. Не менее важно обеспечить надлежащее повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы. Современное производство, на которое должен ориентироваться Египет, не может «абсорбировать» малограмотных людей, преобладающих сейчас на рынке труда (почти 50% населения не умеет читать и писать). Модернизация системы образования также связана с крупными финансовыми затратами.

I.III.II. Уровень жизни.

Площадь Египта составляет 1001,4 тыс.кв.км, 95% которых занимают пустыни. Под хозяйственные цели используется 35,2 тыс.кв.км.

Население АРЕ в 2003г. увеличилось на 1 млн. человек и на 1 январь 2004года достигло 70,2 млн. человек, включая 2,9 млн. египтян, проживающих за границей, из которых 1,9 млн. временно выехали из страны для работы за рубежом. Темпы естественного прироста населения снижаются – в 2003г. они уменьшились до 1,9%. На мужчин приходится 51% населения. По прогнозу Центрального агентства мобилизации и статистики, население Египта к 2029году удвоится и составит 123 млн. человек.

Египетское законодательство признает трудоспособным лицо, которое достигло 15-летнего возраста. Численность трудоспособного населения АРЕ на 1 январь 2003года превысила 20 млн. человек. Число постоянно занятых составило 18 млн. человек. Несмотря на то, что, по оценке экспертов МВФ, реальные потребности государственного сектора экономики АРЕ в рабочей силе не превышают 0,6 млн. чел., в нем занято 6 млн.чел.

Число безработных – 2 млн.человек. К временной и сезонной работе в 2003г. привлекался 1 млн. человек, в том числе – 0,3 млн. детей в школьном возрасте для уборки хлопка. Через биржи труда в 2003г. был трудоустроен 1 млн. человек, в том числе 0,8 млн. выпускников учебных заведений. В 2004году правительство планирует трудоустроить 0,6 млн. человек.

На детей в возрасте до 15 лет приходится 37% населения страны. Египтяне в возрасте от 15 до 40 лет составляют 41% населения, от 40 до 60 лет – 16% и старше 60 лет-6%. Продолжительность жизни мужчин в Египте в 2003году достигла 68 лет и женщин – 72 лет. Среднестатистическая египетская семья состоит из 5 чел.

В дельте Нила живет и работает 97% населения Египта. Плотность населения в этом районе считается одной из самых высоких в мире. В Каире этот показатель составляет 32 тыс. человек на 1 кв. км.

Одной из трудно разрешимых проблем Египта считаются вопросы, связанные с состоянием окружающей среды. 80% промышленных сточных вод сбрасываются в окружающую среду без какой-либо очистки. Полной и частичной очистке подвергается только 20% сточных вод. Египетская промышленность выбрасывает 10 тонн летучих отходов в минуту. Содержание окиси свинца и кадмия в каирском воздухе в 8 раз превышает допустимый уровень.

В Каире проживает 7,5 млн. человек, в провинции Гиза, относимый египтянами к так называемому большому Каиру – 5,4 млн. человек и в Александрии – 3,6 млн. человек.

Уровень зарплаты неквалифицированного рабочего составляет 300 ег.ф., квалифицированного-600 ег.ф. в месяц (50 и 100 долл.). На уборке хлопка ставка составляет 15 ег.ф. за двое суток при 12-часовом рабочем дне.

Несмотря на то, что 40 млн. человек страны живет бедно или находится за чертой бедности, внутриполитическое положение в египетском обществе относительно стабильно. Это объясняется отлаженной системой подавления любого проявления социального недовольства и сохранением в стране чрезвычайного положения, введенного в 1981году после убийства мусульманскими террористами египетского президента А.Садата.

В марте 2003года связи с началом боевых действий в Ираке жители Каира провели несколько массовых демонстраций протеста у американского и британского посольств, в ходе которых полиция не обеспечила контроля событий. На городских улицах были сожжены несколько автомобилей. После этого все митинги протеста в 2003года проводились на центральном стадионе в одном из новых районов Каира Наср-сити. Не санкционированные властями демонстрации и митинги запрещены.

II.               Глава. Современный Египет.

II.I. Экономика.

По численности населения АРЕ занимает 1 место среди арабских стран, а по развитию экономики уступает только Саудовской Аравии (см. приложение, таблица 1).

Согласно данным Всемирного Банка, среднегодовые темпы роста ВВП, достигшие в 1999г. 6%, несколько понизились и в 2000г. составили 3,2%. Объем ВВП, по данным Министерства пранирования АРЕ, в 2001 году составил 343,3 млрд. ег. фунтов, т.е. увеличился на 21 млрд. ег. фунтов по сравнению с 2000г. В то же время необходимо отметить, что в течение последних двух лет ЦБЕ дважды повышал официальный обменный курс египетского фунта, который в настоящее время составляет 4,62 ег. фунта за 1 доллар США. Рост потребительских цен в 2000г. составил 2,7%.

По официальным данным, безработица составляет 7,4%, по оценкам независимых экспертов – 15-25%. Минимальная зарплата составляет 25 долл. в месяц при 42-часовой рабочей недели. 20-30% населения живут за чертой бедности.[5]

Формирование валютных резервов, запасы которых сократились с 18,7 млрд. долл. в 1997г. до 13,2 млрд. долл. в 2000г., происходит главным образом за счет выручки, полученной от экспорта нефти (3,7 млрд. долл.), доходов от эксплуатации Суэцкого канала (2 млрд. долл.), денежных переводов египтян, работающих за границей (3 млрд. долл.), и доходов от туризма (4,3 млрд. долл.). Сокращение валютных резервов страны вызвано отчасти снижением доходных поступлений из данных источников на общем фоне замедления темпов развития мировой экономики, отчасти из-за массивных валютных интервенций ЦБЕ по поддержанию курса национальной валюты, в результате которых египетский фунт «спасти» так и не удалось, хотя темпы инфляции в стране были замедлены.

Согласно данным МВФ, дефицит платежного баланса в 2000г. составил 971 млн. долл.

По данным Всемирного Банка, внешняя задолженность АРЕ в 1999 году составила 30,4 млрд. долл., т.е. 34% от ВВП, из которых 26,11 млрд. образуют задолженность по средне- и долгосрочным обязательствам, а 4,29 млрд. – задолженность по краткосрочным обязательствам. Проценты, начисленные на всю сумму долга, составили 1,73 млрд. долл.

В начале 90гг. правительство АРЕ для покрытия бюджетного дефицита активно использовало практику внутренних заимствований посредством выпуска казначейских векселей и облигаций. Таким образом, внутренняя задолженность в 2001г. составила 235 млрд. ег. фунтов (67,7 млрд. долл.), т.е. 64% от ВВП. Правительство сократило выпуск казначейских векселей и увеличило срок их погашения, выпустив новую серию государственных казначейский облигаций (ГКО). Первый выпуск ГКО на общую сумму 3 млрд. ег. фунтов с фиксированным доходом в 12% и со сроком погашения через пять лет состоялся в апр. 1995г. После чего, с авг. 1998г. на крупные партии ГКО (500 млн. ег. фунтов) срок погашения был увеличен до 7 лет, а доход снижен до 10%.

Крупнейшим финансовым донором АРЕ являются США. Размер ежегодной экономической помощи составляет 735 млн. долл., военной помощи – 1,3 млрд. долл.. Крупнейшим торговым, партнером АРЕ является ЕС.

В апр. 1999г. правительство АРЕ утвердило план социально-экономического развития страны, расчитанный на 20 лет. Приоритетной задачей является освоение Синая и Южной Долины Западной Пустыни. К 2017г. планируется освоить до 30% площади этих районов (промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура). Другой важной задачей является развитие частного сектора экономики, который в дальнейшем будет обеспечивать до 75% всех инвестиций. Планируется также увеличить темпы роста ВВП до 7,6%, ежегодно создавать 550 тыс. новых рабочих мест и увеличить темпы роста в промышленности с 9 до 11%.

Вступление АРЕ во ВТО в июне 1995г., ее участие в зоне свободной торговли Общего рынка стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) с июня 1998 года, подписание соглашения с ЕС о вступлении в ассоциацию, объединяющую страны ЕС и страны Средиземноморского бассейна, а также практика заключения соглашений с отдельными странами о создании зоны свободной торговли, получившая широкое распространение, существенно будут способствовать укреплению и развитию экономики страны.

Строительство. Иностранная финансовая помощь в начале 80гг. при реализации крупных строительстных объектов позволила достичь и сохранить высокие среднегодовые темпы роста в строительстве на уровне более 20%. В июне 2000г., в целях устранения отрицательного эффекта юго-восточного экономического кризиса на экономику АРЕ, правительство приняло первый закон об ипотечном кредитовании.

Все необходимые для капстроительства материалы производятся в АРЕ. Производство цемента в АРЕ составляет 25 млн.т. в год, импорт – 5 млн.т.

20-летняя программа социально-экономического развития страны предусматривает строительство 44 новых городов и населенных пунктов к 2017г. Во вновь освоенные районы Суэцкого канала, северо-западного побережья, Южной Долины, Красного моря. Синайского полуострова, а также районы вблизи озера Насера планируется переселить 6 млн. чел.

Связь и коммуникации. Модернизация, развитие и либерализация рынка телекоммуникационных услуг и его инфраструктуры является одним из основных направлений развития страны. Правительство АРЕ объявило о выделении на эти цели 1,1 млрд. долл. в течение 3 лет.

За последние несколько лет была полностью модернизирована телефонная система. Бурно развивается рынок информационных технологий. В 2000г. инвестиции в эту сферу составили 179 млн. долл. На рынке работают 64 компании, предоставляющие доступ в Интернет. Число пользователей Интернета в 2000г. составило 500 тыс. чел..

Туризм является одним из основных источноков поступлений инвалюты. Однако развитие туризма во многом определяется как политической стабильностью в стране и регионе, так и текущим состоянием экономики в странах, обеспечивающих основной поток туристов в АРЕ. Число туристов из стран Западной и Южной Европы и стран Ближнего Востока в 2001г. составило 4,4 млн. чел. Туризм создает рабочие места для 2,2 млн. египтян.

Среди всех отраслей экономики АРЕ следует выделить 5 наиболее развитых, в которых создается 60% ВВП страны. Это торговля и финансовые услуги (21%), промышленность (20%), сельское хозяйство (16%), транспорт (9%) и строительство (6%).

II.II. Промышленность.

В этой сфере занято 2,5 млн. чел. В последние годы отмечается четкая тенденция к повышению ее удельного веса в экономике АРЕ. В основном это связано с бурным развитием нефте- и газодобывающей промышленности. В настоящее время в государственном секторе отмечается снижение объемов производства, в то время как в частном секторе вследствие проводимых правительством АРЕ процессов приватизации и либерализации – повышение.

Так, 65,5% доли промышленности в ВВП в 2001г. согласно данным министерства экономики и внешней торговли АРЕ была создана в частном секторе. Большинство предприятий частного сектора – это малые предприятия с количеством работников от 15 и меньше. Среди наиболее развитых отраслей промышленности следует выделить пищевую и текстильную промышленность, производство мебели и керамики, фармацевтическую промышленность, металлургическую промышленность и машиностроение.

Основными промышленными товарами являются хлопковая пряжа, шелк, готовая одежда, легковые и грузовые автомобили, автобусы, стиральные машины, промышленные холодильники, аллюминий, цемент, фосфаты, фосфатные и азотные удобрения, мыло.

С начала 70гг., в качестве одной из форм развития промышленности, правительство АРЕ активно занимается созданием новых свободных промышленных зон. В настоящее время на территории АРЕ действуют 7 свободных промышленных зон.

В горнодобыче преобладает добыча сырой нефти, разведанные запасы которой на сентябрь 2001г. составляли 3,75 трл. бар. В 1999г. среднесуточная добыча нефти составила 835 тыс. барелей. Основные месторождения нефти находятся в Западной Пустыне недалеко от ливийской границы, в оффшорной зоне Средиземного моря и на Синайском полуострове. Добыча осуществляется при содействии иностранных компаний и регулируется соглашением о разделе продукции.

Разведанные запасы природного газа, по состоянию на март 2001г., оцениваются в примерно 20 трлн. куб. м., а потенциальные запасы – 40 трлн. куб. м. Для наращивания экспорта нефти правительство АРЕ поощеряет использование природного газа в электроэнергетике. С этой целью оно планирует заключить франчайзинговое соглашение с четырьмя частными компаниями по газификации страны.

Активно ведется работа по созданию «Арабского регионального газопровода» длиной 850 км и стоимостью 700 млн. долл.. Газопровод должен соединить египетский г.Эль Ариш и иорданский порт Акаба в обход Израиля, северную часть Иордании, Сирию и Турцию. Затем из Сирии можно будет пустить газовую ветку в Ливию и на Кипр.

Основные запасы o каменного угля находятся на Синайском полуострове и оцениваются в 50 млн.т.. Однако, вследствие того, что уголь по своему химическому составу бедный, его разработка считается экономически нецелесообразной.

В оазисе Бахария (Западная Пустыня) ведется добыча железной руды, а на Красном море (Бур Сафага и Кусейр) – известняка и фосфатов. Для освоения фосфатного месторождения в Абу Тартур правительство АРЕ приняло решение найти частного инвестора, который должен будет компенсировать ему расходы на освоение месторождения в 1,5 млрд. долл., а также примерно 3 млрд. долл. за создание инфраструктуры.

В АРЕ есть также запасы марганца, золота, цинка, олова, свинца, меди, углекислого калия и урана. Однако удаленность этих месторождений, высокая стоимость работ по их добыче, а также транспортные расходы препятствуют их освоению.

II.III. ВТО.

Египет, являясь членом ВТО, имеет благоприятные, правовые условия для обеспечения доступа своих товаров на внешние рынки и может использовать достаточно эффективный механизм урегулирования торговых споров, который не только дает возможность оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних действий.

К примеру, Египет может использовать этот механизм ВТО в качестве защиты при проведении антидемпингового расследования в отношении плоского проката и железа, поставляемого Египтом в страны ЕС. Антидемпинговое расследование, проводимое ЕС с 20 12.2001г. в отношении шести стран, включая Египет (6% рынка плоского проката из железа ЕС), инициировано Федерацией Европейских производителей стальной продукции и должно завершиться в апреле 2002г. Как заявил министр внешней торговли Египта Б.Гали, в случае неблагоприятного для Египта хода расследования, будут приняты все необходимые меры для защиты своей продукции от ввода антидемпинговых пошлин.[6]

Египет активно использует предоставленный ему, как развивающейся стране, льготный период (до 2005г.) для защиты своих производителей от конкуренции импортных товаров пугем введения повышенных таможенных тарифов и технических барьеров. Так, в феврале 2002г. введен повышенный тариф на импорт готовой одежды. Предполагается, что указанный льготный период будет использован для модернизации национальной промышленности которая сможет выпускать конкурентоспособную продукцию.

Египетские экспортеры текстильной продукции используют льготны период для увеличения объема экспорта своих товаров, освоения новых рынков.

В то же время после истечения льготного периода и отмены ограничена в торговле египетской текстильной промышленности придется испытывав жесткую конкуренцию особенно со стороны стран Юго-Восточной Азии. То же самое можно отнести к автомобильной промышленности и к ряду других отраслей.

Таким образом, членство Египта в ВТО на данном этапе позволит успешно решать определенный круг торгово-экономических вопросов, но в случае, если египетская промышленность не будет модернизирована и не будет налажен выпуск конкурентоспособной продукции до истечения льготного периода, последствия либерализации торговли могут привести к негативным результатам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.