| |||||
МЕНЮ
| Египет в мировой экономикеИзбраны два взаимодополняющих друг друга подхода: на двустороннем уровне — соглашения о партнерстве между ЕС и каждой из средиземноморских стран; на региональном уровне — постоянный многосторонний диалог в области политики, безопасности, экономики и культуры, включая обсуждение совместных проектов, путем укрепления взаимодействия между представителями частного сектора и правительственными структурами стран-участниц. Механизм многостороннего взаимодействия включает в себя проведение каждые 3 месяца заседаний Евросредиземноморского Комитета по Барселонскому процессу, состоящего из «тройки» Евросоюза и каждой из стран Средиземноморья, для определения дальнейших действий по реализации Рабочей программы. Европейская Комиссия осуществляет контроль за всей работой по региональному сотрудничеству. Одним из достижений евро-средиземноморского партнерства является создание механизма осуществления постоянного регионального диалога по вопросам политики и безопасности. Так, на встрече министров иностранных дел в Палермо в июне 1998 г. в рамках обсуждения вопросов мира и стабильности в регионе были рассмотрены проблемы терроризма и ближневосточного урегулирования. Участники форума выразили общую заинтересованность в активизации совместных мер по борьбе с терроризмом, в том числе одобрили решение обсудить эту проблему в ближайшее время на высоком государственном уровне с участием экспертов. ЕС заключил двусторонние соглашения о партнерстве с пятью средиземноморскими странами — Марокко, Тунисом, Израилем, Иорданией и ПНА. В процессе обсуждения находятся проекты аналогичных соглашений с Египтом, Ливаном, Сирией и Алжиром. Отношения между Египтом и ЕС строятся на основе Соглашения о сотрудничестве января 1977 г., вступившего в силу в ноябре 1978 г. Четыре протокола к данному Соглашению предусматривают оказание Египту финансовой помощи в реализации программ в экономической, социальной и сельскохозяйственных областях на общую сумму 425 млн.экю. Перечислено около половины предусмотренных средств. Крупнейшими из имеющихся в протоколах проектов являются: строительство системы по очистке воды в Хелуане (35 млн.экю); кредитная линия на развитие сельского хозяйства (45 млн.экю) — выполнена; программа по развитию продовольственного сектора (55 млн.экю) — выполнена; создание новой сельскохозяйственной зоны Бустан в районе Западной дельты (15 млн.экю); программа приватизации предприятий (43 млн.экю); реформирование банковского сектора (11,7 млн.экю); развитие ветеринарной службы (20 млн.экю): программа по развитию частного сектора (25 млн.экю); программа по развитию сельскохозяйственного сектора (75 млн.экю).[11] Финансовая помощь Египту по Соглашению 1977 г. до 1995 г. поступала в форме бюджета, ограничивавшего рамки использования средств их целевым назначением. По сути дела это Соглашение регулирует отношения между донором и получателем. Заключение Соглашения о партнерстве откроет для Египта более широкие возможности в вопросах получения финансовой помощи, а также ряд других преимуществ. В января 1996 г. египетская сторона вышла с предложением увеличения свободного от тарифов экспорта египетских сельскохозяйственных товаров в страны ЕС. К концу 1996 г. текст проекта Соглашения был согласован сторонами на 95%. Оставшуюся часть составляют спорные вопросы, разногласия по которым затруднили дальнейшее продвижение переговоров. В торгово-экономических отношениях Египта с ЕС сохраняется немало сложных проблем. Раздражение в Каире весной 1998 г. вызвало решение Европейской Комиссии ввести 20% антидемпинговые пошлины на египетский хлопок (ЕС является основным потребителем этого важного товара египетского экспорта). Разъяснения европейцев, что такого рода меры приняты в результате тщательного расследования соответствующих жалоб ряда европейских (французских и др.) фирм и затронули не только Египет, но и другие страны (Китай, Индию, Индонезию, Пакистан, Турцию), не смягчили недовольства египетской стороны. Египетские производители хлопка вынуждены были приостанавливать поставки в европейские страны. Это далеко не первый шаг европейцев, направленный на ограничение допуска египетской продукции на рынки ЕС. В ноябре 1996 г. Еврокомиссия уже пыталась прибегнуть к антидемпинговым мерам в отношении египетского хлопка. Но тогда это решение, действовавшее полгода, было отменено постановлением министерского совета стран-членов ЕС. В мае 1997 г. были приняты дискриминационные меры, затронувшие ряд ввозимых из АРЕ хлопчатобумажных и трикотажных изделий, что обернулось ущербом для египетских экспортеров в 150 млн.долл. Не удовлетворяются пожелания египтян увеличить квоты для их аграрной продукции, поставляемой в европейские государства (цитрусовые, картофель, рис). Такой подход ЕС блокирует предпринимаемые египетским правительством усилия по хотя бы частичному выравниванию неблагоприятного для Египта баланса (1:3,6) в торговле со своим главным коммерческим партнером (на долю стран ЕС приходится 35% экспорта и 41% импорта АРЕ). Египетские СМИ писали о том, что европейцы настойчиво ставят вопрос о снятии Египтом таможенных барьеров, но не спешат открывать собственный рынок II.VI. Экономические связи с Россией.Одним из главных событий российско-египетского торгово-экономического сотрудничества стало проведение в апреле 2001 года в Москве третьего заседания Совместной Российско-Египетской Комиссии по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству и подписание 27 апреля 2001 года Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Россией и АРЕ. Это заседание явилось также одним из этапов подготовки к состоявшейся 27 апреля 2001 года в Москве встрече президентов РФ В.В. Путина и АРЕ М.Х. Мубарака, придавшей дополнительный импульс развитию российско-египетских отношений. Усилия российской стороны на переговорах были направлены на устранение причин, сдерживающих развитие российско-египетских торгово-экономических отношений. Стороны договорились о принятии необходимых мер для заключения межправительственных соглашений о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки, обсудили возможность заключения соглашений о сотрудничестве в области мирного использования космического пространства и в области выставочно-ярмарочной деятельности, а также защите интеллектуальной собственности. Стороны отметили важность повышения роли Египетско-Российского Делового Совета и выполнения договоренностей, достигнутых в ходе первого заседания Совета в сентябре 2000 года, и направленных на развитие сотрудничества российских регионов с Ассоциацией египетских бизнесменов, Федерацией египетских промышленников. В рамках этих договоренностей проводилась работа по реализации проектов создания в Египте сборочных производств сельхозтехники (совместно с Липецким тракторным заводом) и автомобилей повышенной проходимости (совместно с Ульяновским автозаводом), а также совместной транспортной компании с ОАО «Волгоградвнештранс». Положительное влияние на развитие российско-египетского сотрудничества в области мирного использования атомной энергии оказала прошедшая 28-31 мая 2001года в Каире выставка-конференция по перспективам разработки реакторов малой и средней мощности, в которой принимали участие и выступали с докладами представители заинтересованных российских организаций, научно-исследовательских институтов. В АРЕ прошли переговоры российской ассоциации «Росмедпром» с египетской фармацевтической фирмой «СЕДИКО» о поставке в Египет российских медицинских препаратов, в частности, генно-инженерного инсулина. В России сертифицировано и продаются 12 медицинских препаратов египетского производства, еще 2 вида сейчас находятся в процессе регистрации[12]. Несмотря на общую тенденцию усиления защиты внутреннего рынка и местного производителя, выразившуюся, в частности, в увеличении числа возбужденных антидемпинговых расследований, в 2001 году в АРЕ не было инициировано новых процедур в отношении российской продукции. Более того, в апреле 2001 года было принято решение о прекращении антидемпингового расследования в отношении российской бумаги для письма и печатных целей. Однако срок действия введенной в феврале 2000 года египетской стороной на 1 год 40%-й пошлина на горяче- и холоднокатаный стальной лист, поставляемый или имеющий происхождение из России, в феврале 2001 года был продлен декретом МЭВТ АРЕ еще на один год. Характерной чертой египетского рынка являлась тендерная основа закупок, несущая в себе определенные организационно-финансовые сложности для российских экспортеров, особенно для тех, кто не имеет опыта работы на египетском рынке. Эти сложности связаны с необходимостью закупки тендерной документации, внесением гарантийных сумм Bid Bond (гарантия участия в торгах – 2%) и Performance Bond (гарантия надлежащего исполнения контракта – 10%). Кроме того, согласно действующим правилам участие потенциальных экспортеров оборудования в объявляемых торгах должно осуществляться с помощью египетских зарегистрированных агентов, которые призваны содействовать решению многих организационных и финансовых вопросов участия. Поэтому вопрос подбора надлежащего надежного агента являлся одним из важнейших, так как от него в большой степени зависела возможность выигрыша объявленного тендера. Начиная с 1996года, в Египте получила распространение практика привлечения прямых иностранных инвестиций в проекты в области сельского хозяйства, энергетики и транспорта на условиях системы БОТ (build, operate, transfer) и ее разновидностей, охватывающих все стадии сделки – от разработки проекта до реализации готовой продукции. Характеризуя динамику российско-египетской торговли в 2001году, следует отметить, что российские экспортеры смогли сохранить свои позиции, при этом впервые более чем за 10 лет существенно увеличились и импортные закупки в АРЕ (более чем в 2 раза). По оценке, базирующейся на данных ГТК РФ и Центрального агентства мобилизации и статистики АРЕ, товарооборот российско-египетской торговли в целом за 2001 год остался на уровне 2000 года и составил 450 млн. долл. По сравнению с уровнем предыдущего года российский экспорт сократился на 5 млн. долл. и составил 440 млн., в то время как импорт вырос и составил 10 млн. долл. (см. приложение, таблица 2). Товарная структура российского экспорта продолжала носить сырьевую направленность с преобладанием в ней черных металлов. При этом, доля необработанных сырьевых материалов в этот период повысилась за счет поставок сырой нефти (13% в объеме экспорта) при общей тенденции к увеличению поставок переработанного сырья и полуфабрикатов. Экспорт нефтепродуктов из России в Египет после ввода в эксплуатацию в апр. 2001г. нефтеперерабатывающего завода под Александрией мощностью 5 млн. т. в год практически прекратился. Вместе с тем, с пуском этого предприятия, спроектированного на переработку добываемого в странах Персидского залива сырья, российские компании, продававшие в последнее время около 40% иракской нефти в рамках программы ООН «нефть в обмен на продовольствие», получили в лице Египта нового потенциального импортера. В 2001 г. реэкспорт иракской нефти существенно повлиял на структуру российского экспорта в Египет и в дальнейшем может стать важным фактором роста наших поставок в АРЕ. Ускоренное развитие египетской нефтехимической промышленности обусловило существенное сокращение отгрузок из России полимеров этилена и винилхлорида. Поставки полипропилена, колебавшиеся в последние годы от 3 до 8 млн. долл., прекратились уже в 2001 г. в результате ввода в эксплуатацию в свободной зоне в. районе Айн-Сохны крупного предприятия, которое полностью удовлетворит внутренние потребности Египта в данной продукции. Объем поставок таких традиционных товаров российского экспорта в АРЕ как пиломатериалы, фанера и бумага определялся в значительной мере трудно прогнозируемым количеством этих российских товаров, поступающих в Египет из других стран, зачастую по более низким ценам, чем могли предложить наши экспортеры, поставляющие их напрямую. По оценке ряда российских поставщиков, работающих на местном рынке, доля такой реэкспортной продукции по ряду позиций лесобумажных товаров составляет до 1/3 от ее прямых поставок из России. Экспорт в АРЕ ряда товаров, в первую очередь подсолнечного масла, определялся в значительной степени объемами их производства в России. Обращает также на себя внимание устойчивое присутствие в российских поставках в АРЕ в течение последнего времени такого традиционного товара египетского экспорта в нашу страну, как хлопчатобумажные ткани. Расширение номенклатуры и сохранение уровня российских поставок ряда сырьевых товаров и полуфабрикатов в Египет происходило на фоне сокращения поставок машинотехнических товаров. В результате, удельный вес машинотехнических товаров в нашем экспорте в АРЕ в 2001 г. уменьшился до 13,4% (18,9% в 2000 г.). Объем экспорта российской машинотехнической продукции в АРЕ в 2001 г. сократился по сравнению с прошлым годом на 28,6% и составил 60 млн. долл.. При этом доля экспорта машинотехнической продукции в общем объеме экспорта в АРЕ сократилась на 5,5%. Снижение объемов экспорта российской машинотехнической продукции в АРЕ в 2001 еще раз показало, что российские экспортеры машинотехнической продукции для гражданских, целей постепенно теряют свои позиции и вытесняются с египетского рынка. Это происходит в результате того, что они до сих пор не смогли приспособиться к произошедшим на нем в середине 90гг. изменениям, которые проявились в замещении значительной части импортировавшейся готовой продукции товарами, собираемыми на местных предприятиях в основном из ввозимых в АРЕ комплектующих. Вместе с тем, есть и примеры использования российскими компаниями преимуществ организации сборки своей техники в Египте. Так, представительство АО «АвтоВаз» в АРЕ подготовило проект соглашения между АО «АвтоВАЗ» и египетской компанией Al-Amal о поставках в Египет кузовов автомобилей ВАЗ с последующей организацией их сборки, начиная с 2002 года, на египетских предприятиях на долгосрочной основе. Соглашение было подписано в марте 2001 г. во время визита в Тольятти генерального управляющего египетской компании Al-Amal Со Хасана Солимана (см. приложение, таблица 3,4). Наибольший объем поставок обеспечило ФГУП «Рособоронэкспорт», экспортировавшее в 2001г. в Египет специмущество, включая ЗИП, на 32 млн. долл., а также «АвтоВАЗ», поставивший 1710 автомобилей ВАЗ, и «Авиаэкспорт». Практически все контейнерные перевозки осуществляются через порты Украины, что значительно увеличивает сроки доставки, приводит к существенному увеличению транспортной составляющей в цене товара, снижая тем самым его конкурентоспособность, а также повышает степень риска хищения и порчи грузов при их транспортировке по территории Украины. Высокие транспортные расходы, составляющие, например, на маршруте Александрия – Москва от 3100 до 3400 долл. за 20-футовый контейнер, значительно понижают конкурентоспособность российских товаров на египетском рынке. Рост российского импорта из Египта в 2001 г. произошел главным образом за счет увеличения поставок цитрусовых и риса, а также расширения номенклатуры товаров. Среди других позиций, ввезенных из Египта в Россию, можно выделить растения, используемые в парфюмерии и фармацевтике, смеси душистых веществ, мыло и синтетические моющие средства, парфюмерно-косметические изделия, льняное волокно, облицовочную плитку, мрамор, экстракты и концентраты кофе, инсектициды, гербициды. Анализ основных направлений Долгосрочной программы социально-экономического развития АРЕ до 2016/17 гг. свидетельствует о возможных изменениях в 2002-04гг. импортных потребностей и экспортных возможностей Египта. В настоящее время основным товаром российского экспорта в АРЕ являются черные металлы, на которые в общей сложности приходится около 30% наших поставок. Долгосрочной программой социально-экономического развития АРЕ до 2016/17 гг. предусматривается ускоренный рост черной металлургии, в результате которого импорт стальной заготовки может снизиться до 80-100 (и 1997 г. импорт указанной продукции в АРЕ составил 450 тыс.т.). Резко сократятся и импортные потребности в листовом прокате после завершения строительства с участием итальянских компаний металлургического завода полного цикла в Суэце. Помимо указанного выше завода в Суэце намечено строительство при содействии люксембургских фирм металлургического завода полного цикла на базе железорудного месторождения в Асуане. Создание этих предприятий приведет к существенному снижению импортных потребностей Египта в стальной заготовке, резко обострит конкурентную борьбу на местном рынке и вызовет ужесточение мер со стороны египетских властей по его защите от импортной продукции. Одним из немногих российских товаров, импортные потребности в котором в АРЕ могут возрасти, является каменный уголь. Как ожидают, его импорт Египтом увеличится с 1870 тыс.т. в 1996/97 гг. до 2025 тыс.т. в 3002/03 гг. Каменный уголь относится к числу традиционных товаров российского экспорта в АРЕ. В 1994 г. его поставки из России по данным египетской таможенной статистики составляли 244 тыс.т., однако, в дальнейшем они сократились, а с 1996 г. были вообще прекращены. В 2000-01гг. Россия получала обращения руководства государственной Хелуанской коксохимической компании о возобновлении долгосрочных поставок коксующегося угля из Кемеровской области в объеме до 5000 тыс.т. в год. В случае положительного решения этого вопроса российской стороной Египет может стать довольно емким рынком сбыта для добываемого у нас каменного угля. В 2002-04 гг. сохранятся относительно благоприятные перспективы для поставок в АРЕ российской лесобумажной продукции: пиломатериалов, фанеры, целлюлозы, картона и бумаги. Что касается бумаги, то после 2003 г., когда планируется ввод в эксплуатацию в Бэни-Суэйфе совместного с французской компанией CFN предприятия по выпуску 120 тыс. т. бумаги в год, импорт этой продукции, составляющий ежегодно около 600 тыс. т., несколько сократится. Однако это не вызовет ощутимого снижения объемов российских поставок, поскольку наши экспортеры практически не отгружают в АРЕ бумагу такого качества, которая будет производиться в Бэни-Суэйфе. Относительно благоприятные условия в 2002-04гг. сохранятся и для поставок в АРЕ ряда химических товаров. В рамках Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Россией и АРЕ, подписанной обеими сторонами 27 апреля 2001 г., намечены основные направления экономического и технического сотрудничества между Россией и АРЕ в различных секторах экономики, таких как горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и фармацевтическая промышленность, сельское хозяйство, энергетика, гражданское строительство, цементная и стекольная промышленность, использование космоса, здравоохранение и фармакология, пищевая промышленность, сфера туризма и др. При этом наиболее перспективными для российской стороны являются проекты реконструкции на территории АРЕ промышленных объектов, строительство которых было выполнено советскими (российскими) организациями. К примеру, при соответствующей подготовке российский консорциум «Силовые машины», представляемый в Египте агентом АО «Энергомашэкспорт», имеет хорошие возможности на предстоящих международных торгах на выполнение работ по реконструкции гидрогенераторов Асуанской ГЭС (объявление тендера на них планируется весной 2002 г. после подготовки тендерной документации). Хорошие перспективы имеет сотрудничество в области черной металлургии. После успешного пуска в эксплуатацию коксовой батареи №1 на заводе El Nasr for Coke and Chemicals, осуществленного при техсодействии ГУЛ ВО «Тяжпромэкспорт», объединение имеет хорошие шансы выиграть тендер на реконструкцию коксовой батареи №2 на том же заводе, а также на модернизацию доменной печи №3 на комбинате Helwan Iron and Steel Plant. ГУЛ «ВО «Технопромэкспорт» в 2001г. получило разрешение минэнергетики АРЕ на заключение контракта без объявления тендера на поставку силового трансформатора напряжением 500 кв., корпусов для сервомоторов, щеток для генераторов и возбудителей электромоторов для Асуанской ГЭС. В августе предприятие приняло участие в тендере на поставку и установку турбогенератора мощностью 250 мвт. с конденсатором для ГЭС «Каир Север». Ожидается решение по результатам тендера. Мощность ГЭС «Каир Север» – 750 мвт., общая ориентировочная стоимость всего проекта составляет 300 млн. долл. Перспективным остается сотрудничество в реализации крупного инвестиционного проекта, участниками которого являются египетская компания «Сирокко» и российские компании ВО «Авиаэкспорт», ЗАО «Авиастар» и «Авиационный научно-технический комплекс им. A.M. Туполева», по производству и реализации самолетов ТУ-204-120, оборудованных двигателями английской фирмы «Роллс-Ройс». Всего должно быть произведено 30 самолетов, из которых четыре уже поставлены. Два самолета находятся в стадии сборки и будут поставлены в 2002г. Динамично возраставшее на протяжении последних лет количество российских туристов, достигшее в 2001 г. 210 тыс.чел. (рост по сравнению с 2000 г. на 32%), истративших в Египте в том году 100 млн. долл., требует повышенного внимания к сфере туризма. Назрела необходимость создании в рамках МПК специальной рабочей группы или подкомиссии по туризму, в работе которой под эгидой представителей туристических администраций России и АРЕ могли бы принять участие туристические операторы двух стран, имеющие наиболее тесные двусторонние связи. В качестве первого шага эта рабочая группа или подкомиссия могла бы, обсудить вопросы медицинского страхового обслуживания российских туристов в Египте и привлечения российских инвестиций в эту сферу услуг. Поскольку при оказании страховой медицинской помощи российским туристам нередко возникают финансовые проблемы, можно было бы также рассмотреть возможность создания в основных центрах российского туризма в АРЕ, в Шарм эль-Шейхе и Хургаде, с привлечением инвестиций туристических компаний обеих стран, совместных медицинских учреждений. При – этом вклад нашей стороны мог бы состоять из российского оборудования и медицинского персонала этих центров. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|