| |||||
МЕНЮ
| Египет в мировой экономикеДля успешной реализации проектов и направлений сотрудничества, определенных Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Россией и АРЕ, способствующих увеличению объемов российского экспорта в АРЕ, представляется необходимым: – обеспечить создание постоянной транспортной линии между Россией и Египтом путем организации работы совместной российско-египетской транспортной компании в развитие договоренностей, достигнутых в ходе переговоров в сентябре 2000 г. между российской компанией «Волгоградвнештранс» и египетской Egytrans, а также привлечь к решению этой проблемы Минтранс России и МПС России; – наладить эффективные межбанковские связи между двумя странами, что позволило бы поднять обслуживание российско-египетской торговли на качественно новый уровень и, в частности, дало бы возможность египетским организаторам торгов принимать от российских банков гарантии участия в них российских фирм и организаций без перевода покрытия и без подтверждения их первоклассными европейскими или американскими банками. Отсутствие отлаженных межбанковских связей между странами препятствует развитию взаимной торговли и, прежде всего, росту российского экспорта в Египет, поскольку условия торгов требуют внесения значительных денежных сумм, что затрудняет участие в них российских организаций; – возобновить практику оказания государственной финансовой поддержки российским экспортоориентированным предприятиям в виде бюджетных ссуд, предоставляемых им на возвратной и платной основе для реализации высокоэффективных экспортных контрактов; – найти решение вопроса страхования экспортных кредитов от политических и долгосрочных коммерческих рисков. Наиболее экономичной формой государственной финансовой поддержки экспорта является создание системы и механизма предоставления государственных гарантий для страхования экспортных кредитов от политических и долгосрочных коммерческих рисков. Для практического осуществления этих целей была создана страховая компания «Росэксимгарант», которая, однако, по ряду причин не выполняет свои основные функции. Египетские инвестиции в российскую экономику осуществлялись в форме участия египетской компании «Като Ароматик» в производстве самолета ТУ-204-120 на ульяновском предприятии «Авиастар», а также продолжающейся деятельности единичных малых совместных сбытовых предприятий, созданных в начале 90гг., например «Таки-Москва». Большое влияние на динамику российско-египетского инвестиционного сотрудничества оказал финансовый кризис в России в августе 1998г. В частности, банкротство «Межкомбанка», активно работавшего на египетском рынке, и отзыв у него в 1999г. Центробанком России лицензии негативно сказался на двусторонних межбанковских отношениях ввиду того, что имевшие в «Межкомбанке» корреспондентские счета Египетский банк развития экспорта и банк «Миср» понесли значительные убытки. В начале января 2002 года в Каире проведены переговоры российской делегации во главе с первым замом гендиректора «Росавиакосмос» (в состав делегации также входили президент ОАО «Туполев», гендиректор ОАО ВО «Авиаэкспорт» и гендиректор ЗАО «Авиастар-СП») с председателем Совета директоров египетской компании «Сирокко» И.Камелем, подтвердившие заинтересованность сторон в углублении двустороннего сотрудничества. В ходе переговоров подписан Протокол о продолжении инвестиционной деятельности компании «Сирокко» но производству гражданских самолетов на заводе ЗАО «Авиастар-СП», в котором предусматривается выделение египетской стороной в 2002-03 гг. инвестиций в 280 млн.долл. Протоколом также предусмотрена передача компании «Сирокко» согласованных пакетов акций ОАО «Туполев» и ЗАО «Авиастар-СП» (Ульяновский завод). В итоге успешного сотрудничества египетской фирмы «Като Ароматик» с ульяновским предприятием «Авиастар» достигнута договоренность о подготовке к подписанию контракта на поставку 5 самолетов ТУ-204-120 в КНР; разрабатывается конструкторская документация на модернизацию указанного самолета в соответствии с требованиями китайского заказчика и запланировано проведение работ по сертификации модернизированных самолетов. Всего, начиная с 1997г., в отношении поставок российской продукции в АРЕ инициировано четыре антидемпинговых расследования: по стальной арматуре, бумаге для письма и печатных целей, горяче- и холоднокатаному стальному листу и стальной заготовке, носящие явно выраженный дискриминационный характер и ущемляющие экономические интересы российских товаропроизводителей и экспортеров. Факт возбуждения антидемпинговых расследований, инициируемых в АРЕ с грубейшими нарушениями международного и внутреннего законодательства, даже в том случае, если они не завершаются введением каких-либо антидемпинговых мер, приводит к сокращению поставок соответствующих товаров. Такие меры нетарифного регулирования при импорте товаров как квотирование и лицензирование в АРЕ не применялись. В отдельных случаях применялись меры административного характера и технические барьеры, затрудняющие свободную торговлю. В 2000 году введен временный запрет на импорт мясомолочных продуктов и яиц происхождением из государств-членов ЕС из-за обнаруженного в них диоксина, а в 2001 году – запрет на импорт мяса животных из стран, пострадавших от распространения эпизоотии. В торговле с Россией египетской стороной используются технические барьеры, как, например, требование сертификата, подтверждающего отсутствие в ввозимых в Египет товарах радиоактивных веществ сверх допустимых пределов. Перечень сертифицируемых товаров включает готовые к употреблению продукты питания, животные жиры, рассаду и семена, табак и др. Предоставление такого сертификата требуется только для товаров, «импортируемых или имеющих происхождение из государств бывшего СССР и СФРЮ. В отношении маркировки импортируемой из России стальной арматуры введено дополнительное требование покраски торцов и установки клейма завода-изготовителя через 1 метр изделия. Заметное сокращение объемов поставок российского комплектного оборудования явилось также следствием слабой работы российских организаций с иностранными компаниями с целью создания с ними консорциумов для реализации тех или иных проектов или получения от иностранных компаний субподрядов на выполняемые ими в АРЕ проекты. Среди причин утраты российскими компаниями позиций на рынке комплектного оборудования АРЕ, а также их вытеснения с рынка отдельных машин и оборудования (наряду с нездоровой конкуренцией между российскими компаниями), следует назвать недобросовестную конкуренцию со стороны фирм стран-членов СНГ, в первую очередь, украинских. Вышесказанное можно проиллюстрировать следующими примерами. Так, ОАО «ВО Техностройэкспорт» выступало конкурентом ГП ВО «Тяжпромэкспорт» в тендере на поставку крана-перегружателя, проводимом коксохимическим заводом в Хелуане. В результате этого ГП ВО «Тяжпромэкспорт», оказывавшее содействие в сооружении этого предприятия в АРЕ и продолжающее поставку для него оборудования, было вынуждено снизить цену предложения почти на 300 тыс. долл. – до 3 млн. долл. Острая конкурентная борьба велась между ГУЛ «Зарубежчермет» и ГП ВО «Тяжпромэкспорт» по тендеру на реконструкцию коксовой батареи №2 на коксохимическом заводе в г. Хелуан. В борьбе с ГП ВО «Тяжпромэкспорт» и китайскими компаниями ГУП «Зарубежчермет» снизил цену своего предложения с 12 до 4 млн. долл., что создало угрозу невыполнения им, в случае выигрыша тендера, своих обязательств. Кроме того, такую низкую цену ГУП «Зарубежчермет» смогло предложить, ориентируясь на украинское предложение и полностью исключив российские организации из списка поставщиков материалов и оборудования для реконструкции коксовой батареи, в то время как предложение ГП ВО «Тяжпромэкспорт» предусматривало поставку огнеупоров из России. В случае консолидированного выступления этих государственных российских компаний по данному проекту, они могли бы выиграть тендер на значительно более выгодных для России условиях, чем те, которые предложило ГУП «Зарубежчермет». С начала 2000 г. украинская ПС «Укрспецэкспорт» совместно с ГК «Укроборонсервис» развернули конкурентную борьбу с российскими поставщиками во всех тендерах, объявляемых Министерством обороны АРЕ на поставку машинотехнических товаров и продукции двойного назначения даже по тем позициям, монопольным производителем которых является Российская Федерация. Уральский компрессорный завод – монопольный производитель в государствах бывшего Советского Союза компрессоров типа «УКС», принимая участие в торгах на их поставку для МО АРЕ, столкнулся с предложением этой продукции ГК «Укроборонсервис» по заниженной цене. Для того, чтобы выиграть тендер, завод был вынужден снизить цену своего предложения на 40-50%. Представители АО «ЗИЛ», принимавшие участие в тендере на поставку для МО АРЕ автомобильных двигателей для автомобилей этой марки, которые ранее экспортировались ими по цене 14 тыс. долл., были ознакомлены с предложением на эту продукцию ГК «Укроборонсервис» по цене 6 тыс. долл. за двигатель. В этих условиях они были вынуждены снизить цену предложения до 7 тыс. долл. для того, чтобы выиграть этот тендер. ГК «Укроборонсервис» вел конкурентную борьбу с ОАО «Авиаэкспорт» за контракт на поставку контрольных приборов и аппаратуры, предложив цены на 40% ниже, чем российская компания. В результате МО АРЕ подписало контракт с украинской организацией. В этих условиях ОАО «Авиаэкспорт», осуществляющее ремонт авиационной техники для нужд минобороны Египта, обратилась к нему с письмом о том, что она будет вынуждено отозвать свои гарантии в случае использования поставленных ГК «Укроборонсервис» контрольных приборов и аппаратуры. В этих условиях МО АРЕ аннулировало контракт с украинской организацией. Однако российские организациям не всегда удается выигрывать тендеры в конкурентной борьбе с ГК «Укроборонсервис» даже в случае резкого понижения предложенных ими первоначально цен. Предложение товаров украинскими поставщиками по более низким ценам связано с их неадекватным качеством, длительными сроками хранения на складах из-за отсутствия возможности реализации или получением незаконным путем. Важным событием стал визит с 15 по 22 февраля 2001г. делегации предприятий Свердловской области. В состав делегации входили руководители 10и крупнейших предприятий Свердловской области, таких как ОАО «Уральский завод технических газов», ЗАО Опытный завод «Уралавтоматика инжиниринг», ОАО «Баранчинский электромеханический завод», ОАО «Артемовский машиностроительный завод «ВЕНКОМ», ОАО «Уралэлсктротяжмаш», ЗАО Инвестиционно-промышленная компания «Инивестпром» (в состав которой входят ОАО «Уралбурмаш», ОАО «Пневмостроймашина» и ряд других предприятий), ЗАО «Автоматизированные системы и комплексы», ОАО «РЕЛТЕК», ОАО «Уралгидромаш», ОАО Среднеуральский завод металлоконструкций «СУЗМК-Энерго». С учетом интересов российских компаний, были организованы переговоры с представителями Хелуанского металлургического комбината, НИИ сельхозтехники Agri-Engineering research institute. Банка развития и сельскохозяйственного кредита «Principal Bank for Development & agricultural credit» и нефтяной инжиниринговой компании «ENPP1». Наиболее значимые результаты принесло посещение насосного завода, выпускающего водоперекачивающие насосы, комплектующиеся дизельными двигателями Хелуанского завода (2-цилиндровыми) и немецкими 3-цилиндровыми. В ходе визита, между руководством компании Allweiler-Farid Pumps и генеральным директором ОАО «Уралгидромаш» Романенко И.П. была достигнута договоренность о поставке в Египет насосов для перекачки воды производительностью 1 куб.м. в секунду на высоту 21 метр. Стороны выразили намерение в создании совместного предприятия в Египте и установлении долгосрочных деловых связей. В ходе встречи с членами Ассоциации египетских бизнесменов было достигнуто принципиальное согласие о заключении агентского соглашения между ОАО «Баранчинский электромеханический завод» и египетской компанией Egyquip, а также соглашения о сотрудничестве между ОАО «Уральский завод технических газов» и фирмой Egypt technical gazes. Итогом визита генерального директора ОАО «Баранчинский электромеханический завод» Сухова А.Г. явилось подписание контракта на поставку в 2001 г. в Египет 70 электромоторов переменного тока мощностью 350 квт. на 220 тыс. долл. С 5 по 10 ноября 2001 года в АРЕ находилась другая делегация Свердловской области во главе с замминистра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Б.П. Шипициным. В состав делегации входили как сотрудники администрации, так и представители ряда организаций и предприятий области, таких как ЗАО «Тяжпромэлектромет», ЗАО «Русский Хром», ОАО «Интерурал-Екатеринбург», ОАО « Аэропорт Кольцово», 000 «Булат» и др. всего 16 человек. Официальной целью визита делегации было посещение международной выставки «Electricx-2001» в Каире, а также установление деловых связей с египетскими организациями и компаниями. На встрече в Ассоциации египетских бизнесменов ЕВА, в состав которой входят более 500 крупных предпринимателей, египетскую сторону на переговорах возглавлял А.Шиха, являющийся председателем египетской части Российско-Египетского Совета делового сотрудничества. А. Шиха отметил положительные моменты российско-египетского сотрудничества и, среди прорабатываемых перспективных проектов, был назван проект организации тракторосборочного производства в Египте. По мнению г-на А. Шихи и других выступавших египетских бизнесменов, российская сторона могла бы участвовать в ряде крупных проектов нефтегазового сектора, развития инфраструктуры, сферы туризма и др. Был проявлен интерес к закупкам в России химического сырья (полимеры, эпоксидные смолы, ацетон), металлолома, феррохрома и др., высказана идея создания совместного предприятия по производству запасных частей к оборудованию советского производства, поставленному как Египту, так и другим африканским странам. Египетская сторона высказала пожелания о возобновлении поставок из России до 250 тыс.т. в год коксующегося угля. Была проявлена заинтересованность в закупках запасных частей для автомобилей, в частности производства Волжского автомобильного завода. С 1 по 5 декабря 2001 г. в Каире, по приглашению египетской фирмы «Араб Контракторс», находилась российская делегация, в составе директоров ассоциации «Инвестстройметро», ОАО «Протонтоннельстрой», института «Минскметропроект» для выяснения возможных условий участия российских компаний в строительстве 3 линии метро в Каире и 1 очереди в Александрии. Переговоры, при содействии Торгпредства и представителя ВО «Энергомашэкспорт», проводились с фирмой «Араб Контракторс» и с Федерацией строительных компаний АРЕ. Была достигнута договоренность о посещении России делегацией фирмы «Араб Контракторс» с целью ознакомления на месте с возможностями российских организаций. На протяжении многих лет Каирская выставка-ярмарка остается крупнейшим из выставочно-ярмарочных мероприятий Египта. Она считается самой крупной на Ближнем Востоке. С 1972 года входит в Международный ярмарочный союз, основанный в Париже. Ежегодно проводится в марте. В 2001 г. в 34 Каирской международной выставке приняло участие традиционно большое количество стран – 73, в том числе США, Германия, Италия, Франция, Великобритания, КНР, Южная Корея, Чехия, Румыния, Испания, Россия. Среди стран, впервые принявших участие в этом мероприятии, можно назвать Кубу, ЮАР, Украину, Уганду, Чили и Гвинею. Свыше 1600 иностранных и 2700 египетских фирм и компаний разместились в 18 павильонах и на трех открытых площадках. В церемонии открытия выставки принимал участие президент АРЕ X. Мубарак. Каирская выставка является выставочным мероприятием общего (не специализированного) плана, поэтому композиционно она строится по страновому (национальному) принципу. В 2001 г. ряд стран организовали свои экспозиции в постоянно арендуемых ими павильонах большой площади, расположенных на территории вы ставки. Значительное по масштабам представительство имели США, Германия, Италия, Франция, Китай, которые демонстрировали практически весь спектр своего торгово-экономического сотрудничества с Египтом, реальные и потенциальные возможности его расширения. Российская Федерация на Каирской выставке была представлена 24 участниками, разместившимися на 70 кв.м. в 2 павильонах (№5 и №6). Организаторами российских экспонентов выступили 4 компании: ЗАО «Экспоцентр», «Рикъ-Интертур», ОАО «Инконнэкт», АО «Негус Экспо Интернэшнл». С 1 по 4 сентября 2001 г. на территории каирского выставочного комплекса проводилась первая международная афро-азиатская выставка и конференция IAAPW-2001, объединяющая ряд близких по профилю отдельных выставок, таких как Print-2001 – печатное оборудование и материалы, Pack-2001 – упаковочное оборудование и материалы, Labels-2001 – этикетки и этикеточное оборудование, Paper & Board – бумага, картон и оборудование, Interfood Tech 2001 – оборудование и технология производства пищевых продуктов. Одновременно проводилась первая международная афро-арабская выставка пищевых ингредиентов, пищевых добавок и ароматизаторов – Ingredients Africa-Arabia 2001. С 9 по 12 сентября 2001 г. на выставочной территории каирского Конгресс центра проводилась 14 международная с/х выставка и конференция Sahara 2001, на которой более 400 компаний из 100 стран демонстрировали современную сельскохозяйственную технику и новейшие технологии и, в первую очередь, для освоения пустынных участков. С 11 по 14 октября 2001 г. на территории каирского выставочного комплекса проводилась четвертая международная нефтехимическая и нефтегазовая выставка и конференция Progas 2001. Выставочные экспонаты размещались на площади 1000 кв.м. Количество участников из 15 стран превышало 50 экспонентов. Одной из основных целей выставки было стремление привлечь иностранные инвестиции к осуществлению проектов в регионе и, прежде всего, на условиях BOO (build – own - operate), а также проектов, финансируемых Международным Банком. С 6 по 9 ноября проводилась 11 ближневосточная электроэнергетическая выставка и конференция Electricx-2001, с экспозицией которой ознакомились члены делегации во главе с заместителем Министра международных и экономических связей Свердловской области Б.П. Шипициным. II.VII. Инвестиции.На международной экономической конференции по Ближнему Востоку и Северной Африке (Каир, МЕНА-96) были впервые обнародованы крупные инвестиционные проекты, рассчитанные на освоение 118 млрд.долл. в течение 40 и более лет — урбанизация Синая, а также развитие Верхнего и Среднего Египта (освоение территории губернаторства Новая Долина или проект канала «Тошка»). При этом учитывается, что население страны, составлявшее в 1996 г. 63,5 млн.чел., должно увеличиться к 2017 г. до 80 млн.чел. Основные инвестиции в развитие египетской экономики направляются в сельское хозяйство и ирригацию (проект «Тошка» с освоением более 200 тыс. га пустынных земель, строительство канала Ас-Салям и сельско-хозяйственное освоение Северного Синая), в энергетику (строительство новых ТЭС и ЛЭП), в транспортное строительство (автодороги, мосты, аэропорты, морпорты, трубопроводы, в нефте- и газодобычу, геологоразведку, телекоммуникационные сети, а также в развитие среднего и малого бизнеса, индустрию туризма. Проект прокладки канала и орошения земель в районе Тошка является самым грандиозным общенациональным проектом Египта, по значению приравненным к высотной Асуанской плотине. Президент Х. Мубарак на месте закладки насосной станции 9 января 1997 г. заявил, что «выполнение этого проекта позволит Египту достойно войти в XXI век и обеспечить египтянам лучшую жизнь». В процессе реализации проекта, который будет осуществляться в несколько этапов, должно быть вовлечено в сельскохозяйственный оборот 2,2 млн. федданов земли, сооружено 25 индустриальных зон, создана разветвленная инфраструктура. Финансирование освоения Новой Долины будет осуществляться совместными усилиями как местного, так и иностранного капитала. Правительство предполагает взять на себя 20 % всех расходов, а остальное должно приходиться на долю деловых кругов. Инвесторам предоставляются льготы, в частности освобождение от всех налогов до 20 лет. Принятые в 1996-97 гг. законы и нормативные акты явились логическим продолжением экономической реформы в АРЕ по созданию благоприятного климата для привлечения инвестиций и активизации национального капитала в инвестиционной сфере. Закон №100/96 отменил монополию государства на строительство и эксплуатацию объектов энергетики и коммунального хозяйства, закон № 229/96 предоставил право инвесторам строить, содержать и эксплуатировать объекты общенациональной и региональной инфраструктуры (автодороги, мосты, аэро- и морпорты). 11 мая 1997 г. издан закон № 8 «О поощрении инвестиций и гарантиях инвесторам». Компании, зарегистрированные в соответствии с этим законом, освобождаются от уплаты налога на корпорации на 5 лет (если они базируются в новых промзонах и отдаленных районах, то этот срок увеличивается до 10 лет, а за пределами долины Нила — до 20 лет). Льготы распространяются на компании: осваивающие пустынные территории с использованием современных методов ирригации; занимающиеся животноводством, птицеводством, рыболовством; промышленные и горнодобывающие; реализующие проекты жилищного строительства не менее чем на 50 домов; развивающие инфраструктуру, включая электро- и водоснабжение, канализацию, автодороги и связь; компании по перевозкам грузов в рефрижераторах; гостиницы, мотели, пансионаты, туристические городки; контейнерные терминалы, зернохранилища, склады-холодильники; компании, специализирующиеся на финансовом лизинге, на размещении ценных бумаг и т.д. Закон №8/97 значительно расширил область правового регулирования в инвестиционной сфере, ввел дополнительные гарантии и стимулы, предоставляемые национальным и иностранным инвесторам, независимо от форм собственности. Режим свободной зоны, предоставляемый упомянутым законом и распространяемый на инвестиционные проекты, предусматривает освобождение инвестора от таможенных пошлин, других налогов и выплат на ввозимое в АРЕ оборудование, механизмы и транспортные средства (кроме личных автомобилей). При этом распределение доходов, осуществляемое инвестором после ввода объекта в эксплуатацию, не подпадает под действие налогового законодательства АРЕ. Основными способами привлечения инвестиций в АРЕ стали схемы БOT (строить-управлять-извлекать прибыль, Built - Operate-Take), БOOT (строить - управлять-владеть-извлекать прибыль, Built-Operate-Ownership-Take ) и БOO (строить-управлять-владеть, Built-Operate-Ownership).[13] |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|